Публичное сообщение на заданную тему это

Обновлено: 02.07.2024

Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!

Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.

Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.


Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.

Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.

Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.

Подготовка

Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.

Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?

Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.

Третье правило: готовь хорошие слайды

Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.

  • на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
  • слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
  • стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
  • на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.

Время доклада

Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.

Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).

Репетиция доклада

Проверка оборудования перед докладом

На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.

Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.

Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.

Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.

Начало доклада

Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.

Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.

Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.

Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.

В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.

Поза докладчика

  • стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
  • непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
  • глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
  • никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
  • жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.

Собственно доклад

Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни

В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.

Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).

Вопросы в ходе доклада

Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени

Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.

Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.

Завершение доклада

Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.

Важная деталь

Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.

UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.

В научном докладе обычно сообщается о научном достижении, открытии или результатах эксперимента. Сведения, изложенные в научном докладе, могут быть предметом обсуждения или научной дискуссии.

Выдвинутые в докладе идеи или вопросы следует излагать чет­ко и понятно для всех с разграничением тем, выделением основных моментов. Для большей убедительности целесообразно использо­вать иллюстрации.

Это художественно-повествовательное прозаическое произведе­ние небольшого размера. В устной форме осуществляется в публи­цистическом стиле и представляет собой словесное изложение ка­ких-либо событий.

Представляет собой обращение к слушателям по определенной тематике или поводу и при определенных обстоятельствах со свои­ми соображениями, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью. В данной игре наиболее уместна информационная форма речи.

При всех перечисленных видах выступлений концентрация на предмете и рациональном изложении материала перед слушателя­ми требует от докладчиков следующего:

а) пользоваться логически безупречной аргументацией с дока­
зательным воздействием на слушателей;

б) подробно раскрывать причинно-следственные и условно-след­
ственные связи;

в) следить за последовательностью изложения мыслей и идей;

г) продумать начало и конец выступления.

2.4.Определение цели команды в игре, намерений и ожида­
ний.

Примечание. Этот сюжет игры целесообразно визуализировать, по­этому все цели, намерения и ожидания участники игры рисуют на доске или ватмане с помощью схем, таблиц, символов.

По итогам данного фрагмента руководитель игры делает критический ана­лиз услышанного и понятого и предлагает осуществить коррекцию целей, если в этом есть необходимость. Как правило, она есть, так как многие играющие вместо конкретных целей, выраженных глаголами, формулируют лозунги и призывы.

2.6. Коррекция участниками игры целей, намерений и ожида­ний.

2-7. Представление откорректированных целей, намерений и Щкиданий.

Фиксация и объяснение новой информации на доске.

Общее время на второй этап: от 1 до 1,5 часа.

3. Дискуссия-тренинг

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова партнера.




Суэ/сдение - форма мышления, представляющая собой сочета­ние понятий, из которых одно определяется и раскрывается через Другое мнение, заключение.

Мнение - объяснение, выражающее оценку чего-нибудь, отно­шение к кому-нибудь, взгляд на что-либо.

Комментарий — объяснение, толкование к какому-либо тексту (письменному или устному). Рассуждения, пояснительные и крити­ческие замечания о чем-нибудь.

Резюме — краткий вывод из сказанного, услышанного.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

• Не мешайте партнеру говорить и демонстрируйте умение слушать, не пытайтесь заполнить паузы или молчание, не создавайте пре­пятствий для выступления оппонента.

Вопрос-ловушка - провокационный вопрос, трюковый. Является
также разновидностью теста. Он построен так, что партнеру пред­
лагается ответить о несуществующем (скажем, дать оценку книги
вымышленного автора или с придуманным названием). Чаще все­
го эти вопросы используются при проверке профессиональной ком­
петентности. 431

3.1. Каждая группа готовит вопгюсьг во всех жанрах, то есть идет тренинг по отработке умения задавать разнообразные вопросы. Ко­манда докладчика отвечает на вопросы, демонстрируя безусловно перспективную стратегию взаимодействия.

Оценку можно осуществлять по 3-балльной шкале:

- соответствует полностью - 3 балла;

- соответствует частично - 2 балла;

- практически не соответствует - 1 балл;

- не соответствует - 0.

Бланк оценивания вопросов по докладу

Бланк оценивания видов устной информации

п/п Виды информации Соответствует полностью Не в пол­ной мере Час­тично Не соот­ветствует
1. 2. 3. 4. 5. Реплики Суждения Комментарий Резюме Выводы

В научном докладе обычно сообщается о научном достижении, открытии или результатах эксперимента. Сведения, изложенные в научном докладе, могут быть предметом обсуждения или научной дискуссии.

Выдвинутые в докладе идеи или вопросы следует излагать чет­ко и понятно для всех с разграничением тем, выделением основных моментов. Для большей убедительности целесообразно использо­вать иллюстрации.

Это художественно-повествовательное прозаическое произведе­ние небольшого размера. В устной форме осуществляется в публи­цистическом стиле и представляет собой словесное изложение ка­ких-либо событий.

Представляет собой обращение к слушателям по определенной тематике или поводу и при определенных обстоятельствах со свои­ми соображениями, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью. В данной игре наиболее уместна информационная форма речи.

При всех перечисленных видах выступлений концентрация на предмете и рациональном изложении материала перед слушателя­ми требует от докладчиков следующего:

а) пользоваться логически безупречной аргументацией с дока­
зательным воздействием на слушателей;

б) подробно раскрывать причинно-следственные и условно-след­
ственные связи;

в) следить за последовательностью изложения мыслей и идей;

г) продумать начало и конец выступления.

2.4.Определение цели команды в игре, намерений и ожида­
ний.

Примечание. Этот сюжет игры целесообразно визуализировать, по­этому все цели, намерения и ожидания участники игры рисуют на доске или ватмане с помощью схем, таблиц, символов.

По итогам данного фрагмента руководитель игры делает критический ана­лиз услышанного и понятого и предлагает осуществить коррекцию целей, если в этом есть необходимость. Как правило, она есть, так как многие играющие вместо конкретных целей, выраженных глаголами, формулируют лозунги и призывы.

2.6. Коррекция участниками игры целей, намерений и ожида­ний.

2-7. Представление откорректированных целей, намерений и Щкиданий.

Фиксация и объяснение новой информации на доске.

Общее время на второй этап: от 1 до 1,5 часа.

3. Дискуссия-тренинг

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова партнера.

Суэ/сдение - форма мышления, представляющая собой сочета­ние понятий, из которых одно определяется и раскрывается через Другое мнение, заключение.

Мнение - объяснение, выражающее оценку чего-нибудь, отно­шение к кому-нибудь, взгляд на что-либо.

Комментарий — объяснение, толкование к какому-либо тексту (письменному или устному). Рассуждения, пояснительные и крити­ческие замечания о чем-нибудь.

Резюме — краткий вывод из сказанного, услышанного.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

• Не мешайте партнеру говорить и демонстрируйте умение слушать, не пытайтесь заполнить паузы или молчание, не создавайте пре­пятствий для выступления оппонента.

Вопрос-ловушка - провокационный вопрос, трюковый. Является
также разновидностью теста. Он построен так, что партнеру пред­
лагается ответить о несуществующем (скажем, дать оценку книги
вымышленного автора или с придуманным названием). Чаще все­
го эти вопросы используются при проверке профессиональной ком­
петентности. 431

3.1. Каждая группа готовит вопгюсьг во всех жанрах, то есть идет тренинг по отработке умения задавать разнообразные вопросы. Ко­манда докладчика отвечает на вопросы, демонстрируя безусловно перспективную стратегию взаимодействия.

Оценку можно осуществлять по 3-балльной шкале:

- соответствует полностью - 3 балла;

- соответствует частично - 2 балла;

- практически не соответствует - 1 балл;

- не соответствует - 0.

Бланк оценивания вопросов по докладу

Бланк оценивания видов устной информации

п/п Виды информации Соответствует полностью Не в пол­ной мере Час­тично Не соот­ветствует
1. 2. 3. 4. 5. Реплики Суждения Комментарий Резюме Выводы

Если вас попросили выступить публично, вы можете задаться вопросом: что такое публичные выступления, и почему публичные выступления важны? Эти вопросы являются вполне логичными, если вы никогда не думали о публичных выступлениях раньше.

В этом уроке вы узнаете, что такое публичные выступления и многое другое. (Источник изображения: Envato Elements)

Публичные выступления имеют важное значение, и для бизнеса, и для образования, и для широкой общественности. Есть много преимуществ публичных выступлений, как лично для человека, так и для бизнеса.

В этой статье мы объясним вам, что такое публичные выступления. Мы также обсудим важность публичных выступлений в целом, а также важность публичных выступлений в бизнесе. Плюс мы укажем вам на некоторые ресурсы, которые могут помочь вам стать лучшим оратором, включая некоторые примеры публичных выступлений.

Кроме того, если вы хотите продолжить публично выступать, не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу: "Полное руководство для подготовки великолепных презентаций". Это поможет вам освоить весь процесс подготовки презентаций.

Complete Guide to Making Great Presentations
Complete Guide to Making Great Presentations
Complete Guide to Making Great Presentations

Что такое публичные выступления

Что такое публичное выступление? По сути, это презентация, которая представляется в живую перед аудиторией. Публичные выступления могут охватывать широкий спектр различных тем. Целью такой речи может быть образование, развлечение или влияние на слушателей. Часто для того, чтобы сделать речь более интересной для слушателей, используются наглядные пособия в виде электронных слайд-шоу.

Презентация в виде публичного выступления отличается от презентации в Интернете, потому что онлайн презентация может быть просмотрена или прослушана тогда, когда удобно зрителю, в то время как публичное выступление обычно ограничено определенным временем или местом. Онлайн презентации часто состоят из слайд-шоу или предварительно записанного диктором видео (включая записи презентации в виде публичного выступления).

Из-за того, что публичные выступления проводятся перед живой аудиторией, существуют некоторые особые факторы, которые спикеру необходимо принимать во внимание. Мы их скоро коснемся, но сначала давайте быстренько взглянем на историю публичных выступлений.

История публичных выступлений

Какова история публичных выступлений?

Скорее всего, что публичные выступления существовали в той или иной форме всегда, когда существовали люди. Но большинство ученых и других лиц, связанных с публичными выступлениями, в том числе участники проекта публичных выступлений, отсчитывают происхождение современного публичного выступления от древней Греции и Рима. Конечно то общество не имело никаких электронных удобств, которые у нас есть сегодня для улучшения публичных выступлений (не было слайд-шоу). Но и тогда люди имели потребность в публичных выступлениях и разработали методы публичных выступлений, которые все еще изучаются сегодня.

Древние греки, в частности, использовали публичные выступления прежде всего, чтобы восхвалять или убеждать других. В определенном месте все греческие граждане имели право предлагать или выступать против законов во время общих собраний, что привело к появлению квалифицированных публичных ораторов. Публичные выступления стали желанным навыком и им стали обучать. Публичные выступления во времена греков называли риторикой. Позднее, когда к власти пришел Рим, публичные выступления использовались во время сессий руководящего органа — римского сената. Римляне приняли методы риторики публичных выступлений греков. На самом деле большинство учителей публичных выступлений того времени были греками.

Если снова вернуться в наше время, то стиль, известный как латинский стиль публичных выступлений, был популярен в США и Европе вплоть до середины 20-го века. После второй мировой войны, однако, менее формальный и более разговорный стиль речи начал становиться популярным. Кроме того электронные инструменты стали доступны для повышения качества публичных презентаций. К концу XX века эти электронные инструменты были перенесены на компьютер и превратились в компьютерные программные средства, например PowerPoint, который мы знаем и используем сегодня.

Но не стоит заблуждаться. Даже несмотря на то, что сегодняшние выступления менее формальные, по-прежнему важно, чтобы они были хорошо организованы. Подробнее об этом ниже. Теперь давайте взглянем на важность публичных выступлений.

Важность публичных выступлений

Если вы спросите большинство людей, они, вероятно, скажут, что они не любят публичные выступления. Они могут даже признаться, что боятся их, поскольку страх публичных выступлений является очень распространенным страхом. Или они могут быть просто застенчивы или замкнуты. По этим причинам многие люди избегают публичных выступлений, если могут. Если вы один из тех людей, кто избегает публичных выступлений, вы многое теряете.

На протяжение лет публичные выступления играли важную роль в области образования, управления и бизнеса. Слова имеют силу информировать, убеждать, просвещать и даже развлекать. И сказанное правильным оратором слово может быть еще более мощным, чем письменное слово.

Вне зависимости от того, являетесь ли вы владельцем малого бизнеса, студентом или просто кем-то, кто увлечен чем-либо — вы получите пользу от улучшения своих навыков публичных выступлений, как лично, так и профессионально. Некоторые преимущества публичных выступлений, включают в себя:

  • Повышает уверенность
  • Улучшает исследовательские навыки
  • Усиливает дедуктивные навыки
  • Способности выступать в защиту важных ценностей
  • И многое другое

Далее давайте рассмотрим методы, которые можно использовать, чтобы стать лучше в публичных выступлениях.

Как стать лучше в публичных выступлениях

Ладно, теперь вы понимаете преимущества публичных выступлений, и может быть вы более заинтересованы. Тем не менее вы все еще можете думать, что это не для вас. Возможно вы выступили один раз, и у вас не получилось так, как хотелось. Может быть, вы боитесь публичных выступлений. Или может быть вы думаете, что вы не имеете природных способностей для выступления.

Правда в том, что ораторство - это навык. Ему можно научиться. Хотя некоторые люди могут иметь больше языковых способностей от природы, чем другие, - более приятный голос, или более высокий уровень харизмы — любой, кто может говорить, может научиться быть лучшим оратором, чем он является сейчас. Для этого просто нужно знать некоторые секреты и приложить усилия.

Чтобы помочь вам стать лучше в публичных выступлениях, давайте рассмотрим следующие четыре аспекта:

  1. Подготовка текста выступления
  2. Преодоление страха выступления
  3. Репетирование выступления
  4. Выступление

Мы начнем с подготовки текста выступления.

1. Напишите эффективную речь

Первое, что вам необходимо сделать - это работа по написанию хорошо организованной, увлекательной речи. Потому что даже если вы обладаете хорошим голосом или большим обаянием, ваше выступление не будет удачным, если ваш материал плохого качества. Следующие учебники могут помочь вам научиться лучше писать текст выступлений:

Возможно вы также захотите скачать электронную книгу "Полное руководство по созданию отличных презентаций" - теперь бесплатно при подписке на бизнес рассылку Tuts+. Узнайте, как воплотить ваши идеи в мощную презентацию, которая изменит вашу аудиторию.

Кроме того, не забудьте использовать такие инструменты, как PowerPoint, Google Slides или Keynote. Правильный шаблон для вашего слайд-шоу может сильно повлиять на качество вашей презентации. Вот некоторые из лучших шаблонов презентаций:

Мы все более или менее представляем себе, что это такое.

А вот откуда пошла традиция устных и письменных докладов, по каким правилам он составляется, для каких целей служит – узнать необходимо.

Лист

Доклад — это.

На рабочих совещаниях, отчётных собраниях докладчик предлагает слушателям ознакомиться с результатами своей работы или совершает обзор достижений своих подопечных (если это учитель, руководитель). Как правило, такое выступление для наглядности сопровождается презентацией.

Что такое доклад

Учебный процесс предполагает написание докладов как отдельный вид работы.

В школьной практике доклады бывают устными и письменными. Обычно текст доклада фиксируется на бумаге, а затем произносится публично.

Большим плюсом является наличие дополнительных аудио-и видеоматериалов.

Как оценивают доклад

Пока ученик или студент выступает перед аудиторией, педагог оценивает его труд по следующим критериям:

  1. — качество подготовленного материала (содержательность, полнота охвата информации);
  2. — умение учащегося самостоятельно выделять главное и второстепенное;
  3. — владение навыками устной речи;
  4. — понимание используемых терминов;
  5. — краткость (говорить нужно лаконично, собранно, без вводных слов и долгих пауз, только по делу);
  6. — выразительность.

Как выбрать материал

Перед тем, как выбрать информацию из книги или интернет-источника, нужно проверить подлинность найденных сведений. В этом смысле книга авторитетнее и надёжнее. Энциклопедии составляются целым коллективом учёных-специалистов, затем проходят экспертную оценку и редакторскую правку. Не все сайты также добросовестно работают со своим контентом.

Чтобы не попасть впросак, придерживайтесь нескольких правил:

Проанализируйте ответы и в конце доклада сделайте вывод о том, интересен ли поэт современным читателям.

Как писать доклад (из каких частей он состоит)

    Во вступлении важно озвучить тему доклада, сказать несколько предложений о важности того предмета, о котором вы собираетесь поведать миру и обозначить проблему.

Здравствуйте! Сегодня я расскажу о галапагосских черепахах. На своих морщинистых панцирях они носят следы древнейших цивилизаций. Эти редчайшие животные, возможно, скоро исчезнут с лица Земли. Как не допустить этого? Что мы можем сделать для них сегодня?

А знаете ли вы, что галапагосские черепахи откладывают за один раз 120 яиц, каждое из которых напоминает по размерам мяч для пинг-понга?

Итак, галапагосские черепахи – уникальные существа нашей планеты, которые остро нуждаются в охране. Можно помочь сохранению вида распространением информации об этих рептилиях, посильной поддержкой зоопарков, океанариумов, специальных питомников и охранных зон.

Введение и заключение – зеркальное отражение друг друга. Следите за тем, чтобы вопросы не остались без ответа.

Как оформить доклад

Когда материал найден, его нужно распечатать, особым образом расположив графы текста на листах бумаги.

Проверил: Строгова Л.К.

Для школьного доклада этого достаточно.

В университете на верхней части листа нужно будет указать полное название учебного заведения и кафедру. Внизу вы проставите город и год написания работы. Образец оформления доклада (титульный лист):

Проверил: д.б.н., проф. И.И.Бородатов

После титульного листа находится оглавление – раздел, отражающий структуру доклада.

Текст основной части набирается 14 кеглем Times New Roman через полуторный интервал. Выравнивание производится по ширине листа, поля – стандартные.

Секреты успешного выступления

Для этого выполните следующие шаги:

  1. Несколько раз прочитайте написанное вслух.
  2. Составьте в голове план выступления и перескажите информацию сначала по частям, затем – полностью.
  3. Встаньте перед зеркалом, понаблюдайте за своей мимикой и жестикуляцией, скорректируйте их. Представьте, что смотрите себя по телевизору и постарайтесь быть интересными.
  4. Поработайте с голосом и речью (дыханием, интонацией, паузами, словами-паразитами).
  5. Прорепетируйте выступление перед кем-нибудь из домашних, кому вы доверяете. Следите за реакцией: прекращайте говорить, как только слушатель начнёт зевать!

Выступление имеет успех, когда докладчик чувствует себя уверенно, хорошо разбирается в материале. Он готов ответить на любой вопрос и даже ждёт диалога от аудитории.

Чтобы как следует подготовиться, познакомьтесь с дополнительной литературой по выбранной проблеме, поинтересуйтесь новейшими исследованиями в данной области.

Желаем удачи при подготовке доклада и на выступлении. Смело идите вперёд к вершинам ораторского мастерства!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Не понимаю, как можно два разных события назвать одним словом. Проходит планёрка у директора, он говорит инженеру, сделайте доклад за вчерашний день. И в тоже время идёт заседание съезда и на нём выступает три часа докладчик. И всё это называется одним словом доклад?

Главное для докладчика понимать самому, что он написал, а то сейчас скачивают из интернета чужие работы, даже в суть не хотят вникнуть. Раньше с поиском информации было сложнее, сами книги искали, сами доклады по заданной теме писали, но была уверенность в достоверности информации. Сейчас же пишут все кому не лень, один Дзен чего стоит, а дети из таких сомнительных источников берут информацию и в лужу садятся.

эмоджи хлопают ладоши

Рассказываем об обязательных правилах подготовки любого публичного выступления и на примерах показываем, как они работают.

Существует множество классификаций ораторских речей по самым разным основаниям.

Между тем, основополагающей является цель выступления – именно от нее оратор отталкивается и выбирает впоследствии и тайминг, и формат, и наличие или отсутствие презентации, и многое другое.

Публичные выступления: какими они бывают

мужчина на сцене TED

С цели все начинается, и ей же все будет подчиняться впоследствии. Какой же она может быть?

Их цель – поменять или скорректировать мнение аудитории.

Мерил Стрип эмоциональное выступление

Мерил Стрип использует короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух, отсылки к известным людям, которых аудитория легко может представить по памяти и эмоциональность в речи – все это располагает слушателей к поддержке точки зрения оратора по спорному вопросу.

01. Убеждающие выступления

Их цель состоит в том, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории, воодушевить ее и сподвигнуть на свершения.

Людей мотивируют не цифры, а истории. Сторителлинг – это выстраивание фактов в определенной последовательности, облачение рационального в эмоциональное. Человеческая память устроена так, что лекции забываются, а истории остаются в памяти, особенно, если они каким-то образом соединены со слушающим.

02. Мотивирующие речи

Цель оратора состоит в том, чтобы воспитать у слушателей новый навык, передать знание.

Например, Ицхак Адизес, один из всемирно признанных бизнес-консультантов, во время своей речи попросил аудиторию сделать следующее: «Посмотрите на свою руку. Что вы видите на ней? 5 пальцев, а не один. В странах Восточной Европы часто думают, что лидер — это указательный палец. Все герои, рыцари на конях изображаются с указательным перстом, вытянутым вперед.

03. Обучающие выступления

Эту мысль можно было донести до аудитории и без просьбы всмотреться в свою руку, но именно элемент взаимодействия с аудиторией и использование интересной метафоры дает то, что нужно каждому оратору – внимание, интерес, запоминаемость идей.

Правила подготовки к публичному выступлению

девушка лежит перед ноутбуком

Опытный оратор перед началом выступления пройдется по сцене, чтобы, во-первых, самому привыкнуть к освещению и обзору, во-вторых, чтобы мысленно поставить себя на место смотрящих и решить будет ли им комфортно воспринимать его речь при таких условиях в зале.

Кроме того, организует расстановку посадочных мест в соответствии с форматом презентации: для переговоров можно оставить слушателей за конференц-столом; для публичной презентации, мастер-класса или лекции лучше всего подходит амфитеатр – хорошо освещенный зал, в котором нет колонн и слепых зон, но есть отличная самоизоляция, а это значит, что слушателям не помешает шум проезжающего транспорта за окном.

01. Вопрос места

02. Вопрос техники

микрофон на оранжевом сверху

Другой значимый момент – следует убедиться в том, что ваша презентация правильно включается и отображается. Важно проверить качество изображения, работу звуковых файлов и удобство обзора с разных точек. Причем сделать это необходимо до того, как слушатели войдут в зал.

Эта история показывает, что если в центре внимания оказываются технические проблемы, а не сам доклад, то шанс на успешное выступление будет минимальным.

На стол или трибуну лучше поставить бутилированную воду, и дело здесь не только во внезапном приступе жажде, который возникает почти у каждого оратора во время речи. Если вы вдруг потеряете нить повествования или понадобится время, чтобы обдумать ответ на неожиданный вопрос, то можно выиграть секунд 30, пока будете открывать бутылку, наливать воду в стакан и пить ее.

Кроме того, нельзя забывать и о, казалось бы, прозаичных вещах: при выступлении в незнакомом здании лучше заранее узнать местоположение уборной и кафетерия. Позже возможности может и не быть.

03. Вопрос комфорта

Теперь расскажем о приемах, которые помогут эффективно выступать на публике.

Итак, оратору необходимо:

Необходимые навыки для проведения выступления

Страх перед публикой в той или иной степени испытывают все люди, в психологии есть даже специальный термин, описывающий это состояние – глоссофобия или страх сцены. Среди его симптомов – учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, тошнота, зажатость голосовых связок. По распространенности глоссофобия занимает второе место, уступая только страху смерти.

1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.
2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
4. Переведите дыхание в нижний левый угол и выдохните, считая до четырех.

01. Бороться с волнением до выступления и во время

Волнение затрагивает наше физическое и душевное состояние, поэтому и бороться с ним нужно на двух уровнях.

ражая девушка в наушниках

На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать – это осознать это и попытаться его визуализировать.

Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, – это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает.

Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов – боязнь незнакомой аудитории (все эти люди будут меня слушать?), ощущение плохой подготовки (а что, если я запутаюсь?), творческая взволнованность (как выступить наилучшим способом?).

Дыхание – следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает.

02. Управлять своим дыханием

бизнесмен медитирует

Согласно медицинским исследованиям, свыше 70% людей дышит поверхностно, то есть небольшим количеством кислорода. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.

Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других.

03. Играть темпом речи

04. Поддерживать диалог с аудиторией

Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.

Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.

Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм – на уровне шестиклассников, а Джеб Буш – восьмиклассников. И в данном случае простота изложение – это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер.

Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом (или почти на каждом).

Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.

05. Поддерживать визуальный контакт

бородатый мужчина выступает возле мольберта

Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.

Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель – соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии.

Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.

06. Активно жестикулировать

Леонардо Ди каприо

Считается, что примерно 80% времени на сцене или на переговорах ладони должны быть открыты, так как закрытые жесты свидетельствует или о неуверенности в себе, или о неправдивой информации.

Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения


Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает – это ценнейшая информация для спикера.

07. Приемы управления аудиторией

мужчина выступает перед людьми

Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи – начать говорить медленнее или тише.

Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст – лучшие средства от зрительской скуки.

Время выступления

люди удивленно смотрят в ноутбук

Самый характерный пример – питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Цель питч-презентации – заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам.

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее.

01. Экстра-короткие выступления

Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи – донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике.

02. Короткие речи

закладка доллар

Второй способ – так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои.

После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути.

Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего – убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста.

03. Средние выступления

Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались.

Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление. Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях.

04. Длинные речи

зрительный зал с людьми

Например, на конференции TED время строго ограничено – 18 минут, что схоже с продолжительностью кофе-паузы. Как считают создатели, за это время можно раскрыть сложную тему, но при этом удержать внимание слушателей.

Читайте также: