Женский монастырь в серпухове сообщение

Обновлено: 30.06.2024

В Серпухове два действующих монастыря, наиболее древним из них является Введенский Владычный монастырь.

Введенский Владычный женский монастырь

Монастырь находится на юге города рядом с местом впадения реки Нары в Оку, он обнесён наружной кирпичной стеной с несколькими воротами интересной архитектуры и угловыми башнями:

Внутренняя стена - уже белокаменная, также с четырьмя сторожевыми башнями по углам.

Сейчас главные ворота обычно закрыты, вход осуществляется через калитку слева.

Монастырь был основан в 1360 году митрополитом московским Алексием.

В советское время монастырь был закрыт в 1920-е годы. Его здания стали использоваться под нужды Серпуховского лётного училища: в Введенском соборе был устроен клуб-кинотеатр, в корпусах - казармы, мастерские, офицерское общежитие.

Полноценная реставрация началась лишь в 1995 году, к этому моменту вся территория представляла фактически руины. Интересно взглянуть на нынешние фотографии восстановленных храмов и старые фотографии начала 20-го века.

Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы

В дальнейшем собор неоднократно перестраивался, нынешний Введенский собор сооружён в правление Бориса Годунова. В северной части находится также построенный в XVII веке храм святителя Алексия.

Деревянная часовня справа от входа - это сени над местом упокоения святого Варлаама.

На площади перед входом в монастырь в 2014 году был установлен бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому:

Храм великомученика Георгия Победоносца

Храм Георгия Победоносца был воздвигнут в конце XVI века. Он является уникальным памятником Годуновской архитектуры. Придел в честь Георгия расположен под шатром.

Храм имеет еще три придела: Вознесения Господня и святителя Николая на первом этаже, святого благоверного царевича Димитрия — на втором.

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь

В 1995 году началось возрождение Владычней обители. 5 мая Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычном женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову), возведенную в сан игумении 4 декабря 1998 года.

День сестер начинается в 6:30 утра с полунощницы. В 7:15 служится Литургия, на которой ежедневно присутствуют все сестры, кроме несущих череду на кухне и в трапезе и читавших ночью неусыпаемую псалтирь. В 10:00 сестры пьют чай и расходятся по послушаниям. В 14:00 бывает обед, в 14:30 – келейное правило.

В 16:00 служится вечерня и утреня, однако в будние дни в это время сестрам могут быть даны послушания. В 19:30 бывает ужин. В 21:00 сестры вновь собираются вместе на повечерие.

В воскресные и праздничные дни полунощница начинается в 7:00, Литургия – в 8:00.

Сестры живут в кельях по одной или по двое. Келейное правило послушницы состоит из 1 кафизмы, 1 главы Апостола, 1 главы Евангелия, поклонов, и 800 Иисусовых молитв. Для инокинь добавляется трехсотница и увеличивается число Иисусовых молитв. Монахини вместо трехсотницы читают пятисотницу, добавляются три канона и акафист. В зависимости от духовного состояния сестры по усмотрению игумении правило может меняться и дополняться. Для углубления в молитву предусмотрен двух-трехдневный затвор с вычитыванием полного круга богослужения.

По всем вопросам, духовным и практическим, сестры обращаются к матушке. С момента возрождения в монастыре заведено откровение помыслов игумении.

По словам сестер Владычнего монастыря, главное для них – реальная духовная жизнь, направленная на очищение души от страстей, а все остальное – лишь средства для ведения успешной духовной брани.

Настоятельница


Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения


Сведения о надвратном храме
(из исторического описания В.А. Рождественского)

Над святыми вратами находится церковь не большая каменная, построенная еще игуменом Вассианом в конце XVI в. во имя священномученика Феодотия Анкирского. На построение ее доселе сохраняется в ризнице благословенная грамота патриарха Иова 1599 г. Уже в 1834 г., по прошению игумении Назареты, сия церковь возобновлена и освящена Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским, в честь Нерукотворенного образа Спасителя.


Древний Введенский собор был построен в 1362 году преп. Варлаамом Серпуховским и освящен свт. Алексием. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался в XVI, XVII и XIX вв.

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:
- Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему

Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:
- В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм.

Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.

Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
Третий храм обители - двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.

К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел - один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.

Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.
Монастырь вновь передан Церкви в 1995 году в полуразрушенном состоянии.


Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь - старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

Содержание

В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императоруа Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И с 1806 по 1815 годы первой игумениею монастыря стала мать Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

В 2000 году было восстановлено почитание (в лике местночтимых святых) преподобного Варлаама, который наряду со святителем Алексием является одной из главных фигур в истории Введенского монастыря.

протоиерей Игорь Евгеньевич Хромов, 1968

священник Георгий Валентинович Коротких, 1963

диакон Виктор Николаевич Курсай, 1952

1. Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм

2. Церковь свт.Алексия, митрополита Московского

3. Церковь вмч.Георгия Победоносца (в трапезном корпусе)

4. Церковь св.мч.Феодота Анкирского (над Святыми вратами)

Другие постройки: Святой источник "Неупиваемая чаша"

Сень над гробницей прп. Варлаама Серпуховского

Введенский Владычный монастырь.jpg


Владычний Введенский монастырь - с высоты птичьего полета




Сень над гробницей преподобного Варлаама


Святой источник "Неупиваемая чаша"

Электропоездом с Курского вокзала Москвы до Серпухова или автобусом от станции метро "Южная" до Серпухова. Далее на автобусе №4 или маршрутном такси "Октябрьское" до конечной остановки.

142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40.

Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день.

Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15.

Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

О паломниках и трудниках. Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания. Женщины старше 60-ти лет принимаются на срок не более двух недель.

Паломнические группы (экскурсии). Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

О монастырском храме. Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.


История России немыслима без монастырей. Монастыри на Руси всегда были молитвенными форпостами, они духовно и на деле защищали города от врагов. Глядя на постройки монастырей, становится понятно, насколько широко их предназначение.

Мощные крепостные стены и башни с бойницами, которые сохранились во многих монастырях, говорят о том, это оборонительные сооружения, способные выдерживать мощные и длительные осады.
На территориях монастырей есть также и хозяйственные постройки. Все монахи выполняют определенные работы - физические, творческие, кто к чему склонен.

Во все времена монастыри выполняли роль университетов, школ - обучали детей и взрослых. Все эти функции сохранились до нынешнего времени. Во многих монастырях действуют школы, гимназии, курсы, институты.


Находится он в Серпухове на берегу реки Нары.
Основан в 1360 году митрополитом московским Алексием как мужской монастырь. Пережил несколько трудных веков. И лишь в 1806 году, когда он был реорганизован в женский монастырь, начался расцвет обители.
В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В 1978 году училише съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века. Вот за эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, просто растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава.
Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов - Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София.
Владычный монастырь мы застали в самом процветающем состоянии.
Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)
  • Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)


Святыни монастыря:

    Чудотворная икона Георгия Победоносца, который особо почитается в этом монастыре.



При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

А теперь фотографии монастыря.















Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)


Храм великомученика Георгия Победоносца.


Мы явились свидетелями освящения автомобиля


Икона "Неупиваемая чаша" над входом в монастырь


На этом наше посещение монастыря закончилось, и мы поехали дальше.

Когда выходишь из Владычного монастыря и поворачиваешь направо, то, пройдя метров 200, вдалеке видишь ярко голубые купола храма и колокольню нежно желтого цвета.


Это Высоцкий монастырь, который стоит на другом берегу реки Нары. О нем мы и поговорим в следующий раз.

А в заключение хочу представить вам пророческое стихотворение Сергея Бехтеева, написанное в 1922 году. Стихотворение о возрождение Веры в России.

Я твердо верю - день настанет,
Пройдет пора кровавых смут,
И перед нами в вечность канет
Слепой и дикий самосуд.

Я твердо верю - близко время,
Когда обманутый народ
Стряхнет мучительное бремя
Всех преступлений и невзгод.

Я твердо верю - Русь Святая,
Как феникс, встанет из огня,
И вновь воскреснет жизнь былая
В лучах блистательного дня.

Читайте также: