Беседы о югре в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Даудова Зульфия Мурзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: п. Перегребное, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект нод по познавательно-речевому развитию в средней группе
Тема: "Живу в краю чудесном я – он под названием Югра "
Раздел: дошкольное образование

НОД в средней группе по познавательному развитию «Живу в краю чудесном я – он под

Энне:
А вы знаете, что это за сооружение стоит?
Дети:
Чум - это жилище хантов.
Энне
: Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум? Из оленьих шкур. - Чем занимаются народы Севера. (охотой, рыболовством, оленеводством) - На чем передвигаются народы Севера. (на нартах)
(Слайд)

Энне:
- Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
Энне:
Идем дальше. (Создание проблемной ситуации.) (Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы). - Представьте дети, что мы едем по тайге. - А что такое тайга? (Дремучий лес) - А какие деревья растут в тайге? (кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина. ) -Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
1.
У рыженькой малышки В дупле грибы и шишки.
(Белка)

2.
Шуба серая - для лета. Для зимы – другого цвета.
(Заяц)

3.
Какой зверь опасный Ходит в шубке рыжей, Снег разгребает, Мышек хватает?
(Лиса)

4.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
(Волк)

5.
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

6.
На свинью похож он очень, Но в щетине в шерсти точно, Два клыка торчат из пасти, Да к тому же он всеядный!
(Кабан)

7.
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежную тайгу.
(Олень)

Дети: -
Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны. (Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края). - Молодцы!
Энне:
Ребята, а вы знаете в старину у детей не было игрушек, как у вас сейчас. И купить их было негде. Не было магазинов. Взрослые сами делали игрушки своим детям. Куклу шили из кусочков ткани. (Показывает образец). В такие самодельные куклы играли дети. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Сейчас я научу вас делать такие же куклы. Так как время у нас ограничено время, у меня имеются заготовки. Сейчас приступаем к работе! Мастерить куклу начинаем с головы. (Показывает) Дети вместе с бабушкой Энне мастерят кукол. После изготовления кукол бабушка Энне прощается с детьми и уходит.
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? Где вы побывали с бабушкой Энне? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? - Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.

ВложениеРазмер
hmao.docx 176.33 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-30653-1428590093.jpg

Цель: углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Образовательные: Познакомить детей с городами нашего округа. Их символикой.

Развивающие: Развивать желание узнавать новое о том, месте, где они родились и живут.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина. Это место, где он родился и живет. Это его малая Родина.

Ребята, а как вы думаете, что для нас является нашей малой Родиной?

Воспитатель: Правильно, для нас родная сторона, наша малая Родина – это Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра.

Назовите столицу нашего округа.

Ответы детей: Ханты - Мансийск

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами скажем, кто управляет нашим округом?

Ответы детей: губернатор

Воспитатель: А как зовут нашего губернатора?

Воспитатель: Молодцы! Наталья Владимировна Комарова.

Ребята, сегодня у нас в гостях Югорка – местный герой нашего округа Ребята, скажите какие города нашего округа вы знаете?

Воспитатель: Я приглашаю вас посетить некоторые из них. Занимайте места в самолёте, пристегните привязные ремни, мы отправляемся (слайд 2).

(слайд 6). Одним из интересных мест в Ханты-Мансийске является биатлонный центр. Здесь проходят соревнования по биатлону. Сюда приезжают тренироваться не только спортсмены из нашего округа, но и со всей Росси, и даже из-за границы.

Как вы уже знаете, у каждого населённого пункта есть своя символика.

Ребята, что мы можем отнести к символике?

Воспитатель: Правильно: это герб, гимн и флаг.

Давайте рассмотрим герб города Ханты-Мансийска. (слайд 7).

Центральную часть герба города составляет композиция из четырех символов, размещенных на ярко-голубом фоне. Фон символизирует пространство воды и неба. Дуга-полусфера символизирует солнце и холмы, омываемые водами рек Иртыша и Оби. На голубом фоне размещены три снежинки, обозначающие долгую снежную зиму. На фоне золотистой полусферы размещены три ели изумрудного цвета, крайние ели изображены в виде чумов. Золотистый цвет символизирует богатство, справедливость и великодушие. Зеленый цвет символизирует тайгу, окружающую город. На зеленом фоне в нижней части герба города изображена символическая белая птица (белый журавль, стерх) с распростертыми крыльями, как бы охватывающими всю сферу. Белая птица символизирует собой чистоту.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Вставайте со своих стульчиков.

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

А теперь мы вновь возвращаемся на борт нашего самолёта. Пристегните ремни.

(слайд 8). Наш самолёт пролетает над городом Нижневартовском. Это большой районный центр. На территории этого района добывают газ и нефть, заготавливают лес. В самом городе Нижневартовске строятся новые дороги, школы, больницы, дома.

В этом городе протекает еще одна большая река нашего округа Обь. (слайд 9). Посмотрите, какой большой речной порт, он принимает пассажирские теплоходы и баржи с разными грузами.

Давайте рассмотрим герб Нижневартовска. (слайд 10). На щите изображен узкий золотой столб, который поднимается от основания герба к вершине и переходит в треугольное поле - символ богатства нашего края, на котором отражен основной вид деятельности человека в этом регионе - три капли нефти. Справа — серебряное поле, которое обозначает чистоту, невинность, радость. На нем эмблема ели - вечнозеленого дерева, символизирующего вечность. Слева, на голубом поле — эмблема рыб, это слава, которую несет река Обь, раскрывая богатство города.

Итак, движемся дальше. (слайд 11).

(слайд 13). Сегодня Лангепас – это красивый город, имеющий железную дорогу, детские сады, больницы, спортивные сооружения.

(слайд 14). Сейчас мы побываем в городе, название которого по всей вероятности связано с хантыйской фразой. “Сорт кул – хут вал”, что означает “рыбы нет – щука есть”. Этот город называется Сургут.

Сургут – старейший город ХМАО. 64 года назад недалеко от Сургута было открыто месторождение нефти. Сургут стал центром нефтедобывающей промышленности округа. Сегодня это один из крупнейших городов округа.

Ребята, давайте посмотрим, что же изображено на гербе этого города? (слайд 15).

Воспитатель; Правильно. В верхней части герба мы видим черно-бурую лисицу. В нижней части на синем фоне изображена снежинка, а внутри снежинки - нефтяная вышка с фонтанчиком нефти. Снежинка говорит о северной зиме, а нефтяная вышка - о новейшей истории Сургута, как нефтедобывающего региона.

Воспитатель: К сожалению наше путешествие подошло к концу. Занимайте места в самолете, мы возвращаемся назад.

Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Урай. (слайд 16).

И мы с вами возвращаемся обратно в свой родной детский сад. (слайд 17).

Ребята, давайте вспомним, в каких городах Югры мы с вами побывали?

Что вам понравилось?

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы и я вам дарю вот эти изображения Югорки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

hello_html_18a108f0.jpg

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила

воспитатель

Джумагазиева Ж.З.

Цель : формировать представления о природном богатстве родного края.
Образовательные задачи:

расширить и закрепить знания детей об особенностях природы

р одного края, культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие задачи:

развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать

развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к

природе родного края;

воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть

похожими на них;

воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, затяжная зима, дикоросы, кисы, ягушка, малица).


Ход непосредственно образовательной деятельности :


Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие. В течение путешествия мы будем отвечать на вопросы, выполнять интересные задания, а также просматривать слайды и комментировать их. - Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: Многие из вас родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край, малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: - Много разных городов находится в Ханты – Мансийском автономном округе.
(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Как называется наш город?
Дети: город Покачи.
А что означает название нашего города Покачи?
Дети: - город назван в честь семьи Покачевых.
- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ?

Автор: Иванова Светлана Радифовна, воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №6 "Сказка" г.Радужный ХМАО-ЮГРА Тюменской обл.
Описание: данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - заповедниках, расположенных в округе. К проведению занятия были привлечены родители воспитанников, их роль может вполне заменить воспитатель.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.



Вопросы по рассказу.
Воспитатель:
- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.

- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняе-мые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках? (Охотовед).
- А чем именно он занимается? ( Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкарм-ливает животных и птиц)
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?
Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес,
Ты полон свежести и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель:
- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач, Столбы, Баш-кирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные Земли, Алтайский).
- А как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)
- А изначально для сохранения какого животного он был создан?(баргузинский соболь)
- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)


Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель:
- Ребята, а теперь мама Димы Мария Дмитриевна хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.


Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель:
- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.


Словарь: коренное население, ханты, манси, орнамент.

Материалы и оборудование: проектор, экран; клей, кисточки, шаблоны, салфетки, музыка народов ханты; слайды.

Рассматривание иллюстраций и слайдов о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание национального танца.

Ход НОД:

- В какой стране мы с вами живем? (Россия.) (Слайд карты.)

- Как называется столица нашей Родины? (Москва.)

- Россия - это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

- Кто знает название столицы нашего округа? (Ханты – Мансийск.)

(Слайд карты ХМАО – Югры.)

Природа Ханты-Мансийского округа богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами.

- Ребята, какие растения тайги вы знаете?

(Здесь растёт ель, кедр, лиственница, сосна, кустарники, цветы, ягоды, грибы…)

- Лес – это дом для животного мира. Пожалуйста, назовите, каких птиц и зверей лесов нашего округа вы знаете.

(Медведь, лиса, волк, рысь, лось, куница, белка…)

(Тетерев, куропатка, глухарь, клест, кукушка, дятел.)

- Дети, вы хорошо знаете животный мир наших лесов. Молодцы!

- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским?

(Коренное население ханты и манси.)

- Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. (Слайд.)

- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.

Югорский край – заветный край России.

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Всем сердцем и душой мы влюблены!

Ребята, закройте глаза и послушайте (звенят колокольчики).

Мы словно в сказке очутились в таежной стране, где живут коренные народы – ханты и манси. Ханты и манси – народы очень трудолюбивы, очень любят свой край.

- Мужчины народов ханты и манси издревле занимались охотой. Охота –один из видов промысла коренных народов.

- На кого и для чего они охотятся?

(На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)

- Почему ханты и манси шьют одежду из меха?

(Суровая, холодная зима. А мех теплый.)

- А теперь, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это - …северный олень.

Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.

- Что вы можете рассказать об оленях.

- олени очень красивые, гордые и выносливые.

Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.

- Кто же управляет оленьей упряжкой? (Каюр.)

(Надеваются маски оленей, за упряжки берется каюр.

- А еще, каким промыслом занимаются мужчины коренных народов?

- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?

(Нельма, муксун, щука, окунь…)

- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями, провязами.)

- Правильно. Молодцы! Поедем дальше.

(Подъезжают к чуму.

Выходит хантыйка в национальном костюме. Здоровается.)

Воспитатель. – Ребята, поздоровайтесь.

Хантыйка: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Окся. Я вам расскажу о нашей жизни. Мужчины у нас занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детей. Наши женщины настоящие рукодельницы. Выделываем шкуры, шьем одежду, обувь, изготавливаем предметы быта. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия мы украшаем бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами.А знаете ли вы, что такое орнамент?

Дети: Это узор для одежды.

Хантыйка –Молодцы!Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.

Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, собачья лапа, ветви березы, изображение медведя, птиц.

Красивы и просты.

Вглядись, дружок и скоро

Поймешь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.

Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством. У них много писателей, поэтов. Очень любят петь и танцевать. В танце они отражают свою жизнедеятельность. Я вас приглашаю со мною исполнить один небольшой такой танец…

(Дети танцуют с хантыйкой.)

- На память о нашей встрече я даю вам рукавички, которые Вы сможете украсить хантыйским орнаментом.

Воспитатель – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Оксей. До свидания!

Давайте закроем глазки (звенит колокольчик) Мы с вами снова в детском саду!

(Приглашаю за столы.)

Самостоятельная работа детей.

Рассматривание работ детьми.

  • С чем вы познакомились сегодня?
  • Что больше запомнилось?

Рефлексия: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – покажите солнышко за тучкой.

Воспитатель: – Ребята, я вам предлагаю подарить наши рукавички гостям на память о нас и нашем детском саде.

Читайте также: