Акция против мата в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: информировать воспитанников о вреде ненормативной лексике.

1. Познакомить с историей.

2. Предупредить о вреде здоровью.

3. Воспитывать отрицательное отношение к ненормативной лексике.

4. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Воспитатель: 3 февраля отмечается Всемирный День борьбы с ненормативной лексикой. Где-то он воспринимается как нечто экзотическое, но для России день этот имеет существенное значение, ведь засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Для обсуждения различных аспектов использования в речи ненормативной лексики мы ознакомимся с высказываниями специалистов в различных областях – филилога, социолога, литературоведа, историка, биолога, психолога и юриста. Прочтем стихи российской поэзии знаменитых и не очень известных поэтов.

Именно со стихотворения Глеба Горбовского мы и начнем наше занятие.

Воспитатель: А вот что говорят филологи о ненормативной лексике с точки зрения норм русского языка.

Воспитатель: Наверное, всё же многих матерящихся хоть иногда посещает мысль, что это не очень хорошо. А что обеспечивает нецензурной брани жизнестойкость? Что думают по этому поводу психологи?

Одной из главных причин, обеспечивающих сквернословию жизнестойкость, является то, что многие считают его хорошим средством эмоциональной разрядки, оказывающим помощь в снятии стресса. Но внутренняя диалектичность нецензурной брани в том и состоит, что, давая временное, сиюминутное освобождение от стресса, она в то же время создает нигилистическую модель дальнейшего поведения, ориентирует человека на циничное восприятие ряда важнейших этических ценностей. Все это влияет на моральное здоровье как самого сквернослова, так и окружающих его людей. Существует связь между широким распространением сквернословия и катастрофическим состоянием психического здоровья населения России.

Мат используют как средство для подпитки, чтобы как-то себя усилить. Современный мир стал жестче, и те, кто ругается матом, как бы принимают воинственную окраску. Ведь мат – язык с очень сильной энергетикой.

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1. первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2. вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3. третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.

Воспитатель: Только ли психическое здоровье страдает от употребления личностью сквернословия? Вот что об этом говорят биологи.

Воспитатель: Проблема сквернословия остро стоит в подростковом возрасте, в частности, у наших воспитанников?

Воспитатель: Сегодня у нас прозвучало много аргументов против ненормативной лексики, нецензурных выражений, сквернословия. А как бороться с матом? Познакомимся с законодательством.

Во всех странах активно борются с ненормативной лексикой, создают специальные комитеты, проводят ряд мероприятий. Даже Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой появился. Ведь искоренение нецензурных выражений повышает престиж страны.

Сейчас сквернословие в России по юридическим законам рассматривается как нарушение общественного порядка, оскорбление личности, оно может соответствовать статье о разжигании национальной, религиозной и этнической розни и повлечь за собой ряд соответствующих санкций.

Воспитатель: Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним из самых красивых, богатых и выразительных языков мира. Но русский мат, ставший неотъемлемой частью общения различных слоев населения, – это скверна, которой нужно стыдиться, поэтому каждый русский должен стремиться к тому, чтобы очистить от этой скверны как собственную речь, так и язык в целом.

Идеи проведения акции от команды Команда Не мальчишки

Идеи проведения акции от команды Команда Смельчаки(село Лорис-Меликово)/ Социальный проект Вирус сквернословия

-Разработка учебно-познавательного проекта "Экология речи".

-Проведение выставок детского художественного творчества: "Мы за чистоту речи"

Идеи проведения акции от команды Команда Юные филологи

  • Встреча со священнослужителем для проведения беседы с детьми "Отношение церкви к сквернословию".
  • Акция "Сегодня он, она, и я, и ты посадим "Дерево доброты"!".(дерево от школы и дерево от каждого класса)

Питаем корни дерева добрыми словами, ветви украшаем отпечатками ладоней заранее обмакнув их в губки с разными цветами гуаши, результат-пышная крона дружбы. Получается школьная аллея ""

  • Распространение агитационных листовок "Долой сквернословие" в школе и на микроучастках школы.
  • Коллективное оформление школьного стенда "Доброму слову-да,да,да! Скверному слову-нет,нет,нет!"
  • День дарения детской книги малышам "Пусть добрую, светлую книгу получит твой маленький друг".(Проявим "отеческую" заботу о наших малышах, общаемся, играем с ними на перемене,помогаем им".)
  • Круглый стол для родителей. Диспут на тему "Роль и место скверных слов в воспитании вашего ребёнка".
  • Выступление-импровизация агитбригады "Культура общения на перемене".
  • Акция "Подари доброе пожелание учителю или другу". (Учащиеся оставляют свои пожелания на заранее приготовленных "бумажных ладонях", расположенных на школьном стенде).
  • Открытые классные часы "Мы за будущее без скверных слов!".
  • Помощь ветеранам войны "Люди нуждаются в добрых словах и добрых делах".
  • Заседание Клуба дебатёров в старших классах. Делегации от классов участвуют в обсуждении глобального вопроса "Телевидение и скверная лексика". ("Оправданность"

распространения ненормативной лексики в телевизионных передачах).

  • Конкурс сочинений на свободную тему "Можно ли обойтись без добрых слов?".

Идеи проведения акции от команды Команда Эрудиты

Провести в школе неделю вежливости, добра: "Твори добро!", в рамках этой недели провести следующие мероприятия:

"Спеши делать добро", "Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит", "Доброе слово - половина счастья".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ АКЦИя МЫ ПРОТИВ СКВЕРНОСЛОВИЯ.doc

Управление общего образования администрации г. Ливны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Ливны

Социальный проект

(срок реализации 2 года)

Номинация: Личностное развитие

Золотухина Любовь Николаевна,

3. Приложение 1 Результаты анкетирования

4. Приложение 2 Текст к презентации

5. Приложение 3 Мысли святых отцов

6. Приложение 4 Кроссворд для самых маленьких участников акции

8. Фотоматериалы с форума

Паспорт социального проекта

Автор проекта Золотухина Любовь Николаевна, педагог-организатор МБОУСОШ№6 г. Ливны

Состав проектной группы

социальный педагог Тараненко О.Н., библиотекарь Шнейдер Е.В.,

Гладунец Дарья 10 класс, Согомонян Арсен, 11 класс, Аверченко София.11 класс, Жихарев Иван 11 класс.

Краткая аннотация работы

Главная цель проекта: открыто заявить о проблеме сквернословия, донести информацию о вреде сквернословия с различных точек зрения: науки, литературы, православной культуры, эстетического развития личности. В работе над проектом применяются различные методы совместной деятельности педагогов, обучающихся, священнослужителей, администрации. Основной акцент делается на интерактивные методы: беседы, вовлечение в диалог участников акции, конкурсы, применение элементов лекторской работы, работа с презентацией. Они направлены на развитие самостоятельности, творческой активности участников акции их личностного развития. Проект будет востребован многие годы, а с проведением комплекса мероприятий, появятся новые методические материалы и разработки, а главное, опыт проведения такого рода социальных акций будет бесценной копилкой при проведении массовых мероприятий в пропаганде здорового образа жизни и чистоты русского языка.

Обоснование проекта:

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2700 человек. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин: алкоголь, наркотики, курение, не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Исследователи доказали, что бранные слова, как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Мат не есть всего лишь слова, это образ жизни, образ внутренней организации человека. Как тень, рядом с ним ходят разврат, жестокость, хамство, цинизм. И всегда - безверие. Мат - медленное самоубийство нашей нации. Это безумная заявка на добровольное истребление народа.

Целью проекта является духовно-нравственное воспитание обучающихся через создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные отечественные духовные и культурные ценности, формирование духовно-нравственного сознания и самосознания обучающихся, повышение общей культуры общения, пропаганда здорового образа жизни.

- открытое заявление о проблеме сквернословия, раскрытие информации о вреде сквернословия с различных точек зрения: науки, литературы, православной культуры, эстетического развития личности.

- личностное развитие обучающихся формирование духовно-нравственного сознания и самосознания обучающихся;

- сохранение чистоты великого русского языка

- внедрение новых форм коммуникации среди подростков, развитие творческих способностей, сохранение лучших традиций литературного

- формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения проекта наследия России;

Исполнители программы

Педагоги, обучающиеся, родители МБОУ СОШ№6 г.Ливны, священнослужители Ливенско-Малоархангельский епархию

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- проведение анкетирования школьников и обработка анонимных анкет;

- подбор материала для непосредственного проведения акций

(Акции проводятся поэтапно с родителями, младшими школьниками и старшеклассниками и студентами учебных заведений города).

- Разработка сценария проведения акций с корректировкой на разный возраст участников акции.

Основной этап:

- освещение в средствах массовой информации;

- создание фотожурнала акции

Участники акции:

- обучающиеся ОУ города;

- ученики воскресных школ храмов города;

- студенты училищ, техникумов, Вузов

- родительская общественность города

Методика проекта:

В работе над проектом акции применяются различные методы совместной деятельности педагогов, обучающихся, священнослужителей, администрации. В зависимости от степени включенности организационной группы и участников в процесс выделяются пассивные и интерактивные методы деятельности. Главный акцент делается на интерактивные методы: беседы, вовлечение в диалог участников акции, конкурсы, применение элементов лекторской работы, работа с презентацией. Они направлены на развитие самостоятельности, творческой активности участников акции.

Ожидаемые результаты:

- проведение молодежных форумов.

- повышения культуры общения в молодежной среде;

- укрепление и оздоровление межличностных отношений;

- приобретение положительного эмоционального заряда;

Жизнеспособность проекта:

Проект не требует особых финансовых проблем и может быть реализован при условии высокой заинтересованности организационной группы, при поддержке администрации школы и епархии.

Дальнейшее развитие проекта

Проект будет востребован многие годы, а с проведением комплекса мероприятий появятся новые методические материалы и разработки, а, главное, опыт проведения такого рода акций будет бесценной копилкой при проведении массовых мероприятий в пропаганде здорового образа жизни и чистоты русского языка.

Этот проект может и должен стать проектом Всероссийского значения

Сценарий проведения молодежного форума

Добрый день, дорогие друзья!

О начале нашего мероприятия известил колокольный набат, как вы думаете почему? Потому что во все времена в период разных смут, потрясений на Руси звучал колокол, собирая людей сплотится и уберечься от беды.

Вот и сегодня колокол звучит неслучайно, потому что над Россией нависла беда, которая появилась не сиюминутно, многие годы мы не обращали внимание на то, как коверкают наш богатый и самый красивый в мире, русский язык. Мы не заметили, как сквернословие стало для нас обычным явлением. Сейчас матерный язык слышен везде: в семьи, на улице, в общественном транспорте, от людей, имеющих власть.

Причиной для сквернословия уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Бранные слова употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, их употребляют даже влюбленные.

всего в анкетировании участвовали 235 человек

Мы знакомим вас с результатами анкетирования (Приложение 1)

Мат - не есть всего лишь слова, это образ жизни, образ внутренней организации человека. Как тень, рядом с ним ходят разврат, жестокость, хамство, цинизм. И всегда - безверие.

Мат - медленное самоубийство нашей нации. Это безумная заявка на добровольное истребление народа.

Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения, а еще и признак того, что наша русская нация просто физически вымирает.

Поэтому цель нашей встречи сегодня, прежде всего, -

донести до вас информацию о том, какой вред мы наносим себе, близким и своему народу, употребляя сквернословие.

Открыто заявить сегодня об этой проблеме, а также пригласить вас к откровенному разговору и, быть может, найти вместе решение, которое поможет нам бороться с этой эпидемией.

А теперь обратимся к научным фактам (Приложение 2)

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Поскольку основная человеческая ценность с точки зрения древней магии это детородная функция, т.е. сфера семейных отношений, именно это и было о6ъектом при наи6олее агрессивном и недо6рожелательном отношения к человеку, на это призывались заклинания и порча. В древности все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. То, что ученые выяснили научным путем, православная церковь знала уже многие столетия.

Православные верующие знают, что Богородица особо просит у Господа спасения для Руси, ибо Русь является одним из Её уделов на Земле. Но, молясь за православную Русь, Пречистая Дева, разумеется, не поминает в своих молитвах тех, кто сквернословит.

Если человек матерным словом ругается тогда: у Престола Господня Матерь Божия данный его молитвенный Покров от человека того отнимает и сама отступает.

У меня вопрос к гостюм форума священнику храма св. великомученика Георгия Победоносца о.Роману

Так ли это и почему, с точки зрения православной веры, исключается употребление в речи бранных слов? (Ответ православных священников).

(Вопросы из зала священнослужителям).

Наукой доказано, что матерные слова вредны, но есть один доказанный учеными плюс, когда человек в сердцах крепко высказался, то считается, что он, таким образом, больше предохраняет себя от стресса, нежели те, кто сдержал в себе эмоции, Что Вы посоветуете в таких случаях.

ВСЕХ, КТО МАТОМ РУГАЕТСЯ, ЖДЕТ АД!

С чистоты мысли и слова должно начинаться всякое истинное оздоровление каждой души человеческой. Вот почему так важно прочувствовать значение слова и научиться правильному отношению к нему.

Опыт и мудрость святых отцов может помочь нам в этом. Характерным моментом для всех подвижников святости и благочестия было предельно бережное, благоговейное отношение к каждому слову, каждой мысли и даже помыслу. В святоотеческом учении имеются указания, что всякое праздное и гневливое слово приносит вред как душе говорящего, так и тем, кто слушает его, удаляя от Бога-Слова.

МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ ( Приложение 3)

Часто в иносказательной форме в притчах и былинах обыгрывались злые, сказанные по неосторожности, небрежности или со злом слова.

Притча о медведе

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”.

А сколько пословиц и поговорок о языке и слове у русского народа в наследии:

Не случайно в нашей анкете был вопрос о том, что же является причиной, того, что сквернословие прочно вошло в нашу жизнь.

Проанализировав анкеты, мы поняли, что в основной своей массе наша молодежь понимает, что словесная распущенность происходит, прежде всего от низкого уровня культуры и вседозволенности

Идет деградация нации, наш словарный состав скоро будет похож на разговор Эллочки Людоедочки, в арсенале которой было не более 30 слов. Блеск, шик, красота. У нас сейчас это круто, отвали, пофиг.

(перевод) – Добрый день, девушки!

-Как будем время убивать?

-(Перевод) - Как проведем сегодняшний вечер?

-Топаем в киношку, новый боевичок

(перевод) - Предлагаю сходить на премьеру нового фильма.

Русский язык - это наше национальное достояние и, теряя его, мы теряем свое лицо, свою нацию, свое объединяющее начало

Давайте поразмышляем. Так, как же все-таки бороться со сквернословием? Какие меры следует принять властным структурам: городским, Российским, а может, что-то зависит и от нас?

(Разговор с аудиторией)

Подведение итогов конкурса слоганов. Награждение победителей.

(Заключительные слова священнослужителей и ведущих)

Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.

На прощание мы хотим рассказать вам подлинную историю, которая произошла совсем недавно

Притч. 18, 21.

Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непрестан­но голосил свои заклинания: "Аллах акбар!", давя на психику и пытаясь парализовать волю.

И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: "Христос Воскресе!" Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали ди­ким, яростным матом. А тут вдруг совсем противоположное – святое: "Христос Воскресе!" И эти удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутрен­нюю силу, такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны за­колотых и задушенных "духов".

В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком – не прорвались бы, все бы там полегли.

Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? От­куда она черпается, где истоки той черной энергетики, воздействие кото­рой ясно чувствует как сам матерящийся, так и объект его матерных по­ношений?

Пора сказать правду о русском мате.

Спасибо за внимание!

Нецензурная брань, ее пагубная сущность, М, Благо, 2000 г.

Тайна русского слова. Заметки нерусского человека, Василий Изарбеков, Даниловский Благовестник М. 2008г.

Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи, Башманова Е.П. Ученые записки. Курский электронный журнал 2010 г.

Святая сила слова, Василий Изарбеков, Даниловский благовестник, М. 2012 г.

Структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших школьников. Дубровина Д.А. электронный научный журнал Курского государственного университета 2016 г

Ученики начальной школы

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Чего делать не надо?

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

Что делать обязательно нужно?

Удерживать взрослую позицию

Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции

Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики.

Помогать формировать коммуникативные навыки

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.

Автор проекта:

Актуальность проблемы.

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.

Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются в школьной среде, поскольку неспособность формирующейся личности осуществить правильную нравственную ориентацию включает механизмы психологической защиты регрессивного типа и подталкивает молодого человека к выбору форм противоправного поведения, одним из которых является употребление ненормативной лексики. В связи с этим приоритетным направлением деятельности общества выступает работа по формированию культуры личности как средству профилактики употребления инвективной (оскорбительной) и непристойной (выходящее за рамки принятого) ненормативной лексики в школьной среде.

В глазах школьников, сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, зачастую это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

Приведённые факты, говорят о том, что сквернословие - это одна из главных социальных проблем нашего общества. В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.

Достижение поставленной цели должно значительно снизить остроту проблемы сквернословия в среде учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и привести к повышению уровня культурно-нравственного развития, т.е. к новому уровню самосознания школьников.

- содействовать формированию языковой компетенции у школьников;

- вырабатывать этикет общения у учащихся;

- прививать любовь к родному языку в условиях школьной среды;

- организовывать новые формы воспитательной работы, интересные и действенные для современных школьников;

В основу реализации проекта положены следующие направления работы:

1.Социально–правовое – повышение нравственной и правовой культуры, грамотности учащихся.

2.Здоровьесберегающее – формирование основ безопасности

жизнедеятельности и потребности в ведении здорового образа жизни.

3.Социально-психологическое – развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.

Этапы работы над проектом:

2) Этап непосредственной реализации (Проведение основных мероприятий, направленных на повышение культурно-нравственного развития школьников, в рамках данного проекта).

3) Заключительный этап (Подведение итогов проекта. Диалоги с заинтересованными лицами и структурами, информирование и привлечение их в решении проблем).

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение в воспитательный процесс школы комплексной программы и системы работы по профилактике и искоренению сквернословия.

2. Мониторинг отслеживания отношения школьников к сквернословию и выявление динамики.

3. Повышение культуры речи среди учащихся школ.

4. Формирование у школьников установки на здоровый образ жизни.

5. Публикация серий статей по отдельным аспектам проблемы Проекта.

Практическая значимость заключается в том, что данный проект может быть реально осуществлен на практике и в ходе его реализации будет проведена эффективная профилактическая работа со школьниками. Проект может быть рекомендован, для включения в план воспитательной работы, опыт его реализации могут быть использованы различными специалистами и социальными учреждениями, работающими в этой сфере. Вовлечение школьников в решение культурных и социальных проблем района, вопросов его развития. Организация совместной работы и взаимопомощи учащихся и студентов. Использование молодежных инициатив, воспитание нравственности и толерантности.

Приложение 1

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова?

4. В каких ситуациях это происходит?

- в момент раздражения;

- от обиды на собеседника;

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют, или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Приложение 2



Свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение.




Государство пытается помочь населению своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Кроме того, действуют распоряжения правительств некоторых областей России, например, Белгородской

В начале марта 2004 года нижняя палата Конгресса США подавляющим большинством голосов одобрила законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение наказания за загрязнение телевизионного и радиоэфира нецензурными выражениями и непристойностями. Штраф за подобные правонарушения теперь составит полмиллиона долларов.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Проблема по-прежнему остается актуальной?


Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Тем, кто так думает, нужно знать еще и следующее.


брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии. Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек – зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души.



Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. Во-первых, сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если

сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения.


Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали - грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, а последние - к совершенно конкретным болезням: экземам на тыльных сторонах рук и ног, язве желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения от хама-начальника или

Грубияна-соседа, приводит и к психическим расстройствам, к снижению иммунитета.


В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.



ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.


Актуально поговорить и о психосексуальных последствиях сквернословия. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано приобретают урологические и психосексуальные заболевания.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык

вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Однако, по этим же результатам исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он, пусть даже на подсознательном уровне, не уверен в своей боевой состоятельности, в своих мужских силах, то есть чувствует свою неполноценность. Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом — то, что мы наблюдаем сегодня, — медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Причина все в тех же мужских гормонах. Для женщины мат противоестествен на физиологическом уровне.


Как же избавиться от сквернословия?

одиночества. Вот вам первый маленький тренинг. Придумайте ответы в следующих ситуациях:

Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?

Говорить по-русски разучился?

Ты нас обижаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас?

Что это с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.

Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.


Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника. Попробуйте как-нибудь на досуге мысленно поговорить с людьми в следующих ситуациях:

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).

Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.

Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.


позиции. Именно неуверенность способна породить гнев и заставить человека сквернословить с поводом и без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир человека ненавистью, озлобленностью, где любая проблема вызывает срыв, ругань и обиды.

Так что чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.



Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж, помедитировать. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.


не должны стесняться "называть вещи своими именами", - до той поры мы будем слышать ругань везде и всегда. А вот когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашего лексикона.


Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

От всей души желаем вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Приложение 3

Стикер для расклейки в государственных учреждениях, учреждениях образования.

Читайте также: