Таблица философские школы древнего китая индии древней греции и рима

Обновлено: 06.07.2024

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Философия (любовь к мудрости) – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.

Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.

Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Философский принцип увой (недеяния)

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Насколько можно судить по первым переведенным буддийским. текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны.

В философии Индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.

Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.

1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях

3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.

4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита – нарушение мирового ритма. Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей. Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь – страдание

б) причина страданий – желания и страсти

в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Древнегреческая философия - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос.

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции. Собственно идеи античной философии были в последующем восприняты европейцами именно в римской транскрипции.

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

ВложениеРазмер
kdassifikaciya_filosofskih_ucheniy.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

1.мир богов -мир людей -мир демонов

2. вечный круговорот жизни

3. душа бессмертна

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

Беседы и суждения

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

4. меритократии - власть достойных

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

2. материализм- материя первична, сознание вторично

Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия

1. знания о мире относительны и субъективны

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

2.диалектика - поиск истины через противоречия

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Апология Сократа, Государство, Законы

1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи . Материя вторична, сознание первично

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

3. типы государства: монархия - тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

• правильные - монархия, аристократия, полития

• неправильные - тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)

2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

5. освобождение от влияния внешнего мира

1. этика счастья

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

2 . схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Дж. Локк (XVI-XVII

Опыт о человеческом разумении

2. Гоббс – государство-это чудовище

2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

Философия XIX в

  1. Законы общественного развития.
  2. Теория прибавочной стоимости.
  3. Теория социалистической революции.
  4. Учение о высшей фазе общественного развития (коммунизм)

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

2. цель философии - помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру

4. воля к власти – это самая суть жизни

Позитивизм - направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

XX век ( экзистенция - существование)

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по химии по теме "Элементы таблицы Менделеева" (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.


Разработка урока на тему "Первые философские учения древнего Китая и Индии"

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.


Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме "Человек в ранних мифах и философских учениях". Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.


Статья "Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования"

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

по обществознанию для 10 класса социально-гуманитарного профиля по теме:"Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях"

Презентация по обществознанию "Древнекитайская философия" помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских .


История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

23.10. Т3. Философия. Философские учения Древнего Востока

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий "ян" и "инь" в китайской культуре3. Что такое "дао"?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика - основатели и представители, основные высказывания и идеи.

Античная философия досократический период, школы и представители

Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

— Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании.

— Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все.

— Части изменяются, целое же неизменно.

— Знания увеличивают незнание.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

— Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

— Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

— Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира.

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана.

— . мыслить и быть - не одно ли и то же?

— Из ничего ничто не возникает.

— Все свое я ношу с собой.

— Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов.

Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

— Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё.

Высказывания Демокрита Абдерского:

— Богат тот, кто беден желаниями.

— Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

— Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

— Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты.

Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Античная философия сократический период, школы и представители

К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

— Кто ясно мыслит - ясно излагает.

— Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

— Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьезностью.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

— Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

— В каждом человеке солнце - только дайте ему светить.

— Высшая мудрость - различать добро и зло.

Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

— Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Время - движущееся подобие вечности.

— Бог в нас самих.

— Из демократии рождается тирания.

— В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

— Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

— Все льстецы - прихвостни.

Философское учениеАристотеля является Бытие - живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Тема 2,3. Философия древнего мира

Таблица 1. Хронология истории философии

Основные идеи и особенности

1.Этическая направленность (не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств).

2.Освобождение от страданий путем Нирваны (состояние, исключающее какие-либо желания).

2.Цель человеческой жизни – наслаждение, а не отказ от желаний.

3.Все в мире состоит из четырех элементов (вода, земля, воздух, огонь); единственная реальность – материя.

4.Умозрительные представления о едином и многосоставном мировом порядке (Закон Риты, Легенда о Пуруши).

5.Целостная духовная субстанция (Брахман).

6.Индивидуальная душа (Атман).

7.Закон перерождения и бессмертия душ.

8.Закон воздаяния (Карма): сумма злых и добрых дел каждого, определяющая форму очередного перерождения

1.Этико-политическое учение на основе принципов:

-взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

-человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

-сдержанность и осторожность поступков (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

2.Правило управления государством (колесницей).

(учение о Священном

Лао Цзы (Старый Учитель)

1.Все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути.

2.Человек должен отказаться от мудрствования и следовать естественным законам.

3.Высшая добродетель – недеяние и молчание, призыв к смирению, состраданию и незнанию.

4.Всякая уникальность человека – зло.

Середина 5 – конец 6 в. до н. э.

Конец 4 – 2 в. до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель

Антисфен, Диоген Синопский, Кратет

Панеттий, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий

Платон, Аристотель, Ксенокрит, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона)

1.Обьяснение явлений природы, сущности космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

2.Метод философствования – декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

-Основа всего сущего – Космос, созданный по типу разумного человеческого тела. Космос – вечен, абсолютен, кроме его ничего нет, он един и одухотворен. Его можно увидеть, услышать и осязать. Он совершенен, божествен.

-Поиски единой неделимой первоосновы мира (Фалес – вода, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы…)

-Нет четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия

-Попытка объяснения сущности природы и Космоса.

-Меньшее внимание поиску первоначала.

-Допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса.

-Выдвигали идеалистическую версию происхождения сущего

-Положили спору между материализмом и идеализмом.

-Интерес к проблеме человека, общества, государства.

-Переход от декларативно – догматического метода философствования к диалого – доказательственному.

-Вклад в развитие логики.

-Практическая философо – просветительская деятельность.

-Идея свободы вне общества. Вели паразитический образ жизни, бродяжничали, не имели семьи, отрицали государство и законы; презирали культуру, мораль, богатство. Прославляли пороки.

-Признавал только закон природы.

-Попрошайничал и гордился этим.

-Идеал – жизнь первобытных людей и животных.

-Идея освобождения от влияния внешнего мира.

-Постоянное самоусовершенствование, восприятие лучших достижений культуры, мудрость.

-Идеал: мудрец, поднявшийся над суетой жизни благодаря просвещенности, знанию, добродетели, бесстрастию и самодостаточности.

-Жизнь в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом).

-Добродетель – высшее благо, а порок – единственное зло.

-Культ добродетели – ориентира и состояния души.

-Неучастия в жизни государства.

-Оправдание самоубийства, как знака протеста против зла.

-Восхищение богатством, здоровьем, красотой.

-Высокий эстетизм в мыслях и поступках.

-Осуждение бедности, пороков, нищеты, циников.

-Высшая цель человека – стремление к счастью.

-Римский философ, воспитатель императора Нерона, покончил жизнь самоубийством из-за порочной политики своего воспитанника.

-Проповедовал идеи добродетели, сосредоточение на себе, на своем духовном воспитании.

-Отказ от общественной жизни.

-Покой и созерцание.

-Верил в безграничные возможности человека и человечества.

-Предвидел культурный и технический прогресс.

-Высшее благо – нравственный идеал и человеческое счастье.

-Философия – практическое руководство по управлению государством, для достижения людьми счастья в жизни.

-Религиозно-философская школа, созданная для исследования философских проблем, почитания богов и муз.

-Существовала около 1000 лет.

-Закрыта императором Юстинианом.

-Ученик Сократа, основоположник идеализма.

-Они истинны, вечны и постоянны.

-Любые вещи - лишь материальные отображения первоначальной идеи этих вещей.

-Мир - лишь отображение чистых идей.

Мировая душа и души отдельных людей и даже вещей и явлений (частей Мировой души). Душа бессмертна. Ответив за свои дела в подземном царстве, она приобретает новую телесную оболочку. Закон Космоса – постоянство души и смена телесных оболочек.

-Создал идеалистическую картину мира.

-Предмет познания лишь чистой идеи.

-Их можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию).

-Отвергает чувственное познание (это не знание, а мнение).

-Увидеть и осознать чистые идеи могут лишь философы, интеллектуалы.

Сторонник аристократии и монархии.

5.Свой план государственного устройства.

-Три сословия государства – полиса: философы, воины, работники. Вместе проводят свободное время, едят, отдыхают, личную собственность имеют только работники, жены и дети - общие, есть рабы – пленные варвары.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

-Философия трех видов: теоретическая (о бытие, происхождении всего сущего, причинах различных явлений…), практическая (о деятельности человека и устройстве государства), поэтическая. И четвертая часть- логика.

-Определение бытия дает через высказывания о бытии, т.е. через категории (высказывания). Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых не мыслимо само бытие. 10 категорий: одна – определение бытия, 9 – его характеристики(сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание). Бытие – это сущность, обладающая свойствами количества… страдание.

-Проблема материи. Материя – это потенция, ограниченная формой. Все сущее на Земле обладает потенцией. Изменение либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.

Материя – пассивное начало, форма – активное начало.

Высшая форма всего сущего – Бог, имеющий бытие вне мира.

-Носитель сознания – душа, ведающая функциями организма.

Растительная душа – питание, рост, размножение.

Животная – растительная душа + ощущения и желания.

Разумная (человеческая) – животная + рассуждения и мышление.

-Материалистический подход к проблеме человека.

1.Биологически – один из видов высокоорганизованных животных.

2.Отличие от животных – мышление и разум.

3.Вражденная склонность жить вместе с себе подобными( в коллективе).Это приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующий механизм общества – государство 6 типов государства (Якушев, с.45).

Своим рождением человек обязан самому себе (родителям).

Человек- результат биологической эволюции.

Боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.

Человек – сам творец своей судьбы. Душа – особый вид материи. Тело и душа смертны. Человек должен стремиться к счастью в земной жизни. Счастье – это удовольствия (отсутствие страданий, здоровье, любимое дело, а не чувственные удовольствия). Норма жизни – разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость, безмятежность и мудрость.

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.)

В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего.

Ученик Фалеса – Анаксимандр. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Анаксимен,(585 – 528 г. до н.э.)

Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы.

В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле.

Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.)

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос о первоначале.

Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.

1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе.

3) учение об образе жизни.

Дуалистическая концепция души и материи.

Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы бытия, мышления.

Рационалистический, логический методы в философии.

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее.

Зенон, (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

"Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе".

Способ доказательства от противного.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам.

Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.

Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания.

Платон, (427 – 347 гг. до н.э.)

"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.

Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

"История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",

"Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.

Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика

Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.)

"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни".

Интерес к человеку. Этические проблемы.

Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.

Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".

Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм.

Теория вселенского государства и гражданина мира.

Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Поиск наилучшей жизни.

Согласно Кинизму – наилучшая жизнь это естественная жизнь, свобода от обладания чем-либо, избавление от условностей и прочих искушений. Вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа. Утверждали, что добродетельно подчиненная уму умеренная жизнь свободна от пристрастий и антипатий.

Читайте также: