Сообщение на тему иконостас успенского собора

Обновлено: 02.07.2024

В облака упирается звонницей
Пятиглавый Успенский собор:
Ему в ноги и Солнце поклонится,
Расстилая закатный ковёр

Золотых куполов пятицветие —
Будто птица летит над землёй,
С высоты озирая столетия,
Озаряет Смоленск красотой.

Колокольными лёгкими звонами
Вселит в души добро и покой,
Пролетит серебристыми клёнами
На луга за уснувшей рекой.

В. С. Коробов

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 г. Это было первое каменное здание в городе. В первоначальном виде собор сохранялся до начала XVII в.

В 1611 г. после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего часть собора была разрушена.

Новая история собора начинается после возвращения Смоленска в состав Московского государства. В 1677 г. на месте разобранного Мономахова собора по указу царя Алексея Михайловича под руководством зодчего Алексея Королькова был заложен новый собор. На строительство из казны было отпущено 2 тыс. рублей серебром и 399 пудов железа. Строительство нового здания продолжалось почти 100 лет и закончилось в 1772 г. Возведением собора на разных этапах руководили архитекторы Антон Шедель и Пётр Обухов

Общая площадь Успенского кафедрального собора более 2000 м 2 , что почти в два раза больше площади Успенского собора в Московском Кремле, высота его стен около 70 м.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Здание собора не пострадало ни во время наполеоновского нашествия, ни во время гонений на Церковь в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации.

В XX в. Свято-Успенский собор постигла участь многих православных церквей. Он был закрыт в 1933 г. В стенах храма располагался антирелигиозный музей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1941 г.

В числе двунадесятых праздников есть Господские праздники (в честь Господа Иисуса Христа) и Богородичные праздники (в память о событиях жизни Пресвятой Богородицы). К Богородичным праздникам относятся: Рождество Богородицы (8 / 21 сентября по старому и новому стилю соответственно), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Успение Богородицы (15 / 28 августа).

Помимо четырёх двунадесятых праздников Богородице посвящены многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери, точное число которых не известно (насчитывается около 700).

Как видно из названий великих Богородичных праздников, они посвящены Рождеству, Введению во храм, Благовещению, Успению Богородицы.

Рождество Богородицы — рождение матери Иисуса Христа у престарелых родителей Иоакима и Анны. Введение во храм — введение трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, при котором она воспитывалась до совершеннолетия. Благовещение — благая весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом о грядущем рождении от Неё Спасителя — Иисуса Христа.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Девой Марией и совершить Её погребение. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска.


Успение. Икона. Первая четверть XV века. Тверская школа. Государственная Третьяковская галерея

Смоленский Свято-Успенский собор — сердце нашего города, его визитная карточка. Его воспевают в своих произведениях многие поэты. Обратимся к стихотворению В. Коробова, которое является эпиграфом данного параграфа. Оно яркими образными средствами передает красоту и величие собора, его духовную силу и мощь.

1. Перечислите основные даты истории Свято-Успенского собора.

2. Святыни Успенского собора


Плащаница в Смоленском Успенском кафедральном соборе

Плащаница, хранящаяся в Успенском соборе, — прекрасное произведение древнерусского шитья из мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного. На ней вышиты дата создания (1561) и авторская надпись, расположенная справа вертикально у ног усопшего Спасителя. Надпись шита вязью, золотом в две строки. Она сообщает о том, что плащаница — вклад в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного, и его матери Ефросиньи.

В России сохранилось ещё три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна — в Троице-Сергиевой лавре, вторая — в музеях Московского Кремля и третья — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора — самая большая и самая лучшая по сохранности. По своей древности, чистоте отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков, мастерству исполнения плащаница представляет собой драгоценную редкость.

В 1812 г. французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор. Несколько позже, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 г., было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленском Свято-Успенском соборе. Ныне она находится в застеклённой витрине у северо-западного столпа.

1. Какие святыни находятся в Успенском соборе Смоленска?

2. В чем состоит уникальность хранящейся в Успенском соборе плащаницы?

3. Иконостас Успенского собора

Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730–1740 гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас собора — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика.


Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора

Высота иконостаса — 31 м. На фоне позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким, насыщенным цветом. Всего их насчитывается 99. Они разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.

Иконы иконостаса неоднократно реставрировались и заменялись. 5 июня 2010 г. патриарх Кирилл освятил воссозданный к юбилею города иконостас Свято-Успенского кафедрального собора.

1. Что такое иконостас?

2. Каковы особенности иконостаса Смоленского Успенского собора?

1. О каких событиях в истории Смоленского Успенского собора свидетельствуют следующие даты: 1772, 1611, 1101, 1677 гг.?

2. Подготовьте рассказ с презентацией об одной из святынь Успенского собора.

Над созданием этого масштабного комплекса трудилась приглашенная в монастырь артель, в составе которой было три ведущих иконописца связанных с разными художественными традициями. По мнению исследователя и реставратора кирилловских икон Ольги Владимировны Лелековой, в артель входили два московских иконописца и мастер, связанный с новгородской художественной традицией. Другой исследователь, доктор искусствоведения Энгелина Сергеевна Смирнова, также выделяет в ансамбле три основных группы памятников, но относит их создателей к московскому, новгородскому и ростовскому центрам.

В результате совместной работы иконописцев возник грандиозный классический ансамбль древнерусской живописи, представляющий собой гармоничное произведение с органичным слиянием признаков различных направлений. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря даёт представление о процессе формирования общерусского стиля иконописи на рубеже XV‒XVI столетий.

Первоначально иконостас имел тябловое устройство ‒ иконы размещались на брусьях-полках, называвшихся тяблами, концы которых были заведены в толщу северной и южной стен храма перед алтарной преградой. На этих брусьях-тяблах иконы стояли как на полках, вплотную друг к другу без каких-либо разделителей.

В XVIII веке изменили конструкцию иконостаса. К 1764 году древние расписные тябла заменили деревянной золоченой иконостасной рамой с одинаковым количеством икон в верхних ярусах, в которую не поместились многие из древних образов и их перенесли в алтарь собора. Иконостасную раму середины XVIII столетия можно видеть в интерьеру храма сейчас. В неё вмонтированы фотокопии икон.

Русские иконы ИКОНОСТАСЫ УСПЕНСКОГО СОБОРА Московского Кремля/ Russian icons Iconostasis in the Moscow Assumption Cathedral

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


Главный иконостас собора был создан в 1653 году, для него написали 69 икон мастера из Ярославля, Костромы и Осташкова. Он состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. В 1654-м для икон нижнего ряда были сделаны киоты мастерами из Оружейной палаты.

В праотеческом чине помещена икона святой Троицы. Праотцы нарисованы в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус состоит из 17 икон, изображающих пророки перед Богоматерью Знамением.



Особую историческую и художественную ценность имеет иконостас Успенского собора. (Приложение 3) Во-первых, он дошел до наших дней практически целиком: из 66 икон сохранились 54, а это большая редкость. Во-вторых, иконы Успенского собора не остались анонимными, как большинство произведений церковного искусства. Благода­ря уцелевшим документам тех времен известно, что работа­ли над ними в 60-х годахXVIIIвека тульские живописцы из оружейников Ларион Сорокин иГригорий Белоусов. А на одной из икон сохранился автограф третьего мастера - калужско­го дьякона Андрея Филиппова. Иконостас Успенского собо­ра выдержан в барочном стиле, отсюда любовь художников к зеленоватым краскам и позолоте. ХVII веке художники уже могли себе позволить привнести в строгий церковный канон эле­менты светской живописи сде­лать изображение на иконе бо­лее объемным, любовно прори­совать реальные земные дета­ли - сервировку стола в "Трои­це" или траву и цветы под но­гами апостолов и евангелистов. Классическая форма пятирядного иконостаса

сложилась на Руси к XV веку. Венчает его распятие. Сверху вниз идут праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный и местный ряды (или чины). В Успенском соборе праотеческий чин был не вверху, как предписывал канон, а внизу,поэтому большая часть икон из него не сохранилась: вре­мя и люди сделали свое дело.


Существует еще одна особенность иконостаса Успен­ского храма - он очень хрупкий. В невероятно плачевном состо­янии в конце 70-х годов иконыпопали во Всесоюзные научно-реставрационные мастерские. Часть из них в середине 80-х, после реставрации, экспониро­валась на выставке в Москве и имела огромный успех. Потомиконостас вернулся домой, в Тулу, и был определен на вре­менное хранение в музей изоб­разительных искусств. Болееподходящего места для отрес­таврированных икон у города не нашлось. А возвращение в кремль - в запущенный, холод­ный, сырой собор - означало для них гибель.

В конце 80-х на третьем этаже художественного музеяоткрылась выставка "Иконо­стас Успенского собора". Но не прошло и десяти лет, как иконам вновь потребовалось вмешательство реставраторов. На этот раз за дело взялисьлучшие специалисты столично­го центра Грабаря. Они приез­жали работать в Тулу, больше половины икон праздничного чина были восстановлены бесплатно, а остальные за минимальную цену. В данный момент в музее выставлено 50 икон, остальные 4,

переданные музею в 1999 году краеведческим музеем, требуют реставрации. Расположение икон в музее максимально приближении к иконостасу.

Открывает экспозицию местный чин – Богоматерь, Христос, Успение, Троица. На­против - чин праздничный, изображающий главные собы­тия земной жизни Христа. Мо­жет быть, размещены эти ико­ны не по установленному цер­ковному порядку. У музея своя логика.


Конечно, хотелось бы когда-нибудь увидеть эти иконы в родном соборе - в пыш­ном обрамлении позолоченных резных рам, на фоне великолеп­ных фресок, выполненных в традициях XVII века ярославски­ми мастерами. Но в данный момент это не возможно. Рамы растрескались, позолота почернела, часть фресок осыпа­лась. Бывший в свое время глав­ным храмом города, Успенский собор давно нуждается в полной реставрации.

В справедливости слов ре­ставраторов тульские музей­щики убеждаются постоянно. Зная капризный характер Ус­пенских икон, они стараются создать для подопечных наиболее благоприятные усло­вия и следят за малейшими изменениями. А иконы в свою очередь

"награждают" их то новым вздутием, то новой тре­щинкой и вновь требуют к себе внимания реставраторов.

Читайте также: