Предметно образовательная среда при подготовке к школе
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой вне соответствия с природой ребенка. Форсированная подготовка к школе часто вытесняет специфические формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных видов художественного творчества)
Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе мы ориентировались на то, что обучающее влияние не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра.
Именно в ней формируются и перестраиваются пси хические процессы, развивают ся школьно-значимые функции, рождается новый вид дея тельности — учебная, которая соответствует интересам ребенка и осуще ствляется в условиях опреде ленной предметно-развивающей среды, способной оказывать позитивное влияние на развитие спо собности ребенка к самообу чению, вселяет в него уверен ность в своих возможностях, позволяет проявить самостоя тельность, утвердить себя, как активного деятеля.
Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе нами рассматривалась, прежде всего, в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готов ность к школе — сложное об разование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Нами выделены следующие аспекты психологической готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития в подготовительной к школе группе нами были оборудованы:
Центр Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира;
Центр Математики, деятельность в котором развивает у каждого ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
Центр книги, где дети могут самостоятельно использовать полученные знания и умения.
Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы ;
Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;
Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;
Центр Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами.
Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр Искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны).
Одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их социально-личностная готовность, к которой относится развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Также, в группе оформлен Центр Уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или рассмотреть альбом с фотографиями;
Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом.
Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы мы строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обучения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физического и психического развития личности ребенка.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие критерии:
Всё пространство в группе разделено на определенные зоны или центры. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, с графиком дежурства (картинки, специальные фартуки и косынки для дежурства, специальный уборочный инвентарь.
Центр безопасности.
В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, макет улицы, набор знаков дорожного движения, папки–передвижки, набор картинок по ОБЖ, настольно-печатные игры.
Центр физкультурно-оздоровительный.
Центр театра
В центре имеются виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный, театр- масок, теневой. Театральный уголок пополнился ширмой, элементами костюмов театральных героев, сделанными своими руками. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен.
Центр музыки.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, картотека с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
В центре творческой деятельности имеется разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека альбомов по народно- прикладному искусству. Кроме традиционных способов рисования дети используют нетрадиционное рисование: ладошкой, пальчиком, оттиски предметов, кляксографию.
Центр лаборатория.
В центре имеются различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в подготовительном возрасте, природный материал для проведения экспериментов, знакомства с растениями и животными различных климатических зон, живой и неживой природы и т. д. В центре имеется календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.
Центр библиотека.
В центре в наличии художественная литература в соответствии с возрастом; познавательная литература, книги информационного характера, детские журналы, портреты писателей.
Центр уединения
Центр сюжетно - ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Здесь оформлены сюжетно-ролевые игры: Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья, Интернет-кафе, Автомастерская, Аэропорт, Российская Армия, Школа.
Центр Логико- математический.
Центр патриотического воспитания.
Центр конструирования.
Пространственная предметно-развивающая среда разновозрастной группы Пространственная предметно-развивающая среда разновозрастной группы Развивающая предметно-пространственная среда - специально организованное.
Развивающая предметно-пространственная среда группы Оформление детского сада – очень ответственное дело, здесь нельзя ошибаться. Родители, приводя детей в детский сад, в первую очередь обращают.
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы Преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду подготовительной группы, учитывала психологические основы конструктивного взаимодействия.
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы .
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Большое внимание я уделяю развивающей предметно-пространственной среде. Я ее создаю вместе с детьми. У них есть три основные потребности:.
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группы Все групповое пространство распределено на зоны, центры, уголки которые доступны детям. Работа с родителями – важная часть деятельности.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
3. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В подготовительных группах для дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной,
Оценить 2417 0
педагога-психолога МБДОУ детский сад № 5 пгт Тымовское
ЛОГИНОВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ
на районном семинаре по введению ФГОС ДО
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В подготовительных группах для дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
- предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду мы постарались учесть закономерности психического развития, показатели здоровья ребят, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять новинками, быть творцом и креативным педагогом, приспосабливаясь к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности данной возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Автор: Орлова Наталья Викторовна
Должность: воспиталь
Учебное заведение: МДОУ детский сад №32 "Снежинка"
Населённый пункт: город Воскресенск, Московская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль предметно-развивающей среды в ДОО в рамках подготовки детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Роль предметно-развивающей среды в ДОО в рамках подготовки детей к
материального характера для развития ребенка, предметных и социальных
необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с
дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются.
практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также
помогает поднять познавательную активность всех детей группы.
Главной задачей является стремление повысить самостоятельность и
самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной
является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на
предметно-развивающей среды включает важный аспект: смену элементов
декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной
деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые
Предметно-развивающая среда в ДОО дает малышам возможность
материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть
познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это
могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ.
Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность,
Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая
открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой
Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие
Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в
общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот
Читайте также: