Частные школы история возникновения

Обновлено: 02.07.2024

Статья содержит материал о развитии частных школ Санкт-Петербурга в Новое и Новейшее время. Выделяются особенности образовательного процесса в негосударственной школе, описываются причины исчезновения/повторного появления иной школы. Материалы статьи могут быть использованы на уроках истории России Нового и Новейшего времени.

Оценить 144 1

Гилева Наталья Николаевна, учитель истории

История частных школ в России.

Материал для уроков Новой (Новейшей) истории России

Среди учредителей частных школ в это время встречаются представители дворянства, купечества (благотворительная функция), земства (компенсаторная функция: нехватка государственных школ на местах), национальные и религиозные общины (культурная функция: стремление передать детям основы национальных и религиозных культур). Новые частные школы открывали и бывшие домашние учителя, гувернёры, гувернантки. В ходе их деятельности происходил постепенный переход от отдельных, иногда не систематических, частных уроков к более организованным и устойчивым формам преподавания.

К середине XIX века в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, существовало 149 частных учебных заведений разных типов: 111 частных школ для приходящих детей, 38 частных пансионов-интернатов. Контроль государства над частными учреждениями в Российской империи был достаточно сильным. Отслеживать деятельность частных школ предписывалось Министерству народного просвещения.

Государство, наблюдая численный рост частных школ в крупных городах Российской империи, стремилось регулировать их численность. Так, например, во второй четверти XIX века частные лица, имеющие желание открыть новую негосударственную школу, должны были получить разрешение самого министра просвещения, на основе предоставления свидетельства о достаточности их собственного образования. Все иностранцы, желавшие получить место в таком учреждении, должны были иметь российское подданство.

По данным исследователя А. Н. Шевелева, во второй половине XIX века, несмотря на ограничительные меры, численность частных школ в столице все же возрастает: в Санкт-Петербурге действует 39 частых пансионов и 117 частных школ. «Главным отличием в содержании обучения для частных школ было частое отсутствие в них древних языков, усиленное внимание к изучению новых европейских языков и светского поведения. Даже в пансионах и школах третьего разряда французский и немецкий изучались, чего нельзя было сказать о государственных и уездных приходских начальных училищах…

В начале XX века появляются школы, основанные по образцу зарубежных школ. Среди них отметим известную школу Е. С. Левицкой в Царском Селе (1900 г.), созданную на принципах Бидельской школы. Членами Союза деятелей средней школы были организованы такие учебные заведения как курсы родительского союза средней школы, будущая мужская гимназия С. А. Столбцова, Преображенская и Василеостровская новые школы (бывшие женские гимназии Ю. С. Ивановой и М. Д. Могилянской).

Среди наиболее известных образовательных учреждений второй половины XIX века-начала XX века необходимо отметить гимназии К. И. Мая (Санкт-Петербург), женские гимназии С. А. Арсентьевой (Москва), А. А. Оболенской (Санкт-Петербург), М. И. Стоюниной (Санкт-Петербург).

Частные образовательные учреждения дореволюционной России существенным образом отличались от государственных:

- разнообразием применяемых методов, средств и форм обучения, ориентированных на развитие способностей каждого ученика;

- общим количеством уроков в неделю, превышавшим число уроков в казённых школах;

- лучшим оснащением лабораторий и библиотек;

- наличием большего числа дополнительных курсов по выбору учащихся.

Несмотря на то, что частная школа находилась под постоянным контролем государства, она не просто дополняла школу казённую, но и конкурировала с ней. В обществе, где образование является средством социальной мобильности, наличие двух сегментов образования является вполне естественным явлением.

Кардинальным образом ситуация с негосударственным образованием изменилась после Октябрьской революции: частные общеобразовательные учреждения были закрыты. Новая власть не допускала мысли о платном обучении в школе: в новом государстве оно должно быть бесплатным и доступным для каждого.

1. Английский язык. 2. Английский язык. 3. Танцы. 4. Математика.

На сегодняшний день по опубликованным данным Отдела лицензирования образовательной деятельности Комитета по образованию Санкт-Петербурга на территории города федерального значения действует 60 частных общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Правом выдачи документа об образовании соответствующего уровня, подтвержденного свидетельством о государственной аккредитации, обладает только 37 частных школ.

1.Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века.-М.: Просвещение, 2009.-240 с.

2.Рогозина Т. В., Щур Т. А. Опыт частных школ для развития перспективных практик обучения//Вопросы образования, 2014, № 2, с. 132.

3. Шевелев А. Н. Петербургская дореволюционная школа как историко-образовательный феномен ( XIX - начало XX вв.).–СПб, 2015.-336 с.

Частное образование в России имеет очень глубокие корни, первые частные школы были открыты ещё при Петре I. Этому способствовала и царица Екатерина I, причём уже в 18 веке многие школы активно совмещали обучение мальчиков и девочек, что в те годы считалось прогрессивным явлением.

После свержения царского режима и установления власти большевиков частные школы закрылись и частное образование стало недоступным. Большевики считали кощунственным платить деньги за обучение и знания и активно распространяли эту идею среди населения. Необходимо отметить, что сегодня, когда прошло уже больше 20 лет с момента развала СССР, большая часть людей по-прежнему не доверяет платным учебным заведениям и считает неразумным платить за образование. Однако данный стереотип понемногу уходит в прошлое.

Все изменилось с ужесточением законодательства, с введением лицензирования таких учреждений. Платные частные школы обрели правовой статус некоммерческих предприятий, их стали строго контролировать. С введением ЕГЭ и уменьшением коррупции в вузах владельцам данных заведений пришлось порядком поработать над качеством образования. Да и у родителей возросли требования — за немалые деньги нужен был и соответствующий результат. Сегодня главным преимуществом частной школы является не дорогая обстановка и престиж, а рейтинг успешно сдавших экзамены учеников. Ведь пройти тестирование за взятку не получится, для сдачи экзамена детей распределяют по разным учебным заведениям с незнакомыми преподавателями.

Безусловно, частные школы
и сегодня далеки от идеала, но они уже порядком превзошли государственные образовательные учреждения. И это вполне объяснимо, в Европе и США многим частным школам более ста лет, у нас же в стране был достаточно большой перерыв. Так что история продолжается — частное образование в России будет совершенствоваться и у него есть большие перспективы в будущем.

Мы все мечтаем найти идеальную школу. Есть ли она? Сегодня мы обсуждаем частные школы – за что имеет смысл платить деньги? За атмосферу, за комфорт, за индивидуальный подход, за высокие баллы ЕГЭ?

pg61image2

Частная школа – это золотая рыбка, которую родители вправе попросить о чем угодно. Как известно из сказки, попросить у рыбки что-нибудь полезное – само по себе искусство. Большинство российских родителей просят эту рыбку только о высоких результатах ЕГЭ для своих детей.

Некоторые педагоги с горечью подводят итог развития российской частной школы: с тем же успехом можно потребовать от золотой рыбки бутылку колы и два мороженых.

Для того, чтобы получить высокие баллы ЕГЭ, частная школа не нужна. Во всяком случае, в России.

Сегодня в нашей стране, по данным Росстата и Минобрнауки РФ, чуть больше 750-ти частных школ. Учатся в них 0,7% всех школьников России. Это – очень мало. Названия пяти-шести известных частных школ широкой аудитории обычно ничего не говорят. Первые строчки официальных школьных рейтингов в других странах (например, британский School League Table) обязательно включают частные школы. В рейтинге лучших школ Москвы (учебное заведение может попасть в него по количеству баллов ЕГЭ, побед в олимпиадах и поступлений в престижные вузы), частных школ нет.

Но — с каждым 1 сентября частных школ в России становится все больше.

Досье: Главный миф о частных школах – что это школы только для очень богатых. Но в России лишь 15% этих учебных заведений могут считаться школами премиум-класса и берут за свои услуги примерно по миллиону в год. 5% российских частных школ – это религиозные и национальные школы (плата от 15 тыс. руб. в месяц). Остальные 80% – частные образовательные заведениями среднего сегмента. Их выбирают родители, которые просто не хотят отпускать своих детей в обычную школу. В 2011 году средняя стоимость обучения в петербургской частной школе составляла 32 тыс. руб. в месяц, в 2014 году – 40 тыс, в 2015 году – 46 тыс. рублей. В детском саду родители платили в 2011 году — 23 тыс руб. в месяц, в 2014 году – 34 тыс, в 2015 году – 36 тыс. руб. Однако За последние пять лет цены выросли почти на 30%.

Что можно получить за эти деньги?

До кризиса — конный спорт, после кризиса — физика

private_schools2

Единственная польза, оставшаяся от этой светской волны — верховой ездой можно заниматься теперь и в некоторых государственных школах (даже несколько городских муниципальных школ на этой волне обзавелись своими конюшнями).

Финансовый кризис 1998 внезапно развернул родительские запросы в другую сторону, отметили исследователи: после него семьи стали требовать от школы углубленного преподавания математики и физики.

Сейчас условие родителей – чтобы все школьные предметы преподавались их детям на самом высоком уровне. Плюс – спорт и индивидуальные дополнительные занятия. Итого: каждый день — 9-10 уроков.

Семьи, которые привели ребенка в частную школу, требуют того, с чем борются родители в обычной муниципальной школе. Они требуют перегрузок

Окружите наших детей психологами, логопедами, врачами, говорят они, но научите их тому, чему их сверстников учат в обычной муниципальной школе. Но если цель семьи – карьера ребенка, а первая карьерная ступенька — поступление в престижный вуз, то сильная муниципальная школа поднимет ребенка на эту ступеньку надежнее частной. И к тому же с меньшими затратами: ведь кризис ударил, прежде всего, по родительским кошелькам.

Еще один факт, который вызывает удивление зарубежных ученых: в России вы не найдете стипендий способным школьникам для обучения в частных школах. А между тем только в британском Итоне около 100 талантливых мальчиков учатся бесплатно.

hYHI

Почему в России не было Итона и Харроу?

Как случилось, что в России за несколько столетий так и не сформировались сильные частные школы, подобные Итону или Харроу?

Историки объясняют: не было общественного заказа на образование. Образовательные люди нужны были государству Российскому, а не русскому обществу

Старейшие частные школы Великобритании известны с 1364 года, а в России – только с конца 17 века.

lire (1)

В России 17 и 18 века учебные заведения не конкурировали друг с другом, как это было в Англии. Все русские школы того времени оставались частью либо церковных, либо – военных структур. А образовательное законодательство было законодательством о государственной службе.

…Уже с 17 века в России действовало правило: тот, кто хотел сделать карьеру, шел в государственную школу. Кто не хотел – нанимал домашних учителей. Впрочем, государство пыталось контролировать даже частных гувернеров.

…С тех пор частная школа в России знала три пути. Первый – подражать государственным школам. Второй – стать отдушиной для тех, кто этих школ на дух не переносил. Третий – окружить ребенка роскошью, прямо пропорциональной амбициям его родителей.

Амбиции: все в ампире

centr._vhod_shkola_pr

За минувшее десятилетие в разных регионах России выросли великолепные здания новых школ. Одни похожи на цветы, другие — на птиц, третьи — на облака… одним словом, на все что угодно, только не на то место, где дети изучают таблицу Менделеева.

Встающее перед родителями видение терема или замка, с портиками, колоннами, башнями и флюгерами, приглушает их дождливо-серые воспоминания о панельных зданиях муниципальных школ, в которых они учились сами.

В начале 2000-х заказчики соревновались друг с другом: кто первым пригласит для строительства частной школы знаменитость мирового уровня? Роскошь школьного здания завораживала воображение. Родители забывали, что не стены делают школу: ведь знаменитые британские частные школы имеют на балансе старое здание, спальни на 8 человек и один туалет на этаже.

1528316740602

Итальянские экономисты Джузеппе Бертола и Даниэле Чечи, утверждавшие, что частные школы в России очень слабы и слишком дороги, были совершенно правы.

Если опыт российских частных школ известен за рубежом, то – не потому, что эти школы работают в великолепных зданиях.

Отдушина: опыт великого двоечника

15-0011769-edited

Марк Цукерберг и его жена Присцилла предложили 19 государственным школам США систему управления обучением Summit Learning. Суть идеи, поразившей американцев, в том, что неуспевающие школьники могут не посещать уроки. Вместо этого они получают все учебные модули сразу и могут переходить с одного на другой по собственному желанию. Формы и темп освоения знаний дети выбирают сами. Испытания этой платформы в школах оказались более чем успешными: более трети шестиклассников из 19 американских школ — участников эксперимента, сами выбирая учебные модули, почувствовали вкус к учебе.

350x515

Цукерберг опоздал: в России школа-парк давно работает

Saunalahti school in Espoo, Finland Photo by Andreas Meichsner for Verstas architects

— Почему создатели назвали такую школу парком – местом для прогулок, игр, развлечений? Потому, что во время уроков дети свободно переходят от педагога к педагогу?

— На самом деле мой отец Милослав Балабан, выбирая это название в начале 90-х годов, имел в виду новое в то время явление – технопарк, территория, на которой созданы благоприятные условия для разработки и коммерциализации инноваций. В технопарке каждый может выбрать тот проект, который ему нравится, — продолжает Ольга Леонтьева. — Традиционная классно-урочная система, придуманная еще Яном Амосом Коменским, здесь не приемлема. Ребенок в ней приравнивается к бездушной машине, которая должна сидеть за партой, сложив руки, и воспринимать все, что скажет взрослый. Люди называют Коменского гуманистом, забывая, что для него ребенок был tabula rasa – то есть чистым листом: он даже не был человеком до той поры, пока не прочтет Библию. Мы же исходим из того, что даже самый маленький ребенок сам выбирает, чему, сколько и у какого учителя ему учиться.

— А что скажет на это учитель?

— В России уже более 200 выпускников парк-школ. Они действительно отличаются от тех, кто закончил обычную общеобразовательную школу?

— Они научились тому, чему обычная школа не учила: делать выбор. Семья тоже не учит его этому. Когда родители начинают выбирать за ребенка, какие книжки ему читать, какие фильмы смотреть, на какие сайты ходить и по каким учебникам учиться, они едва ли научат его выбору.

Александра Никифорова, первый выпуск Парка открытых студий (2003 год)

Saunalahti school in Espoo, Finland Photo by Andreas Meichsner for Verstas architects

Альтернатива: родители сами создают школы-парки

В новом учебном году энтузиасты готовятся открыть парк-школы в районах Раменского, Новой Риги и Химок (Московская область). Летом в Подмосковье работали летние выездные парк-школы (ребенок по своему выбору может присоединиться к любым образовательным процессам, а может просто отдыхать на природе). Обсуждается создание парк-школ в стационарах для детей с тяжелыми заболеваниями. Эксперты считают, что парки-школы будут востребованы в условиях инклюзивного обучения.

Сколько стоит создание парк-школы? Бюджет сводится к минимуму: аренда помещения для студий (2-3 комнаты), оборудование и педагоги. Решающую роль в открытии новой школы играют родители: они ищут в Сети единомышленников и педагогов, оплачивают помещение. А некоторые – проходят курсы переподготовки и сами преподают в парк-студиях для своих детей и детей своих друзей.

Главный опыт таких школ – организовать их можно самим. По крайней мере, до старших классов родители будут избавлены от страха перед тем, что их ребенок не находит общего языка с государственной школой.

Смотрите, ищите, думайте

dsc4089

Итак — хорошо сдать ЕГЭ вам поможет государственная школа.

Хорошая государственная школа — из тех, что находятся на вершине рейтинга ТОП-500 лучших школ России и ТОП-300 лучших школ Москвы — поможет вам обеспечить ребенка хорошими связями, научит его двум языкам, и обеспечит поступление на бюджет в топовые московские ВУЗы.

Если вы хотели бы развить дарования вашего ребенка, вам имеет смысл обратить внимание на специализированные школы, некоторые из них соединяют общее образование и введение в творческую специальность.

Таковы литературные школы Москвы и Подмосковья.

Соединяют общее образование и развитие гуманитарных талантов и театральные школы:

Художественные школы — по крайней мере государственные, лучшие и старейшие из них, не обучают детей общим дисциплинам. Вот список художественных школ Москвы по округам — советуем вам обратить внимание на Детскую художественную школу № 1 им.В.А. Серова на Пречистенке и школу № 3 им. В.А.Ватагина

Выбирая школу, так же обратите внимание на более узкие рейтинги:

Рейтинг школ Москвы 2016 года по успешности поступления в ВУЗы

Рейтинг школ Москвы 2016 года по успешности выступлений на Всероссийской олимпиаде школьников 2015-2016 года

200 школ, обеспечивающих развитие талантов учащихся

Лучшие школы, обеспечивающие высокий уровень профильной подготовки

ТОП-50

Официальный рейтинг лучших школ Департамента образования г. Москвы 2016 года

Что такое частная школа и чем она отличается от государственной

Учитель ведет урок в классе частной школы

  • администрация не вправе отчислить ребенка по собственному желанию – только за серьезное нарушение дисциплины или систематическую неуспеваемость, причем подростку при этом должно быть не менее 15 лет;
  • учебная программа должна соответствовать государственному стандарту (ФГОС);
  • по окончании 9 и 11 классов ребята сдают соответственно ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестаты;
  • при необходимости родители вправе перевести ученика в обычную (государственную) школу, получив при этом личное дело ребенка и задокументированные сведения о его успеваемости.

Все права и обязанности сторон образовательного процесса в небольшой статье перечислить сложно, но и необходимости в этом нет. Достаточно знать, что любое частное учебное заведение обязано действовать согласно вышеуказанным законам.

Преимущества

Образовательные услуги обходятся родителям недешево, так есть ли смысл тратиться? Безусловное достоинство частных школ – отличная материальная база (хороший ремонт, учебные лаборатории, компьютеры) и классы всего по 10–15 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку в отдельности. Эти преимущества – самые очевидные, но не единственные. Важно и то, что каждая частная школа уникальна и несет в себе некую заложенную основателем идею. Она может выражаться в облике самого здания, в принципах отбора преподавателей и организации педагогического процесса, а также в разнообразии дополнительных программ. Кроме того, многие частные средние школы – профильные, то есть имеют определенный уклон: экономический, лингвистический, математический и так далее. Государственные учебные заведения иногда тоже отличаются определенной направленностью, но стоит понимать, что если ваш ребенок проявляет ранний интерес, например, к биологии, а в вашем районе школы с подобным профилем нет, то у вас могут возникнуть сложности с поступлением, поскольку на обучение за счет бюджета детей принимают в первую очередь по месту жительства. В частном секторе подобных ограничений нет, хотя в любом случае стоит принять во внимание и то, насколько удобно будет ребенку ходить либо ездить на занятия.

Новаторство

Трудно отрицать, что государственная система общего образования у нас в стране давно устарела и требованиям времени во многом не отвечает. Реформировать ее то и дело пытаются, но лишь с переменным успехом. Так или иначе, современные школы используют, по сути, советские и сугубо традиционные педагогические технологии. В частном секторе инертность заметно ниже, поскольку у владельцев учебных заведений могут быть свои взгляды на образовательный процесс, и они вправе организовать его так, как им заблагорассудится, если это не противоречит закону. Родителям же остается лишь выбрать такую педагогическую модель, которая будет соответствовать их собственным воззрениям и предрасположенностям ребенка. Взять, к примеру, знаменитое вальдорфское образование, не менее известный метод Монтессори или систему Занкова. Хоть они и появились далеко не вчера, но до сих пор служат интересными альтернативами стандартизированному обучению. Если же родителей интересуют именно современные, передовые подходы к образованию, то и в этом случае достойные варианты они найдут, особенно если живут в Москве. К слову, около 30% российских частных средних школ находится именно в столице, еще приблизительно 10% – в Санкт-Петербурге и лишь оставшиеся 60% распределены по другим частям страны.

Отсутствие бюрократии

Последние годы в России характеризуются сильной бюрократизацией образовательного процесса: по требованию чиновников учителя вынуждены составлять бесконечные планы и отчеты. Министерство просвещения таким образом имитирует бурную деятельность, а педагоги вынуждены тратить на бумагомарание время, которые они могли бы дополнительно уделить детям. С частными школами ситуация иная: они перед государством не отчитываются, а потому и в общей бюрократической вакханалии не участвуют, что косвенно может положительно сказаться на качестве образовательного процесса. Вероятное возражение также резонно: если госконтроль ослаблен, то насколько велик риск для ребенка и его родителей стать жертвами педагогической некомпетентности? Возможно, он и есть, но стоит понимать, что закон действует в любом случае, и при нарушении со стороны школы он будет на вашей стороне. Кроме того, институт репутации хоть в России и развит относительно слабо, но он все же существует, особенно в образовании. Частное учебное заведение заинтересовано в том, чтобы получать положительные отзывы от родителей, поэтому администрация будет делать все возможное, чтобы не допустить недовольства со стороны клиентов и избежать конфликтов.

Пример частной школы

Чтобы не быть голословными, расскажем о том, как организовано обучение в знаменитой Павловской гимназии из Московской области – единственного частного учреждения, входящего в сотню лучших средних школ региона. Это не интернат, то есть ночуют дети дома, но заняты они целый день. До обеда они учатся, а затем занимаются в различных студиях, которых в общей сложности более 30. Есть спортивные, шахматные секции, кружки по созданию мультфильмов, постановке мюзиклов, записи радиопередач. Здесь не принято судить о возможностях ребенка исключительно по успеваемости в общеобразовательных дисциплинах. Задача гимназии – раскрыть потенциал, который подчас находится в области, далекой от стандартной программы. Последнюю ребята, естественно, осваивают, но тоже необычным образом: уроки не проходят в строго определенных классах, используется все пространство школы – оранжерея, рекреация, сад камней, расположенные во дворе беседки.

В школе организуются факультативы в том числе и по общеобразовательным предметам. Необычно то, что дополнительные занятия будут проводиться даже в том случае, если на них запишется один-единственный человек, причем такие уроки входят в стоимость обучения. Такая система особенно удобна при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, поскольку необходимость искать курсы где-то на стороне попросту отпадает.

Стоимость обучения

Несмотря на вышесказанное, большинство родителей за обучение в частных школах все-таки платит, причем стоимость подобных услуг в разных учреждениях порой различается в несколько десятков раз. Так, по данным исследования, проведенного на базе НИУ ВШЭ, в 2016-м минимальная стоимость обучения составила 14 000 рублей в год, максимальная – 915 000. В среднем же по стране в тот же год родители платили приблизительно по 16 000 в месяц. Более свежих статистических данных по этому вопросу найти не удалось, но оснований полагать, что за несколько лет положение дел кардинально изменилось, нет.

Лучшие частные школы России

Несмотря на то, что общероссийского рейтинга именно частных школ в свободном доступе не найти, список наиболее авторитетных учебных заведений составить все-таки можно. Общие сведения о них мы собрали в таблице.

Заключение

Первые частные школы в Российской Федерации стали появляться в начале 90-х. За прошедшие десятилетия их количество выросло более, чем на 60%, и сегодня доля таких учебных заведений в стране составляет порядка 2%. Этот показатель намного ниже, чем в развитых странах, но тенденция расширения частного сектора в образовании прослеживается и у нас. Зависит она во многом от покупательской способности населения: позволить себе каждый месяц платить десятки тысяч рублей ежемесячно может далеко не каждый. Но на вопрос, стоит ли отдавать ребенка в частую школу, если финансовая возможность есть, ответ будет, безусловно, утвердительным.

Читайте также: