Сообщение о жанре фольклора загадки

Обновлено: 05.07.2024

Доклад по литературе "Загадка как малый жанр фольклора"

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча).

Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И.Даль писал, что загадка – это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".

Фольклористы определяют загадку как "иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать".

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н.Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

– Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать:"Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба). Предметы в диалогах изображаются иносказательно:("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребенка о внешнем мире, показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие-то новые стороны действительности:

Другой водит. (Дверь)

Пойду я к Ивану,

К толстой голове. (Рукомойник)

Происхождение загадок. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора, бытовавшим еще в первобытном обществе. Об этом свидетельствует тот факт, что загадки распространены у всех первобытных народов. Они загадывались, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения.

Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью – зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на «обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Среди метафорических образов животных преобладают домашние животные и птицы, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец); курица, петух, гусь. Игла – свинка, золотая щетинка; соха – корова, все поле рогами перепорола.

Отличие детской загадки прежде всего заключается в избираемом предмете, чаще это бытовые предметы или существа из животного мира, знакомые ребенку, который должен хорошо представлять себе, о чем идет речь. Ребенок способен воспринять и юмор, заложенный в загадке:

Хоря съела. (Свинья и желудь)

Композиционно загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые взаимосвязаны. В загадках отыскивается сходство между самыми отдаленными и, казалось бы, не сравниваемыми предметами, сопоставляется отвлеченное и материальное, существенное и несущественное в предметах.

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? (Звезды)

Что за тварь людей питает,

В церкви освещает? (Пчела)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

Там не одна кандра —

Структура загадки отличается простотой. В них нет сюжета, поэтому динамика создается иным способом. Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Потому, что зеленая. (Красная смородина)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

Иногда встречаются загадки, в которых описание изложено в

До неба достала,

Кабы руки да ноги,

Я бы вора связала,

Кабы рот да глаза,

Я бы все рассказала. (Дорога)

В краткой сжатой форме в загадке нередко дается целая кар-

В середине – алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Загадки, в которых описание дано от первого лица, построены на олицетворении:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

Метонимии распространены в загадках меньше, чем метафоры. Чаще всего материал, из которого изготавливается предмет, заменяет его:

Стоит дерево (стол). На дереве конопля (скатерть). На конопле глина (горшок). На глине капуста (щи). А в капусте свинья (свинина).

В загадках используются и разнообразные сравнения:

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)

В школьных загадках основой сравнения могут стать образы Священного Писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам, Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия: Везен бысть на торжище, яко же Иосиф: Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина. И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены. (Горшок)

Встречаются в загадках и антитезы:

Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном. (Поле)

Часто в загадках используются эпитеты.

В двустрочных загадках могут рифмоваться строки. В многострочных рифмовка разнообразна. Приведем пример смежной рифмы:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Рожь)

Иногда первая строка не связана с остальными, а строится на внутренней рифме:

Все поле обежал,

Домой прибежал – целый год пролежал. (Серп)

Ах, каков Иван Поляков:

И поехал в огонь. (Чугун и ухват)

Связь загадки с другими жанрами имеет двусторонний характер: загадки являются составляющей отдельных жанров и в то же время служат основой для создания нового текста. Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. Они представляют собой следы древних верований или отражают более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Тексты старинных загадок сохранились в былинах, сказках. Многие подблюдные песни построены в форме загадок, когда описание судьбы человека подменяется указанием предмета или действия.

О.И. Капица приводит интересный пример сохранения загадки в составе детской песенки. В нижеприведенной песенке последние четыре строчки представляют собою загадку на лен.

А я буду блины печь.

Широка да долга,

Часто загадки возникают на основе быличек:

Едет мужик не путем. Ничего не видит кругом. Заехал в ухаб. не вылезть никак. (Покойник)

Встречаются и другие подобные вопросы:

Да дед с внуком.

Впечатления от подмеченного в быту и увиденного по телевизору обуславливают импровизационный характер загадок, не всегда лицеприятны загадки про давно появляющихся героев сериалов:

Не тонет, не горит,

В красном платьице сидит,

На Сиси глядит (Джина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Загадки первого Фолио

Загадки первого Фолио …тайна в человеческой голове и в человеческой груди более недоступна и более сокровенна, чем на дне морском. Ф. Энгельс Еще одной интересной версией об авторстве произведений Великого Барда является версия Валентины Новомировой. Она полагает, что

Загадки племен массагетов

Загадки

Загадки Основные понятия: определение, функции, происхождение, отличие детской загадки от взрослой, композиция/структура, художественные средства, форма, рифмовка, язык, связь с другими жанрами.Определение. Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается

Нажмите, чтобы узнать подробности

К жанрам фольклора ,возникшим в глубокой древности, относятся загадки.Вначале она была связана с верованиями первобытных людей,носила обрядовую функцию,а затем постепенно приобрела развлекательную функцию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с. Бараники.

Проект по литературе.

Подготовил: Пыженко Антон, ученик 5 класса

1. История появления загадки 4

2. Первые загадки 5

3. Роль загадок в жизни человека 6

4. Строение загадок 6

Заключение 7

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве.

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится и загадка. Вначале она была связана с верованиями первобытных людей, носила обрядовую функцию, а затем постепенно приобрела развлекательную функцию.

Актуальность моей работы: мы живём в мире новых инновационных технологий, но мы должны знать то, что устное народное творчество воспитывает всесторонне развитого человека, который востребован в нынешнее время.

Объект исследования :загадки

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение загадок, использование интернета, изучение литературы.

Целью моей работы :

- изучение устного народного творчества;

Для реализации поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:

рассмотреть литературу по данной теме исследования;

сформироват представления о фольклоре;

раскрыть разнообразные связи человека с загадкой.

1.История появления загадки

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка развивает у человека догадливость, сообразительность.Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.

2. Первые загадки

Появление на свет первых загадок ученые связывают с тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Люди были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

В древности загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

3.Роль загадок в жизни человека

Греки в загадках искали смысл жизни и божественную мудрость. Римляне Цицерон и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок. Для итальянцев загадки были - училищем народа, для испанцев - исцелителем души, для чехов - мудростью предков, для чувашей - поучением старцев. для восточных народов - цветом языка, для русских - школой мудрости и добра. Для всех народов загадки были великим богатством .

Загадки способствуют развитию памяти, образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит сравнивать признаки различных предметов, находить общее. Другими словами, с помощью загадки формируются основы творческого мышления. Загадка развивает наблюдательность .

Загадывание всегда было непременным условием не только умственного развития ребенка, но и испытания смекалки взрослых.

4. Строение загадок

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз

Давно минули те времена, когда умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Сейчас мир представляется нам сложнейшей системой, и загадки уступили место теоремам и формулам. И все же не стоит забывать, что умение находить взаимосвязи, систематизация и проникновение в суть вещей - как раз и есть признак аналитического научного ума. Так не стоит же пренебрегать такой милой, такой забавной и столь важной частью умственного развития, как загадка.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. отмечают, Загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание . В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции.

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в начальной школе. Она обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.Загадка по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. Мне кажется, что без загадок было бы скучно.

Итогом своей работы я хочу представить книгу загадок ,сделаную своими руками.

1. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.,1957,с.4-6

3.. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки/Сост. А.Н.Санжаровский; Под общей ред.Г.М.Науменко-Ижевск:


Основные термины (генерируются автоматически): современная загадка, современная культура, загадка, традиционная культура, жанр загадки, текст, фольклорное слово, современная действительность, фольклорный код, современный фольклор.

Похожие статьи

История и изучение народных загадок в отечественном.

Чтобы исследовать народную, или фольклорную, загадку следует дать её четкое определение. Многие исследователи, исходя из того, что загадка загадывается в расчете на разгадку, определяют её как текст в форме вопроса и ответа.

Песенный фольклор как явление культуры | Статья в сборнике.

Безбрежны просторы народной культуры, границы фольклора трудно очертить.

Музыкальный фольклор в контексте современной культуры — одна из острых и популярных тем сегодняшнего музыкознания.

Современные методологические подходы

В настоящее время национальные культуры, в том числе и калмыцкая культура в условиях соседства с другими языками

Свой дом – свой дворец (В калмыцком фольклоре существует эквивалент – Хар гертін – хан, бор гертін – богд – букв.

Устное народное творчество как фактор социального и духовного.

Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало

В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры, это: песенные

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской.

Библиографическое описание: Маттис О. И. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора [Текст]

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.)

Фольклорно-этнографический компонент в художественной.

Ключевые слова: фольклор, фольклорный образ, А. Кекильбаев, этнографизмы, казахская литература.

В современной казахской литературе особое место отводится национально-фольклорным образам.

К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого.

Особый интерес для современной когнитивной лингвистики представляют фольклорные тексты. Используя существующие на сегодняшний день теоретические представления, фольклорный текст можно определить как культурный код нации.

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников.

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Разучивали с детьми потешки, песенки, читали сказки — знакомились с жанрами устного народного творчества.

Необходимо, чтобы дети с ранних лет узнавали культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, и поговорки, сказки и произведения.

Читайте также: