Дидактические игры по бережливости в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

расширить знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Называтьэлектроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

-Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

-Нет, тогда мы будемходить в мятой одежде и неопрятные.

-А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

-Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы иправильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Поиск предметов ведут звенья, онисоревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очередивыкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;

расширить знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

-Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

-Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

-А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

-Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке; воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

- показать мультфильм (телевизор);

- сварить кашу (электроплита);

- вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

- испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

- высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

- заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

- сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.

расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия: п оиск парных картинок.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы Современные электроприборы

печь микроволновая печь

Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3. Усложнится ли тогда жизнь человека.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Соотносить движения со словами стихотворения.

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:

- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?

- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.

Щёки замёрзли – потрём!

Уши замёрзли – пощиплем!

Руки замёрзли – похлопаем!

Ноги замёрзли — потопаем!

закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций; развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений; развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми руками.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая сестра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию; развивать быстроту мыслительной деятельности; формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры:

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.

Ручей – водопроводный кран – озеро – река.

Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.

Умывание – купание – стирка белья – чихание.

Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.

Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток. Выигрывает тот, кто не ошибается.

учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;

воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей. Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четверостишие

Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.

Использование фишек и зарифмованных опорных слов.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем сочинить из них четверостишье вместе.

Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.

В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.

Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.

расширить знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

-Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

-Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

-А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

-Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изо­бражением предмета на картинке;

воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правиль­но найдёт картинку.

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

- показать мультфильм (телевизор);

- сварить кашу (электроплита);

- вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

- испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

- высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

- заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

- сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включи­ли все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отно­шении к электричеству и электроприборам.

расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

воспитывать бережное отношение к электричеству и элек­троприборам.

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовер­шенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия: поиск парных картинок.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изобра­жением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы Современные электроприборы

печь микроволновая печь

Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картин­ки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в пред­метах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с при­менением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными при­борами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3. Усложнится ли тогда жизнь человека.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

развивать двигательную и речевую активность детей по­средством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Соотносить движения со словами стихотворения.

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:

- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?

- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.

Щёки замёрзли – потрём!

Уши замёрзли – пощиплем!

Руки замёрзли – похлопаем!

Ноги замёрзли — потопаем!

закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;

развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и вы­полняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми рука­ми.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая се­стра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;

развивать быстроту мыслительной деятельности;

формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры:

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.

Ручей – водопроводный кран – озеро – река.

Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.

Умывание – купание – стирка белья – чихание.

Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.

Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

развивать связную речь детей путём сочинения сказки по опорным словам;

воспитывать у детей осознанное отношение к экономии и бережливости в быту посредством фантазирования ситуаций по опорным словам.

Игровые правила:

Дети, получив задание на дом, сочиняют сказку. Во время игры каждый рассказывает свою версию.

Игровые действия:

Из предложенных ниже слов составь сказку.

Ход игры:

Дети садятся так, чтобы каждый ребёнок видел опорные слова. Педагог помогает детям прочитать все слова и вместе с детьми, под каждым словом, располагаются соответствующие картинки:


Современные дошкольники живут в веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать самостоятельно, творчески, строить свою жизнь разумно и интересно.

Современным дошколятам не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения, поэтому к детям необходимо найти неординарный подход, чтобы помочь им быстро ориентироваться в изменчивом мире, развивать их нестандартное мышление и творческие способности.

Данная игра может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в организованной деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности.

- расширять представление детей о диких животных; учить уточнять характерные признаки внешнего вида; развивать логическое мышление, внимание;

- научить ребенка размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи, развивать речь, фантазию;

- формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

- развивать речь, фантазию, учить рассуждать, формировать умение и навыки вести беседу, высказывать свое мнение.

Педагоги группы предложили различные варианты данной игры.

Из предложенных предметных картинок составляют алгоритм решения проблемы.

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда выбирает одну из предложенных природных зон. Детям нужно назвать подходящих для выбранной природной зоны животных, растущие в ней растения.

Составляя общую картину природной зоны и ее обитателях, дети объясняют причину выбора того или иного животного, растения. Побеждает та команда, которая внимательнее и быстрее даст правильные ответы.

Два мольберта с сюжетными картинками: на одном – природа севера, на другом – природа Африки. Дети стоят группой, свободно. Педагог предлагает взять конверт с картинкой внутри. Каждый ребенок рассматривает картинку с изображение какого-либо животного; рассуждает, где животное обитает, чем питается и т.д., аргументируя тем самым выбор сюжетной картинки. Игру можно усложнить путем добавления картинок с изображением животных средней полосы.

Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников основам энергосбережения. Она может быть эффективна и как обучающий элемент для формирования понятийного аппарата, и как средство воспитания социальной активности ребёнка.

Данные дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами для воспитанников 3-4 лет.

Задачи:

  • закрепить знания воспитанников о предметах личной гигиены, организовав ситуацию выбора;
  • закрепить знания воспитанников правилах экономии воды во время умывания путём выбора соответствующих предметов;
  • формировать у воспитанников культурно-гигиенические навыки;

- воспитывать бережное и ответственное отношение к воде.

Игровые правила:

Правильно находить и отбирать предметы личной гигиены. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе предметов и способе действий дети хлопают в ладоши, если ошибка – грозят пальчиком.

Игровые действия:

Приготовить игрушки для умывания куклы: набор мебели для ванной комнаты, раковина с краном, посуда, гигиенические принадлежности, очертить пространство для сбора ванной комнаты и поставить туда стульчик, посадив куклу Катю.

Ход игры

Игра проводится в игровом уголке. Приготовлены все необходимые для игры игрушечные предметы. Кукла Катя сидит на стульчике.

– Дети, Катя проснулась утром и хочет почистить зубы, – говорит воспитатель и показывает на игрушки, иммитируещие предметы мебели, которые лежат на столе или в коробке. Будем играть так: в ванную комнату принести лишь то, что необходимо для утреннего умывания.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

-Вова, что ты принесёшь для оборудования ванной комнаты?

-Я принесу вот это, - говорит Вова.

-Как это называется?

-Стаканчик для воды.

-Для чего он необходим?

-Чтобы вода не лилась зря из крана.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова наливает в стакан воду и ставит на раковину.

По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для умывания куклы: мебель для ванной комнаты (умывальник с краном, полотенце, мыло в мыльнице, зеркало, стаканчик с зубными щётками, стаканчик с чистой водой для полоскания рта, возможны и другие атрибуты ванной комнаты, но не относящиеся к утреннему умыванию). И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши.

Задачи:

  • уточнять и закреплять знания воспитанников о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;
  • расширить знания воспитанников о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно-ответной формы беседы.

Игровые правила:

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Игровые действия:

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

Ход игры

У воспитателя на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

-Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

-Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

-А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

-Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Для воспитанников 5-6 лет.

Задачи:

Игровые правила:

Игровые действия:

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры

Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Воспитатель предлагает детям совершить рейд бережливых по группе, детскому садику и проверить, как в садике бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в группу, воспитатель сообщает о предметах, которые согревают человека, вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Настольно-печатные игры для воспитанников 4-5 лет.

Задачи:

-уточнять и закреплять знания воспитанников о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке;

-воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.

Ход игры

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем воспитатель напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Воспитатель называет действие прибора, а находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают воспитателю. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

- показать мультфильм (телевизор);

- сварить кашу (электроплита);

- вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

- испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

- высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

- заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

- сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры воспитатель моделирует ситуацию, когда включили все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Дети должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отношении к электричеству и электроприборам.

Для воспитанников 5-6 лет.

Задачи:

-расширять знания воспитанников об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

-развивать у воспитанников наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

-активизировать словарь воспитанников с помощью слов похожие, разные, одинаковые, старинные, современные;

-воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

Игровые правила:

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовершенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия: Поиск парных картинок.

Ход игры

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы Современные электроприборы

печь микроволновая печь

Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в предметах с течением времени. Как облегчилась жизнь человека с применением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1.Стало ли человеку легче трудиться с современными приборами?

2.Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3.Усложнится ли тогда жизнь человека?

Словесные игры для воспитанников 4-5 лет.

Задачи:

  • развивать двигательную и речевую активность воспитанников посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;
  • расширять знания воспитанников о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Игровые правила:

Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия:

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Ход игры

Дети собрались в кружочек вокруг воспитателя. Воспитатель говорит:

Щёчки замёрзли – потрём!

Ушки замёрзли – пощиплем!

Ручки замёрзли – похлопаем!

Ножки замёрзли – потопаем!

Задачи:

  • закреплять знания воспитанников о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;
  • развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;
  • развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Игровые правила:

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Игровые действия:

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и выполняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Ход игры

Воспитатель объясняет правила игры:

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

Для воспитанников 5-6 лет.

Задачи:

  • учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова не относящемуся к этому понятию;
  • развивать быстроту мыслительной деятельности;
  • формировать понятийный аппарат воспитанников для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры

Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

Читайте также: