Балет тщетная предосторожность краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Марцеллина.
Лиза, ее дочь.
Колен, возлюбленный Лизы.
Мишо, богатый мельник.
Ален, его сын, жених Лизы.
Кюре.
Нотариус.
Подруги Лизы. Саботьеры. Крестьяне. Крестьянки.

Первый акт

Первая картина.

Утро. Звуки деревенской атмосферы создают идиллию беззаботности и радости нового дня.

Хозяйка дома, Марцелина, готовит инвентарь для работающих на нее крестьян.

Ее дочь, Лиза, с нетерпением ждет своего возлюбленного Колена, но его почему-то нет. Лиза грустит и мечтает о встрече.

Неожиданно для нее подкравшийся Колен обнимает Лизу. Они счастливы, но.

Марцелина в гневе обрушивается на бедного Колена, он бедняк, у него нет денег, а Лиза из небедной семьи, и Марцелина уже присмотрела для дочери богатого жениха — сына мельника Мишо.

А вот и они. Прогнав Колена, Марцелина с радостью встречает Мишо и его сына.

Сын Мишо, Ален, только что приехал из Парижа, и воздух провинции действует на него одурманивающе. Цикады, бабочки, птички, коровы вызывают у него чувство недоумения и восторга. Он больше интересуется окружающей его природой, чем сватовством и знакомством с невестой.

Марцелина и Мишо торгуются из-за приданого, и только неожиданное появление жениха предотвращает ссору.

Воспользовавшись тем, что мамаша и мельник увлеклись ссорой, Лиза незаметно убегает искать Колена. Пришедшие в себя Марцелина, Мишо и Ален устремляются за Лизой.

Вторая картина.

Жаркий летний день. Крестьяне занимаются уборкой урожая.

Во время отдыха Лиза прибегает к Колену. Здесь среди друзей они могут не бояться Марцелины.

Но Марцелина находит влюбленных и здесь. Начинается гроза. Воспользовавшись суматохой бури, Лиза и Колен прячутся. Однако матери удается с трудом вырвать дочь из объятий Колена.

Второй акт

Третья картина.

Лиза грустит о Колене. Марцелина заставляет ее прясть пряжу, а сама готовит для дочери свадебную фату. Примерив фату, Марцелина учит дочь "благородным" манерам.

Урок танцев усыпляет Марцелину, и она засыпает. Лиза хочет убежать из дома, но дверь заперта, а ключи у матери. Лиза не знает, что делать.

В окно заглянул Колен и подсказывает Лизе, как взять ключи у матери.

Марцелина просыпается и ругает дочь, что она плохо работает.

Появляются крестьяне. Они пришли получить от Марцелины деньги за работу. После длительного торга с жадной хозяйкой крестьяне уходят, сложив принесенные снопы.

Марцелина велит Лизе перенести снопы в кладовую, а сама уходит за свадебным платьем, предварительно заперев входную дверь на ключ.

Лиза одна. Колена нет. Она мечтает о нем и об их счастье.

Неожиданно из снопов вылезает спрятавшийся там Колен. Влюбленные счастливы, но. слышны шаги возвращающейся Марцелины. Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина показывает дочери свадебное платье. Начинается примерка. В момент переодевания слышен стук в дверь. Это пришли Мишо, Ален и нотариус подписать брачный контракт.

Чтобы не показать дочь в раздетом виде, Марцелина в панике заталкивает ее в спальню, где уже спрятан Колен. Заперев спальню на ключ, счастливая Марцелина встречает гостей.

— А где же невеста? — спрашивает Мишо.

Марцелина торжественно вручает ключ от спальни жениху.

Открыв дверь спальни, Ален застывает в изумлении.

— В чем дело? — спрашивает Марцелина и бежит в спальню. Шок от увиденного Колена и раздетой Лизы повергает бедную мать в обморок.

Мишо обвиняет Марцелину, которая готова убить и Лизу, и Колена. Мельник с сыном в гневе покидают дом.

Балет, поставленный французским мастером Жаном Добервалем и состоящий из двух частей. Сюжет повествует об одной семье – матери Марцелине, которая пытается выгодно отдать замуж свою единственную дочь Лизу за Никеза – сына местного богача Мишо. Ситуация крайне щекотливая, поскольку Лиза уже влюблена в бедного крестьянского парня Колена. Желая осуществить задуманное, Марцелина запирает свою дочь в чулане, где тайно прячется Колен, и начинает готовиться к предстоящей свадьбе. Когда все приготовлено и прибыли гости, она открывает чулан, и Лиза с Коленом предстают перед ней в обнаженном виде. Марцелине не остается ничего другого, как согласиться на брак двух влюбленных. Хореограф-постановщик Юрий Григорович. Дирижер Игорь Дронов. Балет прекрасный – легкий, яркий и смешной, не обремененный каким-либо серьезным классическим наследием, несмотря на возраст самого произведения (более 200 лет). На сцене Большого театра он выделяется великолепной работой танцоров под аккомпанемент добротной классической музыки.

Премьера: 1 июля 1789 года, Бордо [1] [2] . Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии [3] .

Содержание

История создания

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета (ballet d’action) — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене [2] .

После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.



В театральном мире существуют разные легенды о зарождении сюжетной фабулы балета. Есть мнение, что Ж.Доберваль не сам придумал сюжет балета, а однажды подсмотрел эту вполне реальную, фактически произошедшую, историю в какой-то деревне. Балетмейстер, посмеявшись забавному случаю, решил воплотить его на сцене [5] .

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730—1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения [6] .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса [7] . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях — Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

  • Марцелина, зажиточная крестьянка (в другой редакции Симона).
  • Лиза, её дочь.
  • Колен, бедный крестьянин.
  • Мишо, откупщик.
  • Никез, его сын (по другим редакциям Ален [8] ).
  • Нотариус.

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор — П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах [3] [6] .





Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза — в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита — кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей [6] — словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

  • 30 апреля 1791 — Доберваль повторил постановку в Лондонском театре Pantheon Theater, но дав балету новое название La Fille mal gardée (это название к тому времени уже использовалось в других произведениях, в частности, так называлась комическая опера Дюни [9] по либретто Шарля-Симона и Жюстин Фаваров, прошедшая в 1758 году в парижском Итальянском театре); в главных партиях: Лизон — Мари-Мадлен Креспе, Кола — Шарль Дидло.

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) [1] .



Анна Павлова (Лиза) и Николай Легат (Кола). Постановка М.Петипа и Л.Иванова. Санкт-Петербург, около 1910.





  • 15 сентября 1837 — Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё, написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер. Первые исполнители: Лиза — Ф. Эльслер; Колен — Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре: 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза — Ф. Эльслер; Колен — Х. П. Иогансон; Марцелина — Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза — Анна Прихунова) и в московском Большом театре: 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза — Е. А. Санковская; Колен — И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза — Ф. Эльслер) [1] .



За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля [1] .

Когда-то в Версале Мария Антуанетта создавала идиллическую деревню, где ведение хозяйства было похоже на радостный праздник. Сама королева, вооружившись серебряным ведром, доила своих любимец-коров, украшенных разноцветными лентами и хрустальными колокольчиками. Рядом нарядные девушки пели народные песни и полоскали бельё в ручье с кристально-чистой водой. Кругом пестрели цветы, а гостям подавалось парное молоко в кружках из роскошного фарфора.

Живые характеры

Искренние чувства оказались сильнее мелочного расчёта. Подчёркнуто незатейливый сюжет стал очень благодатным материалом для создания хореографического полотна, полного остроумных находок. Персонажи получились на редкость живыми. Любящая и немного капризная Лиза, практичная и при этом заботливая Марцелина, находчивый Колен, незадачливый Никез, самодовольный Мишо – каждый из них наделён своей танцевальной характеристикой.

Ученик Новерра

Автор спектакля – Жан Доберваль (1742-1806). Творчество этого выдающегося французского танцовщика и балетмейстера стало важной вехой в истории хореографии. Он был учеником и последователем Жана-Жоржа Новерра – реформатора и теоретика, благодаря которому балет стал самостоятельным видом искусства, а не просто красочным дополнением к драме или опере. Доберваль развивал идеи своего учителя и проявил себя как смелый новатор.

Прежде сюжеты балетных спектаклей черпались из мифов и героических сказаний. Доберваль же вывел на сцену своих современников – простых людей с их радостями и печалями. Они трудятся в поле, выполняют домашнюю работу и при этом мечтают о любви и счастье. Лиза кормит кур, сбивает масло или, сидя за прялкой, грезит о своих будущих детях. В спектакле важную роль играли предметы быта, что стало новым словом на балетной сцене.

Премьера состоялась в Бордо в 1789 году. Партию Лизы станцевала Мари-Мадлен Креспе, а Колена – сам Доберваль. Название спектакля не раз менялось, в именах героев тоже были разночтения. Однако сценарий Доберваля оставался в первозданном виде. Последующие поколения хореографов добавляли остроумные нюансы. Например, когда в первом действии начинается дождь, перепуганный Никез пролетает над сценой на зонтике. Такие моменты всегда вызывают улыбку у зрителей.

Две партитуры одного балета

Поэзия жизни

Читайте также: