Цифровые компетенции преподавателя высшей школы

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Галиакберова Г.З.

Преподаватель русского языка и литературы

ОГБПОУ «Сенгилеевский

Компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде

Нельзя обучить человека будущего,

имея знания и мышление прошлого

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые компетенции педагога.

Современный мир всё больше становится цифровым. В настоящее время цифровизация вошла в нашу жизнь. Она уверенно охватывает все области жизнедеятельности человека. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым. Мы живём в реалиях современного и будущего мира.

В связи с этим встает актуальный вопрос о необходимости подготовки в стенах Техникума специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в сфере цифровых технологий. Новое поколение обучающихся требует педагогов, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях цифровизации образования.

Опыт последних месяцев показал, что в нынешних условиях педагогам необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения, то есть срочное формирование новых цифровых компетенций. Для умения ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, а в образовательном учреждения для и успешного осуществления образовательной деятельности в цифровой образовательной среде педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.

Цифровые компетенции — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы создать в образовательном учреждении цифровую среду, преподавателю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента.

1. Подготовка контента

Для педагога важно владеть инструментами подготовки контента: текстовых документов, презентаций, плакатов, графиков и инфографик. При подготовке прподавателя к уроку пригодится умение обрабатывать видео, делать сложные вычисления, создавать тесты, кроссворды и викторины, ментальные карты, портфолио, использовать шаблоны презентаций и многое другое.

Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, в случае, если он использует материалы из открытых источников), каждый прподаватель при подготовке к уроку так или иначе изменяет задания под себя и свою группу: ориентируется на темп занятия, скорость восприятия обучающихся и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн и шаблон презентаций, добавляет или убирает оттуда информацию.

2. Придание наглядности

Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так обучающиеся глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.

Сделать учебное занятие более наглядным поможет базовое умение находить нужную информацию в интернете. Это первый шаг к формированию цифровой среды преподавателем.

3. Коммуникация

Кроме того, для коммуникации можно использовать собственные сайты педагогов или LMS-системы (если это предусмотрено школой: RedClass, iSpring Learn, Google Classroom, Дневник.ру, МЭШ): все это цифровая среда преподавателя, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент занятия. С помощью таких систем можно применять технологию перевернутой группы, при которой дети изучают материал дома, а на уроке вместе с педагогом занимаются практикой.

4. С чего начать преподавателю?

Начинать внедрять цифровые технологии в учебные занятия лучше всего с платформ, где уже есть готовый контент: Яндекс.Учебника, РЭШ, МЭШ и им подобных. Его можно использовать при подготовке педагога к учебному занятию практически на любую тему. Обычно задания там создаются практикующими педагогами, методистами, экспертами.

6. Перечень компетенций педагога в сфер ИКТ.

· Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно - воспитательный процесс.

· Владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов (раздаточных материалов, заданий при обучении в цифровом формате, презентаций и др.).

· Владение приёмами работы с табличными данными.

· Владение методикой создания педагогически эффективных презентаций.

· Владение приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями.

· Владение простейшими приёмами сайтостроения

В результате овладения соответствующими компетенциями педагог приобретает главный навык 21 века - цифровую компетентность - готовность и способность уверенно, эффективно, безопасно применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности.

За основу формирования цифровой компетентности берётся европейская модель компетенций педагога (Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU).

Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый блок — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

· цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;

· обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;

· оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;

· расширение возможностей обучающихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции педагога, которые направлены на формирование цифровых компетенций обучающихся.

Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у обучающихся. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

Отсутствие цифровых компетенций заметно осложняет работу педагога - ведь она состоит не только из преподаваемого предмета. Преподаватель по-разному может использовать технологии для работы: для выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, выиграть время и дать хороший результат, пользуясь подручными средствами: компьютером и телефоном.

Важно отметить, что в профстандарт педагога в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.

Таким образом, для умения ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, а для создания цифровой образовательной среды в образовательном учреждении и успешного осуществления образовательной деятельности педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.

5. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" Приказ Министерства труда и социальной защитыРоссийской федерации от 8 сентября 2015 года N 608н

6. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя / Т. В. Потемкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2. С. 25.

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

При поддержке: Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Соглашение о предоставлении гранта №075-15-2020-930 от 16.11.2020.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


Поиск ссылок

Послать статью по эл. почте (Необходимо имя пользователя (логин))

Связаться с автором (Необходимо имя пользователя (логин))

А. В. Носкова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Носкова Антонина Вячеславовна – д-р. социол. наук, проф., кафедра социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76

Д. В. Голоухова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Голоухова Дарья Валерьевна – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76

Е. И. Кузьмина
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Кузьмина Елена Игоревна – ведущий аналитик отдела качества образования Управления учебно-организационной работы, соискатель кафедры социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76

Д. В. Галицкая
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Галицкая Диана Владимировна – аспирант кафедры социологии

Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве. Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций, анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности. В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Ключевые слова: цифровые компетенции, успешная педагогическая деятельность, современное образовательное пространство, ИКТ-компетенции, школьный учитель.

DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL
TEACHING PERFORMANCE

Dukhovnikova I.Yu. 1 , Korol A.M. 2, *

1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;

2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;

1, 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russia

Abstract

The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies, analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.

Keywords: digital competencies, successful pedagogical activity, modern educational space, ICT competencies, school teacher.

В современном образовательном пространстве большую роль играет успешность преподавательской деятельности учителя, необходимая для достижения эффективности и продуктивности выполняемой работы при наличии у учителя соответствующих знаний, умений и навыков. Как отмечают Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева, сложность современной социально-политической деятельности привела к переоценке устоявшихся ценностей и принципиально новому подходу к профессиональной подготовке педагогов [2, C. 148].

Коллектив исследователей Белорусского государственного университета отмечает, что успешная педагогическая деятельность зависит от внешних и внутренних обстоятельств, к числу которых относится умение использовать мультимедийное сопровождение на уроках и другие средства для организации и проведения занятий [3].

Успешную преподавательскую деятельность педагога рассматривал в своих трудах В.И. Андреев, который оценивал конкурентные преимущества специалистов в области образования, выделяя главными критериями конкурентоспособности на рынке педагогического труда профессиональную компетентность и уровень полученных знаний [1].

Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и подразумевает под собой владение обобщенными характеристиками педагога, касающимися его профессиональной деятельности и не зависящими от личных качеств – компетенциями
[4, C. 17]. Одной из основных компетенций в современном образовательном поле является обладание цифровыми технологиями.

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования и развития информационно-коммуникационных умений современного учителя в образовательной среде. Теме цифровых компетенций педагогов посвящены исследования А.А. Васильевой, Н.В. Гуреминой и Т.Д. Лавриненко, В.П. Игнатьева, Н.П. Табачук [6] и др. ученых. В работах современных исследователей отмечается, что электронное обучение как новая педагогическая среда требует от учителей новых навыков – цифровых компетенций.

Научной новизной данной работы является определение ключевых цифровых компетенций современных учителей, способствующих успешной педагогической деятельности. Целью работы является обобщение известных подходов к структуре цифровых компетенций и составление списка ключевых ИКТ-компетенций, влияющих на успешность педагогической деятельности.

Обратимся к структуре цифровых компетенций педагогов, рекомендованных ЮНЕСКО. Перечень компетенций состоит из трех модулей:

  1. Применение ИКТ – подготовка обучающихся к использованию цифровых технологий для социального развития.
  2. Освоение знаний – формирование у обучающихся способностей к социальному и экономическому развитию своей страны с использованием цифровых технологий.
  3. Производство знаний – воспитание у обучающихся способностей к воспроизведению полученных знаний и участию в инновационных процессах.

Каждый из этих модулей включает в себя шесть аспектов работы: понимание роли цифровых компетенций в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [5].

Отметим, что классификация цифровых компетенций педагогов способствует развитию ИКТ-компетенций у обучающихся в процессе получения новых знаний, но не описывает средства, методы и способы успешной педагогической деятельности педагогических работников.

М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин отмечают, что цифровые компетенции учителей основаны на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики:

  1. Умение использовать электронное обучение в педагогической практике.
  2. Использование обучающих платформ для мобильного обучения.
  3. Использование электронных книг и открытых образовательных платформ для подготовки к урокам.
  4. Умение работать с цифровыми материалами и учебной платформой.
  5. Использование онлайн-курсов для повышения квалификации по своему предмету [8].

Исследователи делают акцент на компетенциях общей цифровой педагогики, не концентрируя внимание на учителе как субъекте образовательной деятельности.

Исследователи Н.П. Ячина и О.Г.Г. Фернандез выделяют три главных цифровых компетенции, необходимые для преподавательской деятельности:

  1. Преподаватель должен обладать способностью к ориентации в инструментальных средствах по созданию и применению образовательных ресурсов.
  2. Преподаватель должен уметь различать основные цифровые образовательные ресурсы и уметь применять их на уроках в школе.
  3. Умение проектировать учебное занятие с использованием цифровых образовательных технологий [7, C. 136].

Классификация Н.П. Ячиной и О.Г.Г. Фернандез посвящена преподавателю как субъекту образовательной деятельности. В ней отражена подготовка к занятиям на открытых образовательных ресурсах и работа с обучающимися, однако, здесь не отмечены платформы, направленные на повышение квалификации педагогических работников.

Нам удалось проанализировать известные современные структуры цифровых компетенций школьного учителя. Отметим, что в профессиональной деятельности учителям необходимо использовать в работе следующие концепции цифровой педагогики:

  • открытые образовательные ресурсы,
  • массовые открытые онлайн-курсы,
  • электронные учебники,
  • образовательные платформы,
  • электронные библиотеки,
  • облачные образовательные системы и Интернет-сервисы,
  • цифровую видеосвязь,
  • глобальные СМИ,
  • автоматизированные системы управления образовательной организацией,
  • электронные портфолио и личные электронные кабинеты обучающихся.

В соответствии с указанными компетенциями, мы выделили три ключевые цифровые компетенции, влияющие на успешность педагогической деятельности:

Умелое использование цифровых компетенций позволяет педагогам использовать в своей профессиональной деятельности системные решения в цифровой среде: сборники учебных материалов, образовательные средства коммуникации, средства управления учебным процессом, творческие портфолио обучающихся и умелое ведение электронных дневников.

Использование цифровых компетенций также повышает конкурентоспособность учителя в профессиональной среде и ориентируется на формирование у обучающихся ценности образования и общей медиаграмотности при работе с информацией в Интернете и глобальными СМИ.

Стоит отметить, что возможности цифровой школы направлены на трансформацию образовательной системы в глобальную цифровую цивилизацию. Получается, что владение цифровыми компетенциями являются основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.

Как отмечают М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин, в системе образования России идет глобализация цифровой школы, в рамках которой создается единая федеральная облачная система учета всех обучающихся [7]. Следует добавить, что учителя средних общеобразовательных школ должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками для работы с этой платформой.

Данный вывод подтверждается работами Н.П. Табачук по изучению профессионального стандарта педагога в аспекте развития его информационной компетенции [6].

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к структуре цифровых компетенций в работе учителей. Мы отметили ключевые компетенции, влияющие на обучение школьников компьютерной грамотности, подготовку и ведение уроков с использованием мультимедийных средств, а также электронных библиотечных систем. Кроме этого, владение цифровыми компетенциями оказывают влияние на способы и средства повышения квалификации учителей.

В соответствии с этим, можно сделать вывод о том, владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

  • цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
  • обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
  • оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
  • расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.


проректор МГУ имени М.В.Ломоносова, доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат философских наук


руководитель представительства в ЦФО Отдела по партнерскому взаимодействию Опорного образовательного центра Университета Иннополис


аудитор-управленческий консультант, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат экономических наук

Читайте также: