Положение об экстернате в школе 2021

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июня 2000 года N 1884

Об утверждении Положения о получении
общего образования в форме экстерната

(с изменениями на 17 апреля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 ноября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 18 сентября 2013 года N 1074
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на выбор формы получения общего образования

1.1. Положение о получении общего образования в форме экстерната. (приложение N 1).

1.2. Форму справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении (приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф.Киселева.

в Министерстве юстиции

4 июля 2000 года,

регистрационный N 2300

Приложение N 1
к приказу Министерства образования
Российской Федерации
от 23.06 2000 N 1884

ПОЛОЖЕНИЕ
о получении общего образования в форме экстерната

(с изменениями на 17 апреля 2001 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования в форме экстерната, предусмотренного п.1 ст.10 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341).

1.2. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.5. Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.

1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

1.7. Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

1.8. Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.

II. Порядок получения общего образования в форме экстерната и
сочетания очной и экстернатной форм получения общего образования*

* Название в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию.

2.1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или)государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от имени несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию)

2.2. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документов, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию).

2.3. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала (пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию).

2.4. При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов (пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию).

2.5. Экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

2.6. Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестации в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию).

2.7. Обучающиеся, указанные в п. 1.4 настоящего Положения, не прошедшие промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации в форме экстерната, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке (пункт дополнительно включен с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728).

III. Аттестация экстернов

3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.

3.2. Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей "искусство", "физическая культура", "технология", если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе.

Выбор иностранного языка осуществляется экстерном и указывается в заявлении о зачислении.

3.4. По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.

3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.

Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

3.6. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации экстернов отражаются в протоколах экзаменов с пометкой "Экстернат", которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

3.7. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728, - см. предыдущую редакцию)

3.8. Пункт исключен с 30 мая 2001 года приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 года N 1728. - См. предыдущую редакцию.

Приложение N 2
к приказу Министерства образования
Российской Федерации
от 23.06 2000 N 1884

СПРАВКА
о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении

Смелее погружайтесь в изучение закона – мы постоянно трудимся над тем, чтобы вам было это сделать легче!

О компенсациях на СО в Тульской области

С 2016 года в Тульской области действует Постановление о выплатах на семейной форме. Сумма выплат за год составляет с 1 по 4 класс (начальное образование) — 31 109 р. с 5 по 9 класс (основное образование) — 41 877 р. с 10 по 11 класс (среднее образование) — 43 655 р. О компенсациях на СО […]

О компенсациях на семейной форме

Что такое компенсации на СО? Где платят? Сколько платят? Как получить компенсацию?

О проекте

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.


Положение об экстернате

Положение о получении общего образования в форме экстерната отменено в октябре 2013 года Приказом Минобрнауки России от 18.09.2013 N 1074 в связи с изменившимся статусом экстерната в новом законе об образовании.

Почему полезно знать об отмененном Положении 1884? Потому что до сих пор родителями на СО ведутся разговоры, что сдавать физкультуру, изо и музыку не нужно, а также возникают вопросы про 12 предметов. Все это — слухи, основанные на устаревших сведениях. Отмененное Положение об экстернате (Приказ №1884) ограничивало количество экзаменов (не более 12 в год) на промежуточной аттестации, запрещало аттестацию по физкультуре, технологии, изо и музыке, ограничивало количество предметов на аттестации федеральным минимумом и прочее. Все это замечательно, но Положение больше не работает, и не все эти права сохранились.

После отмены 1884 приказа Минобр так и не издал новое Положение, регулирующее прохождение аттестации в качестве экстерна. В итоге теперь порядок аттестации в качестве экстерна регулирует только 28 статья закона об образовании, и она просто отдает этот вопрос в ведение школы.

И хотя это противозаконно, школа использует свое право (оно же и обязанность) определять порядок промежуточной аттестации зачастую не в интересах обучающегося. Что делать? Защищать права и законные интересы своего ребенка, ведь родитель имеет право (и обязан) это делать. Мы можем влиять на порядок ПА, несмотря на 28 статью. Мы всё так же, как и до 2013 года, имеем право изучать только предметы федерального минимума, право на ИУП (индивидуальный учебный план), а при определении порядка аттестации школа обязана учитывать мнение родителей и учебный план обучающегося. Однако физкультуру, изо, технологию и музыку теперь приходится сдавать. Да и за пределы 12 предметов в год теперь не выходить редко получается.

Главное, что следует помнить: интересы ребенка первоочередны, в том числе, для школы, которая обязана действовать в рамках федерального законодательства.

Положение о получении общего образования в форме экстерната (Приказ Минобра РФ от 23 июня 2000 г. №1884)

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на выбор формы получения общего образования п р и к а з ы в а ю :

1.1. Положение о получении общего образования в форме экстерната (приложение №1).

1.2. Форму справки о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении (приложение № 2).

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А. Ф. Киселева.

Министр В. Филиппов

1.2. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.5. Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.

1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.

1.7. Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

1.8. Общеобразовательное учреждение по желанию экстернов может оказывать дополнительные платные образовательные услуги.

2. Порядок получения общего образования в форме экстерната и сочетания очной и экстернатной форм получения общего образования

2.1. Заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна подается руководителю общеобразовательного учреждения совершеннолетним гражданином лично или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего гражданина.

Заявление о прохождении экстерном промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования от ни несовершеннолетних обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы в данном общеобразовательном учреждении очно, подают их родители (законные представители).

2.2. Вместе с заявлением представляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования: справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеназванных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документа, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) установление уровня освоения общеобразовательных программ осуществляется в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

2.3. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации: не может быть менее трех месяцев до ее начала.

2.4. При приеме заявления о прохождении промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в качестве экстерна общеобразовательное учреждение обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.

2.5. Экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

2.6. Экстерны, не прошедшие либо не явившиеся на промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации, имеют право в последующем пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в порядке и в сроки, установленные настоящим Положением.

2.7. Обучающиеся, указанные в п. 1.4 настоящего Положения, не прошедшие промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестации в форме экстерната, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме в установленном порядке.

III. Аттестация экстернов

3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.

3.2. Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Выбор иностранного языка осуществляется экстерном и указывается в заявлении о зачислении.

3.4. По решению руководителя общеобразовательного учреждения экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом образовательном учреждении.

3.5. Количество экзаменов при промежуточной аттестации экстернов не должно быть более 12 в год.

Промежуточная и государственная (итоговая) аттестации могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

3.7. Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате, накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения.

В Москве эта форма обучения практикуется уже много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10-м, реже в 9-м классе.

Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились два-три раза в неделю.

Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его.

Экстернат до нового Закона об образовании в РФ

Федеральное Положение о получении общего образования в форме экстерната было принято в 2000 году, и именно это сделало возможным реализовать право на выбор формы обучения для большого числа учащихся.

В конце 90-х годов практически все вузы в Москве имели свои подготовительные курсы, иногда с двухлетним сроком обучения, с занятиями по два-три раза в неделю. Выдержать такую нагрузку, оставаясь на очном обучении в школе, было невозможно, и учащиеся массово начали переходить в экстернат. Иногда из школы уходили лучшие учащиеся целыми группами, остановить этот процесс было невозможно, и уже через несколько лет эта форма получения образования учащимися старших классов в Москве стала очень популярной, если не сказать модной.

Школы на это реагировали, конечно, негативно, жаловались в Департамент образования или возмущались, рассказывали учащимся и родителям, что они совершают ошибку и не получат хорошего образования, но все это уже не имело никакого значения.

Учащиеся уходили в экстернат, занимались в интенсиве экстернатов, на подготовительных курсах, с репетиторами, в итоге их шансы на вступительных экзаменах были существенно выше, чем у абитуриентов после традиционного обучения. И обычно именно на подготовительных курсах учащимся сообщали, что для поступления в их вуз нужно серьезно готовиться, а для этой работы нужно освободить время и переходить в экстернат.

В итоге школы, пытаясь удержать своих учащихся, открывали эту форму обучения у себя, что, в свою очередь, приводило к росту количества экстернов. По разным оценкам число выпускников школ, обучавшихся экстерном, достигло 20% от общего числа выпускников. Но такая ситуация сложилась только в Москве, по всей стране экстернат стал применяться только как альтернатива семейному образованию после отмены федерального положения о семейном образовании.

В 2007 году правительство Москвы принимает положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Оно только подтверждает право учащихся на выбор форм получения образования, перечисленных в Законе об образовании, но оно стало первым в стране после отмены федерального положения о семейном образовании.

И поскольку в этом положении регламентируется не только экстернат, но и семейное образование, оно дало возможность родителям действительно выбирать форму получения образования.

Как-то само собой сложилось, что на семейное образование переходили учащиеся младших классов, а старшеклассники в экстернат, хотя никаких ограничений по возрасту или по классам ни одно из положений не содержало. Экстернат давал больше свободы, поскольку аттестация могла быть только промежуточной и итоговой, никаких других форм контроля не предусматривалось, более того, в федеральном положении количество экзаменов в течение учебного года не могло быть больше 12, а это жестко ограничивало попытки школы или чиновников устроить дополнительный контроль уровня подготовки.

С введением ЕГЭ ситуация мало изменилась, место подготовительных курсов заняли курсы подготовки к ЕГЭ, все остальное осталось по-прежнему.

Экстернат и новый закон об образовании в РФ

Новый закон должен расширять возможности образовательных организаций и родителей в использовании различных форм обучения. Практика применения таких форм обучения, как экстернат и семейное образование, должна найти свое продолжение и развитие в новом Законе.

Что же он предлагает?

Обучение в образовательных организациях – очная, очно-заочная и заочная формы; обучение вне организаций – семейное образование и самообразование.
Экстернат, как форма обучения, в новом Законе не предусмотрен.

Вместе с тем дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Экстерны, в свою очередь, это лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Какие основные проблемы в таком подходе?

Разрушение существующей практики при отсутствии ясного понимания особенностей каждой формы обучения приведет к невозможности продолжения обучения по такой существующей сейчас форме, как экстернат.

Иными словами, единственная форма обучения, которая широко используется во многих регионах, c принятием нового Закона просто исчезает.
Выводя семейное обучение и самообразование из образовательного учреждения, Закон с одной стороны освобождает эти формы от жесткой регламентации, с другой – лишает существующих в настоящее время прав. Например, от права на использование библиотечного фонда, консультации, посещение лабораторных и практических занятий, вернее, все это возможно только во время аттестации, ведь в Законе специально оговаривается, что экстерны пользуются академическими правами обучающихся при прохождении аттестации.

А самое главное – отсутствие нормативных документов, регламентирующих эти формы получения образования, без них статьи Закона остаются декларативными.
Но несмотря на все минусы нового Закона в части форм получения образования, нужно учесть следующее:

Запись в школу производится в течение всего учебного года.

Все обучающиеся получают методическое обеспечение в школе дистанционного обучения.

В школе созданы условия для получения начального, основного и среднего общего образования для тех обучающихся, которые по каким-то причинам не посещают массовую школу или ранее не имели возможности ее закончить.

Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) ведется в специально разработанной системе. Успешная подготовка обучающихся обеспечивается коллективом учителей, имеющих большой опыт общения со школьниками разного уровня подготовки.

Учителями школы созданы учебные и методические пособия, в том числе и в электронном виде, помогающие в освоении школьных дисциплин и дающие возможность проходить текущую аттестацию в дистанционном режиме.

Читайте также: