Свенский монастырь сообщение 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Свенский монастырь основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайловичем, проживавшим в то время в Брянске.

Первые сведения о возникновении монастыря связаны, как обычно, с церковной легендой.

Такое начало монастырю дает легенда.

В действительности, мотивы его возникновения были более глубокими и важными.

Выбор места для монастыря – на возвышенном берегу при слиянии двух важных дорог – Десны и Свини (так раньше называлась Свень) – на подступах с юга к городу Брянску сделан из стратегических (оборонительных) соображений. Незадолго до этого севернее Брянска был основан Петропавловский монастырь. Основанием Свенского монастыря город укреплялся с юга.

Легенда о явлении иконы на дубе была необходима для создания ореола святости и чудотворности монастырю, привлечения к нему прихожан, жаждущих исцеления от недугов, привлечения пожертвований, укрепления его экономики для дальнейшего развития.

В 1607 году монастырь разорен Лжедмитрием II.

В 1664 году, 9 января, крымские татары, как говорится в монастырской записи, вконец разорили обитель.

Неизвестно, долго ли существовал в таких условиях первый деревянный храм Успения Богоматери, построенный князем Романом, или он возобновлялся, но только Иваном IV Грозным было повелено построить новую соборную каменную церковь и другую – во имя Антония и Феодосия Печерских.

Придавая Брянску, как одному из форпостов Московского государства, важное значение, Иван IV сочувственно отнесся к пострадавшему монастырю. Во исполнение обета, данного по случаю окончания Ливонской войны, в 1583 году царь затребовал в Москву икону Свенской Богоматери. В Москве на нее сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Монастырю же перепали и другие царские милости – пожертвовано множество сел и деревень. Эти дары открыли монастырю путь к процветанию.

По монастырской летописи, в Свенском монастыре неоднократно останавливался Петр I, когда он приезжал в Брянск с целью инспектирования оборонительных сооружений и наблюдения отсюда за движением войск шведского короля Карла. Находясь в монастыре, Петр узнал об измене гетмана Мазепы. После Полтавской битвы он снова заезжал в монастырь.

В 1742 году построена четвертая каменная церковь – Преображения Господня – над западными, ярмарочными воротами.

Обветшалая Успенская церковь в 1749-1758 годах заменена новой каменной соборной церковью Успения Богоматери.

Деревянная ограда в 1735 году начала заменяться каменной, которая закончена строительством в 1764 году. Одновременно со строительством ограды и Преображенской церкви, в 1749-1759 годах, построены одноэтажный каменный корпус келий с погребом и две каменные кельи по обеим сторонам Преображенской церкви.

В 1791 году древняя келья, в которой останавливался Петр I, была окружена новыми каменными стенами с отступом на 1,68 м от ее стен и над ней возведены деревянные игуменские покои.

К концу ХIХ века к этим сооружениям монастыря прибавились другие служебные постройки: приемный дом каменно-деревянный, училище, скотный двор.

В 1924 году комиссия Главнауки под председательством известного искусствоведа и художника академика И. Э. Грабаря (см. ремарку 1) обследовала Свенский монастырь и вынесла твердое решение – рекомендацию о необходимости его сохранения, как ценного памятника истории и архитектуры*. Однако, в 1930 году Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, колокольня и мемориальная келья Петра I были разрушены.

Другой немаловажной статьей дохода монастыря являлась исторически знаменитая Свенская ярмарка. Эта ярмарка, начиная с ХVI столетия до 1864 года, ежегодно проводилась у стен монастыря, который был ее организатором и участником.

Недалеко от того места, где в широкую и полноводную Десну впадает её младшая сестра река Свень, высятся на берегу стены монастыря, получившего от неё своё название и известного как мужской Свято-Успенский Свенский монастырь. Основанный в 1288 году, он является одним из наиболее древних и известных в России.

свенский монастырь

Недуг благочестивого князя

С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг – начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям – Боже упаси! – крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.

Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье – закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью – времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.

Чудо, явленное на речном берегу

Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть – ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.

Утром же хватились – нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив – отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра – князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.

свенский монастырь брянск

Творение преподобного Алипия

Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.

Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.

Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих брянских лесов, стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.

свято-успенский свенский монастырь

Покровительство грозного царя

Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в молитвах об упокоении их душ.

Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

Набеги иноземных супостатов

Но видно, не благословил Господь пожертвования царя-душегуба – в 1583 году литовцы, с которыми он вёл войну, захватили Свенский мужской монастырь, и, разграбив всё, что можно было вынести, сожгли. Чудом сохранилась лишь Свенская икона Божьей Матери. Долгими и тяжкими трудами возрождалась после этого обитель, но в 1664 году вновь обрушился на неё Божий гнев – на этот раз стала она добычей крымских татар.

На этот раз поднимать из пепла монастырские стены было легче, так как ещё за три года до этого обитель приписали к Киево-Печерской Лавре, и оттуда на Брянщину шла посильная помощь. Благодаря ей на территории монастыря в 1679 году возвели надвратную Сретенскую церковь, пережившую века и сохранившуюся до наших дней.

успенский свенский мужской монастырь

Визиты коронованных особ

Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность. Другой свидетель царского посещения – дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов.

Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.

До начала XX века Свенский Успенский монастырь (Брянск) дожил в мире и благополучии. По-прежнему в его казну поступали щедрые пожертвования от боголюбивых граждан и особ царствовавшего дома. Возле стен обители шумела ярмарка, являвшаяся одной из самых крупных в западной части России, а боголюбивые иноки возносили молитвы за царя и отечество. Так продолжалось до 1917 года.

Пришествие лихих времён

С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.

свенский мужской монастырь

Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.

Смертный грех капитана Рыхлова и всех, кто был с ним

Очередной этап уничтожения этого исторического и культурного памятника наступил в 1930 году, когда по распоряжению городских властей большая часть монастырских построек была снесена. Был взорван и Успенский собор, так удачно перестроенный на пожертвования Екатерины II. Взрывная волна повредила и находившийся рядом храм Печерских чудотворцев, оставив от прежней постройки лишь нижний ярус. Свенский Успенский монастырь (Брянск) перестал существовать.

Этот акт вандализма был совершён группой советских подрывников. История сохранила фамилию их командира – капитан Рыхлов. За давностью лет его нет в живых, и можно лишь надеяться, что в смертный час послал ему Господь раскаяние в содеянном и не дал отойти в иной мир с душой, отягощённой этим страшным грехом.

Руины, возвращённые людям

Но колесо истории не стоит на месте. Прокатившись по стране всеми тяготами, выпавшими на её долю в XX веке, под конец оно ввергло Россию в бурный океан перестройки. В 1992 году Свенский монастырь (Брянск) был возвращён в ведение Церкви. К этому времени из всех прежних построек сохранились лишь требовавшие капитального ремонта Сретенская и Преображенская церкви, а также остатки монастырских стен и несколько бывших хозяйственных сооружений, находившихся в аварийном состоянии.

свенский монастырь брянск фото

Прочие же сооружения были разрушены, и от большинства из них не осталось даже следов, а в сохранившихся руинах трудно было узнать прежний, известный по архивным документам Свенский монастырь (Брянск). Фото, публикуемые в статье, дают представление о масштабах проведённых работ.

Богослужения в возрождённых храмах

Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и Феодосия Печерских, завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического обследования фундамента. По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.

Паломничество в обитель

Постепенно монастырская жизнь возвращается в его древние стены. Как и в прежние годы, спешат сюда паломники, желающие поклониться святыне, которой по-прежнему для православных людей является Свенский монастырь (Брянск). Как доехать к нему, можно узнать в данной публикации.

свенский монастырь брянск как доехать

Свенский монастырь – это удивительное по красоте и силе место. Мы всей семьей посещаем его как минимум раз в год, летом или осенью. У стен монастыря с высокого холма открываются красивейшие виды на долину реки Десна. Здесь приятно просто сидеть и любоваться природой. Перед монастырем справой стороны есть фруктовый сад. Весной во время цветения он прекрасен. Сам монастырь только в 1992 году был возвращен церкви. До сих пор ведутся восстановительные и реставрационные работы. Монастырь открыт для посещения семь дней в неделю.

Свенский монастырь

Обойдя Свенский монастырь с любой стороны, попадаешь на смотровую площадку. Здесь не бывает безлюдно, разве что в плохую погоду или в будни утром. Сюда часто приезжают фотографироваться молодожёны. Вид на Десну, поля и леса просто прекрасный. Если спуститься с холма чуть ниже, можно устроиться на пикник, выпить чай из термоса, съесть чего-нибудь вкусненького любуясь природой.

Свенский монастырь

Свенский монастырь

Свенский монастырь

Свенский монастырь

Свенский монастырь

Лестница к источнику Свенского монастыря

У подножия холма, на котором стоит Свенский монастырь есть святой источник и купель. Слева от стен обители вниз ведет лестница. Ступенек много. Спуск и подъем станут хорошей разминкой. Примерно в середине пути организованы лавочки для отдыха. Пусть лестница вас не пугает. С подъемом справился даже мой четырёхлетний сын. Внизу из трубы течёт святая вода. Можно попить и набрать с собой. Напротив источника построена кирпичная купель. Есть дверь, которая закрывается на щеколду. Любой желающий может окунуться. Хорошо при этом иметь с собой полотенце. Пройдя по тропинке за купель, можно выйти к Десне.

Святой источник у Свенского монастыря

История Свенского монастыря

Свенский монастырь основал в 1288 году князь Брянский и Черниговский Роман Михайлович. Князь внезапно стал слепнуть и отправил монахов за чудотворной иконой Богородицы в Киево-Печёрский монастырь. Икону везли по реке. На ночь остановились монахи на берегу Десны. Утром икона исчезла. Нашли её на дубе недалеко от места впадения реки Свинь в Десну. Князь пешком шел к Печерской иконе Богородицы и молился перед её образом о прозрении. Случилось чудо. Зрение вернулось к Роману Михайловичу. На месте обнаружения иконы князь основал монастырь. Название ему было дано не самое благозвучное – Свинский – по имени реки Свинь.

Монастырь в 13 веке строили из дерева и обнесли частоколом. При Иване Грозном в Свенском монастыре начали строительство каменных храмов взамен деревянных. Так в 1566 г. была возведена церковь во имя чудотворцев Антония и Феодосия, которые изображены на Печерской иконе вместе с Богородицей и младенцем. А в 1578 г. построили главный храм обители – Успенский собор. В него и поместили главную святыню Свенского монастыря чудотворную икону Божьей матери.

Войска литовцев и крымских татар совершали набеги на обитель в 16-17 веках. Деревянные постройки, книги и другое имущество неприятели сжигали, а храмы грабили. Только чудотворный образ Печерской иконы Божьей Матери монахам удалось спасти, укрываясь в лесах.

В конце 17 века построили Сретенскую надвратную церковь, которая сохранилась до нашего времени. К середине 18 века Успенский собор совсем обветшал и начал разваливаться. Тогда в 1749-1758 гг. в Свенском монастыре построили Новый Успенский собор. Позже в 1764 г. вокруг обители возвели каменные стены в форме восьмиугольника с шестью башнями.

Советская власть монастырь закрыла, а часть построек снесли. Главную реликвию – чудотворную икону Божьей Матери увезли в Третьяковскую галерею, там она и находится до сих пор. В 1930 г. по приказу советской власти Успенский собор взорвали, уничтожили древнейшие надгробия на монастырском кладбище. Церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия сильно пострадала от взрыва и её разобрали.

Только в 1992 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В 2011 года начали восстанавливать Успенский собор. В 2012 г. вновь отстроили церковь Антония и Феодосия Печерских. 20 октября 2019 г. вновь возрожденный Успенский собор освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Успенский собор

Успенский собор Свенского монастыря

Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Брянской области 

Из истории Свенского монастыря


Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.


19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.


Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.

Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.

Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Но не только этим был богат Свенский монастырь. Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Прошли десятилетия. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).

Для пожертвований наши банковские реквизиты: Религиозная организация
Свенский Успенский мужской монастырь
п. Супонево Брянского района Брянской области
Брянской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" БАНКА ВТБ (ПАО)-Г. МОСКВА ФБ БИК 044525411 ИНН 3207003194 КПП 324501001 Р/с 40703810326250000021 Кор. сч. 30101810145250000411

Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №1
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №2
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №3
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №4
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №5
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №6
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №7
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №8
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №9
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №10
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №11
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №12
Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №13

 Творческий проект по краеведению на тему : Свенский Свято-Успенский монастырь Работу выполнили студентки группы 1СД-15 Баженова Юлия ; Потрахаева Анна Преподаватель : Гапонова Т.В.

Слайд 1

Творческий проект по краеведению на тему : Свенский Свято-Успенский монастырь Работу выполнили студентки группы 1СД-15 Баженова Юлия ; Потрахаева Анна Преподаватель : Гапонова Т.В.

 Содержание

Слайд 2

 Основание На окраине Брянска, в живописном месте на крутом правом берегу Десны расположился один из древнейших в России — Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной. Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Слайд 3

Основание На окраине Брянска, в живописном месте на крутом правом берегу Десны расположился один из древнейших в России — Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной. Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №4

Слайд 4

 Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо — к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан, протекающей неподалёку, реке Свень. До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново. Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются традиции московского и украинского барокко. Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

Слайд 5

Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо — к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан, протекающей неподалёку, реке Свень. До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново. Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются традиции московского и украинского барокко. Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №6

Слайд 6

 Свенский Свято-Успенский Монастырь — мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области. Основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Слайд 7

Свенский Свято-Успенский Монастырь — мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области. Основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

 Свенская (Печерская) икона Божией Матери после Октябрьской революции была увезена в Москву,в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

Слайд 9

Свенская (Печерская) икона Божией Матери после Октябрьской революции была увезена в Москву,в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

 В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Святых Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус. Сохранившиеся здания возвращены церкви в1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Слайд 10

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Святых Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус. Сохранившиеся здания возвращены церкви в1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

 Настоятели монастыря 1.Игумен Иона был действительным настоятелем Свенской обители, однако других сведений о нём нет 2.Игумен Игнатий, второй в синодике 1626 года., в других помянниках не указывается, поэтому точно сказать о его месте в обители с объективной достоверностью затруднительно 3.Наместник иеромонах Иоанн Максимович, будущий митрополит и святитель Тобольский — 1681 (ориентировочно)-1695 4.Архимандрит Никодим (Анискин Георгий Васильевич) — С 16 октября 1992 года по 27 октября 2010 года.[

Слайд 11

Настоятели монастыря 1.Игумен Иона был действительным настоятелем Свенской обители, однако других сведений о нём нет 2.Игумен Игнатий, второй в синодике 1626 года., в других помянниках не указывается, поэтому точно сказать о его месте в обители с объективной достоверностью затруднительно 3.Наместник иеромонах Иоанн Максимович, будущий митрополит и святитель Тобольский — 1681 (ориентировочно)-1695 4.Архимандрит Никодим (Анискин Георгий Васильевич) — С 16 октября 1992 года по 27 октября 2010 года.[

Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №12

Слайд 12

Свенский Свято-Успенский монастырь, слайд №13

Слайд 13

Читайте также: