Этнокультурная среда в школе

Обновлено: 05.07.2024

В период глобализации, когда происходит процесс ассимиляции культур и народов, необходимо знать и почитать свой родной язык, историю и культуру своего народа. Необходимо понять, что язык и культура народа являются важнейшими инструментами сохранения народа как этноса.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Поэтому в школе большое значение приобретает вопрос этнокультурного воспитания детей. Этнокультура — это комплекс духовных и материальных ценностей, выработанных этносом за всю свою историю. С помощью традиций каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Именно поэтому многие столетия преемственность поколений, верность детей обычаям и традициям своих отцов и матерей, народ рассматривал как основной закон жизни.

Этнокультурное воспитание школьников – целенаправленный процесс приобщения школьников к народной культуре, обеспечения формирования их нравственно-этических представлений; развития коммуникативно-поведенческих навыков, соответствующих принимаемым и одобряемым образцам в традиционной культуре, обогащения эмоциональной сферы, способствования социальной адаптации школьников в поликультурном обществе. Цель этнокультурного воспитания – формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству.

Задачи: - использование краеведческого материала, фольклора в воспитании любви к Родине; - воспитание на традициях культуры марийского народа; - развитие творческой деятельности обучающихся; - развитие познавательного интереса к окружающей жизни.

Стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

Данный учебный предмет способствует как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления обучающегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.

Уроки ИКН позволяют ученикам рассматривать историческое прошлое марийского народа через призму человеческих судеб жителей республики, способствуют эмоциональному сопереживанию, помогают правильно понимать особенности развития марийского края и определять его место в историческом, экономическом и культурном пространстве страны. Внеклассные мероприятия являются неотъемлемой частью процесса этнокультурного воспитания. Внеурочная деятельность позволяет проявить ребёнку свои самые лучшие качества. В коллективных делах, в школьных праздниках совмещаются все виды деятельности: пение, танцы, актерское мастерство, изготовление декораций, костюмов.

Особое место в этнокультурном воспитании занимает ежегодно проводимая в школе неделя родственных народов. Информационно-познавательные часы, инсценировки по литературным произведениям, конкурсы песен, стихов, сочинений, рисунков, презентаций способствуют активному вовлечению детей в процесс обращения к истокам культуры марийского народа.

Важным результатом работы по этнокультурному воспитанию является активное участие детей в создании проектов:

- Финно-угры – ты и я

- Материальная культура горных марийцев

- История села Малый Сундырь

- Аламнер - исторический памятник и туристический объект

- Прославленный пчеловод А.Е. Чернов

- Малосундыская церковь – прошлое и настоящее

- Иван Логвинов. Он погиб в чеченской войне.

Особое место в этнокультурном воспитании учащихся занимает школьный музей. Экспонаты и фонды музея рассказывают об истории школы, о ее учениках и учителях. В музее хранятся материалы о лучших людях деревни Шиндыръялы, села Малый Сундырь и его окрестностей, об именитых выпускниках школы и их профессиях; предметы материальной культуры горных марийцев.

Воспитанию школьников в этнокультурных традициях способствуют походы и экскурсии по родным местам. Ежегодно проводятся школьные туристические слеты на исторической горе Аламнер, экскурсии в музеи и театры Козьмодемьянска и Йошкар-Олы.

Таким образом, в школе реализуются задачи воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, основанные на духовных и культурных традициях марийского народа.

В 2003–2004 учебном году школа № 89 Ново-Савиновского района города Казани получила статус школы с этнокультурным русским компонентом, но много раньше администрация и педагогический коллектив начали разработку концепции развития образовательного учреждения с учетом требований, заявленных в Российской концепции модернизации образования.

Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. С 2001 года в школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ляжет на предметы гуманитарного цикла.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом.

Этнокультурный компонент в учебных предметах представлен тремя уровнями: выделены предметы, составляющие профильное ядро (русский язык и литература), предметы прикладного обеспечения (иностранный язык /английский, немецкий/, татарский язык, татарская литература, информатика, история России, всеобщая история, история Татарстана, обществознание, музыка, изобразительное искусство, художественный труд) и предметы, составляющие общекультурное окружение (математика, окружающий мир, география, биология, физика, химия, технология, физическая культура). Сближение предметов при этом достигается через разработку единой содержательной линии, интегрированной во все школьные предметы, профильное и дополнительное образование. Формой реализации единой составляющей стала проектная деятельность.

Созданные учителями школы элективные курсы и традиционные учебные предметы, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки России, оценить вклад России в мировую культуру. Учителями школы разработаны элективные курсы “Русский язык в диалоге культур”, “Деловой русский язык”, “Великие люди России”, “Налогообложение в России”, “Основы Российского предпринимательства”. Проводятся уроки “ Игры народов мира”, “Народный танец”, “Изобразительное и декоративно-прикладное искусство”.

Важным результатом работы по организации единой составляющей стал её выход во внеурочную деятельность. Шестой год в школе работает Малая Школьная Академия (МАША), самостоятельное формирование, которое объединяет учащихся, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по отдельным предметам. Цель МАШи – расширение кругозора учащихся, их активное включение в процесс самообразования и саморазвития, повышение уровня знаний и эрудиции в различных областях науки. Результаты исследовательской деятельности представляются на ежегодной общешкольной конференции “Мы – дети ХХI века”.

На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей.

Система воспитательной работы построена на интеграции двух программ: программы клубных дел для 1–4-х классов и программы “Истоки” для среднего и старшего звена.

Программа клубных дел представляет собой систему четырех проектов (“Я и природа”; “Я и Отечество”; “Наши традиции”; “Я и школа”) и предусматривает следующую деятельность по реализации проектов: систему классных часов, видеолекторий, экскурсии, художественно-прикладное творчество, осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел. В программе “Истоки” три целевых проекта: “Россиянин”, “Традиция”, “Мир семьи”. Они также имеют дидактическое и методическое обеспечение в виде программы классных часов и общешкольных мероприятий.

Сочетание дополнительного и базового школьного образования, включающего все образовательные области и направления деятельности, сокращает пространство девиантного поведения школьников, решает проблему занятости и развития детей. Направлением деятельности дополнительного образования являются художественное и литературное творчество. В школе работает литературное общество, открыт этнографический уголок культуры татарского народа, ежегодно проводятся праздники русской и татарской фольклорной песни, День славянской письменности, День родного языка, Всемирный день грамотности, Неделя почтового письма, Масленица, День литературного веселья, Рождественские встречи, Оранжевый рок-фестиваль.

Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру.

В статье рассматривается модель социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе освоения различных этнических культур, которые составляют основу этнокультурной образовательной среды. Этнокультурная образовательная среда представляет собой специально организованное социально-предметное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества. В ходе социализации в условиях этнокультурной образовательной среды у учащихся формируется этносоциокультурная компетентность, которая позволяет осуществлять этническое и этнокультурное общение и коммуникацию на основе взаимодействия и сотрудничества.


1. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию // Инновационные технологии в образовании: теория и практика : монография / отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2011. – Кн. 3. – С. 224–238.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2005. – 234 с.

Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды предполагает моделирование данного процесса. То есть определение целей, задач, принципов, содержания, педагогических средств, сформулированных с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования, с учетом потребностей государства, социума, этносов, современного состояния этнокультурного образования [1]. В педагогической модели можно выделить целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты.

Целевой компонент педагогической модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды связан с воспитанием личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве [2].

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • формировать у детей и подростков гражданственность, патриотизм, способствовать становлению этносоциокультурной позиции, социально ответственного поведения, предполагающего гуманное отношение к разным этносам и их культурам, направленность на дружественное межэтническое и межкультурное общение в поликультурном и полиэтническом пространстве;
  • приобщить детей и подростков к своей культуре и к культурам других народов, помочь в реализации этнокультурных потребностей и потребностей в межэтнической и межкультурной коммуникации, формировать уважительное отношение к этносам и их культурам, желание общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями различных этносов;
  • способствовать усвоению учащимися этносоциокультурных норм, таких как: любить свою малую и большую Родину, уважать представителей различных этносов и их культуры, стремиться к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству; стремиться познавать культуру народов региона, стран, мира, постигать общечеловеческие и этнические ценности, заложенные в этнических культурах, чтить историю своего народа, других народов, страны, любить природу;
  • дать учащимся этнокультурные и этносоциокультурные знания, формировать необходимые умения и навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с представителями разных этносов и их культурами;
  • формировать этносоциокультурную компетентность, способствовать приобретению этносоциального опыта общения с людьми на основе народных традиций;
  • вовлекать учащихся в этносоциокультурную, этнокультурно-познавательную и этнокультурно-творческую деятельность.

Педагогическая модель основывается на следующих принципах:

  • гуманистическая опосредованность всех межэтнических взаимоотношений, взаимодействий и общения;
  • направленность на диалог и полилог этносов и этнических культур в учебном и воспитательных процессах;
  • демократизм, плюрализм, открытость образовательной среды для межэтнического и межкультурного общения.

Содержательный компонент педагогической модели отражает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный аспекты социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды. В общем виде он представляет собой эмоционально-ценностный опыт отношения к действительности, этносоциокультурные знания, умения и навыки, опыт этносоциокультурной творческой деятельности, обеспечивающие учащимся качественное межэтническое и межкультурное общение, сотрудничество и взаимодействие.

Содержание социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды должно разрабатываться на основе накопленного обществом этносоциокультурного опыта, представляющего собой опыт социальных отношений, общения и взаимодействия представителей этносов, зафиксированный в общественном сознании посредством этносоциокультурных знаний, представлений, моделей и норм поведения, способов этносоциокультурной деятельности.

В процессе реализации содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды у учащихся будет накапливаться личностный этносоциокультурный опыт - результат познавательной и практической деятельности человека, выражающийся в синтезе этнокультурных и этносоциокультурных знаний, представлений, понятий, опыта овладения способами этносоциокультурной деятельности, опыта эмоциональных отношений и этносоциокультурного творчества в определенной этнической и этнокультурной среде.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты, которые будут составлять основу содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды:

  • опыт эмоциональных отношений (закрепившиеся эмоциональные оценки этносоциокультурной действительности и эмоциональные отношения к ее различным этническим и этнокультурным объектам);
  • этнокультурные и этносоциокультурные знания, представления, понятия (знания об этнической среде, культуре народов, их истории, традициях и обычаях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения, отношениях в полиэтническом пространстве и др.);
  • опыт овладения способами этносоциокультурной деятельности (совокупность умений и навыков, с помощью которых достигается весомый практический результат в процессе жизнедеятельности в полиэтнической и поликультурной среде, вырабатываются адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы межэтнического согласия и взаимного доверия);
  • опыт этносоциокультурной творческой деятельности (особое содержание этносоциокультурного опыта, не совпадающего ни со знаниями, ни с навыками и умениями, усвоенными по образцу).

Данный курс включает в себя информацию этнокультурного, социокультурного, этического, художественного характера, способствует приобретению этносоциокультурного опыта, освоению личностных, этнокультурных, социально-групповых, государственно-общественных, общечеловеческих ценностей и знаний, способен помочь в социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды.

Специфика курса в том, что с одной стороны, раскрывается своеобразие культур разных народов России, а с другой - осуществляется подготовка школьника к межэтническому и межкультурному общению, к социализации в условиях этнокультурной образовательной среды.

Тематический план экспериментального курса включает в себя 4 больших раздела:

  1. Моя семья - моя малая Родина.
  2. Народы России - в зеркале её истории.
  3. Жизнь, быт и традиции народов России.
  4. В единстве народов - сила и величие России.

Этносоциокультурный опыт, приобретенный в ходе проведения факультатива в условиях этнокультурной образовательной среды, содействует успешной социализации младших школьников в современном поликультурном и полиэтническом пространстве, активному межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству.

Организационно-процессуальный компонент включает соответствующие формы, методы, технологии и средства, а также условия реализации этнокультурного подхода к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений.

Образовательную среду школы должны насыщать различные формы, направленные на организацию межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества:

  1. Организация этнокультурной и этносоциокультурной деятельности школьников (проведение уроков, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, оформление стендов, проведение выставок, факультативных курсов, тематических вечеров, посещение музея и т.д.).
  2. Просвещение родителей (проведение лекций по этнопедагогике, этноэтике, индивидуальных и групповых консультаций, организация совместно со школьниками тренингов, вечеров, внеклассных мероприятий этнокультурной направленности, посещение музеев и т.д.).
  3. Сотрудничество педагогов (проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, выступления на заседаниях методических объединений, участие в научно-практических конференциях и т.д.).

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ, лекции, проект, моделирование, интерактивные игры и т.д.

В качестве технологий, способствующих социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде, стоит выделить:

  • технологии сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • интерактивные технологии (тренинги, ролевые игры и т.п.);
  • медиатехнологии, медиаинновации, которые являются новыми видами коммуникации;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Проектные технологии характеризуются развитием у учащихся самостоятельности, творчества, социальной активности, стремлением к межэтническому и межкультурному общению, умением взаимодействовать и сотрудничать с другими учащимися, с педагогом, т.е. развитием качеств личности, необходимых в современных условиях полиэтнического и поликультурного социума.

Информатизация образования, основанная на применении новых информационно-коммуникативных технологий, направлена на усиление мотивации учения, на активизацию мыслительной деятельности, на эффективность усвоения материала, на использование различных и улучшенных форм и методов организации учебного процесса, которые обеспечивают переход от механического усвоения знаний к умению приобретать их самостоятельно. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает повысить эффективность образовательного процесса, сделать уроки более насыщенными, интересными, облегчить усвоение изучаемого материала. А привлечение этнокультурного материала при использовании информационно-коммуникативных технологий с опорой на жизненный опыт способствует всестороннему развитию личности школьника, приобщению к своей культуре и к культурам других народов, формированию толерантности.

Успешность апробации модели социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды зависит от следующих условий.

  1. Социализация детей и подростков должна осуществляться в процессе активного межэтнического и межкультурного общения, организуемого в ходе учебной и внеучебной работы, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (педагоги, учащиеся, семья и др.).
  2. Успешная социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды требует осуществления мониторинга сформированности этносоциокультурной компетентности, включающей в себя мониторинг когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов, и мониторинга эффективности этнокультурной образовательной среды общеобразовательного учреждения как фактора социализации учащихся.
  3. Необходимо активно задействовать в процессе этнокультурной социализации родителей старшее поколение для демонстрации практической реализации образцов толерантного этносоциального поведения и этнокультурной деятельности - бабушку, дедушку, которые любят свою культуру, занимаются каким-либо видом народного искусства.
  4. Очень важно использовать возможности ИКТ, медиатехнологий, при помощи которых учащиеся могут познакомиться с различными этническими культурами, народным искусством, завести знакомство с учащимися общеобразовательных учреждений разных регионов, национальных республик.
  5. Большое значение имеет отношение педагогов, администрации учебного учреждения к организации активной этносоциокультурной деятельности, при этом учитель должен сам являться образцом толерантности и этносоциокультурной компетентности.

Уровень сформированности этносоциокультурной компетентности учащихся будет диагностироваться по степени сформированности следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного.

Таким образом, педагогическую модель социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды определяют целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты, обеспечивающие воспитание личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве.

Северный Кавказ – уникальный в этнокультурном, этносоциальном и этноконфликтном плане регион современной России. Его специфика заключается в его полиэтничности и размытости этнических ареалов, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма. Это регион с повышенной значимостью этнической идентичности в социальном самосознании этносов. Особенности жизни выработали у народов этого региона специфические динамические стереотипы этнического поведения.

В формировании и развитии личности участвует любая среда (при этом, являясь средой воспитания), но существует специальная — воспита­тельная — среда, основной функцией которой является образование и воспи­тание.

Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, сознание, на отношения с людьми своей и другой национальности.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в ко­торой функционируют различные образовательные учреждения. Среда пред­ставляет собой совокупность природных и социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Следовательно, данное явление выступает по отношению к личности как необходимое усло­вие ее становления и развития.

Образовательная среда имеет достаточно сложную структуру, которая имеет в своем составе несколько уровней – от федерального, регионального, субъектного до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения конкретного региона или российского субъекта. Образовательная среда современных образовательных систем – это взаимодействие образовательных комплексов – систем, инновационных и традиционных моделей, новых ФГОС, сложного содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных техник и технологий, средств и методов, но самое важное в условиях полиэтнического социума – нового качества взаимоотношений, диалогического, межнационального общения между всеми субъектами образования.

Образовательная среда представляет собой воспитательное про­странство, которое включает образовательные, научные, культурные, этиче­ские и другие ценности. При участии всех компонентов образовательной среды, представляющей собой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов создаются условия для профессионального развития личности учащихся

Особое место в реализации задачи межнационального воспитания имеет полиэтническая этнокультурная образовательная среда. Потребность в управлении целостным, непрерывным процессом формирования и развития личности свидетельствует о необходимости рассмотрения среды как единства всех сфер ее жизнедеятельности, поэтому любая педагогическая система является открытой, взаимосвязанной со средой.

Исследователи выделяют такие признаки образовательной среды как: единство, целостность; компонентный (элементный) состав, вклю­чающий как индивидуальные так и коллективные (совокупные) субъекты; взаимосвязь, структурированность этих элементов; событийность; откры­тость пространства (связь со средой, включая семьи, молодежную субкуль­туру, различные институты социально-культурной среды, общественные организации и т.д.); значимость для субъектов (личности ребенка) за счет раз­нообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильно­сти содержания, гибкости структуры и т.д.; преднамеренность создания об­разовательного пространства и способность его к изменению; наличие воз­можностей (например, количество информации), превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; педагогическая целесообразность организации образовательного простран­ства.

Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений в современной педагогике является обучение и воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, так как сегодня остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, формирования этнокультурных ценностей. Более того, требуется серьезная работа по осмыслению не только настоящей ситуации, но и прогнозирования будущего в развитии межнациональных отношений у подрастающего поколения в первую очередь тех качеств, которые будут им необходимы в процессе социализации и во взрослой жизни в обществе.

В становлении личности важнейшими условиями являются: природа (природные задатки, наследственность), воспитательная система (воспитательная среда, педагогическое воздействие), социальные и национальные ценности. В этой системе ценностей человек реализует себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями. Национальные ценности являются компонентом национальной среды, однако это не означает их автоматического воздействия на личность, для того, чтобы среда воздействовала, необходимо активное общение с ценностями культуры. Проблему присвоения национальных ценностей надо решать целой системой педагогических мер, среди которых будет создание культурной среды, как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бескультурной среде [2].

От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.

Этнос, развиваясь в определённом ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание (Л.Н. Гумилёв). Условия существования формируют определённые качества и черты характера личности. На её формирование влияет единый этнокультурный опыт. Этническая культура формирует определённый тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо.

На наш взгляд, этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей-всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образования и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета, использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и прочее

Рассмотрение дефиниции «этнокультура как ценностно-нормативное образование личности дало нам возможность выделить следующие особенности:- ценности, связанные с разнообразными потребностями интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности;

– этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковой, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры;

– ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп;

– этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом [1].

В работах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, К.Н. Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.

Регионализация образования обусловила проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированных на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самоориентацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма. Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играют культурное наследие предшествующих поколений, преемственности традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости [2].

Критериями оптимального баланса ценностей в содержании национально-регионального компонента, по мнению О.Ю. Стреловой [3] выступают следующие условия:

  • “органически диалогическое соединение ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества” (М.С. Каган);
  • мера соответствия баланса ценностей интересам формирующейся в социокультурных условиях региона личности школьника;
  • лояльность представленной в содержании регионального компонента общего образования системы ценностей по отношению к системам ценностей других региональных сообществ;
  • непротиворечивое соотношение единичных и особенных категорий ценностей – общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Усвоение этнокультурных ценностей, прежде всего, зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы. Эффективность решения этих проблем будет зависеть от того, насколько полнее мы включаем в эту образовательную систему духовную и традиционную культуру воспитания этносов – как важнейшие компоненты этой системы. Образовательно-воспитательный процесс, опираясь на народную педагогику, в идеале должен обеспечивать развитие личности на общечеловеческих ценностях, что, в свою очередь, будет способствовать цивилизованному развитию общества в целом.

Профессиональные задачи учителя в многонациональной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику и классному руководителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с учётом влияния культурного контекста, в рамках которого происходит социализация учащихся.

Многолетний педагогический опыт работы позволяет нам выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурной личности будет наиболее эффективным:

Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:

  • народная философия как основа существования этнокультуры;
  • человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе;
  • семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т.д.;
  • народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т.д.;
  • отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т.д.;
  • этноэтикет;
  • табу: система всевозможных запретов во взаимоотношениях с представителями других национальностей;
  • народные традиции, обряды, ритуалы;
  • ценностные ориентации.

Мы считаем, что если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых, можно охватить большее количество культур.

Читайте также: