Буклет скулшутинг профилактика в школе

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации по предупреждению и выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях

1. Актуальность

Формирование безопасной образовательной среды на сегодняшний день является важнейшей задачей не только государства, региона, но и в частности образовательной организации.

Одной из ключевых современных угроз для общества становится вовлечение подростков в деструктивные сообщества, а также популяризация молодежных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия. Следует освободиться от иллюзий, что образовательная организация надежно защищена от преступления скулшутинга.

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

В литературе отмечается, что успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцен­трировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения, основным и важным звеном всего меха­низма преступного поведения.

Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные осо­бенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесооб­разные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.

Для того чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов можно отметить:

• Отсутствие внимания родителей к ребенку

• Ссоры с членами семьи

• Трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами

• Буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива или его части

• Смерть родственников друзей

• Доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию

К внутренних факторам следует отнести:

• Депрессивное состояние ребенка

• Внушаемость и ведомость ребенка

• Психическое отклонение у ребенка

3. Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях.

Алгоритм работы является двухступенчатым:

1. Предварительная оценка проводится по самой угрозе

2. Оценка личности угрожающего

3. Принятие мер и реагирование

1. Оценка угрозы

Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо.

Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.

Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:

1. Все угрозы неравнозначны.

2. Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез и оцениваться соответствующе.

заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом

тенденция быть неопределенности, неясности и неоднозначности

угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность.

угрозы предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия

Степени риска угроз

Низкий риск

Средний риск

Высокий риск

Характеристика

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

Угроза более конкретна, чем угроза низкого уровня

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы)

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”.

Угроза прямая, конкретная и правдоподобная .

Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами.

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

Есть мотивация, представление о том, что, где, когда и во сколько произойдет и каким будет предмет преступления.

2. Оценка личности угрожающего

Анализ одной только угрозы не дает нам точного понимания, насколько серьезен человек в своих намерениях.

Все аспекты жизни угрожающего должны учитываться при оценке того, сможет ли он осуществить задуманное, дает основы для оценки личности.

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Нижеприведенная модель обеспечивает основу для анализа ученика и помогает определить, есть ли у него мотивация, средства и намерения провозглашенную угрозу.

Оценка основана на совокупности известных о школьнике данных в четырех основных областях:

• Отношения в семье

• Отношения в школе и статус ученика в школьном сообществе

• Динамика социальных отношений

Если оценка указывает на проблемы во всех четырех категориях, это может говорить о том, что учащийся, скорее всего, фантазировал о воплощении угрозы в жизнь, обладает достаточной мотивацией для совершения преступления или уже предпринял какие-то шаги для осуществления угрозы.

1. Ни одна из характеристик не должна рассматриваться изолированно или считаться более весомой, чем другие. Все из них можно обнаружить у учеников, которые даже и не думали устроить школьную стрельбу.

2. Поведение - это выражение личности, но, если у человека сегодня плохое настроение и он агрессивен, то это совсем не значит, что это базовая линия его поведения. Оценщики должны узнавать информацию у людей, которые знали ученика в течение определенного периода времени и могли наблюдать за ним в разных жизненных обстоятельствах.

3. Многие из приведенных ниже типов поведения и признаков проявляются у депрессивных подростков с нарциссическими чертами и другими возможными психологическими проблемами. Несмотря на совпадение между нижеприведенным списком и диагностическими симптомами, оценка в рамках четырехступенчатой модели оценки угрозы не может заменить клинический диагноз психического заболевания.

4. Признаки серьезных психических расстройств и / или злоупотребления психоактивными веществами могут значительно повысить риск применения насилия и должны быть оценены специалистом в области психического здоровья.

Намеренные и случайные действия учащегося, намеки, сообщающие о чувствах, мыслях, идеях, намерениях или отношении к теме насилия и возможном в будущем акте насилия.

Данные намеки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, прогнозирования, или ультиматумов; могут быть как произнесены, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.

Другая форма утечки требует усилий, чтобы заставить неосведомленных друзей или одноклассников помочь в подготовке акта насилия, и обмана (например, учащийся просит знакомого достать для него патроны, так как он якобы собирается на охоту).

Учащегося можно легко задеть, оскорбить, разозлить или обидеть. Школьник долго переживает из-за этого

Учащийся регулярно демонстрирует низкие или отсутствующие навыки справляться с расстройством, критикой, разочарованием, неудачей, отказом, или унижением. Ответная реакция обычно является неуместной, преувеличенной, незрелой или несоразмерной

Учащемуся не хватает гибкости, и он не может вернуться к нормальному состоянию после приобретения печального опыта или расстройства, неудачи, получения резкого замечания, даже если уже прошло некоторое время.

Учащийся может чувствовать себя отвергнутым или униженным после разрыва любовных отношений, и не может принять отказ или примириться с ним.

Учащийся таит внутри чувство обиды по поводу реальных или ощущаемых им проявлений несправедливости. Не важно, сколько времени прошло,

Учащийся может вести черный список с именами людей, которые по его ощущениям, поступили нечестно по отношению к нему.

Апатия, физическая усталость, пессимистичный взгляд на жизнь, чувство недомогания, потеря интереса к занятиям, которые когда-то ему нравились.

Непредсказуемые или неконтролируемые вспышки гнева, чрезмерная ненависть по отношению к другим, чувство отчаяния по поводу будущего.

Возбуждение, беспокойство, невнимательность, нарушение сна и расстройство пищевого поведения, а также заметно сниженный интерес практически ко всем видам деятельности, которыми подросток увлекался ранее. Учащемуся может быть трудно говорить о своем состоянии, так как он не способен его точно сформулировать.

Учащийся эгоистичен, ему чуждо понимание потребностей и/или чувств других, он обвиняет окружающих в собственных неудачах и разочарованиях.

Учащийся постоянно ведет себя так, будто чувствует отстраненность от других людей. Это чувство отчуждения - нечто большее, чем просто быть одиночкой. Здесь ощущение изолированности, печали, одиночества, непринадлежности социуму и несоответствия.

Учащийся демонстрирует неспособность к пониманию чувств окружающих и остается равнодушным по отношению к чьим-либо чувствам. Когда другие люди показывают эмоции, учащийся может поднять их на смех, посчитав слабыми или глупыми.

Учащийся ожидает особого обращения с собой и уважения. Негативно реагирует, когда чувствует, что с ним общаются не должным образом.

Учащийся испытывает чувство превосходства и считает себя умнее, креативнее, талантливее, опытнее и мудрее других.

Учащийся демонстрирует повышенную, иногда патологическую необходимость во внимании, неважно, положительном или же отрицательном.

Учащийся отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки и винит внешние обстоятельства в личных неудачах. Кажется, что школьник в принципе не способен воспринимать конструктивную критику и быть открытым для разумных доводов.

Несмотря на то, что иногда поведение школьника может быть надменным и высокомерным, подобным образом маскируется заниженная самооценка. Ученик избегает вовлеченности в школьную жизнь (например, в общественную работу). Другие учащиеся могут считать его ничтожеством

Проблемы с контролем эмоций

Вместо того чтобы демонстрировать гнев и при подходящих обстоятельствах, учащийся склонен к постоянным вспышкам гнева и/или публичным скандалам, или же размышлениям в угрюмом, волнительном молчании. Г нев может быть несоразмерен причине, перенаправлен в сторону людей, которые не имели никакого отношения к случившемуся.

Может проявляться в форме непредсказуемых и неконтролируемых вспышек, сопровождается выражениями с необоснованными предубеждениями, неприязнью, даже ненавистью по отношению к другим людям/группам людей.

Учащийся постоянно выражает свое нетерпимое отношение к определенным расовым, религиозным и прочим группам, в том числе с помощью одежды, татуировок и т.п.

Юмор учащегося постоянно неуместен. Шутки или “смешные” комментарии звучат мрачно и оскорбительно.

Учащийся постоянно пытается обмануть других людей, манипулировать ими, а также заслужить их доверие для того, чтобы нивелировать какие-либо признаки своего девиантного или угрожающего поведения

Учащийся недоверчив и относится подозрительно к окружающим, иногда впадает в паранойю. Он может заявлять, что в обществе не существует надежного учреждения или механизма для достижения справедливости или разрешения конфликта, и что, если его беспокоит нечто, то придется разобраться с этим по-своему.

Учащийся кажется закрытым, имеет несколько скорее знакомых, нежели друзей, или ассоциирует себя только с единственной маленькой группой, которая, кажется, исключает всех остальных.

Учащиеся, которые угрожают или осуществляют насильственные действия, не обязательно должны быть одиночками в классическом понимании, а состав и качества группы ровесников могут дать ценную информацию при оценивании степени опасности, с которой угроза будет осуществляться.

Поведение учащегося сильно меняется. Его академическая успеваемость может упасть или же он может демонстрировать халатное отношение к школьным правилам, расписаниям, дресс-кодам другим предписаниям.

Учащийся кажется непоколебимым, циничным, выражает твердое мнение о предмете, о которых он или она имеет малейшее представление. Пренебрегает фактами, логикой и рассуждениями, которые могут ставить под сомнение его мнение.

Учащийся демонстрирует неподдельное восхищение фильмами, телевизионными программами, компьютерными играми, музыкальными видео или напечатанным материалом, которые сфокусированы на темах насилия, ненависти, контроля, власти, смерти и разрушения. Он может постоянно смотреть один фильм или читать и перечитывать одну книгу со сценами насилия, возможно, включающими в себя и насилие в школе.

Темы ненависти, насилия, оружия, массового поражения периодически появляются фактически во всех видах деятельности, хобби и времяпрепровождения. Учащийся проводит слишком много времени, играя в компьютерные игры, содержащие темы насилия, и кажется более заинтересованным в насильственных образах, нежели в самой игре.

В Интернете учащийся занимается регулярным поиском сайтов, содержащих информацию о насилии, оружии, другие беспокоящих его предметах. Доказательством тому служит загруженный и сохраненный учащимся материал с данных сайтов.

Учащегося могут привлекать отрицательные, неподходящие образцы для поведения, как, например, Гитлер, сатана, или другие, так или иначе связанные с насилием или разрушением.

Скулшутинг- это вооруженное нападение обучающегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела о школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего
мира, в том числе в России.

Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.

Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда обучающийся московской школы застрелил учителя география и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу.

Среди внешних факторов можно выделить:

• отсутствие внимания родителей к ребенку;

• ссоры с членами семьи;

• трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами;

• буллинг (травля) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;

• смерть родственников и друзей;

• доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;

К внутренним факторам следует отнести:

• депрессивное состояние ребенка;

• внушаемость и ведомость ребенка;

• психические отклонения у ребенка.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

• дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество;

• родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем;

• отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем;

•сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него;

• нападение на обучающихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие;

• под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни;

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

• станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками;

• учите ребенка общению с людьми вне Интернета;

• организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций);

• тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах;

• не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка;

• контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения;

• обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа №29 имени М.Т.Калашникова"

Данная памятка разработана для беопасности обучающихся, с разъяснением терминов "Скулшутинг" и "Колумбайн", так же содержится информация, как не стать жертвой "Буллинга", и что делать при нападении агрессивного подростка.

ВложениеРазмер
pamyatka_detyam_kulumbayn.doc 249 КБ

Предварительный просмотр:

Киреева Яна Александровна

Специальная общеобразовательная школа № 2 (открытого типа) Санкт – Петербурга

Памятка для обучающихся.

Что нужно знать :

Тра́вля ( жарг . бу́ллинг — англ . bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива ( особенно коллектива школьников и студентов , но также и коллег ) со стороны другого члена коллектива .

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения . Несмотря на то , что в России об этом явлении заговорили совсем недавно , за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века . Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека , 56 получили тяжелые травмы . С тех пор можно проследить четкую тенденцию : случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира .

Что делать при нападении агрессивного подростка ?

Если у него с собой зажигательная смесь.

Если у него с собой огнестрельное оружие . Все должны лечь на пол. Надо понимать: человек стреляет либо от плеча, либо от пояса. Надо оказаться ниже линии огня. Поэтому задача учителя — в первые секунды приказать детям лечь на пол. Нападающему потребуется время, чтобы осознать, что дети внизу.

Если нападающий более или менее адекватный, то вам лучше выполнять его приказы. Но если вы понимаете, что человек явно неадекватный и собирается стрелять, то постарайтесь быстро сократить дистанцию между вами и задрать его руку с оружием максимально высоко. Имейте в виду, что, если человек правша,

вам надо уметь смещаться влево. Но это крайний случай — пытаться его таким образом нейтрализовать. Это почти наверняка обернется ранением или смертью. Но в этом случае вы выиграете время для детей.
Если вы понимаете, что не сможете этого сделать (и нападающий, например, передумал стрелять), продолжайте разговаривать с ним спокойным голосом.
Вообще противостоять человеку с огнестрельным оружием в замкнутом пространстве — школьном классе — практически невозможно. Это самый сложный вариант.

Если у него холодное оружие. Тут проще: есть определенная зона поражения, это длина руки плюс 20-30 см, то есть около метра. Если вы эту дистанцию сохраняете, то обеспечиваете определенную безопасность. В качестве щита можно использовать все, что угодно: парту, стул, монитор от компьютера, мольберт. Вы должны быть между нападающим и детьми.

О недопустимости незаконных сборов денежных средств

Алгоритм действий для родителей обучающихся

Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

Памятка для родителей

Ответственность за совершение противоправных действий

О работе Консультационных центров

Скулшутинг, "Колумбайн", кибербуллинг

Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.


Специалисты "Центра мониторинга социальных сетей" разработали информационный буклет по вопросу выявления психологических особенностей учащихся, находящихся в "группе риска" по проблеме вовлечения в деструктивные сообщества.

Данная информация актуальна для преподавателей, специалистов, работающих с молодежью, а также родительского сообщества.

skulshuting-2_psikhologicheskie_osobennosti.pdf

Воспитание гражданской идентичности в пространстве современной школы

Открытые лекции по профилактике экстремизма в молодежной среде (Челябинск, 2015)

В Челябинском государственном промышленно-гуманитарном техникуме им. А.В. Яковлева с 2 по 11 апреля состоялся цикл семинаров по вопросам медиабезопасности





Зачем нужен этот сайт?

Сайт представляет собой единую информационную площадку и основной канал методического обеспечения гражданско-патриотического воспитания молодежи. На сайте можно задать вопрос экспертам, узнать и принять участие в различных проектах, в том числе и образовательной направленности. Приятной работы!

Анонимная горячая линия призвана помочь в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма, преступлениями и дискриминацией на национальной и религиозной почве, нарушениями в области прав и свобод граждан. Данная горячая линия является независимым общественным механизмом.

Онлайн-консультации психолога

С помощью этой линии Вы можете задать вопрос психологу, рассказать о своей проблеме, договориться о консультации.

А ещё у нас есть ДиджиталПсихолог Вконтакте!

Консультации предоставляются бесплатно.

Сайт регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания. Сделано в Умных разработках. Проект осуществляется Центром культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ.

Читайте также: