Конкурс по сказкам для начальной школы с ответами

Обновлено: 05.07.2024

В некотором царстве, в некотором государстве, в некоторой области, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.

Что в сказках необычного?

– В сказках животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои.

(СЛАЙД 1)Презентация 1.

В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке “заходи”.

-Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить сказочных героев – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.

  1. На сметане мешён
    На окошке стужён.
    У него румяный бок,
    Кто же это? (Колобок)
  2. Девочка добрая в сказке жила,
    К бабушке по лесу в гости пошла.
    Мама красивую шапочку сшила
    И пирожков дать с собой не забыла.
    Что же за девочка-лапочка.
    Как зовут её? … (Красная Шапочка)
  3. Друг за друга по цепочке
    Ухватились все так прочно!
    Но ещё помощники скоро прибегут,
    Победит упрямицу дружный общий труд.
    Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
  4. Человек немолодой
    С преогромной бородой.
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину.
    Вообще для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас,
    Кто же это? (Карабас)
  5. Я мальчишка деревянный,
    Вот и ключик золотой!
    Артемон, Пьеро, Мальвина –
    Дружат все они со мной.
    Всюду нос сую я длинный,
    Моё имя … (Буратино)
  6. В шляпе синенькой мальчишка
    Из известной детской книжки.
    Он глупышка и зазнайка,
    А зовут его … (Незнайка)
  7. И на мачеху стирала
    И горох перебирала
    По ночам при свечке,
    А спала у печки.
    Хороша, как солнышко.
    Кто же это? … (Золушка)
  8. Он весел и не злобен,
    Этот милый чудачёк.
    С ним мальчик Робин
    И приятель Пятачок.
    Для него прогулка – праздник
    И на мёд особый нюх.
    Этот плюшевый проказник
    Медвежонок … (Вини-Пух)
  9. Трое их живёт в избушке,
    В ней три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)
  10. В лесу тёмном на опушке,
    Жили дружно все в избушке.
    Маму дети поджидали,
    В домик волка не пускали.
    Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

По предмету угадайте героя.

На картинках нарисованы волшебные предметы, угадайте по предмету героя.

Ступа и метла. (Баба-яга)

Сапоги (Кот в сапогах)

Золотой ключик (Буратино)

6. Расскажи сказку по картинке.

На партах у вас картинки, вы должны их разложить в нужном порядке. И по цепочке рассказать сказку.

У 1го рада сказка

*Отгадайте сказочные загадки.

Ответы спрятаны за разноцветными квадратиками. Уберите один квадратик, нажав на кнопку мышки. Догадались, что за герой был загадан? Если нет, то нажмите на мышку еще раз, и еще, пока все четыре квадратика не будут открыты. Тогда вы узнаете правильный ответ! Презентация 2.

1.Какой обычный предмет, который вы иногда можете увидеть у бабушки или мамы в руках, заменял героям русских сказок и карту, и компас? (СЛАЙД 2-3)

2. Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (СЛАЙД 4-5)

3.Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? (СЛАЙД 6-7)

5. Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (СЛАЙД 10-11)

6. Про Емелю в сказке речь.

В чистом поле едет печь.

По чьему велению,

По чьему хотению? (СЛАЙД 12-13)

7. Назовите сказку, в которой

Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (СЛАЙД 14-15)

10.Кто помогал Хаврошечке выполнить трудные задания в срок? (СЛАЙД 20-21)

11. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его. (СЛАЙД 22-23)

12. Сказочная история о том, как только совместными усилиями люди способны преодолеть любые трудности в жизни, даже победить силы природы. (СЛАЙД 24-25)

13. В какой сказке Курочка, чтобы спасти Петушка, бегала к Корове, к косарям, к печке, к дровосекам, к кузнецу, в лес, за углями? (СЛАЙД 26-27)

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
3.Итог. Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

На сметане мешён На окошке стужён. У него румяный бок, Кто же это?

Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка-лапочка. Как зовут её?

Друг за друга по цепочке Ухватились все так прочно! Но ещё помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд. Как засела крепко! Кто же это?

Человек немолодой С преогромной бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину. Вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас, Кто же это?

Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный, Моё имя …

В шляпе синенькой мальчишка Из известной детской книжки. Он глупышка и зазнайка, А зовут его …

И на мачеху стирала И горох перебирала По ночам при свечке, А спала у печки. Хороша, как солнышко. Кто же это? …

Он весел и не злобен, Этот милый чудачёк. С ним мальчик Робин И приятель Пятачок. Для него прогулка – праздник И на мёд особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок …

Трое их живёт в избушке, В ней три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?

В лесу тёмном на опушке, Жили дружно все в избушке. Маму дети поджидали, В домик волка не пускали. Эта сказка для ребят…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературная викторина

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Петушку не помогали.

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

«Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

«От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:

Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

Командам нужно ответить на мои вопросы:

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.




1. Что является достижением волшебного сказочного аппетита? (Скатерть самобранка)
2. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа)
3. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
4. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох)
5. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела)
6. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
8. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Топора)











начальной школы должны делать акцент учащихся на том, что у книги есть автор и эту информацию нужно запоминать или хотя бы прочитывать. В последствии дети научатся угадывать автора произведения по характерным признакам его подачи материала.

  • В. Гауф
  • Г. Х. Андерсен
  • Ш. Перро
  • бр. Гримм
  • А. Барто
  • С. Маршак
  • А. Пушкин
  • К. Чуковский
  • В. Бианки
  • Дж. Родари
  • Г. Х. Андерсен
  • Л. Толстой
  • П. Бажов
  • А. Толстой
  • Н. Носов
  • А. Волков
  • Дж. Родари
  • Р. Киплинг
  • А. Милн
  • Ш. Перро
  • бр. Гримм
  • Г. Х. Андерсен
  • Дж. Родари
  • бр. Гримм
  • Н. Носов
  • В. Катаев
  • И. Крылов
  • Г. Х. Андерсен
  • бр. Гримм
  • Ш. Перро
  • А. Пушкин

фольклор, который отражает быт и традиции. В этом блоке собраны вопросы по знанию детьми русских народных сказок.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • По щучьему велению
  • Приключения Барона Мюнхаузена
  • зайца
  • медведя
  • соломенного бычка
  • внучка-жучка-мышка-кошка
  • жучка-внучка-кошка-мышка
  • жучка-внучка-кошка-мышка
  • внучка-жучка-кошка-мышка
  • Мария Ивановна
  • Настасья Потаповна
  • Настасья Петровна
  • Василиса Премудрая
  • Василиса Прекрасная
  • Марья Искусница
  • коня украли татары
  • коня съел волк
  • конь заблудился ночью в степи
  • конь остался в конюшне

Какой же конкурс без музыкального задания? И литературная викторина не исключение. Для ее проведения можно использовать песни и мелодии из мультипликационных фильмов и художественных детских кинолент, снятых по мотивам сказок. Для этого можно давать слушать участникам викторины музыкальные фрагменты, после чего они отвечают на вопросы что это за сказка, как зовут главных героев, какая мораль сказки и прочее.

Для проведения этого конкурса учителю нужно обязательно иметь оборудования для воспроизведения музыки (компьютер, аудиоплеер, портативная колонка и прочее).

Во многих сказках происходят волшебные и удивительные превращения. В этот блок следует включить вопросы, касающиеся именно таких превращений. Здесь приведены варианты вопросов с ответами, а учителя могут по аналогии составить свои.

  • в лебедя
  • в сову
  • в бабу Ягу
  • в лягушку
  • в козленка
  • в ослика
  • в теленка
  • в медвежонка
  • в Чудище
  • в лебедя
  • в медведя
  • в тигра
  • в принца
  • в Чудище
  • в лебедя
  • в курицу
  • в ящерицу
  • в саламандру
  • в мышь
  • в змею

Как еще можно подготовиться к проведению викторины

Каких-либо строгих ограничений для проведения викторины по сказкам для начальной школы нет, хотя при организации подобных мероприятий вообще нет никаких ограничений. Самое главное, чтобы детям понравился такой урок и они хотели с удовольствием участвовать в подобных уроках. Примеры вопросов для викторины, какие еще можно использовать для проведения литературной сказочной викторины проведем ниже.

    У Дениски был самосвал, которого он выменял на что-то другое. Что это было и зачем он это сделал? (правильный ответ – на светлячка, потому что он живой и светится).

Подобные вопросы можно задавать совершенно к любым сказкам и детским рассказам. Нужно взять книгу, читать ее и находя какие-нибудь мелкие факты в описании, ставить к ним вопросы.

На самом деле, таких вопросов можно составить множество. Учителя могут проводить викторины не по всем сказкам, а по изученному материалу, по списку той литературы, которую задавали детям для летнего чтения. Можно проводить интеллектуальные состязания между учениками одного класса, а можно устраивать литературные соревнования между школьниками целой параллели. Потому что чтение – это и интересное времяпровождение, и развитие мыслительных процессов, и расширение кругозора.

Читайте также: