Что я знаю о глаголе 6 класс сообщение
Обновлено: 30.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ГОРОДСКАЯ МЕЖКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
учитель русского языка
Бычкова Любовь Николаевна
г. Самара, 2017 г.
Актуальность выбранной темы, цели, задачи, гипотеза. 3
2. Глаголы в художественной литературе (на примере рассказа
Глаголы звучания и цвета (на примере стихотворений
Глаголы, передающие эмоции (М. Бородинская, А. Фет)………. 11
Сила русского глагола……………………………. ……. 11-13
Опрос среди учащихся 6-9 классов.………………………………. 13-14
Подведение итогов работы…………………………………………….14-15
Глагол – необыкновенная часть речи.
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Вызвать познавательный интерес к русскому языку.
Уметь применять полученные знания на практике.
1. Проанализировать художественные тексты, выявляя особенности употребления в них глаголов.
2. Проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.
Предположим, что наша речь не станет беднее и невыразительнее без глаголов.
Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять,
жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Глаголы речи.
Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.
Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и. апчхи. (в одном предложении встретилось 5 глаголов).
— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он…
Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.
Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.
Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:
Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .
Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !
Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:
Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .
Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П. Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.
Анализируя эти глаголы, я сделала вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:
Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .
Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:
Глаголы труда.
О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Терпение и труд всё перетрут.
Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.
Глаголы звучания и цвета.
Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.
А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Затем автор переходит к звуковым образам:
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:
«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева. Это стихотворение интересно еще и тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:
в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;
во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь ;
в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.
Глаголы, которые передают эмоции.
Сила русского глагола.
Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или
нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.
Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.
Практическая часть.
Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях. Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Например, дождь идёт — простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть. А можно по-другому, например, вот так:
Боброва Аня, 9 класс
Суханкина Аня, 9 класс
Григорьева Анастасия, 8 класс.
Чеджемова Лика, 7 класс.
В исследовании приняло участие 26 обучающихся 6-9 классов.
В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.
Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.
Всего в работах встретилось 196 глаголов (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 312).
При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (151): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.
Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5-8;
Итак, наша гипотеза потерпела полное фиаско.
Что без меня предметы?
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
Глаголы изменяются по временам: они могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы также изменяются по лицам и числам.
Спряжение глагола определяется по ударному личному окончанию. К \(1\)-му спряжению относятся глаголы с окончаниями - ешь (- ёшь ), - ет (- ёт ), - ем (- ём ), - ете (- ёте ), - ут (- ют ):
Необходимо различать написание неопределённой формы глагола и формы \(3\)-го лица настоящего и будущего времени.
В русском языке есть два разноспрягаемых глагола: хотеть и бежать . Их личные формы имеют окончания \(I\) и \(II\) спряжения.
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении . А. Н. Толстой писал:
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной грамматической формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются буквосочетаниями -ть, -ти и -чь:
Начальная форма глагола не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Глагол в неопределенной форме имеет только постоянные грамматические признаки:
- совершенный или несовершенный вид,
- может быть переходным или непереходным,
- возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы глагола шире, чем у других его форм. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Выдать чужой секрет — предательство , выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).
Успеха можно добиться , если приложить старания.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защититьРодину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
- улыбается, умывается, построиться;
- нестись, пройтись.
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
- изъявительного
- повелительного
- условного
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
- ползти — полз ут — полз и , полз и те ;
- сидеть — сид ят — сядь, сядь те .
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
- обнадёжить — обнадёжил бы;
- обнадёжил а бы;
- обнадёжил о бы;
- обнадёжил и бы.
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
- пишу, пишем, пишете;
- писал, писала, писали;
- будет писать.
Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
- краси ть — краси л ;
- указа ть — указа л а ;
- состави ть — состави л о ;
- реши ть — реши л и .
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
- написать — напишу;
- оповестить — оповестим.
- буд у готовиться;
- буд ешь стараться;
- буд ет улыбаться и т. д.
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
- я пиш у , напиш у ;
- ты сме ёшь ся, рассме ёшь ся;
- он зов ет , позов ет и т. д.
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
- нездоровится, вечереет, смеркается;
- рассвело, подморозило, запахло.
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
- дятел стучит — стучит в висках;
- лес темнеет вдали — темнеет в глазах.
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
Непостоянные признаки глагола:
II . время (если есть);
III . лицо (если есть);
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Если правильно распределить время, ты многое успеешь .
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Заключение
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).
Переходные и непереходные глаголы
Возвратные глаголы
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.
Все возвратные глаголы — непереходные.
Виды глаголов
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.
Совершенный вид
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Несовершенный вид
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
- изъявительноенаклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
- сослагательное(условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
- повелительноенаклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Спряжение глаголов
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю) (ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю) -ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём) (вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им -ите -ат (-ят) |
Примечания
- Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
- Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем; 2-е л.- дашь, ешь; 3-е л.- даст, ест; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим;2-е л.- дадите, едите: 3-е л.- дадут, едят. Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Безличные глаголы
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
- в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
- в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
смеркалось.
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.
В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами
Читайте также: