Густав майринк зеленый лик краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Все, что ниже – не более, чем расшифровка картографической легенды, комментарий к символическим значкам, – а прокладывать путь и созерцать пейзажи читателю предстоит самому.

amcl16

Johann Daniel Mylius. Opus medico-chymicum. 1618

e8a3c089080fb31cc351f9fd721dee6c

(R. Josephi Gecatilia) De Porta Lucis. Augsburg, 1516

1 Eliade M. Journal 1945 — 1955. Chicago & London, 1979. P. 111 — 112.
2 Ibid.

Мы забываем, что христианство явилось в уставший, сбившийся с пути и обветшавший мир, судорожно искавший спасения — и не находивший его во всей мудрости философов и таинствах язычников.

Ангелы, уловляющие души человеческие ко спасению. Равенна. VI в. н.э.

Ангелы, уловляющие души человеческие ко спасению. Равенна. VI в. н.э.

Book of Kells

Book of Kells. Four Evangelists. ca 800.

Евангелие от Фомы. Библиотека Наг-Хаммади.

3 Burkhardt Titus. Alchemy: Science of the Cosmos, Science of the Soul. Shaftesbury, 1986. Ch. 1. Цит. в пер. Е.Головина.

4 См., в частности: Foerster W. Gnosis. A selection of gnostic texts. V. I — II. Oxford, 1972 — 1974; Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917.

5 Мы не говорим сейчас о манихействе и арианстве.

Чудо с хлебами и рыбами. Равенна. VI в. н.э.

Чудо с хлебами и рыбами. Равенна. VI в. н.э.

8 См.: Деяния Иуды Фомы апостола// Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. М., 1997. С. 156 — 266.

9 Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 250. Все цитаты из Евангелия от Фомы далее даются по этому изданию лишь с указанием схолии.

Хидр

Хидр

Царь Александр и Хидр вступают в страну тьмы. Средневековая персидская миниатюра.

Царь Александр и Хидр вступают в страну тьмы. Средневековая персидская миниатюра.

 Хидр и Илия. Персидская миниатюра

Хидр и Илия. Персидская миниатюра

1 1 Коран 18, 66 — 67.

1 2 Коран 18, 77 — 81.

алтарная композиция в церкви немецкого города Бад Тайнак, где в плане прочитывается древо сефирот

Алтарная композиция в церкви немецкого города Бад Тайнак, где в плане прочитывается древо сефирот

1 3 В каббалистике Творение понимается как эманация Божественного света, в результате которой сперва возникают десять Сефирот: Кетер (Венец), Хохма (Мудрость) и Бина (Познание), Хесед (Милость), Гевура (Сила), Теферэт (Великолепие), Нецах (Победа), Ход (Величие), Йесод (Основание) и Мальхут (Царство) — Божественных аспектов, образующих Адама Кадмона — совершенного человека, который при этом есть и все мироздание.

1 7 Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 211.

Алхимическая гравюра: Livre des figures hiéroglypiques (1613), приписываемой Никола Фламмелю.

Алхимическая гравюра: Livre des figures hiéroglypiques (1613), приписываемой Никола Фламмелю.

Solomon Tresmosin. Splendor Solis.

Solomon Tresmosin. Splendor Solis.

llave4

llave8

Упомянутый нами загадочный стих из Иоанна вызывал множество интерпретаций – среди прочего на протяжении двух тысячелетий он питал чаяния алхимиков, оставляя им надежду на обретение бессмертия во плоти еще в сем мире – именно к этому стремилась алхимия.

Liber_Figurarum_Libro_de_las_Figuras_Tabla_II_Códice_Reggiano_(s._XIII)_Joaquin_de_Fiore_(1135-1202)

Raimundus_Lullus_alchemic_page

Paracelsus - The Treasure Of Treasures For Alchemists

Paracelsus — The Treasure Of Treasures For Alchemists

Лаборатория алхимика. Гравюра из: Heinrich Khunrath, Amphitheatrum sapientiae aeternae, 1595

Лаборатория алхимика. Гравюра из: Heinrich Khunrath, Amphitheatrum sapientiae aeternae, 1595

1 9 Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 274.

21 Marston John. The Description of this Perfection// Grosart A.B. (ed.). Love’s Martyr: or, Rosalins Complaint. Allegorical shadowing of truth of Love, in the Constant Fate of the Phoenix and Turtle. London, 1878. P. 178.

22 Sheppard Harry J. European Alchemy in the Context of a Universal Definition// Die Alchemie in der europaischen Kultur- und Wissenschaftsgeschichte. Herausgegeben von Christoph Meinel. Weisbaden: In Komission bei O. Harrassowitz, 1986. S. 16 — 17.

Характерно, что в алхимической символике золото и Солнце изображались одним знаком: кругом с точкой в центре (знак этот и сегодня принят астрономами для Солнца). Выбор символа предопределило не в последнюю очередь то, что круг мыслился как совершенная фигура: законченность и самодостаточность этой геометрической формы и тот факт, что невозможно точно вычислить квадратуру круга, делало таковой символом Божества.

Michel Maier. Atalanta fugiens.

Michel Maier. Atalanta fugiens.

Алхимия пользовалась не языком специальных терминов, а системой символов, намеренно многосмысленных, требующих вдумчивого размышления и истолкования – то был единственный способ преодолеть немощь языка с его неспособного описать мир иначе как механическую сумму феноменов, а потому непригодного для передачи опыта целокупной Реальности. Символ же способен указать на Иное – но истинный его смысл раскрывается не в тексте трактата, а в сознании читателя. С самых первых шагов в царстве алхимии субъект алхимической практики оказывается ее же объектом. Смысловая пульсация алхимических образов может вызвать у современного читателя болезненное недоумение – но как физическая боль говорит о недуге, заставляя прислушаться к телу и найти для него лекарство, так и порождаемая алхимическим текстом внутренняя смута – свидетельство недуга души, безотчетно ищущей пути к своей небесной прародине. “У меди не угасает желание стать золотом”, – писал Майстер Экхарт, имея в виду томление человека по вечности.

24 Yates F.A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago, 1964. P. 247. Footnote 2.

2 5 В этом отношении особенно показателен трактат: Fludd, Roberto. Utrisque Cosmi Maioris scilicet et Minoris Metaphisica. Oppenheim, 1617. Особый интерес представляет сама титульная гравюра этой книги, к которой мы и отсылаем читателя.

2 6 Philalethes Eugenius. The Fount of Chemical Truth// Concerning the Secrets of Alchemy and Other Tracts from the Hermetic Museum. Llanrech, 1989. P. 214.

2 7 Boeme J. De signatura rerum, 7, § 78.

2 8 Theatrum chemicum. Vol. I. Ursel, 1602. P. 267. Цит. по: Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997. С. 283.

Подобно Данте, совершающему восхождение к Райской Розе, алхимик должен пройти через духовную смерть, спуститься в Ад собственного духа, преобразить тот в горниле Чистилища и затем обрести райское, адамическое состояние полноты и бессмертия.

Космическая роза - из трактата: Heinrich Khunrath, Amphitheatrum sapientiae aeternae. Hamburg: s.n., 1595.

Космическая роза — из трактата: Heinrich Khunrath, Amphitheatrum sapientiae aeternae. Hamburg: s.n., 1595.

2 9 Flamel Nicolas. Le desir desir, § 6. Цит. по: Evola Julius. The hermetic tradition. Symbols and Teachings of the Royal Art. Rochester, 1995. P. 18.

30 Bernard de Treviso. Le parole delaissee// Bibliotheque des philosophes chemiques. Vol. 2. Paris, 1741. P. 401.

32 Basile Valentine. Les douze clefs de la philosophie (Traductio, Introduction, Notes et Explication des Images par Eugene Canseliet). Paris, 1956. P. 131 — 132; Basil Valentine. The Twelve Keys//The Book of Lambspring and the Golden Tripod. Dyfed (Wales), 1987. P. 59.

33 Цит по: Burckhardt Titus. Alchemy: science of the cosmos, science of the soul. Shaftesbury,
1967. P. 100.

mysticrose (1)

Джулио Романо. Аллегория бессмертия. Ок. 1540.

Джулио Романо. Аллегория бессмертия. Ок. 1540.

Jacob Boheme. Theosophische Wercke. Amsterdam, 1682.

Jacob Boheme. Theosophische Wercke. Amsterdam, 1682.

Johann Daniel Mylius. Philosopia reformata. Frankfurt 1622

Johann Daniel Mylius. Philosopia reformata… Frankfurt 1622

3 5 Fulcanelli. Les Demeures philosophales. Paris, 1965. V. II. P. 173.

3 6 Fulcanelli: Master Alchemist. Le Mystere des Cathedrales. Transl. by M.Showrder. London,
1965. P. 145.

3 7 Ibid.

3 8 Op. cit. P. 97.

3 9 Цит. по: Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва — Киев, 1997. С. 178.

Смой, чтобы он сгинул,

Когда войдешь, след этих ран [41] .

40 Paracelsus. De Pestilitate (III, 95). Цит. по: Юнг К.Г. Mysterium coninctionis. Москва — Киев, 1997. С. 175.

41 Данте. Божественная комедия. Чистилище. IX, 112 — 114. Пер. М.Лозинского.

Мы не должны приблизиться к земле,
Пока плывем в стеклянном корабле,
От бурь воздушных должно нам спастись
Во многократной трудности пути
Не должно хлеба брать с собой, тогда
С туч низойдет горящая вода;
Луна, столь обожжет плывущих нас,
Что каждый почернеет, как индус:
Но бросим якорь в климате ином
И там мы очищенье обретем;
И, грешные, в Чистилище сием
Духовное мы тело обретем.
(Пер. Л.Винаровой)

42 Rosarium philosophorum. Secunda pars alchimiae de lapide philosophico vero modo praeparando… Cum figuris rei perfectionem ostendentibus// De Alchimia. Vol. 2. Frankfort un Mein, 1550.

43 The Breviary of Natural Philosophy. Compiled by the unlettered Scholar Thomas Charnock// Theatrum Chemicum Britannicum: containing severall poeticall pieces of our famous English Philosophers, who have written the hermetique mysteries in their own ancient language. Reprint of the London edition 1652. New York, London: Johnson Reprint, 1967. P. 292.

44 Evola Julius. The hermetic tradition. Symbols and Teachings of the Royal Art. Rochester,
1995. P. 115 — 116.

Иероним Босх. Поклонение волхвов.

Иероним Босх. Поклонение волхвов.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Деталь.

Иероним Босх. Поклонение волхвов. Деталь.

4 5 Иоанн Хильдесхаймский. Легенда о трех святых царях. М., 1998. С. 75.

4 6 Theatrum Chemicum. V. I. Ursel, 1602. P. 308.

4 7 Milius Johann Daniel. Philosophia reformata. Frankfurt an Mein, 1622. P. 61.

4 8 Цит. по:Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва — Киев, 1997. С. 256, прим. 115.

4 9 Цит. по: Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва — Киев, 1997. С. 133.

50 About sulfur/ White A. Museum Hermeticum. V. II. P. 151.

Rosarum philosophorum.

Rosarum philosophorum.

Solomon Tresmosin. Splendor Solis.

Solomon Tresmosin. Splendor Solis.

51 Цит. по: Элиаде М. Мефистофель и андрогин// Элиаде М. Азиатская алхимия.
М., 1998. С. 398.

5 2 Ibid. С. 396 — 397.

5 3 Langer M.G. Die Erotic in der Kabbala. Prague, 1923. S. 23.

5 4 Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 285

Solomon Tresmosin. Splendor Solis. Albedo.

Solomon Tresmosin. Splendor Solis. Albedo.

isis_small

Aurora consurgens. XV century. Glasgow University Library MS. Ferguson 6

Aurora consurgens. XV century. Glasgow University Library MS. Ferguson 6

5 6 Heptalus, Lib. II, cap. II, p. 18. — Цит. по: Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва — Киев, 1997. С. 267.

5 7 Consilium coniugii// Ars chemica, quod sit licita recte exercentibus, probationes doctissimorum iuriscconsultorum… Strasbourg, 1566. P. 136.

5 8 Preisendanz Karl. Papyri Graecae Magicae: Die grechishen Zauber papirien. V. I. Berlin, 1928. S. 142. Pap. IV, line 2810

5 9 Philaletes// A. Waite. The Hermetic Museum. V. II. P. 169.

60 Theatrum Chemicum. Vol. I. Ursel, 1602. P. 308.

Solomon Trismosin. Splendor Solis.

Solomon Trismosin. Splendor Solis.

42972_640

61 Artis Auriferae quam chemicam vocant… Basel, 1593. V. II. P. 149.

62 Ibid, P. 338.

63 Цит. по: Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. Часть 1 — 3. Новосибирск, 1993. Ч. 3. С. 138.

64 Cons. coing.. P. 128.

65 Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва — Киев, 1997. С. 215 и прим. 549 на с. 284.

Osiris-tomb-of-Nefertari

67 Липинская Ядвига, Марциняк Марек. Мифология древнего Египта. М., 1983. С. 46.

68 Бадж Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. С. 199 — 201.

69 Ibid. C. 58 — 60.

Johann Daniel Mylius. Philosopia reformata. Frankfurt 1622

Johann Daniel Mylius. Philosopia reformata… Frankfurt 1622

О утренняя птица, научись любви у мотылька,

Который без единого звука сгорел и стал духом.

Те, кто похваляются, будто ищут ее, не имеют от нее вестей.

А о тех, кто получил от нее весть, более не приходят вести. [72]

85e53b6d41f283659634b1bf993

70 Fulcanelli: Master Alchemist. Le Mystere des Cathedrales. Transl. by M.Showrder. London, 1965. P. 58.

71 Cм.: Pernety A.-J. Dictionare Mitho-Hermetique. Paris, 1787; Ruland, M. Lexicon alchemiae, sive Dictionarium alchemisticum. Frankfort an Mein, 1612. Перевод: A Lexicon of Alchemy. London, 1892.

72 Цит. по: Брагинский В.И. Хамза Фансури. М., 1988. С. 107.

книга Зеленый лик 04.01.13

Произведение Зеленый лик полностью

Читать онлайн Зеленый лик

Густав Майринк. Зеленый лик
ГЛАВА ПЕРВАЯ 12.04.13
ГЛАВА ВТОРАЯ 12.04.13
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 12.04.13
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ПЯТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ШЕСТАЯ 12.04.13
ГЛАВА СЕДЬМАЯ 12.04.13
ГЛАВА ВОСЬМАЯ 12.04.13
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 12.04.13
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 12.04.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12.04.13

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Он бредет по узким улочкам старого еврейского пражского гетто; и далеко не каждому суждено увидеть его. Это Голем, созданный из глины художником еще в 16-ом веке. С тех пор, он появляется на этих улочках каждые 33 года.

Афанасий Пернат суждено было столкнуться с этой загадочной фигурой, и эта встреча приводит его в глубины собственной души и его забытого прошлого.

История Перната первоначально возникает как сон анонимного рассказчика. Но вскоре он уже и сам не понимает: сон это, или реальность? А может и Пернат, и сновидец являются воплощением Голема?

Густав Майнринк, мастерски играя с фантазией, приводит читателей в странный и загадочный мир между явью и сном.
©MrsGonzo для LibreBook

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 845
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 077

Зеленый лик

Испорченные дети

Остров

Зеленый папа

Оценка

10 (1)

Оценка

Оценка: 7.5 ( 2 )


Мне нравится ( 1 )

Рецензия на книгу Зеленый лик

Произведения австрийского прозаика Г.Майринка стали одними из первых бестселлеров XX века. Он - из плеяды писателей, которые сделали "пражскую школу" знаменитой. "Зеленый лик" - второй после "Голема" роман Майринка. Он также хранит в своей основе старинное предание. Место Голема в "Зеленом лике" занимает Агасфер, или Вечный Жид, который, согласно легенде, подгонял ударами несущего крест Спасителя, за что и был обречен на вечные скитания.
Перевод выполнен В.Фадеевым специально для издательства "Азбука-классика". Показать

Оккультный роман. Может быть лучший из

Читайте также: