Профориентация в школе статистика

Обновлено: 04.07.2024

КАЗАНЬ, 21 мая. /ТАСС/. Почти 90% школьников, опрошенных в рамках проекта Минпросвещения России "Билет в будущее", не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации. Об этом сообщила во вторник замглавы министерства Ирина Потехина на пленарном заседании "Professional update: образовательная экосистема для человека новой экономики" на Национальном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).

"В конце прошлого года у нас стартовал проект "Билет в будущее", в рамках которого около 200 тыс. детей из 30 регионов прошли профориентационное тестирование. И вот задача была не в том, чтобы подсказать ребенку, какую профессию выбрать, а в том, чтобы показать ему, что такая проблема как выбор существует. Проанализировали результаты и увидели крайне впечатляющие цифры: почти 90% детей не понимают, чего они хотят, и не знают, где искать. Примерно 10% детей понимают, чего хотят, но не знают, что искать", - сказала Потехина.

Только 1,5% детей "уже что-то выбрали и даже следуют в этом направлении". Задача современной системы образования увеличить количество детей, которые знают, что хотят, и умеют искать, отметила Потехина.

"Билет в будущее" - современная образовательная площадка, работающая в формате профессиональных проб и объединяющая ключевых участников рынка труда: школьников 6-11-х классов, представителей работодателей, экспертов отраслевых направлений и образовательных организаций.

Соревновательная часть VII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" проходит в Казани с 21 по 23 мая. Церемония закрытия состоится 24 мая. Она пройдет в "Татнефть-Арене". Чемпионат пройдет по 92 компетенциям, в нем примут участие 1 519 конкурсантов из 85 субъектов России, 164 конкурсанта из еще 23 стран, 1 569 экспертов, 1 800 волонтеров.

WorldSkills - международное некоммерческое движение, реализуемое в РФ при поддержке Агентства стратегических инициатив и направленное на повышение престижа рабочих профессий, статуса и стандартов профессиональной подготовки.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Проблемы профориентации школьников

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

    Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

Рекомендуемые профориентационные мероприятия

Проблемы профориентации в школах

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

Профориентация в школе и её проблемы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

Трансформация сферы профориентации с учетом возможностей глобальной информационной среды породила новые формы знакомства с профессией для нынешних школьников.

Популярные направления молодежных фестивалей профессий - инженерное дело и мобильная робототехника. Фото: Сергей Куксин

Популярные направления молодежных фестивалей профессий - инженерное дело и мобильная робототехника. Фото: Сергей Куксин

Все большую роль здесь приобретают дистанционные формы и технологические площадки ознакомления с перспективами будущих специальностей. Однако и хорошо знакомые еще с советских времен инструменты профессионального самоопределения, такие как дни открытых дверей, фестивали профессий, профориентационные олимпиадные движения, образовательно-игровые площадки "Город мастеров" и другие не теряют свою популярность.

Фото: Gorodenkoff / Istock

Возможностей для профессионального самоопределения школьников достаточно. Трудности выбора будущей профессии связаны с тем, что рынок труда становится с каждым годом все мобильнее, а количество возникающих новых профессий растет прогрессирующими темпами. Новое поколение вступает в возраст способностей, в связи с чем эксперты прогнозируют поколенческий сдвиг, который во многом будет базироваться на уже приобретенных компетенциях абитуриентов.

На смену старшему поколению, которое не имеет широкого опыта взаимодействия с информационными технологиями, идет принципиально другое, свободно ориентирующееся в новых технологиях. По словам президента исследовательского холдинга "Ромир" Андрея Милёхина, главное его отличие в том, что оно выросло в условиях глобализации информации. "На мой взгляд, в ближайшее время мы будем свидетелями некоего поколенческого переворота", - уверен он.

Но пока поворота не произошло, а большинство подростков достаточно смутно осознают, какую профессию выберут в будущем. По данным статистики, только треть выпускников школ хотя бы приблизительно понимают, чем хотят заниматься, при этом более половины из них не дают однозначного ответа и не исключают нескольких вариантов образования. А оставшиеся от общего числа выпускников на момент расставания со школой так и не определились с выбором специальности. В этих условиях большое влияние на выбор подростков оказывают предпочтения родителей. А они, как показал один из опросов исследовательского холдинга "Ромир", остаются достаточно консервативными. Так, почти четверть россиян хотели бы, чтобы их ребенок получил профессию врача. Не теряет популярности и профессия юриста - 18 процентов респондентов хотели бы видеть своих детей на этой стезе. А вот профессия учителя набрала всего 5 процентов голосов участников опроса.

Возможностей для профессионального самоопределения достаточно, однако рынок труда становится более мобильным, появляется все больше новых специальностей

Именно этот пробел намерены нивелировать в минпросвещения. Как рассказал замглавы ведомства Виктор Басюк в рамках "круглого стола" "Российский учитель-2030: формирование личности и подготовка профессионала", министерство просвещения совместно с педагогическими вузами активно разрабатывает научно-методическую концепцию профессионального развития педагогов. "И это профессиональное развитие педагога, на наш взгляд, должно начинаться со школьной скамьи. Мы должны вспомнить практику вожатской деятельности в советских школах. Это и есть элементы педагогического научения, формирующие социально активную позицию, которая ведет в дальнейшем к педагогической профориентации", - отметил замминистра.

Фото: Александр Щербак/ТАСС

В формирование индивидуальной траектории образования будущих профессионалов все больше вовлекаются регионы. Так, в Нижегородской области открылся первый региональный Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Подобные центры открываются в разных регионах страны в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование". А всего к 2024 году в РФ будет создано 100 таких ЦОПП. "Сервисы цифровой платформы обеспечат запись любой категории граждан на профориентационные мероприятия, помогут выбрать подходящий краткосрочный курс опережающей профессиональной подготовки, а школьникам - получить первую специальность", - отмечают в правительстве Нижегородской области.

Почти четверть россиян хотели бы, чтобы их ребенок выбрал профессию врача, а вот учителем видят своего ребенка только 5 процентов

А в Кемеровской области ЦОПП стал региональным оператором фестиваля профессий "Билет в будущее", который был организован в дистанционно-очном формате. Подростки получили возможность ознакомиться с одной или несколькими профессиями как в группе до 8 человек, находясь дома, так и вместе со своим классом в школе. Рассказы наставников по видеосвязи касались 56 компетенций, в их числе, например, "Веб-дизайн и разработка", "Лабораторный медицинский анализ", "Мобильная робототехника", "Токарные работы на станках с ЧПУ".

Новые горизонты профессионального роста для инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью открывает и Национальный чемпионат по профессиональному мастерству "Абилимпикс". Как рассказал на церемонии открытия состязаний первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко, в нынешнем году в финале участвуют все субъекты РФ, а общее количество участников за пять лет развития движения в стране выросло в 40 раз.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Традиционно еще с советских времен остаются востребованными и такие формы приглашения в профессию, как летние образовательные программы. Например, этим летом образовательные смены во Всероссийском детском центре "Смена" в Краснодарском крае включили в себя и программу "Город мастеров". Во время профориентационной смены школьники на 14 дней стали жителями города профессий, поделившись на округа и выбрав мэра. А лучших из них выявил конкурс "Битва профессий".

Инструменты, помогающие школьникам с профессиональным самоопределением, повышают информированность о профессиях и дают возможность попробовать себя в разных областях. Дальше все зависит от интереса обучающихся к выбранной профессии. Новые формы и программы профориентации, основанные на цифровых технологиях, не вытесняют традиционные формы знакомства с профессией, а дополняют их и также интересны школьникам.

Для школьников и студентов экскурсии на объекты РусГидро проводится регулярно

В России нарастает дефицит технических специалистов. Эксперты говорят о возрастающей роли ранней профессиональной ориентации для детей и подростков. Один из успешных кейсов — в материале РБК Новосибирск

Ректор НГТУ отмечает, что сегодня студенты не всегда понимают, что именно их ждет в университете и в будущей профессии, и они теряют драгоценное время.

Среди крупных российских компаний нарастает тренд на развитие собственных программ, направленных не только на студентов профильных вузов, но и на школьников, позволяя наладить контакт с заинтересованными ребятами. Такие программы направлены на подготовку подростков к поступлению в профильные вузы, знакомство с задачами отрасли, формирование осознанного желания работать в определенной компании.

Учащиеся энергокласса в многофункциональной лаборатории в НПЭК

Кадровый лифт в энергетику

Первая ступень — обучение в Энергоклассах РусГидро. Профильные классы созданы для школьников 9-11 классов с целью заинтересовать подростков энергетикой, дать им необходимый базис знаний для поступления в профильные сузы и вузы.

Энергоклассы организованы компанией в 11 регионах и действуют уже 10 лет. В Новосибирске такой класс создан в 2015 году на базе школы № 112, расположенной в микрорайоне ОбьГЭС. Программа обучения включает в себя занятия по физике, математике, истории энергетики, основам технического проектирования, энергосбережению и энергоэффективности и другим дисциплинам. Также для учащихся проводятся экскурсии на энергообъекты. Занятия проводят квалифицированные педагоги школ, высших и средних учебных заведений и сотрудники РусГидро.

Обучение в Энергоклассе ведется за счет РусГидро и доступно всем желающим ребятам, его проводят в режиме дополнительного образования.

Успешный опыт и положительная статистика поступления выпускников Энергоклассов в профильные вузы говорит о том, что проект с каждым годом набирает обороты. 36% выпускников поступают в вузы технической направленности, высшее образование 28,4% выпускников связано с гидроэнергетикой, 19,6% выпускников становятся специалистами в области электроэнергетики и электротехники.

По словам директора школы № 112, отличника общего образования Вадима Платонова, сотрудничество школы и Новосибирской ГЭС не ограничивается работой в рамках профориентации, гидроэнергетики помогают ребятам организовывать исследовательскую и проектную деятельность.

Фото: Министерство образования Новосибирской области. Работу новосибирских школьников оценили за сложность и технический уровень

Фото: Министерство образования Новосибирской области. Работу новосибирских школьников оценили за сложность и технический уровень

Выпускной энергокласса. По оценкам РусГидро, 36% выпускников поступают в вузы технической направленности, высшее образование, 28,4% выпускников связано с гидроэнергетикой

Выпускной энергокласса. По оценкам РусГидро, 36% выпускников поступают в вузы технической направленности, высшее образование, 28,4% выпускников связано с гидроэнергетикой

Чемпионы-электромонтажники

Команда Центра Созвездие в WоrldSkills Russia Juniors

Победа команды Центра Созвездие в корпоративном чемпионате РусГидро WorldSkills Russia Juniors

Солнечная электростанция

Из Энергокласса — в ВУЗ

В подготовке специалистов факультет энергетики НГТУ имеет договоры о сотрудничестве с региональными энергокомпаниями. РусГидро — стратегический партнер вуза, а самые тесные связи у гидроэнергетиков с профильным факультетом — факультетом энергетики.

Энергокласс в многофункциональной лаборатории виртуальных объектов в НПЭК

Чернов отмечает, энергоклассники профессионально ориентированы, что редкость среди студентов.

Лабораторный практикум в НГТУ

Лучших выпускников трудоустраивают на объекты РусГидро. При трудоустройстве молодым специалистам выплачиваются подъемные, в течение первого года работы компенсируется плата за аренду жилья. У работников РусГидро довольно высокий уровень дохода и расширенный социальный пакет: приоритетными являются программы добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и улучшения жилищных условий сотрудников. Для поддержки молодых семей предусмотрены единовременные выплаты в связи с регистрацией брака, рождением ребенка, пособия по уходу за ребенком до трех лет, компенсация расходов на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Один раз в 2 года гидроэнергетики, отдыхают и поправляют здоровье за счет предприятия, а детям до 14 лет ежегодно компенсируется стоимость лечебно-оздоровительных и туристических путевок.

Читайте также: