Дидактические игры по шашкам в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Наши увлекательные логические игры онлайн научат ребёнка сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.

Воспитатель: Алиева Наида Дагировна

Игры – задания

оставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом ребенок выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

Спрячьте в кулаке какую – нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т.д.

Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте 2-3 одинаковые шахматные фигуры.

Предложите ребенку поставить в один ряд пешек; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом и проконтролировать выполнение задания.

Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

Полный набор шахматных фигур располагается на столе.

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет ребенок. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Берите одну из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Нравственное воспитание-одна из задач дошкольного образовательног о учреждения. Любовь к родному кра. Подробнее.

Очень интересная работа. Моя любимая тема внеклассных занятий, буду предпринимать это в деле, спасиб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре

Все родители хотят видеть своих детей успешными, одаренными, способными преодолевать трудности в достижении поставленной цели. Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Возникает вопрос: как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы! В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью и занимает 8 место среди других видов спорта. Игра в шашки пришла в наши дни с давних времен. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Актуальность. Шашечная игра помогает воспитывать у детей дисциплинированность, выдержку, усидчивость, внимание, логическое мышление. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашки можно выбрать как отдых в семье, как хобби.

Поэтому совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Задачи:

Образовательные:

-Обучение детей технике игры в шашки.

Развивающие:

-Развитие умственных способностей, логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности;

-Формирование умения ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе.

Представляю вашему вниманию авторскую методическую разработку игровых шашек, изготовленных из разных материалов.

Содержание методической разработки:

Цель игры: раскрытие интеллектуального потенциала ребенка.

Задачи игры:

Развивающие: развитие умственных способностей ребенка: памяти, внимания, наблюдательности, мышления; развитие творческого воображения; закрепление умения ориентироваться на плоскости.

Воспитательные: воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности в победе, культуры поведения в игре.

Оборудование: игровое поле с черными и белыми клетками 8х8; самодельные игрушки из бумаги кошки и мышки.



Актуальность. Данная настольная игра учит детей анализировать последовательность своих действий, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает умственные способности, тренирует мелкую моторику рук.



Актуальность. Эта увлекательная игра помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся ребенку в школе для лучшей успеваемости.




Актуальность. Данная игра способствует формированию у детей таких важных качеств, как сосредоточенность, внимание, усидчивость, познавательная активность. Ведь именно эти качества понадобятся ребенку в школе для лучшей успеваемости.



Актуальность. Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, в то же время развивает интеллектуальный уровень всей семьи.



Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Благодарю за внимание!

Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли их ребенок. Поэтому.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста (из опыта работы) Цели использования:.

Методическая разработка дидактических игр для индивидуальной работы во второй младшей группе по ФГОС Дидактические игры во второй младшей группе по ФГОС Игры для социально-коммуникативного развития Игры, направленные на социально-коммуникативное.

Методическая разработка по сенсорному воспитанию Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Сенсорное воспитание Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей средней группы. Автор: воспитатель средней группы Миронова.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Тема: Прогулка в осеннем лесу. Цель: Воспитание у детей экологической культуры поведения. Задачи: • Актуализировать знания детей о разнообразии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Фиалковская Татьяна Николаевна

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4-5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Назначение: создание настольной игры – шашек из бросового материала в качестве подарка или на детскую выставку.
Цель: изготовление шашек своими руками в домашних условиях.
Задачи:
- развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус, фантазию и воображение, пространственное мышление, конструктивные навыки;
- воспитывать усидчивость и аккуратность, трудолюбие;
- совершенствовать умения и навыки работы с бросовым материалом.

Польза игр в шашки в детском саду:

Актуальность.

Шашки — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.

Развивают память и пространственное воображение.

Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.

Игры в шашки всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.

Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.

При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.

Воспитывают самостоятельность в принятии решений.

Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам— 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить . Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или в дальнейшем.

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Точно неизвестно, где придумали шашки. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игру любили фараоны, и считалось, что её придумал тот — бог мудрости.

Древние греки верили, что игру придумал бог Гермес, который покровительствовал торговле, ловкости, красноречию. Он предложил богине Луне сыграть с ним с условием, что в случае победы получит от неё 5 дней. Гермес одержал победу и прибавил эти 5 дней к году: с тех пор он стал составлять 365 дней.

В древности вместо шашек использовались круглые камешки двух оттенков.

Фишки символизируют собой 2 армии, которые сражаются. Отступление невозможно: поэтому шашки идут только вперёд. Когда одна фигура бьёт другую, она перескакивает через неё — точно так же в битве победивший воин перешагивает через поверженного, чтобы продолжать сражаться дальше.

В средние века обучение шашечной игре входило в обязательную программу подготовки рыцарей. Таким способом им прививали навыки ведения рыцарских поединков, необходимые будущему воину.

На Руси шашки стали популярны с X века. Первоначально они изготавливались из глины и камня, в том числе янтаря.

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Две девочки сидят за шахматными досками

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Два мальчика играют в шахматы на полу и размышляют

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Мальчик и девочка играют в шахматы, а другой мальчик наблюдает

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Две пары детей играют в шахматы

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Оформление стены в шахматном уголке в группе

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.

Куклы, изображающие шахматного короля и королеву

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Девочка играет с магнитной доской, к которой крепятся шахматы

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Дети расставляют фигуры на шахматных досках

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Конкурс рисунков и поделок на тему шахмат

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Тема шахмат может обыгрываться в различных настольно-печатных играх Дошкольникам наверняка понравятся напольные шахматы Играть в шахматы будет ещё интереснее, если предложить ребятам фигуры в виде реалистичных воинов Ребята с удовольствием соберут шахматное поле из пазлов, а потом уже будут играть с фигурами

  • На ковре-самолёте
    Отправляемся мы в путь!
    Знания, смекалку, ловкость
    Взять с собой не позабудь.

В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

  • Так, вокруг все оглядимся.
    Разноцветия тут нет,
    Только чёрно-белый цвет.
    Клетки тут везде, квадраты,
    Почему же так, ребята?

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда).
В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
Царь Мудрец: Хорошо!
В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

  • Ну-ка, пешки, поиграем.
    Головой мы повращаем
    Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
    3, 4, приседаем.
    Наши ножки разомнём. (Приседают)
    1, 2, 3 — на месте шаг.
    Встали пешки дружно в ряд.
    Мы размялись от души,
    За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы)

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Мальчик и девочка играют в импровизированные шашки

В самом начале обучения игре в шашки клеточек на поле может быть меньше, как и самих фигур

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Соревноваться можно и в обратной последовательности — снимать фишки одну за другой согласно указанию педагога.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использвать объёмных божьих коровок из картона двух цветов Замечательно, если в группе есть напольный набор шашек, с ним хорошо играть на улице в тёплое время года Интересная идея — шашки из пуговиц (у одного игрока — кружочки, у другого — сердечки) Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие

Читайте также: