Кино облепиховое лето краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Начинается действие в Москве - Александр Вампилов с другом и единомышленником, тоже "истинно народным" поэтом Николаем Рубцовым, попадают в круг зажравшихся при власти, но власть ненавидящих эстетов, куда входит, кстати, и окарикатуренная Бэлочка Ахмадуллина, и напыщенный Андрон Кончаловский, и аж дважды мимоходом упоминаемый Юрий Галансков. По сюжету Рубцов влюблен в дочку крупного начальника из внешторга - а по идеологии фильма где прикормленные диссиденты, там непременно внешторг и КГБ. Справедливости ради - вероятно, наблюдения в целом точны, но отмечая, что диссидентам не хватает "замшевых курток", герои предлагают уж больно сомнительную пресловутым "курткам" альтернативу.

Про свою работу Мерзликин говорит "послужили". Ну если не "игра", а "служение" - значит, оценки по критериям профессионализма, вкуса, таланта неуместны. Трудно, правда, пережить дуэт Андрея Мерзликина-Вампилова с Сергеем Каплуновым-Рубцовым: в общих кадрах с артистом театра "Около" первый смотрится как рыба с бабочкой в одном аквариуме, да и Каплунов, если честно, не лучше здесь выглядит. Еще труднее воспринимать Олега Ефремова в воплощении Кирилла Рубцова: нельзя исключить, что Ефремов в предложенной концепции таким только и должен быть - осторожным до трусости, зацикленным на конъюнктуре текущего момента управленцем сперва, потом художником. Ключевая же фигура в драматургии "Облепихового лета" - несостоявшийся поэт, чиновник и неопределенного статуса сотрудник ГБ Дима в исполнении Сергея Агафонова. У него особая функция вдобавок потому, что ведомый "призраком" репрессированного отца Вампилов благодаря знакомству с Димой, которого почти презирает, получает доступ к следственным материалом и выясняет, что информация о смерти родителя в лагерной больнице была липой, ложью - арестованного папу сразу расстреляли.

В остальном все как положено - под пафосный симфонический саундтрек Вампилов-Мерзликин изрекает то, что авторы картины почитают за истину, иногда разговаривая (по образцу биографических пьес, скажем, Виталия Безрукова) цитатами из собственных сочинений. Впрочем, если уж Дима невесте в любви объяснялся пассажем из "Утиной охоты" - почему самому Вампилову нельзя? Забавно, но про геев у тех же авторов в свое время получалось примерно то же самое:

Актер старательно готовился к этой роли, читая воспоминания современников писателя. Да и костюмеры с декораторами потрудились на славу — начало 70-х годов прошлого столетия им удалось воссоздать до мельчайших деталей.

Напряженная жизнь и внезапная смерть

Писатель в этом фильме предстает перед зрителем человеком творческим, свободолюбивым и задыхающимся в кабинетах правительственных учреждений. Отчаянно стремясь вырваться из мира проблем и бюрократии, он отправляется в Иркутскую область. Туда, где в 1938 году арестовали, обвинили в измене Родине и расстреляли его отца.

Актеры и роли

Это интересно

Андрей Мерзликин заслужил высшую похвалу от сына

Первые отзывы зрителей

Анастасия , Москва

Екатерина , Санкт-Петербург

Светлана, Иркутск

Посмотрел прекрасный фильм "Облепиховое лето", который вышел в этом году. Это фильм о талантливом русском драматурге Александре Вампилове.

Фильм был снят режиссёром из Бурятии Виктором Алфёровым - это его первый полнометражный фильм. В главной роли снялся замечательный русский актёр Андрей Мерзликин, который прекрасно сумел воплотить в кино роль Вампилова.

Когда я смотрел "Облепиховое лето", я вспоминал о прошедшем в этом году фильме Германа-младшего "Довлатов" - и подумал, что они во многом пересекаются - и время одно и то же, и посвящён он литературе, людям творческим. В центре повествования - два друга, драматург и поэт. Если в "Довлатове" это были Довлатов и Бродский (чьё имя в "Облепиховом лете" звучит в разговоре в конце), то здесь - Вампилов и Рубцов.

Это люди из провинции, самородки, таланты. Вампилов - из Иркутска, Рубцов - из Вологды. Им противопоставляется мир литературной богемы, у которой всё есть, но она хочет чего-то ещё и с некоторым таким высокомерием относится к этим двум талантам из провинции. В чём-то это - продолжение темы поэта-метростроевца из "Довлатова", блестяще сыгранного Антоном Шагиным (который и сам поэт, к тому же). Рубцов позже в разговоре говорит другу: "Почему они диссиденты? Ведь у них есть всё, у них родственники занимают хорошие места. Им всё время чего-то не хватает. они считают, что свободы, а на деле - замшевых пиджаков". И это очень точно и чётко сказано. Нашего знаменитого земляка играет Сергей Каплунов - и играет отлично. Кстати, Дмитрий Мерзликин лично представлял фильм в Вологде - он привёз его сюда из уважения к личности Николая Михайловича. Рубцов реально один из самых симпатичных героев фильма, яркий и интересный, сыгран с уважением к памяти поэта. Рубцов пламенно защищает своего друга и когда Андрон, один из персонажей фильма, говорит Вампилову что-то обидное, сразу вскипает: "Вы ещё в мемуарах писать будете, что выпивали с Вампиловым!"

У Вампилова - чётко развитое русское сознание. И он, сын бурятского учителя и русской учительницы, на предложения попробовать реализовать себя по линии национальной литературы (как бурятского писателя), всегда отвечает: "Я - русский писатель!" И то же самое говорит о нём и Рубцов, русский поэт. Показан, кстати. яркий эпизод из его биографии - когда в общежитии Литинститута Николай Михайлович снял портреты классиков, унёс к себе и с ними выпивал, а потом сказал, что в кои-то веки провёл время в подходящей компании. (Этот эпизод реально был, правда, был несколько изменён - но он даёт нам представление об этом замечательном поэте).

Одна из линий - это, конечно, театральная. Пьеса "Старший сын" ставится в Иркутске (после успешной премьеры Вампилов узнаёт о гибели своего друга Рубцова в Вологде). А сам Вампилов добивается постановки своей пьесы "Утиная охота" в "самом главном театре Москвы" - у самого Олега Николаевича Ефремова, великого русского театрального режиссёра ХХ века (в фильме его играет Кирилл Рубцов). В разговоре затрагивается тема репрессий и тема отца Вампилова, он был репрессирован как "враг народа". Ефремов говорит, что стыдиться нечего и сам он провёл детство с отцом в воркутинских лагерях (в фильме правда не сказано, что отец Олега Николаевича был бухгалтером в управлении ГУЛАГа). Пьеса Вампилова - о человеке, который среди друзей ощущает себя одиноким, а на носу ленинский юбилей и нужны пьесы о революции и гражданской войне. К тому же пьесу должны ещё утвердить в пяти инстанциях, не факт, что это может случиться.

Пьеса "Утиная охота" понравилась Ковальчуку (Сергей Агафонов) - человеку, связанному с органами. входящего в литературно-богемную тусовку, работающего чиновником, при этом - диссиденту. Ковальчук познакомился с Вампиловым в Москве, а потом продолжил знакомство в Иркутске. Он читает пьесу сам, потом читает из неё монолог своей жене. И он же помогает Вампилову узнать о судьбе отца. Через фильм как раз проходит эта тема - восстановления памяти, желание узнать о судьбе отца, попавшего в застенки ГБ. Отец стал часто ему сниться. Эта родовая память крайне важна для Вампилова. Николай Рубцов в фильме отмечает, что их поколение - безотцовщина. Отец Вампилова был расстрелян, а отец Рубцова считалось, что погиб на фронте, но на деле просто завёл другую семью - после войны Николай Михайлович разыскал его в Вологде. Вампилов воспитан матерью (у неё было 4 детей, Александр - младший). Рубцов же вырос в детском доме.

Также важно отметить, что важную роль играют и семейные ценности - жена и дочь. И желание иметь дом на Байкале, свой дом, где можно творить. Именно свой отдельный дом, а не квартиру в многоэтажном многоквартирном доме. Вампилов любит свою малую родину - и за два дня до дня рождения трагически погибает на родном для него Байкале. Его последние слова по фильму - "Жизнь всё-таки замечательная штука. Я люблю жизнь"

Фильм отличный, лёгкий, приятный. Смотреть его интересно. Смотреть его стоит. Смотреть обязательно. Бесспорно, "Облепиховое лето" - один из лучших фильмов этого года.


Биографическая драма о жизни и смерти великого советского драматурга XX века Александра Вампилова. Задыхаясь в бесконечных коридорах, узких кабинетах и замкнутом круге, он стремился вырваться на родину, к природе и своим корням. В августе 1972 года он едет на Байкал, чтобы купить там дом и остаться навсегда.

Читайте также: