Цитаты ыбрая алтынсарина о школе

Обновлено: 05.07.2024

Кел, балалар, оқылық,

Шамнан шырақ жағылар,

Каждый из нас знает эти знаменитые строки, призывающие уже много лет к знаниям. Он – педагог, просветитель, писатель, поэт, учёный… Но в народной памяти он остался как первый учитель в степи. Его жизненный путь – это пример борьбы с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа.

Алтынсарин не только открыл первую народную школу в Казахстане, но и написал для неё учебник, используя новый казахский алфавит, который он сам же и создал. Он убедил простых людей отдать своих детей в школы, подготовил учителей. При этом ему противостояли царские чиновники и имамы. Его педагогические принципы были настолько универсальны и опережали своё время так, что даже спустя 170 лет, всё ещё актуальны.

Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:

Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.

Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной

Станешь грамотным – будешь опорою нам,

Нам, к закату идущим седым старикам.

После окончания школы Алтынсарин работает переводчиком, но, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, он мечтает заниматься педагогической работой, в которой видел своё призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, назначая его то помощником судьи, то судьёй, помощником начальника, исполняющим обязанности начальника уезда. Только в 1865 году Ыбыраю Алтынсарину удалось, наконец, перейти на педагогическую работу и открыть новую школу для оренбургских детей. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти.



Кроме того, он ввёл в своих школах обучение исламу. Но отношение к религии у него было особым, либеральным. Алтынсарин считал, что религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи.

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.

Ыбырай – не только педагог-просветитель, теоретик-этнограф, историк, экономист, но и чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. На пустом месте, с нуля он организовал учебные заведения, подобрал кадры, оснастил и снабдил школы всем необходимым. Брал на себя заботы о детях, мелочах быта, финансовую отчётность и т. д.

По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем.

И сегодня его пособия и учебники успешно используются учителями и родителями. Мог ли Ыбырай предполагать, как разрастётся, как шагнёт вперёд образование в Казахстане.

В постоянной заботе о своём народе, о его просвещении он ездил по аулам на телеге по степному бездорожью и в холод, и в зной, что отразилось на его здоровье. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни.

Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным. И это сбылось во многом благодаря его титанической работе.

Все возможное счастье для моего народа в настоящем и в будущем я вижу не в изоляции, не в познании Аллаха или Христа, не в самопознании, а только в наиболее полном равноправном нравственном и культурном сближении с русским народом. Я уверен, что здесь все выиграют, всем будет полезно такое общее духовное развитие.

Осо­бо рожденных не было и нет на этой земле, мы друг пе­ред другом с детства во всем меж собой равны… Жигиты, помогайте друг другу.

Человек труда нигде не пропадет, а счастье найдет его само.

Но пусть творится воля божья, я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим родичам, насколько хватит моих сил.

Когда мне сказали, что скончался граф Толстой и будет панихида, я так огорчился, что не смог понять: по писателю официальной панихиды никто устраивать не станет. Странно живем мы, если авторитеты народные не всегда совпадают с государственными. Для меня Лев Толстой и Федор Достоевский — имена святые.

Ум природный способен обнимать лишь то, что его окружает, а развить его и сделать способным узнавать и то, что не видел, может только светское образование.

На нашу долю теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья… Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей.

По долгу службы я имею частые столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь и родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…

Приходится забывать все, что я успел себе приобрести посредством добрых советов умных людей; к тому же… бывши постоянно зрителем черт знает чего, грубеют чувствования, тупеют мысли…

Не разумнее ли прежде, нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом, в каких условиях окружающей природы этот народ находится и т. д., дабы не сделать опасной ошибки, т. к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную, как это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребенка во взрослого мужа.

Муллы кроме естественного свойства набивать человеческие головы песком портят и язык природный…

Вечером выходишь на свет божий и смотришь туда, сюда — одна степь и степь бесконечной представляется глазам. Нигде ни тросточки, ни травы, кроме черной полыни. Тоска…

Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками.

Долг каждого из нас принести посильную лепту на пользу своей родины, еще невежественной, но…восприимчивой ко всему полезному.

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим.

Все, что сделать не смогли мы, седые старики, вы теперь должны достичь, вы, грядущего ростки…

Подготовила Гульнур Жакимбай, по произведениям и письмам Ыбырая Алтынсарина.

Алтынсарин И.

Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.

Детство. Школа в Оренбурге

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. А его отец Алтынсары — из племени Кыпшак. Он погиб, при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Айман после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Алтынсарин Биография


Служба в Оренбурге. Русские друзья — В. Григорьев, Н. Ильминский

Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии. Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.

В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.

По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

Школа в Тургае

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.

Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора

Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. Вот некоторые казахские загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
А вот пословицы:
Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.

Стихи И. Алтынсарина

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,

Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!

В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…

Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.

То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.

А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям

Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.

Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.

Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.

К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.

Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.

Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

5 thoughts on “Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)”

Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.

Огромное Вам спасибо! Сын учится во 2м классе. Сегодня на дом задали выучить стихотворение Алтынсарина. Кратенькая заметочка в учебнике о великом человеке вообще ничего не дала ребёнку, какая-то совсем скучная, перегруженная лишними фактами… А ведь в 200 метрах от нашей школы до сих пор стоят здания, где Алтынсарин открывал русско-казахскую школу и школу для девочек. Так интересно можно было рассказать детям о нем, сводить к этим старым зданиям… Благодаря Вашему посту завтра расскажу сыну об Алтынсарине поподробнее и поинтереснее))

Хорошо, когда мама старается, чтобы сыну было интересно учиться. Таких не очень много сейчас. Вы- одна из них.

Спасибо большое от всей души! Очень познавательный и эмоциональный материал! Вы- учитель от Бога! Здоровья и вдохновения желаю Вам на долгие годы!

Браво. Спасибо вам и Ибрагиму Алтынсарину за интересную информацию за интересную жизнь


***

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это – потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое – тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: "Что это? Зачем это? Почему он так делает?"– это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн Вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком.

***

У отца – свои цели, свой путь. У сына – свои. Бывают отцы, которые не давят на сыновей бременем своих желаний, замыслов и воли.


Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком.

Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен.


Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла.

Прежде, чем воспитывать людей, воспитай себя.


Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию.

Всякий сумеет следовать по проторенной дорожке, проложенной отцами! Если ты в силах, ищи свои пути.


Почему мы, повзрослев и поумнев, не ищем и не находим удовлетворения тому любопытству, что в детстве заставляло нас забывать о еде и сне? …Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. …Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души.

Читайте также: