Устная и письменная речь 1 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

Русский язык: 1 класс / под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкий,М.:Просвещение,2011.

Тема урока : Устная и письменная речь.

Педагогические задачи : создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приемов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тухфатуллина Рамиля Хамзиевна

Наша речь. Речь устная и письменная.

Познакомить со структурой и содержанием учебника, дать первоначальное представление о языке как средстве речевого общения и основных видах речевой деятельности человека, дать представление об устной и письменной речи; учить различать речь устную и письменную; формировать чувство уважения к русскому языку, как родному языку, а также чувства уважения к языку других народов; ввести в активный словарь детей термины: говорение, слушание, чтение, письмо, устная речь, письменная речь и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык, совершенствовать умения списывать предложения

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научаться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека, проявлять уважение к русскому языку, как родному, проявлять уважение к языкам других народов; учащиеся научатся различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова с непроверяемым написанием: язык и русский язык

Личностные: формирование положительного отношения к урокам русского языка проявлять интерес к изучению русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им; умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания; работать в паре, в группе, выполняя правила совместной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

осознание ценности изученного материала.

формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

Предметные:

дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения;

формировать умение различать речь устную и письменную;

Уметь списывать предложения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение формулировать учебную задачу и удерживать ее;

умение выявлять проблему;

умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Познавательные УУД:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

умение сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре;

умение в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю.

Тип урока: урок изучения нового материала

Организационный этап

-Улыбнитесь друг другу, садитесь!
-Руки?

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

Пальчиковая гимнастика.

игра “Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

(Слайд 2)
II.Актуализация опорных знаний

- Сегодня 17 февраля, день недели – понедельник.

- Сели прямо, открыли тетради. Посмотрели на доску.

- Какая орфограмма в словах ноября, классная, работа?

- Записали в тетрадь число, классная работа.

1) Чистописание

- Ребята, отгадайте загадку:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.) Слайд 4

-Сколько букв в слове аист?

-Сколько звуков? Чем отличаются буквы от звуков?

-На доске: в небе, аист, летает, высоко (карточки)

-Прочитаем запись на доске.

Составьте предложение из этих слов. (Слайд 6)

Вспомним правила записи предложения. (Запись предложения на доске)

2) Устная работа

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей) Для чего человеку нужна речь?

Вывод: речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми.

III. Самоопределение к деятельности (Работа в группе)

- Посмотрите на парту. Слайд 7

- Объясните свой выбор. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи

А предложение –это то, из чего состоит наша речь.) Слайд 8

- Попробуйте разделить эти виды речи на 2 группы.

- Какие группы получились?

По какому принципу вы разделили карточки на две группы?

Назовите мне тему нашего урока?

Устная и письменная речь. Слайд 9

- Какие задачи поставим перед собой? (Получить ответ на вопрос: Узнать и запомнить-какой бывает речь? Уметь правильно определять устную и письменную речь. Слайд 10

IV. Изучение нового материала

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

Что относится к устной речи? Почему? Что относится к письменной речи? Почему?

Давайте проверим ваши предположения с помощью учебника.

1)Организация восприятия и осмысления новой информации (усвоение исходных знаний). (Работа с учебником с.7 упр. №3) Слайд 11

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

Рассказали в парах друг другу.

2)Первичная проверка понимания (Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей?

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

Вывод: в разговоре используется устная речь.

Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

V.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

-Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам, запишите их в тетрадь.

1 столбик- применение устной речи, 2 столбик - применение письменной речи.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

Листы бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Интересный сундучок.
Ты не тронешь — он молчок,
Стоит ручку повертеть,
Будет говорить и петь.
Ответ: (Радио)

- В каждый столбик добавьте по одному примеру.

VI. Применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

-Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в парах. Слайд 12

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные : общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные : учатся работать в группе ; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой

Основное содержание темы, понятия и термины

Речь устная и письменная. Предложение

Образовательные ресурсы

Сценарий урока

Формы, методы, методические
приёмы

I. Организация начала урока.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение,

Фронтальный. Наблюдение учителя

класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.


– Проверим готовность к уроку

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

Беседа, рассказ учащихся

– Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали?

(Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.)

Демонстрируют выполнение правил поведения.

Рассказывают пословицы и поговорки об учении

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Результат выполнения домашнего творческого задания

III. Обобщение и систематизация.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме


Общее представление о речи.

– Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь.
На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли

Слушают рассказ учителя.

Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение)

Фронтальный. Наблюдение учителя


Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

(дети поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(кружатся на месте).

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

Декламируют стихотворение, выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Рассказ учителя, работа со

схемой предложения, дидактическое упражнение

– Наша речь состоит из предложений.
В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение,

даже еще не зная букв, можно записать,


обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений.

(Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы

Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя

в процессе выполнения учебных действий

Работа со схемой, дидактическое упражнение

IV. Контроль
и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

– Что такое устная речь?

– Что такое письменная речь?

– Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации.

– Что делает девочка?

– Что делают гуси?

– Составьте предложение к схеме.

– О чем говорили Емеля и щука?


– Опишите иллюстрацию

Отвечают на вопросы учителя

– Девочка бежит. Гуси летят.

Пересказывают разговор Емели и щуки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Последовательно
и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы

Индивидуальный. Рассказ, устный ответ.

(Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1). )


Физкультминутка (Упражнение для рук)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни

(ладони вверх и вниз).

По дороге белой, гладкой

(сжимание и разжимание пальцев)

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок (прыжки).

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

– Составьте рассказ по сюжетной картинке.

– Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ



Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия

Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1)

V. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

– Что мы делали на уроке?

– Что вам понравилось?

– Кого можно похвалить?

– Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

– Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

– Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет


Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение

Оценивают свою деятельность на уроке

Устные ответы, выполнение упражнения

Развитие лексики

Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия

Материал : сюжетная картина, набор картинок

с фабульным развитием действия.

1) появился росток из почвы;

2) появились листья, росток тянется вверх;

3) появился первый бутон;

4) цветок распустился

1) Составь рассказ по сюжетной картине.

2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания :

– Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?

– Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными

и сложноподчиненными предложениями.

2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

Сформированность грамматической стороны речи

I. Умение употреблять

в речи сложные предложения разных видов

с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе

Задание : посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):

– Сосулька тает, потому что…

– Девочка идет под зонтиком, потому что…

3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.

2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.

1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение

Материал : сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание : рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2) Наступила весна, и (прилетели птицы).

3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).

3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.

2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя

о звуке, слоге, слове, предложении

1) Из предложенных слов составь предложение.

Материал : полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука

Слова : цветы, дети, поливают.

– Составь схему этого предложения.

2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например , в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.)

Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.

Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).

уровня речевого развития учащегося

Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________

Читайте также: