Егорий храбрый краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

Егорий Храбрый Русская народная легенда Афанасьева

Как в городе, во Иерусалиме,

При царе было, при Федоре,

При царице было, при Софее,

Породила она Федору три дочери,

Еще четвертого Егория Хараброго.

Выходит из той земли, из жидовские,

Полонил он у Федора три дочери,

Еще четвертого Егория Хараброго.

Святому Егорию глаголует:

-Ох ты гой еси, Егорий Харабрый свети!

Ты не веруй самому Христу,

Самому Христу, Царю Небесному;

Святой Егорий глоголует:

«Я не верую сатане-врагу,

Сатане-врагу со диаволом;

А я верую самому Христу,

Злодей царища Мартемьянища

На святого Егория осержается,

На святое тело опаляется,

На святое тело на Егорьево:

Повелел Егория в топоры рубить.

Не добре Егория топоры берут,

У топоров лезвея посломалися

От святого тела Егорева.

Святому Егорию глоголует:

«Ох, ты гой еси, Егорий Харабрый свет!

Ты не веруй самому Христу,

Самому Христу, Царю Небесному;

А ты веруй сатане-Bpaiy,

Святой Егорий глоголует:

«Я не верую сатане-врагу,

Сатане-врагу со диаволом;

А я верую самому Христу,

На святого Егория осержается,

На святое тело опаляется,

На святое тело на Егорьево:

Повелел Егория во смоле варить.

Не добре Егория смола берет,

И поверх смолы Егорий плавает,

Сам стихи поет херувимские,

Он гласы гласит все евангельские.

На святого Егория осержается,

На святое тело опаляется,

На святое тело на Егорьево:

Повелел Егория во пилы пилить.

Не добре Егория пилы берут,

У пил зубья поломалися

От святого тела от Егорьева.

На святого Егория осержается,

На святое тело опаляется,

На святое тело на Егорьево:

Повелел Егорию сапоги ковать железные,

Становить на плиты на чугунныя, на каленыя.

Не добре Егория сапоги берут,

В сапогах стоит —

Сам стихи поет херувимские,

А гласы гласит все евангельские.

Святому Егорию глаголует:

«Ох ты гой еси, Егорий Харабрый свет!

Ты не веруй самому Христу,

Самому Христу, Царю Небесному;

А ты веруй сатане-врагу,

Святой Егорий глаголует:

«Я не верую сатане-врагу со диаволом,

А я верую самому Христу,

На святого Егория осержается,

На святое тело опаляется,

На святое тело на Егорьево:

Повелел Егорию погреба копать,

Погреба копать ему глубокие —

Длины погреб сорок сажень,

Ширины погреб тридцать сажень,

Глубины погреб двадцать сажень;

Садил Егория во глубокий погреб,

А сам собака приговаривает:

«Не бывать Егорию на святой Руси,

Не видать Егорию солнца «фасного,

Не слыхать Егорию будет звону колокольного,

Защитил он щитом дубовым.

Задвигал он досками чу1унными,

Засыпал он песками рудожолтыми.

Как по Божиему повелению, по Егорьеву умолению,

Подымалися ветры буйные со святой Руси,

Со святой Руси — погода и со вихорем;

Разносили пески рудожелтые,

Раздвигали доски чугунные,

Разметали щиты все дубовые,

Выходит Егорий на святую Русь.

Идет во свой во Иерусалим-град.

Иерусалим-град — он пусть стоит;

Одни церкви. И стоит одна

Церковь Божия соборная, богомольная:

Во той во церкви его матушка,

Святая Софея премудрая,

На святые иконы Богу молится;

Молитва ее к Богу доносится.

Увидела она Егория Хараброго,

Называла милым чадом,

А сама говорит таково слово:

«Ох ты, гой еси, Егорий Харабрый свет!

Ты бери себе коня сивого

Со двенадцати цепей железныих,

Святой Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

Еще Егорий наезжаючи

На те леса на дремучие,—

Древо с древом совивалося,

К сырой земли(е) приклонялося.

Не добре Егорию льзя проехати,

Святой Егорий глаголует:

«Ох вы гой еси, леса темные,

Леса темные и дремучие!

Разойдитеся леса по всей земли,

Вы не веруйте сатане-врагу,

Сатане-врагу со диаволом:

А вы веруйте самому Христу,

Разошлися леса по всей земли.

И еще Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

И еще Егорий наезжаючи

На те горы на высокие, на толкучие,—

Гора с горою сойдется, не разойдется.

Не добре Егорию льзя проехати,

Святой Егорий глоголует:

«Ох, вы гой еси, горы толкучие!

Разойдитеся горы по всей земли,

Вы не веруйте сатане-врагу,

Сатане врагу со Диаволом;

Уж вы веруйте самому Христу,

Разошлися горы по всей земли.

И еще Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

И еще Егорий наезжаючи

На то стадо на звериное, на змеиное;

Не добре Егорию льзя проехати,

Святой Егорий глаголует:

«Ох, вы гой еси, звери свирепые!

Разойдитеся звери по всей земли,

Вы не веруйте сатане-врагу,

Сатане-врагу со диаволом;

А вы веруйте самому Христу,

Разошлися звери по всей земли.

И еще Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

И еще Егорий наезжаючи

На то стадо на змеиное,

На змеиное, на звериное,—

Пасут то стадо три пастыря,

Три милые сестры.

Не добре Егорию льзя проехати;

Святой Егорий Хорабрый свет —

Слезает он со бела осла (коня?),

Берет он свое (с)кипетро вострое*,

И побил он все стадо змеиное.

Все змеиное, все звериное;

А сам говорит таково слово:

«Ох вы гой еси, три пастыря.

Три милые сестры!

Вы подите во свой во Иерусалим-град

И купайтеся во Иордане-реке;

Набралися все вы духа нечистого,

И еще Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

И еще Егорий наезжаючи

На те ворота кесарийские, иерусалимские,-

На воротах сидит Острафил-птица,

Во когтях держит осетра-рыбу.

За этим стихом в подлинном списке следуют еще два: Строгал он во стружачи, во мелкие, Обратилися стружачи — калены стрелы.

Не добре Егорию льзя проехати.

Святой Егорий глаголует:

«Ох ты гой оси, матушка Острафил-птица!

Ты не веруй сатане-врагу,

Сатане-врагу со диаволом;

А ты веруй самому Христу,

Самому Христу, Царю Небесному.

Полети ж ты, птица, на сини моря,

Пей и ешь повеленное,

И еще Егорий поезжаючи,

Святую веру утвержаючи,

И еще Егорий наезжаючи

На того злодея-царища Мартемьянища;

Увидел он собака Егория Хараброго,

Закричал он собака по звериному,

Засвистал он собака по змеиному.

Святой Егорий Харабрый свет —

Слезает он со бела осла,

Берет он свою палицу железную,

Поразил он тута царища Мартемьянища.

Потопила Егория кровь жидовская,

Кровь жидовская, босурманская;

По колена во крове(и) стоит —

Святый Егорий глаголует:

«Ох ты гой еси, матушка сыра земля!

Приими в себя кровь жидовскую,

Раступилася матушка сыра земля

На две стороны, на четыре четверти,

Пожрала в себя кровь жидовскую,

Кровь жидовскую, босурманскую.

Живучи Егорий мучился на вольном свете,

От грехов своих очистился.

Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Из собрания В. И.Даля; записана в Сорокинской пристани, Екатеринбургского уезда, Пермской губернии.)

Егорий Храбрый. Легенда. Былина. Сказка!!
.

Как в городе, во Иерусалиме,
П ри царе было, при Федоре,
П ри царице было, при Софее,
П ородила она Федору три дочери,
Е щё четвёртого Егория Хараброго.

В ыходит из той земли, из жидовские,
Ж идовские, басурманские,
Ц арища Мартемьянища.
П олонил он у Федора три дочери,
Е щё четвёртого Егория Хараброго.

З лодей-царища Мартемьянища
С вятому Егорию глаголует:
О х ты гой еси, Егорий Харабрый свети!
Т ы не веруй самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.
А ты веруй сатане врагу со диаволом.

С вятой Егорий глоголует:
Я не верую сатане-врагу,
С атане-врагу со диаволом.
А я верую самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному!

З лодей царища Мартемьянища
Н а святого Егория осержается,
Н а святое тело опаляется,
Н а святое тело на Егорьево,
П овелел Егория в топоры рубить.

Н е добре Егория топоры берут,
У топоров лезвея посломалися
О т святого тела Егорева.

З лодей-царища Мартемьянища
С вятому Егорию глоголует:
О х, ты гой еси, Егорий Харабрый свет!
Т ы не веруй самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.
А ты веруй сатане,
С атане-врагу со диаволом.

С вятой Егорий глоголует:
Я не верую сатане-врагу,
С атане-врагу со диаволом.
А я верую самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному!

З лодей-царища Мартемьянища
Н а святого Егория осержается,
Н а святое тело опаляется,
Н а святое тело на Егорьево,
П овелел Егория во смоле варить.

Н е добре Егория смола берет,
И поверх смолы Егорий плавает,
С ам стихи поёт херувимские,
О н гласы гласит все евангельские.

З лодей-царища Мартемьянища
Н а святого Егория осержается,
Н а святое тело опаляется,
Н а святое тело на Егорьево,
П овелел Егория во пилы пилить.

Н е добре Егория пилы берут,
У пил зубья поломалися
О т святого тела от Егорьева.

З лодей-царища Мартемьянища
Н а святого Егория осержается,
Н а святое тело опаляется,
Н а святое тело на Егорьево,
П овелел Егорию сапоги ковать жалезные,
С тановить на плиты на чигунныя, на каленыя.

Н е добре Егория сапоги берут,
В сапогах стоит, дак
С ам стихи поёт херувимские,
А гласы гласит все евангельские.

З лодей-царища Мартемьянища
С вятому Егорию глаголует:
О х ты гой еси, Егорий Харабрый свет!
Т ы не веруй самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.
А ты веруй сатане-врагу,
С атане врагу со диаволом.

С вятой Егорий глаголует:
Я не верую сатане-врагу со диаволом,
А я верую самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному!

З лодей-царища Мартемьянища
Н а святого Егория осержается,
Н а святое тело опаляется,
Н а святое тело на Егорьево,
П овелел Егорию погреба копать,
П огреба копать ему глубокие, дак
Д лины погреб сорок сажень,
Ш ирины погреб тридцать сажень,
Г лубины погреб двадцать сажень.

С адил Егория во глубокий погреб,
А сам собака приговаривает:
Н е бывать Егорию на святой Руси,
Н е видать Егорию солнца, дак фасного,
Н е слыхать Егорию будет звону колокольного,
Н е слыхать Егорию будет четья, петья церковного!

З ащитил он щитом дубовым.
З адвигал он досками чигунными,
З асыпал он песками рудожолтыми.

К ак по Божиему повелению, по Егорьеву умолению,
П одымалися ветры буйные со святой Руси,
С о святой Руси, дак погода и со вихорем.
Р азносили пески рудожёлтые,
Р аздвигали доски чигунные,
Р азметали щиты все дубовые.

Т о выходит Егорий на святую Русь.
И дёт во свой во Иерусалим-град.
И ерусалим-град, дак он пусть стоит.
О дни церкви!

И стоит одна
Ц ерковь Божия соборная, богомольная,
В о той во церкви его матушка,
С вятая Софея премудрая,
Н а святые иконы Богу молится.

М олитва её к Богу доносится.
У видела она Егория Хараброго,
Н азывала милым чадом,
А сама говорит таково слово:
О х ты, гой еси, Егорий Харабрый свет!
Т ы бери себе коня сивого
С о двенадцати цепей жалезныих,
П оезжай ты во чисто поле.

С вятой Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
Е щё Егорий наезжаючи
Н а те леса на дремучие, дак
Д рево с древом совивалося,
К сырой земли приклонялося.

Н е добре Егорию льзя проехати,
С вятой Егорий глаголует:
О х вы гой еси, леса тёмные,
Л еса темные и дремучие!
Р азойдитеся леса по всей земли,
В ы не веруйте сатане-врагу,
С атане-врагу со диаволом,
А вы веруйте самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.

Р азошлися леса по всей земли.
И ещё Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
И ещё Егорий наезжаючи
Н а те горы на высокие, на толкучие, дак
Г ора с горою сойдётся, не разойдётся.

Н е добре Егорию льзя проехати,
С вятой Егорий глоголует:
О х, вы гой еси, горы толкучие!
Р азойдитеся горы по всей земли,
В ы не веруйте сатане-врагу,
С атане врагу со Диаволом.
У ж вы веруйте самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.

Р азошлися горы по всей земли.
И ещё Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
И ещё Егорий наезжаючи
Н а то стадо на звериное, на змеиное.
Н е добре Егорию льзя проехати,

С вятой Егорий глаголует:
О х, вы гой еси, звери свирепые!
Р азойдитеся звери по всей земли,
В ы не веруйте сатане-врагу,
С атане-врагу со диаволом.
А вы веруйте самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.

Р азошлися звери по всей земли.
И ещё Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
И ещё Егорий наезжаючи
Н а то стадо на змеиное,
Н а змеиное, на звериное,
П асут то стадо три пастыря,
Т ри милые сестры.

Н е добре Егорию льзя проехати.
С вятой Егорий Хорабрый свет,
С лезает он со бела коня?,
Б ерет он своё скипетро вострое,
И побил он все стадо змеиное.
В се змеиное, все звериное.

А сам говорит таково слово:
О х вы гой еси, три пастыря.
Т ри милые сестры!
В ы подите во свой во Иерусалим-град
И купайтеся во Иордане-реке.

Н абралися все вы духа нечистого,
Д уха нечистого, босурманского.

И ещё Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
И ещё Егорий наезжаючи
Н а те ворота кесарийские, иерусалимские,
Н а воротах сидит Острафил-птица,
В о когтях держит осётра-рыбу.

С трогал он во стружачи, во мелкие,
О братилися стружачи в калены стрелы.

Н е добре Егорию льзя проехати.
С вятой Егорий глаголует:
О х ты гой оси, матушка Острафил-птица!

Т ы не веруй сатане-врагу,
С атане-врагу со диаволом.
А ты веруй самому Христу,
С амому Христу, Царю Небесному.

П олети ж ты, птица, на сини моря,
П ей и ешь повеленное,
П овеленное, благословенное,
И детей води на синем море.

И ещё Егорий поезжаючи,
С вятую веру утвержаючи,
И ещё Егорий наезжаючи
Н а того злодея-царища Мартемьянища.

У видел он собака Егория Хараброго,
З акричал он собака по-звериному,
З асвистал он собака по-змеиному.

С вятой Егорий Харабрый свет
С лезает он со бела осла,
Б ерёт он свою палицу жалезную,
П оразил он тута царища Мартемьянища.

П отопила Егория кровь жидовская,
К ровь жидовская, босурманская.
П о колена во крове стоит
С вятый Егорий глаголует:
О х ты гой еси, матушка сыра земля!
П риими в себя кровь жидовскую,
К ровь жидовскую, босурманскук.

Р аступилася матушка сыра земля
Н а две стороны, на четыре четверти,
П ожрала в себя кровь жидовскую,
К ровь жидовскую, босурманскую.
Ж ивучи Егорий мучился на вольном свете,
О т грехов своих очистился.


За самым женственным православным днем – Неделей жен-мироносиц – в этом году следует один из самых мужских христианских праздников – день памяти великомученика Георгия Победоносца, на Руси почитаемого и прозванного Егорием Храбрым.

Из жития святого мы узнаем, что он родился в семье христиан и что отец его погиб за Христа мученической смертью. Примеру отца сын последует годы спустя. По описанию жития святой Георгий – этакий идеал настоящего мужчины: красивый и статный, мужественный и храбрый. Воинская доблесть в сражениях не остается без внимания, и уже вскоре император Диоклетиан, заметив талантливого воина, производит его в высокие полководцы.

И тут для мирского сознания, если оно не будет воспринимать житие как сказку о былых временах, а просто сопоставит это с нашей действительностью, наступает момент тотального непонимания.

Безумец! У него было все, о чем можно мечтать! Зачем он бросил это, переступил закон и отправился на верную смерть? О, как непонятны для нашего общества, да и, наверное, не всегда для нас, сегодняшних христиан, подобные шаги…

Святой претерпевает муки не своей человеческой силой – он принимает Божию волю, отдает себя в руки Господа

О Георгии Победоносце говорят часто как о покровителе Русской земли и войска, как о помощнике в недугах и хозяйских нуждах. Но не часто заговаривают о нем как об образе мужчины-христианина, избравшего благороднейший путь воина, проявившего стойкость духа в плену богоборцев. Посмотрите, какая решимость: святой обличает самого императора. Зная, что идет на верную смерть. Георгий не ведает страха. Он мужественно переносит испытание в темнице. Его обездвиживают, на грудь ему кладут тяжелый камень. Какое напряжение мышц и воли требуется, чтобы перенести это испытание, какая убежденность в том, что это мучение (а затем и другие) – во благо. Но святой держится не своей человеческой силой – он открывает душу Богу, внутренне принимает Его волю, отдает себя в руки Всевышнего. И именно вера в Бога, это устремление души открывает Георгию бесконечный ресурс, который позволяет ему чудесным образом противостоять мучителям, каждый раз представая невредимым. Укрепляясь, святой, идя навстречу смерти, насмехается над мучителями. Это ли не торжество духа? Мирской разум впадает в глубокое уныние, помышляя о смерти. А святой Георгий смеется ей в лицо. Это презрение к смерти, к жизни без идеала и убеждения будет позже глубоко укоренено в русской воинской культуре. Нам известно огромное количество воинских подвигов русских ратников, еще большее скорее всего для истории останется безымянным.

Подвиг Георгия у нас в генетической памяти. Необъяснимы для материалистического мира подвиги русских, которые отдавали свои жизни на поле брани с такой легкостью, что повергали любого врага. Но сила духа – она везде сила духа. На поле брани и в обычной жизни. Главное, не забывать, что мы мужчины, христиане, кормильцы и защитники. Тяжелым камнем на груди, как у святого в темнице, может быть ворох проблем, который жизнь навалила на нас. От нас требуется одно: мужественно стиснув зубы, не отворачиваться от опасности, улыбнуться ей в лицо и двинуться навстречу. Обязательно доверившись Господу. От Него победа.

Происхождение святого

Сын Феодора и Софии (по греческой версии: Геронтий и Полихрония), Егорий Храбрый родился в 278 году (по другой версии в 281) в семье христиан, живущих в Каппадокии – местности, расположенной на территории Малой Азии. По старинным легендам Византии, Древней Руси и Германии отец Георгия – это Феодор Стратилат (Стратилон), при этом его жизнеописание очень похоже на жизнь его сына.

егорий храбрый

Когда Феодор умер, Егорий с матерью переехали в Палестинскую Сирию, в город Лидду: там у них были богатые владения и поместья. Парень поступил на службу к Диоклетиану, который тогда правил. Благодаря своим навыкам и способностям, недюжинной силе и мужественности, Егорий быстро стал одним из лучших военачальников и получил прозвище Храбрый.

Смерть во имя веры

В то же время умерла София, и Егорий Храбрый, раздав все свое богатое наследство и имущество бездомным людям, пришел во дворец императора и открыто признал себя христианином еще раз. Его схватили, подвергли многодневным пыткам, в ходе которых Победоносец неоднократно проявлял силу Господню, восстанавливаясь после смертельных ран. В один из таких моментов жена императора Александра тоже уверовала в Христа, чем еще больше ожесточила сердце Диоклетиана: он велел отрубить Георгию голову.

храм георгия победоносца

Это был 303 год нашей эры. Храброму юноше, обличавшему мрак язычества и павшему во славу Господа, на тот момент еще не исполнилось и 30 лет.

Святой Георгий

Уже с четвертого века в разных странах стали возводить храмы Георгия Победоносца, вознося ему молитвы как защитнику и прославляя в сказаниях, песнях и былинах. На Руси Ярослав Мудрый назначил 26 ноября праздником Святого Георгия: в этот день ему возносили благодарности и хвальбы, заговаривали амулеты на удачу и неуязвимость в сражениях. К Егорию обращались с просьбами об исцелении, об удаче на охоте и хорошем урожае, большинство воинов считали своим покровителем именно его.

георгий победоносец икона значение

Голова и меч Егория Храброго хранятся в Сан-Джорджию-ин-Велюре, под главным алтарем, а его десница (часть руки до локтя) в монастыре Ксенофонта в Греции, на священной горе Афон.

День памяти

Этот день считался символическим и делил год на два полугодия (вместе с Дмитриевым днем). Существовало много примет и поговорок насчет Юрьева дня, или дня Отмыкания Земли, как его еще называли.

святой великомученник георгий победоносец

В Грузии 23 апреля и 10 ноября ежегодно празднуется Гиоргоба – дни святого Георгия, покровителя Грузии (бытует мнение, что название страна получила именно в честь великого святого Георга: Джорджия – Грузия).

Почитание в других странах

В многих странах мира Георгий Победоносец является одним из главных святых и защитников:

  • Грузия: Егорий - самый почитаемый в этой стране святой, наравне с Ниной Просветительницей, которую считают его двоюродной сестрой. Первый храм в Грузии во славу Георгия был заложен именно в год смерти равноапостольной Нины – в 335, а Георгиевский церковный крест размещен на государственном флаге. В дни святого Георгия в стране официальный выходной.
  • Англия: в этой стране святой Георг (Джордж) также главный покровитель страны. В один из крестовых походов Победоносец явился перед значимым сражением и таким образом помог им выиграть битву. Именно с тех времен святой Джордж почитается по всей стране. В день празднования – 23 апреля проводятся массовые гуляния, ярмарки и церковные шествия. Английский государственный флаг – это тоже Георгиевский крест.
  • В арабских странах Джиорджия считается первым среди не коранических святых. Ему посылают молитвы во время засух.
  • Уасгерги (Уастыржди) – так называют Егория Храброго в Осетии, где он считается покровителем мужчин (женщинам даже запрещено называть его имя). Праздники в его честь длятся целую неделю, беря начало в третье воскресенье ноября.

егорий вешний

Георгий Победоносец высокопочитаем во многих странах Европы, и в каждой его имя трансформируется в связи с традицией языка: Дожрут, Ежи, Георг, Жорж, Йорке, Егор, Юрий, Иржи.

Упоминание в народном эпосе

Предания о подвигах святого широко распространены не только в христианском мире, но и среди людей иных верований. Каждая религия немного изменяла мелкие факты, но суть оставалась неизменной: святой Юрий был мужественным, смелым и справедливым защитником и истинным верующим, умершим за веру, но не изменившим своему духу.

Очень популярное предание среди мусульман и арабов: в нем рассказывается об арабе, который хотел высказать свое непочтение к христианским святыням и выстрелил из лука в икону святого Георгия. Руки у сарацина опухли и потеряли чувствительность, его свалил жар, он воззвал к священнику из этого храма с просьбами помощи и раскаяния. Служитель посоветовал ему повесить оскорбленную икону над своей кроватью, лечь спать, а утром намазать руки маслом из лампады, которая должна была гореть всю ночь у этой иконы. Испуганный араб так и поступил. Исцеление настолько его поразило, что он принял христианство и начал восхвалять славу Господню в своей стране.

Храмы во славу святого

Первый храм Георгия Победоносца на Руси был построен в Киеве в 11 веке Ярославом Мудрым, в конце 12 века в Грузии был заложен Курмухский храм (церковь св. Георгия). В Эфиопии есть необычный храм в честь этого святого: он вырублен из скалы в виде греческого креста в 12 веке местным правителем. Святыня уходит в земля на 12 метров, расходясь в ширину на такое же расстояние.

сказ о егории храбром

В пяти километрах от Великого Новгорода расположен Свято - Юрьевский мужской монастырь, который заложил тоже Ярослав Мудрый.

Русский православный монастырь в Москве возник на основе маленькой церкви св. Георгия и стал родовым духовным местом семьи Романовых. Балаклавский в Крыму, Ложевской в Болгарии, храм на Псковской горе и тысячи других – это все строилось во славу великого мученика.

Символика самого известного изображения

Среди иконописцев Егорий и его подвиги пользовались интересом и популярностью: его часто изображали в виде хрупкого юноши на белом коне с длинным копьем, поражающим дракона (змия). Значение иконы Георгия Победоносца очень символично для христианства: змий – это символ язычества, низменности и подлости, его важно не путать с драконом - у этого существа четыре лапы, а у змия только две - в итоге он всегда ползает брюхом по земле (плазун, пресмыкающееся - символ подлости и лжи в древних верованиях). Егорий изображается с юным духовным лицом (как символ только зарождающегося христианства), его конь тоже легок и воздушен, а рядом очень часто изображали Христа или его десницу. В этом тоже был свой смысл: Георгий побеждал не сам, а благодаря силе Господа.

день георгия победоносца

Значение иконы Георгия Победоносца у католиков несколько иное: там святой часто изображается в виде хорошо сложенного крепкого мужчины с толстым копьем и мощным конем – более приземленная интерпретация подвига воина, стоявшего на защите праведных людей.

Читайте также: