Успенский монастырь в старой ладоге сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь — один из самых древних в России. Но неизвестно, когда именно он был основан. Википедия говорит, что в 1156 году, при этом в самом монастыре считают иначе и уже отмечают своё 900-летие.

Когда и кем был основан монастырь

По информации на официальном сайте монастыря церковь Успения Пресвятой Богородицы создавалась в то же время, что и Староладожская крепость. А монастырь был основан одновременно с постройкой церкви.

Но, возможно, каменный храм строился на месте уже действовавшей деревянной церкви, вокруг которой уже был действовавший монастырь. Поэтому время основания монастыря растягивается на период с 1040 по 1116 годы. Чтобы не усложнять, я просто решил считать, что монастырю 900 лет — как и написано на главном входе, западных Святых воротах.

Кто основал монастырь тоже точно неизвестно. Это могла быть шведская принцесса Христина Игесдоттер, жена князя Мстислава Великого. Или принцесса Ингигерда (святая Анна Новгородская) — дочь шведского короля Олафа и жена Ярослава Мудрого.

Краткая история монастыря

Монастырь был разграблен шведами в Смутное время (1611-1617 годы) и почти полностью уничтожен пожаром в 1718 году, но как-то дожил до начала 19 века, когда деревянные постройки монастыря стали менять на каменные. Вместо западной деревянной ограды в 1873 году были поставлены каменные Святые ворота. Постепенно всю деревянную ограду поменяли на каменную, построили угловые башни.

Западные Святые ворота стали третьим входом в монастырь и сейчас большинство туристов попадает на территорию именно через них. Но можно зайти и с юга: если идти по Варяжской улице, то в конце будет калитка, ведущая внутрь монастыря. А с восточной стороны есть восточные Святые ворота, выходящие к реке Волхов. Сейчас они закрыты.

В 1829 году к двухъярусной колокольне Успенского собора добавили третий ярус, увеличив высоту до 32 метров. В 1854-1864 годах в монастыре появился Больничный корпус и Крестовоздвиженская церковь, несколько служебных каменных зданий. Таким образом сформировался ансамбль Успенского монастыря, который мы видим и сейчас.

После революции 1917 года монастырь перестал действовать. Он вновь был передан церкви в 2000 году в аварийном состоянии, а с 28 августа 2005 года возобновил свою деятельность. По территории разрешено гулять не везде. И вообще там строго: монастырь — не детский сад!

Хотя немножко и детский сад тоже. Для непугливых детей.

Известные монахини Успенского монастыря

Женщины попадали в монастырь как добровольно, так и против своей воли. Вот истории четырёх известных женщин, в разное время и при разных обстоятельствам попавших в Успенский женский монастырь.

Анна Кашинская

Жена тверского князя Михаила Ярославича

Попала в монастырь добровольно, спасаясь от Орды и московского князя. Скончалась в 1367 году. Анна Кашинская известна не столько своей жизнью, сколько уникальной деканонизацией.

В 1649 году покойная была канонизирована, но в 1677 специальная комиссия обнаружила расхождения между житиями святой и летописями, и выявила её принадлежность к старообрядцам (на иконе Анна крестилась двумя перстами). За это Анну Кашинскую деканонизировали: закрыли её церковь, замуровали могилу, удалили имя из святцев, предали её житие анафеме. А в 1908 году она была канонизирована повторно.

Евдокия Фёдоровна Лопухина

последняя русская царица, первая жена Петра I

Евдокии Лопухиной нравилась старая размеренная московская жизнь, и это с каждым годом всё сильнее отдаляло её от "прогрессивного" мужа. Окончательный разрыв произошёл в 1694 году, а в 1698 году царица была сослана Петром в Суздальский Покровский монастырь, пострижена в монахини и получила имя Елена. В 1718 году она была обвинена в государственном заговоре, переведена в Успенский монастырь, и жила здесь 7 лет до самой смерти Петра I в 1725 году.

В память о ней остались липы, посаженные рукой самой царицы, и второе название реки Ладожки — Елена.

При Екатерине I Евдокию Фёдоровну держали в секретном заточении в Шлиссельбурге как государственную преступницу. Когда к власти пришёл её внук Пётр II, узница была переведена в Новодевичий монастырь в Москве с хорошим содержанием. Там она и умерла в 1731 году, пережив мужа, детей и внуков.

Евдокия Ганнибал

первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина

Евдокия Диопер в 1731 против своей воли была выдана замуж за "арапа Петра Великого" и стала Евдокией Ганнибал. Она не любила мужа, изменяла ему и вместе с любовником пыталась отравить. Но не вышло. Измена и покушение были раскрыты (в ходе побоев и пыток, проводимых лично Ганнибалом). После 23 лет мучительного бракоразводного процесса, Евдокия была сослана в Успенский монастырь, где и скончалась в 1754 году.

Елизавета Шахова

Талантливая поэтесса происходила из древнего дворянского рода. В 15 лет она выпустила свой первый сборник стихов, а в 23, спасаясь от светской суеты, добровольно постриглась в монахини. Жизнь её не была спокойной, ей выпали и годы скитаний, и хлопотная государственная служба. Но в 1873 году в возрасте 51 года она вернулась в Успенский монастырь, собственноручно построила себе дом и жила в нём до самой смерти в 1899 году.

Елизавета Шахова застала время, когда рядом с монастырём только начали откапывать Староладожскую крепость. Это нашло отражение в её стихах:

Здесь — замок Рюрика, раскопанный недавно
Археолóгами, и твердостью основ
Он поразил их кладкою исправной
Оплота смелого, за несколько веков!

Что посмотреть рядом с монастырём

Если вы зашли со стороны Волховского проспекта через западные Святые ворота, то погуляв по территории монастыря, можете выйти через калитку в южной стене (справа от Крестовоздвиженской церкви) и по самой старой в России Варяжской улице дойти до Староладожский крепости.

О том, что интересного есть на Варяжской улице и в крепости, читайте здесь:

Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами. Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.

История Свято-Успенского монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.

Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.

Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель. В 1718 году опустошительный пожар уничтожил большую часть монастырских построек.

Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.

Западные Святые врата и Трапезный корпус, Староладожский Успенский монастырь

Западные Святые врата и Трапезный корпус

После революции монастырь был закрыт. Верующим его вернули лишь в начале 2000-х годов, в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.

Ограда, Святые врата и Западный корпус, Староладожский Успенский монастырь

Ограда, Святые врата и Западный корпус

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Успенский собор, Староладожский Успенский монастырь

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Крест в закомаре Успенского собора, Староладожский Успенский монастырь

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Успенский собор

Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Прясло Успенского собора

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

Фрагменты притвора, Староладожский Успенский монастырь

Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора, Староладожский Успенский монастырь

Барабан и купол Успенского собора

Знаменитые женщины Свято-Успенского монастыря

В разные годы монастырь становился прибежищем или тюрьмой для многих женщин. Читая их биографии поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля.

Анна Кашинская

В 1327 году, когда Тверь была разорена татарами, здесь нашла приют Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна, супруга тверского князя Михаила Ярославича Тверского. Трагически сложилась её судьба.

В 1318 году её супруг был зверски замучен в Орде по наущению князя Юрия Московского — в то время шла ожесточенная борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. В 1326 году её сын Димитрий Грозные Очи отомстил за отца — в Орде убил Юрия Московского, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде были казнены второй её сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.

В 1367 году княгиня уехала в Кашин, где правил её младший сын, князь Василий Михайлович. Там она и скончалась на следующий год, перед смертью приняв схиму.

Но и после смерти страдания не закончились. В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви, который проходил под председательством патриарха Никона, Анна Кашинская была канонизирована. Однако волею случая святая стала одним из символов раскольничества. И в 1677 году она была деканонизирована — неслыханный случай в истории Русской Православной Церкви.

Комиссия, созданная по распоряжению патриарха Иоакима (1621-1690, патриарх Московский с 1674 года), обнаружила многочисленные расхождения между житиями святой и летописями. Но, главное: на иконе Анна Кашинская была изображена крестящейся двоеперстно! В те времена, когда старообрядцы были преданы анафеме, это был сильный аргумент в пользу деканонизации. Были быстро найдены и другие доказательства несвятости святой.

Угловая башенка монастырской ограды, Староладожский Успенский монастырь

Угловая башенка монастырской ограды (в настоящее время монастырская ограда побелена)

Евдокия Лопухина

В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Лопухину — опальную жену Петра I, в иночестве Елену. Позади было дело царевича Алексея. В этом же году казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь опальная царица. Монастырь охранял военный караул, был запрещен вход прихожан и временно приостановлено пострижение в монахини. Вокруг обители возвели двойной тесовый палисад.

Лишь с воцарением малолетнего императора Петра II в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.

Святые врата и Успенский собор, Староладожский Успенский монастырь

Святые врата и Успенский собор

Евдокия Ганнибал

Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.

В царствование Николая I в обители были заточены некоторые родственницы декабристов.

Трапезный корпус, Староладожский Успенский монастырь

Трапезный корпус

Елисавета Шахова

Иначе сложилась жизнь Елисаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она с детства мечтала о монашестве. Но путь её был тернист. В конце жизни она вернулась в Свято-Успенский монастырь, откуда в молодости была вынуждена уйти из-за конфликтов с начальством.

Успенский собор, Староладожский Успенский монастырь

Успенский собор

Адрес монастыря: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, вид с Волхова, дореволюционная фотография

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.

Основание монастыря

Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.

Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (Св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.

Разорение монастыря в смутное время

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.

После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.

Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв.

В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.

Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.

По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.

Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.

Возобновление монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Святые ворота Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря, фотография советского времени

© 2022 Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, Монастырское благочиние, Санкт-Петербургская митрополия

Староладожский Успенский женский монастырь

Староладожский Свято-Успенский монастырь основан в XI-XII веках князем Мстиславом Великим. Расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.

Содержание

Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.

Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (Св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.

В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.

После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси. Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв.

В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.

Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях.

Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта.

Монастырь был закрыт в 1919 году, постройки переданы детскому дому. Во 2-й пол. ХХ в. занят коррекционной школой. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь возобновлён 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.

В 2004 году, в возобновляющийся Свято-Успенский девичий монастырь была привезена частица мощей преподобной Анны, Кашинской чудотворицы. Это была первая святыня монастыря, освятившая своим пребыванием Крестовоздвиженский храм и весь монастырь.

В 2008 году в монастырь прибыла частица мощей св. вмц. Варвары. Ковчег с частицей мощей в настоящее время находится в Крестовоздвиженском храме монастыря.

Иные чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.

Проезд: Автодорога М18, расстояние: 123 км от г. Санкт-Петербурга. Не доезжая до моста через р. Волхов нужно повернуть направо. Проехать от шоссе еще 13 км.

Из Санкт-Петербурга электропоездом с Ладожского или Московского вокзалов до ст. Волховстрой (2,5 часа), далее автобусом № 23 до с. Старая Ладога (20 минут).

Автобусом от автовокзала на Обводном канале направлением на Тихвин, Лодейное поле до остановки "Юшково", далее автобус № 23 на Волхов.

Монастырь открыт для паломников с 9 до 19 часов ежедневно. Список гостиниц доступен на официальном сайте обители.

Адрес: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь

В соборной холодной церкви Успения Пресвятой Богородицы XII века служба совершается только в летний период для сохранения фресок XII века.

В церкви Крестовоздвижения служба совершается еженедельно по воскресеньям и праздничным дням. Божественная литургия в 10:00. Всенощное бдение в 17:00. Служатся молебны, совершается чин крещения. Ежедневно, утром и вечером, в храме сестрами совершается монашеское молитвенное правило, поминаются синодики, служатся акафисты. В церкви преподобного Алексия, человека Божия

На кладбище служатся Родительские субботы, происходят отпевания, панихиды. Отслужена первая, после восьмидесятилетнего перерыва, литургия.

Староладожский Успенский женский монастырь2.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь0.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь1.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь4.jpg

Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами. Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастыр ь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы , памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Панорама Свято-Успенского девичего монастыря

История Свято-Успенского монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.

Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.

Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель.

Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Западные Святые врата и Трапезный корпус

После революции монастырь был закрыт и был возвращен верующим лишь в начале 2000-х годов в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Ограда, Святые врата и Западный корпус

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора

Знаменитые женщины Свято-Успенского монастыря

В разные годы монастырь становился прибежищем или тюрьмой для многих женщин. Читая их биографии поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля.

Анна Кашинская

В 1327 году, когда Тверь была разорена татарами, здесь нашла приют Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна, супруга тверского князя Михаила Ярославича Тверского. Трагически сложилась её судьба.

В 1318 году её супруг был зверски замучен в Орде по наущению князя Юрия Московского — в то время шла ожесточенная борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. В 1326 году её сын Димитрий Грозные Очи отомстил за отца — в Орде убил Юрия Московского, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде были казнены другой её сын — Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.

В 1367 году княгиня уехала в Кашин, где правил её младший сын, князь Василий Михайлович. Там она и скончалась на следующий год, перед смертью приняв схиму.

Но и после смерти страдания не закончились. В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви, который проходил под председательством патриарха Никона, Анна Кашинская была канонизирована. Однако волею случая святая стала одним из символов раскольничества. И в 1677 году она была деканонизирована — неслыханный случай в истории Русской Православной Церкви.

Комиссия, созданная по распоряжению патриарха Иоакима (1621-1690, патриарх Московский с 1674 года), обнаружила многочисленные расхождения между житиями святой и летописями. Но, главное: на иконе Анна Кашинская была изображена крестящейся двоеперстно! В те времена, когда старообрядцы были преданы анафеме, это был сильный аргумент в пользу деканонизации. Были быстро найдены и другие доказательства несвятости святой.

Повторно она была канонизирована лишь в 1908 году с личного согласия императора Николая II.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Угловая башенка монастырской ограды (в настоящее время монастырская ограда побелена)

Евдокия Лопухина

В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Лопухину — опальную жену Петра I, в иночестве Елену. Позади было дело царевича Алексея. В этом же году казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь опальная царица. Монастырь охранял военный караул, был запрещен вход прихожан и временно приостановлено пострижение в монахини. Вокруг обители возвели двойной тесовый палисад.

Лишь с воцарением малолетнего императора Петра II в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Святые врата и Успенский собор

Евдокия Ганнибал

Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.

Абрам Ганнибал отделался епитимьей и денежным штрафом. Его второй брак был признан законным.

В царствование Николая I в обители были заточены некоторые родственницы декабристов.

Елисавета Шахова

Иначе сложилась жизнь Елисаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она с детства мечтала о монашестве. Но путь её был тернист. В конце жизни она вернулась в Свято-Успенский монастырь, откуда в молодости была вынуждена уйти из-за конфликтов с начальством.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь на карте

Адрес монастыря : 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь.

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь 60.001513, 32.294065

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: