Сообщение о первой железной дороге между санкт петербургом и москвой

Обновлено: 30.06.2024

К концу 30-годов 19 века сторонники строительства железных дорог в России все более настойчиво стали говорить о необходимости проведения такой дороги между Петербургом и Москвой. При этом обсуждались и разные проекты строительства: одни предлагали прокладывать дорогу по кратчайшему пути, минуя Новгород, другие, предлагая вести строительство через старинный русский город, утверждали, что только в этом случае проект будет иметь хозяйственное значение и окупится. В марте 1841 года все-таки был создан особый комитет для предварительного составления и рассмотрения проекта будущей железной дороги. После всех расчетов окончательным признали проект, по которому новая железная дорога должна была пройти по кратчайшему пути, минуя Новгород и Торжок.

Важнейшим сооружением дороги стало земляное полотно, которое отсыпали стазу же под два пути. Подсчитали, что общий объем переработанного грунта составил 46 миллионов кубометров. На дороге возвели 184 моста, среди них несколько по настоящему уникальных. Практические все земляные работы велись в самых тяжелых условиях руками тысяч простых рабочих.

На дороге соорудили 34 станции, из них 9 станций первого и второго классов. Пассажирские здания, которые еще только привыкали называть вокзалами, строились на станциях по типовым проектам, как писал один из современников: "очень солидно - все камень, кирпич и чугун, потолки помещений … покрыты смелыми и красивыми сводами..". Для конечных станций - Петербурга и Москвы - проекты создали специально.

Место для строительства вокзала в Петербурге выбрали на пересечении Невского проспекта и Лиговского канала. В конкурсе проектов победил архитектор К. Тон, он же составил проект для постройки станционного здания в Москве, оно в уменьшенном виде повторяло петербургское здание. Строительные работы начались в 1844 году и к лету 1851 года закончились. Николаевский (теперешний Московский) вокзал стал первым сооружением в стране, где построили металлическое покрытие над пассажирскими платформами и примыкающими к ним концевыми участками железнодорожных путей. Фасад вокзала Тон спроектировал в более традиционном духе: он стремился подчеркнуть общественное назначение здания и в то же время сделать его архитектурным акцентом привокзальной площади, поэтому центр нового вокзального здания увенчала высокая часовая башня.

Железнодорожная магистраль между столицами строилась 8,5 лет. Уже с 1846 года начали вводить в строй ее отдельные участки, полностью по всей дороге можно было ехать в 1851 году. Официальное открытие дороги хотели ознаменовать проездом по ней царского поезда, но потом решили испытать дорогу и мосты, перебросив из Петербурга в Москву несколько составов с войсками. Только после этого 18 августа 1851 года из Петербурга в Москву отправился царский поезд, состоящий их девяти богато отделанных вагонов. Кроме царя и его семьи в поезде ехали несколько гостей, придворные и большая охрана. Поезд вышел из Петербурга в 4 часа утра и прибыл в Москву в тот же день, через 19 часов.

Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 года, когда в Москву отправился первый "всенародный" поезд. "Санкт-Петербургские ведомости" написали тогда: "1-е ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило . открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России". Первый "всенародный" поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона. В первый рейс отправились 192 пассажира. Поезд вышел из Петербурга в 11 часов 15 минут и прибыл в Москву на следующий день в 8 часов утра, преодолев расстояние между столицами за 21 час. В первый год существования новой железной дороги скорость движения по ней поездов так и оставалась небольшой - 40 км/ч, только через несколько лет поезда пошли со скоростью 60 км/ч, после этого из Петербурга в Москву можно было доехать уже за 12 часов.

Новая железная дорога получила название Николаевской, так же стали называть и вокзал в столице. После революции, в 1923 году, дорогу переименовали в Октябрьскую, вокзал тоже получил свое современное название - Московский.

1 ноября 1851 года на линии Санкт-Петербург – Москва открылось регулярное движение. Это было знаковым событием в истории России XIX века. В отличие от Царскосельской железной дороги – в основном увеселительного назначения, новая магистраль положила начало мощной железнодорожной сети.

1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. 14 апреля 1843 года на карту была нанесена линия будущей железной дороги по прямому направлению, и началось ее строительство.

Железная дорога строилась в течение 8,5 лет. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут утра от Петербургской станции отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Время в пути - 21 час 45 минут. Средняя скорость состава - 37 км/час.

Ко дню открытия дорога располагала 164 паровозами, 2570 грузовыми и 74 пассажирскими вагонами, построенными на Александровском механическом заводе в Петербурге. На протяжении пути было построено 278 искусственных сооружений: 184 моста на каменных устоях с деревянными пролетными частями, 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов.

Петербурго-Московская магистраль на тот момент была самой протяженной в мире двухпутной железной дорогой - 644 км, и была во многом инновационной. Разработанные при её строительстве технические характеристики - ширина колеи, мощность верхнего строения, число главных путей, предельный уклон, минимальный радиус кривых, типы искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, водоснабжения, классификация станций, схемы тяговых плеч, принципы размещения раздельных пунктов и многое другое получили широкое распространение на других магистралях России.

Сегодня по главному ходу Октябрьской железной дороги ходит 61 пара пассажирских поездов, в том числе транзитные, и 55 пар пригородных.

Император Всероссийский
Николай I


Годы жизни 1796 — 1855, император Всероссийский с 1825 по 1855 гг. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

Сооружение железнодорожной магистрали , которая необратимо изменила и ускорила развитие огромной страны, окружено мифами и легендами. Одна из них приписывает чиновникам излишнюю ретивость в исполнении Высочайших повелений.

Легенда дополняет сухие факты: якобы правитель, обозначая на карте прямую линию от Петербурга до Москвы, будущую магистраль, случайно обвел карандашом свой указательный палец. И ради точного выполнения этого решения императора и был построен изгиб дороги в районе станции Мстинский мост.

Но миф о венценосном пальце был развеян: на самом деле изгиб был необходим из-за особенностей ландшафта местности. Хотя кто знает, возможно, Николай Первый действительно не возражал?

Первого ноября 1851 года открыли регулярное движение по первой железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. Первый пассажирский поезд провел в пути 21 час 45 минут. Его средняя скорость равнялась 37 км/ч. Железную дорогу строили в течение восьми с половиной лет


Первая причина – отсутствие денег

Сегодня трудно представить, но железной дороги между двумя крупными городами могло и не быть.

Толчок для развития железной дороги между Петербургом и Москвой дал австрийский инженер и предприниматель Франц Герстнер. Он приехал в Россию в XIX веке. Тогда у инициативного предпринимателя был целый план по развитию железных дорог, в том числе в Российской Империи. Правда, правительство страны было в сомнениях. Будет ли окупаться такая дорога в будущем? Не повлияет ли негативно на развитие другого вида транспорта?

Но на деле все оказалось не так просто. Во-первых, Царскосельскую железную дорогу строили на средства акционерного общества, учредителем которого был Герстнер. Когда рабочие взялись за возведение магистрали между Москвой и Петербургом, оказалось, что компания на грани банкротства – денег, чтобы закончить строительство, просто не было. Тогда пришлось обращаться к правительству за субсидией.

Вторым обстоятельством стала смерть Герстнера во время его рабочей командировки в США. Тогда Николай I понял, что возводить такую крупную магистраль, полагаясь только на частные средства, без государственного финансирования невозможно.

Правда, в правительстве тогда не видели источников для финансирования такой масштабной работы, но император настоял на своем, и в 1842 году деньги все-таки были выделены. Фактически если бы власти страны не дали субсидию, то первая в России железная дорога из Петербурга в Москву была бы не построена.

Помочь Европе

Стройку не остановили, но темпы работ снизились. Поэтому дорога была построена только в 1851 году.

Русские на смену англичанам

Протяженность Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской железной дороги) – около 645 км.

Конечно, для новой дороги нужно было построить большое количество как паровозов, так и вагонов. Тогда в Петербурге провели городской конкурс на строительство паровозов. Свои предложения представили несколько фирм, среди них две американских фирмы, одна из которых – братьев Уайнс – победитель конкурса.

Русские машинисты – это был своего рода прорыв в железнодорожной сфере того времени. Поначалу на Царскосельской дороге работали в основном англичане, получая высокие зарплаты, затем их сменили немцы. Но о русских машинистах тогда даже речи не шло, пока не пришли американцы.

Постоянно менялась

Отметим, что сама трасса Санкт-Петербург – Москва на протяжении всего своего существования видоизменялась.

Уже в наше время инженеры вернулись к исторической трассе, которая была составлена в XIX веке, а вместе с ней – к прямолинейному пути.

Читайте также: