Целью школ высшего спортивного мастерства является

Обновлено: 08.07.2024

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

  • Шко́ла вы́сшего спорти́вного мастерства́ (ШВСМ) — государственные физкультурно-спортивные организации, на которые возложена обязанность развитие спорта высших достижений и подготовка спортсменов высокого класса в субъекте или муниципальном образовании, с целью участия в спортивных соревнованиях от имени и в зачет региона (в РФ – субъекта федерации) или муниципального образования.

Школы высшего спортивного мастерства существовали во всех республиках Советского Союза, и продолжают функционировать на постсоветском пространстве.

В настоящее время многие школы переименовываются в Центры спортивной подготовки, так как не оказывают образовательных услуг, а ведут исключительно подготовку спортсменов.

Связанные понятия

Спортивная акробатика — вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений, связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Заслуженный мастер спорта — почётное спортивное звание. Стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — ЗМС.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Мастер спорта СССР международного класса (стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — МСМК) — спортивное звание, присваивавшееся в 1965—1992 годах спортсменам СССР, выполнившим установленные Единой всесоюзной спортивной классификацией нормативы. Звание присваивалось приказами высшего органа по управлению физической культурой и спортом в СССР (в 1965 году — Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; позднее он неоднократно менял названия и статус).

Спартакиада — массовое спортивное соревнование, по нескольким видам спорта, в СССР и других социалистических странах.

Спартакиада народов СССР — массовые спортивные соревнования в СССР в 1956—1991 годах. Проводилось два вида спартакиад народов СССР: летние спартакиады народов СССР, как правило, организовывались в предолимпийский год, а зимние спартакиады народов СССР — за два года до Олимпийских игр.

Кубок мира по борьбе — международные соревнования борцов, проводимые под эгидой Объединённого мира борьбы. Первый розыгрыш Кубка мира по вольной борьбе прошёл в 1956 году в Стамбуле. С 1973 года этот турнир проходит ежегодно. С 1980 года проводится Кубок мира по греко-римской (классической) борьбе, а с 2001 года — Кубок мира по женской борьбе. Помимо комплектов личных медалей в ходе этих соревнований разыгрывается также командный приз.

Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. В СССР действовала Единая Всесоюзная спортивная классификация. Первая ЕВСК в России была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года. Для летних видов спорта действует ЕВСК.

Универсальный бой (Русский бой) (англ. Unifight) — комплексный вид спорта, включающий в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу и рукопашный бой.

Федерация дзюдо России — общероссийская общественная организация, занимающаяся развитием дзюдо в России. Является членом Международной федерации дзюдо и Европейского союза дзюдо. Согласно информации на официальном сайте федерация была создана в 1972 году. Юридический и фактический адрес — Москва, Лужнецкая набережная, дом 8 (в одном здании с Олимпийским комитетом России и многими другими спортивными федерациями).

Гирево́й спорт — циклический вид спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное число раз за отведённый промежуток времени в положении стоя.

Заслу́женный рабо́тник физи́ческой культу́ры РСФСР — почётное звание РСФСР. Установлено 3 июня 1982 года.

Единая всесоюзная спортивная классификация — система присвоения разрядов и званий в зависимости от показанных спортсменами результатов. Была создана в 1935 на базе существовавших самостоятельных классификаций по некоторрым видам спорта. Была призвана содействовать развитию массового спорта в СССР, укреплению здоровья и повышению достижений советских спортсменов.

Чемпионаты мира по гимнастике проводятся раздельно по художественной гимнастике (с 1963 года), спортивной гимнастике (с 1903 года), прыжкам на батуте (с 1964 года, каждый второй год), спортивной акробатике (с 1974 года), спортивной аэробике (с 1995 года) и эстетической гимнастике (с 2000 года), в разное время.

Судья по спорту всесоюзной категории (СВК) - почётное звание, присваиваемое пожизненно Госкомспортом СССР с 1934 года для судей соревнований по различным видам спорта, имеющим Республиканскую категорию. Кандидат на присвоение звания должен был принимать участие в обслуживании крупнейших спортивных мероприятий СССР (чемпионаты СССР по различным видам спорта, Спартакиады народов СССР и др.) и иметь судейский стаж не менее 20 лет.

Кубок мира по боксу — международные соревнования боксёров-любителей, проводимые под эгидой АИБА с 1979 года. Их формат и периодичность неоднократно менялись. В 1979-1998 годах они проводились как индивидуальные соревнования с периодичностью сначала раз в два, а потом раз в четыре года. В 2002-2006 годах были проведены три командных турнира, но в дальнейшем было решено вернуться к индивидуальному формату, и с 2008 года Кубок мира снова проводится как индивидуальный турнир.

Армейский рукопашный бой (АРБ) — универсальная система обучения приёмам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств (ударная техника руками, ногами, головой, борцовская техника, болевые приёмы), опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки.

Всемирные юношеские игры (англ. World Youth Games) — это международные соревнования среди спортсменов-юниоров. Игры проходили под патронатом Международного олимпийского комитета. Первые ВЮИ прошли в Москве в 1998 году. С 2004 года Всемирные юношеские игры проводились постоянно, за год до Олимпийских игр. С летних 2010 года и зимних 2012 года соревнований они стали Юношескими Олимпийскими играми.

Куре́ш (также курэш, кураш, куряш, корэш) — традиционный вид борьбы у тюркских народов. У башкир, татар и чувашей он представляет собой борьбу на полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является важным элементом национальных праздников — сабантуя, джиена и акатуя.

Многоборье — вид спорта или спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

Регбо́л — спортивная командная игра с элементами борьбы, баскетбола и регби. Играют в регбол на баскетбольном поле. Цель игры — поразить мячом кольцо команды противника. В отличие от баскетбола, отсутствуют такие понятия как дриблинг и штрафные броски. Во время игры разрешается жёсткая силовая борьба, поэтому, чтобы не допустить травм и защитить игроков во время падений и столкновений — предусмотрены наколенники, налокотники и шлемы. Регбол является неотъемлемой частью в подготовке борцов. Рваный.

Тяжёлая атле́тика — олимпийский вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по поднятию штанги над головой. Соревнования по тяжёлой атлетике на сегодняшний день включают в себя два упражнения: рывок и толчок.

Прыжки на батуте — сложно-координационный вид спорта, включающий в себя индивидуальные прыжки, синхронные прыжки, прыжки на акробатической дорожке и прыжки на двойном мини трампе.

Всемирные военные игры (англ. Military World Games) — мульти-спортивное соревнование, организованное для спортсменов-военнослужащих. Организатор — Международный совет военного спорта.

Подводный спорт — совокупность спортивных дисциплин, связанных с пребыванием спортсмена частично или полностью под поверхностью воды.

Армрестлинг (Борьба; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm — рука) — вид борьбы на руках между двумя участниками (вид Спортивных единоборств). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила).

Борьба на поясах (англ. belt wrestling) — древний вид борьбы, заключающийся в единоборстве двух подпоясанных борцов. Спортсмены все время поединка находятся в схватке, держа друг друга за пояс и каждый из соперников пытается повалить другого и победить.

Гребля — способ перемещения судна по поверхности воды с помощью вёсел, приводимых в движение мускульными усилиями человека.

Тимофеев Вячеслав Викторович (родился 28 декабря 1968, город Сумы) — украинский боксёр, кикбоксер, заслуженный мастер спорта Украины, чемпион СССР по кикбоксингу, чемпион Мира и Европы по кикбоксингу среди любителей и профессионалов, вице-президент Федерации кикбоксинга Украины, вице-президент Ассоциации профессиональных видов единоборств Украины.

Художественная гимнастика — вид спорта, заключающийся в выполнении под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Чемпио́н (англ. champion из лат. campio) — спортсмен или киберспортсмен либо спортивная команда или киберспортивная команда , ставшие победителем в каком-либо соревновании, обычно спортивном, а с 2011 года активно и в киберспорте.

Физическая культура в Забайкалье, её формирование и развитие имеют далекие корни. Началом организованного развития физкультуры и спорта в Забайкалье условно можно считать 1893 год, когда в Чите было создано отделение Императорского общества правильной охоты, отделом спорта в котором заведовал коллежский асессор Н. Бутаков. В этом же году в районе Архиерейских дач оборудован ипподром. В 1908 году на нем проведены первые велогонки, в то время в Чите было более 300 велосипедов. В 1910 году устраивается.

Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) создан Федеральным агентством по физической культуре и спорту РФ (Росспорт) с целью совершенствования статистической отчётности в области физической культуры и спорта, а также систематизации видов спорта и спортивных дисциплин, культивируемых на территории Российской Федерации.

Шко́ла вы́сшего спорти́вного мастерства́ (ШВСМ) — государственные физкультурно-спортивные организации, на которых возложена обязанность развитие спорта высших достижений и подготовка спортсменов высокого класса в субъекте или муниципальном образовании, с целью участия в спортивных соревнованиях от имени и в зачет субъекта РФ или муниципального образования.

Школа высшего спортивного мастерства существовали в каждом субъекте СССР, и продолжают функционировать на постсоветском пространстве.

В настоящее время многие школы переименовываются в Центры спортивной подготовки, так как не оказывают образовательных услуг, а ведут исключительно подготовку спортсменов.

ШВСМ может вести подготовку по различным видам спорта и может иметь в своей структуре спортивные команды по игровым видам спорта.

См. также

Ссылки

Это заготовка статьи о спорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Школа высшего спортивного мастерства" в других словарях:

школа высшего спортивного мастерства — aukštojo meistriškumo sporto mokykla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokymo, treniravimo ir sporto metodikos perteikimo įstaiga, rengianti nacionalinių rinktinių pamainą. atitikmenys: angl. school of highest sports… … Sporto terminų žodynas

ШВСМ — школа высшего спортивного мастерства … Словарь сокращений русского языка

Образование в Ставрополе — В настоящее время образовательный комплекс города включает в себя 48 учреждений, в том числе четыре гимназии, семь лицеев, 12 школ с углубленным изучением различных предметов. В городе работают 69 детских дошкольных… … Википедия

Спорт в Тольятти — Содержание 1 История 2 Спорт в современной жизни города … Википедия

Девятая Северная линия — 9 я Северная линия Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Список учебных заведений Одессы — Образование в Одессе совокупность высших, средних специальных, средних, дошкольных и внешкольных учреждений, располагающихся в г. Одессе. Содержание 1 Дошкольное образование 2 Общее среднее образование … Википедия

Савенко, Галина Константиновна — Савенко Галина Константиновна (28 марта 1966 31 марта 2012) мастер спорта СССР международного класса по гребле на байдарках и каноэ многократный призер СССР, России, тренер. Содержание 1 Фрагменты биографии 2 Спортивная биография … Википедия

Алексеев, Виктор Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алексеев. Виктор Ильич Алексеев Виктор Ильич Алексеев (27 августа 1914(19140827), Санкт Петербург, Российская империя … Википедия

1. Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки.

2. Специализированные учебно-спортивные учреждения.

3. Школы высшего спортивного мастерства.

- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств и физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основы техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля;

- число занимающихся, зачисленных в учебно-тренировочные группы.

Критерии работы учебно-тренировочных групп [6]:

¨ состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;

¨ динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

¨ освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;

¨ освоение теоретического раздела программы;

¨ число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

Минимальным показателем для сохранения статуса детско-юношеской спортивной школы является передача не менее 2 учащихся в высшее звено подготовки в течение аттестуемого (4-летнего) периода.

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов. Время обучения на этапе начальной подготовки не более 3 лет, на учебно-тренировочном – не более 4 лет.

В ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования, длительность одного занятия в них не более 5 часов. Обучение не должно превышать более 3 лет. Уровень квалификации спортсменов-учащихся от I разряда до МС. На базе существующих ДЮСШ (достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов и обеспеченных спортивной базой и тренерскими кадрами) создаются на этапе спортивного совершенствования специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), перед которыми ставится цель – подготовка резерва для национальных сборных команд по видам спорта. Основными критериями работы СДЮШОР являются [6]:

¨ уровень функционального развития учащихся;

¨ выполнение спортсменами объема тренировочных, соревновательных нагрузок;

¨ динамика спортивно-технических показателей;

¨ результаты выступления в республиканских соревнованиях;

¨ число спортсменов, зачисленных в резервные и стажерские составы национальных команд по видам спорта.

Наполняемость в группах НП – 12–14 учащихся, группах УТ – 6–12 учащихся, группах СС – 4–6 учащихся.

Организационно-управленческая структура спортивных школ, кроме обязательных групп занимающихся, представлена администрацией (директор, заместитель директора по учебно-спортивной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе), тренерским и педагогическим советами ДЮСШ, СДЮШОР. Спортивные школы, согласно Типовому положению, могут иметь и такую форму организации занятий как, спортивные классы (на базе общеобразовательных школ, лицеев, гимназий).

Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), в отличие от детско-юношеских спортивных школ, представляют полупрофессиональное промежуточное звено между национальными командами и спортивным резервом. Перед ними ставится цель – подготовка спортсменов высокого класса. Организация работы: группы спортивного совершенствования и группы высшего спортивного мастерства в режиме постоянно действующего учебно-тренировочного сбора. В них также проходят подготовку не только спортсмены-учащиеся, но и спортсмены-инструкторы штатных национальных команд. ШВСМ также методически обеспечивают развитие культивируемых видов спорта. Группы высшего спортивного мастерства (ВСМ) классифицируются на:

- группы ВСМ, имеющие в своем составе призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира или Европы;

- группы ВСМ, имеющие в своем составе члена штатной национальной команды РБ;

- группы ВСМ – КМС и МС, стажеры в национальных сборах.

Детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) являются детскими внешкольными учреждениями отрасли образования и комплектуются из числа дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов и средних специальных заведений. Основная цель ДЮКФП – укрепление здоровья и физическая подготовка воспитанников. Учебная работа проводится по разделам общефизической и специальной физической подготовки. Учебный план рассчитан на 46 недель учебных занятий в условиях клуба и 6 недель – спортивно-оздоровительного лагеря. Продолжительность одного занятия не более 2 академических часов в группах ОФП и не более 3 часов в группах СФП по нормативам групп начальной подготовки спортивных школ. Форма организации занятий в ДЮКФП – кружки общефизической подготовки. Клуб оказывает методическую, организационную и практическую помощь в проведении внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. В расписание общеобразовательных школ может включаться работа педагогов ДЮКФП, которые во внеурочное время проводят занятия в кружках (группах), сформированных из числа учащихся школы.

Читайте также: