Сообщение на тему фреска сграффито

Обновлено: 28.03.2024

Когда-то в технике сграффито украшали не только итальянские палаццо и европейские замки, но и фасады советских общественных зданий и жилых домов. Многие российские города носят печать этого монументального декора, часто наивного и эстетически неоднозначного. В современной архитектуре этот проверенный временем способ оформления стен почти не применяется.

Традиционная европейская практика была такова: на стены наносили слой серого цемента, а поверх него – белую штукатурку. Получался двухцветный рисунок, орнаментальный или сюжетный с изображением бытовых и мифологических сцен.

Сграффито XVI века, Италия

Палаццо della Carvona в Пизе

Благодаря итальянским архитекторам, которых часто приглашали поработать за границей, сграффито прижилось во всей остальной Европе. Сравнительная простоте технических приемов и прочность сделали этот декор повсеместно распространенным: в городах Австрии, Чехии, Германии сохранилось множество старинных зданий с этой монументальной графикой на стенах.

Шварценбергский дворец в Градчанах, Чехия. Сграффито имитирует крупноблочную кладку

Кремс, Австрия. Сграффито на фасаде дома, XVI век

Советское монументальное искусство тоже находило для сграффито широчайшее применение. Возможно, изображения социалистического прошлого не столь изящны, как в ренессансной Италии или барочной Чехии, да и темы далеко не куртуазные. Но в выразительности им не откажешь: кто хоть раз видел на фасаде образы строителей коммунизма, покорителей космоса и пионеров, вряд ли их забудет.

Строительный техникум в Орле

Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.

Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры. Кроме того, сграффито – это традиция европейская, и нам в этом смысле не к чему апеллировать. Советское сграффито в качестве традиционной поддержки мы не рассматриваем.

Все же слухи об окончательном исчезновении сграффито можно считать несколько преувеличенными: современные материалы и новые подходы дают возможность возродить забытое старое искусство.

Кристина Косьянковская

– Сграффито можно великолепно применять и сегодня, ведь эта техника позволяет реализовать любое пластическое решение, интересную геометрию, орнамент любой сложности. Но здесь есть одна проблема – бюджет.

К сожалению, люди не всегда помнят, что театр начинается с вешалки, а дом – с фасада. Вкладывая в интерьер, они не задумываются, каким лицом их дом повернут к миру. Хотя сейчас появляются проекты, в которых фасад – это красивое лицо.

Дом в стиле модерн, проект архитектора Анны Пятуниной

Сегодня, конечно, никто не будет делать резьбу по сырому колерованному цементу. Это очень трудоемко: нужно учитывать скорость высыхания основы, чтобы успеть точно вовремя превратить ее в рисунок. Сейчас никто не владеет этими навыками. У студента монументально-декоративного факультета еще может получиться практическая работа в 1 кв. метр. А когда стоят леса, и огромная площадь стены …это уже нереально, этот высший пилотаж утрачен.

Однако современные материалы позволяют создавать сграффито в новом прочтении. Только в этом случае не процарапывать изображение, идя вглубь слой за слоем и получая контр-рельеф. А, напротив, добавлять новые слои, дающие ощущение глубины.

Образец рельефного декора для проекта Анны Пятуниной - сграффито в новом прочтении

Мы не называем это техникой сграффито в классическом понимании и даже ее имитацией. Но именно сграффито послужило основой этой декоративной техники, и в своей работе я внутренне опираюсь на его визуальный эффект.

Апеллируя к исторической технике, я вспоминаю увиденные в Европе фасады – замки и городские дома Чехии, палаццо Италии. Те первоисточники, от которых этот монументальный декор берет свое начало. А для убедительности использую покрытия с выразительной поверхностью. Однако не стоит путать нашу технику с декором, который можно просто набить через трафарет. Мы идем дальше, создавая рельефное изображение.

Когда хорошо знаешь классические рецепты и правильный подход, легче адаптироваться к современным материалам, сохранив характер и образ. Так художник, который великолепно владеет техникой академической масляной живописи, легко напишет картину и акрилом.


Сграффито что это?

Сграффито — это слово итальянского происхождения, в буквальном переводе — это означает выцарапывание. Техника сграффито подразумевает использование штукатурки, минимум два слоя. Базовый слой служит фоном, а потому лучше, если его цвет будет отличаться от второго и последующих слоев.

А техника подразумевает вначале нанесение первого слоя, после высыхания наносится второй, но до его высыхания он снимается в строго определенных местах. Таким образом формируется объемный рисунок или орнамент. Про такой дизайн стен смело можно сказать — это декоративная штукатурка. Отчасти она напоминает барельеф и фрески.

Сграффито — что за техника: понятие, особенности


Сграффито

Слой штукатурки может быть не только однородный, с фактурой или наполнителями. Штукатурка вполне может быть основой для полотна. Именно в этом и заключается суть сграффито.

Для основы допускается использование любого известково-цементного раствора хорошего качества. При этом разрешается как однородной цветной массы, так и похожей на природный камень, имеющей в составе каменную крошку. Главное, чтобы фракции были не больше 3 мм, а для отделочного слоя — 1,5 мм.

В качестве основы также можно использовать:

  • Портландцемент с добавлением кварцевого песка в разных пропорциях
  • Цемент-известь с песком
  • Гидравлическая известь с песком

Каждый из материалов имеет песок в различных соотношениях. Простые смеси извести и гипса для этой техники не подходят, потому что рисунок формируется не после высыхания, а до него, чтобы масса была пластичной. Гипс же очень быстро сохнет и его рабочий период не очень большой.

Смысл техники сграффито в том, что на поверхности делается несколько слоев штукатурки разных цветов. Когда сверху слой уже схватится, но не просохнет, то начинается создание изображения. При помощи инструмента удаляется слой до того, пока не покажется нужный цвет. В итоге получается красивое разноцветное изображение. Часто таким способом создаются красивые уникальные узоры.

Техника сграффито обладает множеством достоинств и среди них выделяются:


Достоинства сграффито

  • Уникальность оформления. Даже если для нескольких работ использовать одну и ту же картинку, то она всегда будет получаться разной и неповторимой.
  • Штукатурка хорошо сопротивляется воздействию воды, а потому сделать сграффито можно даже в очень влажных помещениях, а материал можно мыть даже бытовыми химикатами.
  • На такой отделке никогда не образуется плесень или грибок.
  • Штукатурка устойчива к огню и не поддерживает пламя.

Однако, есть и недостатки:

  • Если нанести сложный и тоненький рельеф на кухне, то она будет собирать жир и копоть, а в комнатах будет собираться пыль. Соответственно мыть такие поверхности придется чаще.
  • Изображение формируется быстро, но сама техника достаточно трудоемкая, а потому цена услуг высокая.
  • Сграффито редко наносится на всю стену, тем более, если речь идет о комнатах. Этот прием раньше часто использовали для дворцов, а вот для простой квартиры считался неприемлемым.

Рельефные изображения являются яркими деталями интерьера. Они гораздо интереснее, чем мебель, но при чрезмерном использовании их в спальни или гостиной, то получится целый музей. Исключением можно считать разве что ванную, потому что ее площадь маленькая. Вот только и здесь надо быть аккуратным. Стены и потолок можно сделать в одном стиле, но сами рисунки должны быть разными.


Что можно выполнить?

Если делать сграффито по фрагментам, то техника будет выглядеть идеально. С ней можно выполнить:

  • Настенные панно. Они будут смотреться при однородной отделке очень эффектно, как настоящие картины.
  • Сочетание с отделкой позволяет добиться интересного эффекта, когда картина как бы выступает из стены.
  • Выделение некоторых деталей архитектуры, к примеру, оформление стены в ванной. Такая отделка позволяет привлечь внимание и разделить помещение на зоны.
  • Можно сделать панорамное изображение на всю стену. В таком случае его делают в нескольких цветах схожего оттенка. В таком случае сграффито чем-то похоже на фреску.
  • В небольших комнатах сграффито можно делать на весь потолок. А вот в зале лучше разбить его на разные сектора, чтобы рельеф и однородная структура сочетались.

Что касается расцветок, то обычно для сграффито применяются природные цвета. Именно такая особенность делает технику дорогой. Суть в том, что для рисунком можно использовать только насыщенные цвета, а потому пигмента в составе должно быть в 10 раз больше, чем в обычном составе с тем же цветом.

Кроме того, пигмент должен устойчиво реагировать на щелочь, потому что в составе штукатурки всегда есть известь.


Цветное сграффито

Цвета можно получать следующим образом:

  • Если вы хотите получить серый цвет, то используйте перекись марганца
  • Благодаря охре можно получить желтые и коричневые цвета
  • Для получения яркого зеленого цвета можно использовать оксид хрома
  • Синий получается из ультрамарина
  • Мумие и киноварь дают красный
  • С помощью розового пигмента можно сделать цвет кирпича

Стоит отметить, что пигмента для работы потребуется очень много. К примеру, чтобы получить синий цвет понадобится 1 доля извести гашеной, 3 доли песка, а также половина доли ультрамарина. Так что чаще всего для создания цветов в сграффито используются синтетические красители.

Достоинством такого подхода является то, что работа становиться дешевле, цветовая гамма становится разнообразнее и интенсивнее. Но для получения красивых фресок нужны не только яркие, но и природные цвета, так что природные красители все равно используются часто.

В чем заключается метод отделки сграффито

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;
  • ниши;
  • полки;
  • карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает фреску.


Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

  1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
  2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
  3. пожаробезопасность – не горит;
  4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.


Штукатурка сграффито фото

  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.


Техника сграффито фото

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные цементно-известковые растворы с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Плюсы и минус

Любой метод в оформлении имеет свои преимущества и не достатки. Граффито не стал исключением, он также имеет две стороны.

Достоинства

Ручной труд — это всегда уникальное творение, со своим почерком. А потому оформление стены, внутри и снаружи особенно притягательны для человеческого взгляда. Тонкие нотки творения чувствуются в таких вещах особенно сильно. Для владельцев такого дизайна стен — то гордость, а для гостей это искусство — предмет эстетического восхищения

Благодаря использованным материалам — штукатурки, стены декорированные таким образом не боятся воды и огня. На поверхности не появляется плесень и грибок

Недостатки

Сложность реализации, создаить граффито на стене это не поклеить обои, процесс на много сложней. А потому требует больше времени на реализацию. Кроме этого понадобится терпение, усидчивость и конечно же отработанные навыки. Без знаний и опыта своими руками реализовать такие вещи крайне сложно. Поэтому для работы стоит пригласить мастера-художника такого дела.

Декортивная штукатурка сграффито

Результат получается отменны, но и его стоимость не мала. Так как работа сложная по всем параметрам, стоит она дорого. Кроме этого для придания эффектного вида объемному рисунку используются специальные дорогостоящие материалы.

Как наносится сграффито на поверхность: техника


Как наносится штукатурка?

По сути, само нанесение штукатурки в технике сграффито не отличается от простой. Сначала проводится подготовка, затем наносится грунтовочный слой и несколько тоненьких слоев. Опять же, для нанесения финишного слоя требуется много навыков и умений.

Так, для работы вам потребуются следующие инструменты:


Инструменты для работы

Принцип работы:

  • Сначала рекомендуется нанести сграффито на фанеру или ДСП, чтобы немного потренироваться. После этого уже можно приступать к работе со стенами.
  • Выровняйте и очистите поверхность от грязи и смочите водой. После впитывания влаги нанесите песок с гашеной известью. Для грунтовочного слоя можно сделать цветной раствор. Слой уплотните и затрите. Старайтесь, чтобы у вас не появлялось раковин. Лучше сделать насечки, чтобы последующие слои хорошо удерживались.
  • Через минут 20, когда первый слой начнет подсыхать, можно наносить следующий. Его максимальная толщина не должна превышать 6-7 мм.
  • Еще через 20 минут наносится следующий слой. Он будет еще тоньше — 3-4 мм.
  • Чтобы штукатурка получилась прочная, старайтесь не делать больше 5-6 слоев. При этом каждый следующий становится еще тоньше. И еще важно, чтобы через новый слой не было видно предыдущего.
  • Финишную отделку нужно делать более жидкую и наносить кисточкой. Толщина покрытия составляет 1-2 мм.

После нанесения всех слоев начните вырезать изображения. У вас есть 5-6 часов до того, пока не схватится последний слой. Так что работать над рисунком надо без перерывов. Если рисовать нужно слишком много, то последний слой накладывается по очереди на участки величиной, которые вы за это время точно сможете обработать.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.


Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.


Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.


Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.


Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.



Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 16287
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Сграффито — гипсовая техника между росписью и лепниной

Любители искусства, побывавшие в Италии, Франции, Чехии и других европейских странах, сохранивших исторические памятники, никогда не забудут необычные гипсовые фрески, называемые сграффито. Невероятно красивые двухцветные панно, украшающие здания, одновременно похожи и на картины и на гипсовый рельеф.

Особенность сграффито — фрески состоят из слоев окрашенной гипсовой штукатурки, что и отличает их от обычных картин. Кроме того, поверхность имеет рельеф. Это делает изображение более четким и живым, чем на живописной картине.

Что такое сграффито

Сграффито — это техника графического оформления гипсовых поверхностей зданий. Она зародилась и процветала в эпоху Возрождения. Вторая волна интереса к сграффито началась в эпоху неоренессанса.

Принцип выполнения сграффито заключается в нанесении на поверхность двух или более разноцветных слоев гипса. При этом толщина гипса не превышает 0,2 — 10 мм, что делает работу очень кропотливой. Далее мастер удаляет часть верхнего еще влажного слоя методом соскоба или процарапывания. Обнаженный нижний слой создает контрастный рисунок. Такая отделка гипсом применялась для фасадов и внутренних стен в помещениях зданий.

Мотив сграффито, обычно фигуральный или орнаментальный, характеризуется наличием особой прямоугольной формы.

Что такое сграффито

Техника выполнения

Двухцветный рисунок сграффито достигается в результате окраски одного из слоев штукатурки. В соответствии с традиционным методом ренессанса нижний слой окрашивается в темный цвет. Ранее для этого применялся тонкоизмельченный уголь или зола из соломы.

Если мастер окрашивает нижний слой гипса в светлый цвет, а верх делает темным, получается изображение, называемое контрсграфито.

Некоторые мастера упрощали процедуру путем легкого соскоба узоров в верхнем слое. После придания шероховатости гладкой поверхности фасада гравировкой рисунков, он вскоре приобретал цветовой контраст благодаря выветриванию.

Некоторые мастера работали, используя эскизы. Если же требовалось повторение рисунка, в ход шли трафареты. Для украшения рисунка и усиления эффекта в сграффито внедряли другие техники, дополняя панно мозаикой, рисунком, гипсовой лепниной.

Чем сграффито отличается от граффити

Сграффито и граффити — однокоренные слова, но они обозначают разные техники. Граффити — это вид объемного рисунка на стене, но в данном случае эффект объема создается краской, а не процарапыванием. Основой в этом случае служит поверхностный слой стены. Т.е. граффити — это стилизация рисунка под стиль сграффито.

Типы сграффито

Letterbox (почтовый конверт). Форма, состоящая из прямоугольников, разделенных двумя диагоналями, напоминает обратную сторону конверта. Фасад, украшенный буквой сграффито, имитирующей бриллиант или пирамидальные заостренные строительные блоки, создает впечатление полной гармоничности.

Украшения. В дополнение к шаблону, рисунок в стиле сграффито может быть геометрически разделен линиями, кругами или другими кривыми элементами.

Очень часто используются орнаментальные, растительные или фигурные мотивы сграффито, в основном содержащие темы из древнегреческой или римской мифологии, сцены из Библии, особенно из Ветхого Завета, или различные аллегорические фигуры или сцены.

Граффити в неоренессансе

Впервые технику сграффито стали применять в Италии в 15 веке, когда началось строительство больших и значимых зданий, требующих красивой отделки фасада. Из Ренессанса сграффито было заимствовано в периодах ар-нуво и сецессиона (конец 18 — начало 19 в.).

Лучшие работы того времени::

Типы сграффито

Сграффито в Чехии

Сграффито — важный элемент декора нео-ренессансных домов. Интересно рассмотреть развитие этого искусства на примере Чехии, где этот вид гипсового искусства был особенно популярен.

Первый сграффито был спроектирован в 1867 году в здании женской средней школы в Праге Войтехом Ульманном. Затем направление было расширено архитектором Йозефом Шульцем — автором проекта реконструкции знаменитого дворца Шварценберг.

При подготовке к реконструкции он изучил методы создания картин сграффито на фасадах, оформленных в 15-м и 16-м веках. Его интересовали рецепты создания гипсового раствора, сохранившегося в непростых климатических условиях Чехии.

Работы Шульца увеличили интерес к сграффито, и многие чешские архитекторы начали применять его в отделке жилых домов в стиле неоренессанс, черпая вдохновение в оформлении домов, построенных в период Ренессанса.

Значительный вклад в применение сграффито на фасадах жилых домов и общественных зданий внес архитектор Антонин Виль. Пример работы Виля — дом № 1035 на улице Поштовска, разработанный в сотрудничестве с другими художниками. Фасад дома был украшен карнизом в виде люнетов — это уникальное решение для того времени. Виль включил этот элемент в проект в процессе строительства.

Некоторые неоренессансные дома с сграффито, спроектированные Антонином Вилом:

  • Дом № 1035/17 на улице Каролина Светла, построенный А. Виллем вместе с Я.Зеером. Авторы украшений — Женишек и Мыслбек (1876 г.).
  • Угловой дом № 527 в Праге, в старом городе. Построен вместе с Карелом Гемпертом. Дизайн сграффито выполнил Миколаш Алеш (1888 г.).
  • Угловой дом № 542 на улице Зборовска в Смихове. Построен с Карелом Гемпертом (1885 г.).
  • Дом №15 на Гавличкова. Построен с Карелом Гемпертом (1886 г.).
  • Собственный дом Виля № 792 на Вацлавской площади, украшенный Алешем и Фанта (1894 г.).

Сграффито в Чехии

Сграффито в России

Стиль сграффито в России не применялся до 1925 года. Это было связано с недоступностью технологии производства стойких гипсовых растворов и красок. Европейские мастера тщательно сохраняли рецепты в строгой тайне. И все попытки создать нечто подобное претерпевали неудачу — фрески рассыпались и теряли вид после первого осенне-зимнего сезона.

Технику создания сграффито разработали в Московском ВХУТЕИНе. Страна нуждалась в красивых зданиях и новых сюжетах, при этом отделка должна была быть недорогой и давать большие возможности в оформлении. Гипс подходил для этих целей как ничто другое.

Монументальными росписями украшали торцы и фасады значимых общественных зданий. Но сюжетом служили не библейские мотивы, а достижения ученых и специалистов народного хозяйства. Художники изображали космонавтов, хлеборобов, героев войны и т.д.

Посмотреть подобную работу можно в Государственном музее им. К. Циолковского. К сожалению, другие образцы уже потеряны или требуют срочной реставрации.

Современное применение стиля сграффито

Современные художники все чаще прибегают к опыту давно ушедших коллег. Не исключением стал стиль сграффито, дающий огромные возможности в оформлении и фасадов и внутренних стен. Пример современной работы — многослойное сграффито художника С. Боксера, созданное в 2012 г. Работа привлекла внимание и критиков, и ценителей искусства.

Более того, подобная техника стала применяться и в других видах творчества, например, в керамике.

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

О том, что это такое и как такой метод отделки самостоятельно воплотить в жизнь, мы поговорим в данной статье от Дом Мечты, сформулировав его сильные и слабые стороны, перечислив необходимые для работы материалы и определив последовательность работ.

технология сграффито фото

Технология сграффито фото

В чем заключается метод отделки сграффито

• в углах дома;
• вдоль цоколя;
• вдоль крыши;
• вокруг окон в наружной отделке;
• акцентные зоны внутри помещения;
• ниши;
• полки;
• карнизы.

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода.

сграффито фото

Сграффито фото

Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

Преимущества:

1. уникальный внешний вид – оригинальный способ декора позволяет выполнить такую отделку, которой нет больше ни у кого;
2. не боится влаги – его можно применять даже в помещениях с повышенной влажностью;
3. пожаробезопасность – не горит;
4. на ее поверхности не размножаются бактерии и не появляется грибок и плесень.

штукатурка сграффито фото

Штукатурка сграффито фото

Недостатки:

1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

технология выполнения штукатурки сграффито фото

Технология выполнения штукатурки сграффито фото

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
2. перенос рисунка на поверхность;
3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.

    Подготовительный этап. Декорируемую поверхность нужно тщательно очистить от пыли и грязи. Для лучшего сцепления бетонные поверхности насекают и хорошо смачивают водой. Кирпичные стены штукатурят известковыми растворами, а бетонные – известково-цементными. Первый слой – это грунт, его толщина не должна составлять более 15 мм. Далее наносят два цветных слоя по аналогии со штукатуркой – сначала нижний слой, а после его схватывания верхний слой. Нижний слой наносится толщиной не более 8 мм, а тонкий верхний слой – кистью. Если речь идет о трехслойном сграффито, то первые два слоя наносятся и уплотняются полутерком или деревянной теркой (причем толщина второго слоя должна быть не более 4 мм), а третий слой – кистью.

орнаменты в технике сграффито фото

Орнаменты в технике сграффито фото

Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Автор статьи Владимир Белов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: