Православная церковь в коми сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему «Святители и духовенство

История Республики Коми неразрывным образом связана с историей Русской Православной Церкви. Православие в начале XX в. играло ведущую роль в религиозной жизни Коми края. На территории современной Республики Коми в 1916 году было 112 приходов, 177 храмов, два монастыря Русской Православной церкви. На приходах служили 116 священников. Число насельников, включая послушников Ульяновского Троице-Стефановского мужского монастыря в 1913 году, превышало 60. В Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре обитало более 70 монахинь и послушниц.

Захват власти большевиками в октябре 1917 года положил начало одному из самых трагических периодов в тысячелетней истории российского православия. Особенно тяжелыми для церкви были 20-З0-е годы, когда советское государство сделало все, чтобы уничтожить Русскую Православную церковь [1, с. 107].

Но как всё-таки духовенство развивалось, учитывая такие непростые времена?

В ходе работы над данной темой можно сформулировать проблему. Изучение информации о святителях и духовенстве Коми Края – один из способов получения знаний о развитии Православия в Республике Коми.

Цель: изучение роли святителей и духовенства Коми Края в истории Республики Коми.

-изучить литературу по данной теме;

-рассмотреть историю развития духовенства Коми Края;

История развития духовенства Коми края.

Определим основные понятия, необходимые для изучения нашей темы.

Святители – это разряд святых из епископского чина. Они почитаются Церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов.

Духове́нство – поня­тие, объ­еди­ня­ю­щее свя­щен­но­слу­жи­те­лей всех сте­пе­ней. Условно делится на белое духо­вен­ство, состо­я­щее из лиц жена­тых, и черное – из лиц, при­няв­ших мона­ше­ство [4].

В зырянской земле, в селе Усть-Вымь, в 1380 году святитель Стефан Пермский основал Владычный городок. Преподобный пришел в эти края учить православной вере и принес с собой Свет Христова Учения. На одном из холмов, обращенном к Вычегодскому берегу, построил он келию и рядом с ней Благовещенскую деревянную церковь. Напротив Владычного городка на месте срубленной березы, языческой кумирницы, возвел Стефан храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных, рядом с которым в XIV веке основал первый в Коми крае Михайло-Архангельский мужской монастырь. Обитель стала духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

В 1996 году Патриах Московский и Всея Руси, предстоятель Русской православной церкви Алексий II посетил Республику Коми в дни юбилея православного крестителя Коми края Стефана Пермского.

В течение двух столетий в Усть-Выми находилась кафедра Пермских епископов. Древняя Церковь Пермская 11 февраля (нов. стиля) вспоминает и прославляет подвиги трёх своих архипастырей Святителей Христовых, Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских чудотворцев.

Более полувека продолжались Святительские подвиги епископов Герасима (1416-1441), Питирима (1444-1455) и Ионы (1455-1470).

Двое из них Святители Герасим и Питирим прославили Господа мученической смертью. Общецерковное прославление и канонизация Святителей относится к 1607 году, однако местное их почитание как Святых началось гораздо раньше, и связано оно с чудесами и исцелениями, исходящими от мощей чудотворцев [5].

Духовное сословие всегда составляло небольшую часть населения Коми края. Священник являлся настоятелем и главой прихода, представлял в пределах прихода правящего архиерея, вел акты гражданского состояния православного населения, преподавал в школах, занимался культурно-просветительской, благотворительной и другими видами общественной деятельности. Под его попечением находилась обширная округа, иногда включающая до 20 поселений. В начале ХХ в. в Коми крае в среднем в приходе насчитывалось: в Усть-Сысольском уезде 2067, в Яренском уезде - 1701 и в Печорском уезде - 1746 прихожан.

Епархиальные управления всегда испытывали затруднения с замещением вакантных должностей приходских священников. Причины - в удаленности Коми края от крупных городов и епархиального центра, недостаточной материальной обеспеченности приходского духовенства.

Преобразования 60-х гг. ХIХ в. (ликвидация наследственности приходов, разрешение поступать в семинарии всем лицам православного вероисповедания, разрешение детям духовенства поступать в гимназии и военные училища, а выпускникам духовных семинарий - в университеты, и т. д.) облегчили выходцам не из духовного сословия доступ в ряды священноцерковнослужителей, и в то же время расширили для детей духовенства возможности получения светского образования и выбора иной жизненной стези. В начале ХХ в. из 113 приходских священников Коми края 103 происходили из духовного сословия, 5 - из крестьян, 2 - из чиновников, по одному - из дворян, мещан и отставных солдат.

Из духовного сословия вышло немало учителей, врачей, чиновников. Были священнические семьи, в которых все дети порвали с духовным сословием. К таковым, например, относилась семья священника Ужгинской Афанасьевской церкви Викентия Попова (1914 г.): старший сын Вениамин был военным врачом, Николай - учителем истории и психологии Устюжской мужской гимназии, Александр учился на медицинском факультете Казанского университета, младший Прокопий - в Устюжской гимназии, дочь Александра была учительницей. И все же значительная часть детей духовенства шло по традиционному жизненному пути: сыновья заканчивали духовные школы и становились священноцерковнослужителями, дочери выходили замуж за священников, диаконов, псаломщиков. Вот, например, сведения о детях настоятеля Киберской Спасской церкви протоиерея Михаила Попова (1914 г.): старший сын Стефан был священником, сыновья Иван и Модест - студентами (первый - Петроградского горного, второй - Харьковского ветеринарного институтов), двое младших обучались в Вологодской духовной семинарии, две старшие дочери были замужем за священниками, средняя - за учителем, младшая - училась на Стебутовских женских курсах семейного хозяйства [4].

Тем не менее епархиальное руководство признавало, что низкий образовательный уровень духовенства Коми края существенно сказывается на качестве исполнения им пастырских обязанностей. Проблема повышения образовательного уровня священноцерковнослужителей стала успешно решаться после проведения в начале ХIХ в. реформы духовного образования. В частности, в рамках этой реформы была расширена сеть духовных училищ. В 1822 г. такое училище было открыто в Яренске, а в 1871 г. его было решено перевести в Усть-Сысольск. Единственное в Коми крае учебное заведение для подготовки церковнослужителей начало работу в 1873 г., и за 40 с лишним лет существования его окончили около 500 человек [1, с. 119-124].

Постепенно образовательный уровень духовенства стал повышаться. В середине ХIХ в. уже более половины приходских иереев имели семинарское образование, а в начале 60-х гг. практически все священники молодого и среднего возраста были выпускниками Вологодской духовной семинарии.

Большинство священноцерковнослужителей были местными уроженцами. Многие священнические династии веками служили на приходах Коми края. Таковыми, например, были Тюрнины, ведущие свой род от московского священника Федора (в монашестве Филарета) Тюрнина, приехавшего в Коми край в 1667 г. для возобновления Ульяновской пустыни. Начав служение в Ульянове, со временем они рассеялись по всему Коми краю.

К числу основных обязанностей приходских священников относилось преподавание в школе Закона Божьего (обязательного предмета для всех школ), являвшееся важной составной частью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Поскольку в конце ХIХ - начале ХХ вв. низшие школы различных типов были почти во всех приходах, законоучителями были практически все приходские священники (большинство - в нескольких учебных заведениях). Многие диаконы и псаломщики были учителями церковного пения. Штатные оклады преподавателей составляли до 20% доходов священнослужителей [3, с. 32].

Описание практического опыта.

На основе анализа комплекса источников показана чис­ленность приходского духовенства вместе с членами их семей, ее динамика; определена структура духовного сословия и уровень его социальной мо­бильности. Проведен анализ развития духовного образования и его влияние на уровень подготовки священноцерковнослужителей. Определены основ­ные источники материального обеспечения духовенства и их роль в системе доходов духовного сословия рассматриваемого периода.

В ходе работы мы пришли к определённым результатам, и были сформулированы основные выводы. Исследование показало, что Коми край в XIX в. являлся органической частью церковного устройства России, включенной в общую систему церковного управления; его терри­тория относилась к Вологодско-Устюжской и Архангельско-Холмогорской епархиям.

Список использованной литературы:

1.Бондаренко заведения в Коми крае в конце ХIХ - начале ХХ в. - Сыктывкар, 1998

3. Св. П. Шаламов. Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии - Усть-Сысольск,1911, с.32-33; Покаяние, т.1 - Сыктывкар,1998

Республика Коми (храмы), Воскресенский собор Усинск3

Официально православный приход города Усинска был образован в октябре 1991 года, когда город посетил иеромонах Питирим (ныне Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский). Это было начало возрождения православия на Усинской земле.

В 1996 году было положено начало строительству храма Воскресения Христова начато проектирование храма, вырыт котлован, забиты сваи, а 11 мая 2002 года была совершена закладка первого кирпича.

10 августа 2004 года епископом Сыктывкарским и Воркутинским были освящены колокола храма. 11 сентября 2004 в честь окончания основных работ в храме был совершен благодарственный молебен.

7 января 2005 года, в праздник Рождества Христова, в храме Воскресения Христова была отслужена первая Божественная литургия. А 19 января, в праздник Крещения Господня, храм был переполнен молящимися.

Адрес: 169710, Россия, республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, 54

Республика Коми (храмы), Иверский храм Воркута1

Собор Иверской иконы Божией Матери в Воркуте - кафедральный храм Воркутинской епархии. Чин закладки храма был совершен 27 сентября 2006 года епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом. В этот уже по-зимнему морозный день, по первому снегу владыка Питирим обошел храм, сам приложился топором к венцам здания, окропил храм и всех молящихся святой водой.

Адрес: 169907 Респ. Коми, г. Воркута, пл. Победы, д. 1.

Телефон социального центра Свято-Иверского храма: 8 (82151) 2-45-22

Телефон Свято-Иверского храма: 8 (82151) 6-73-78

Республика Коми (храмы), Храм Архангела Михаила Воркута1

Церковь Михаила Архангела в Воркуте расположена в здании, построенном в 1941 году. Это было первое кирпичное здание в городе горняков. Ранее здесь располагался городской детский сад.

Православие в Воркуте стало возрождаться лишь в 90-е годы. Сначала появлялись общины, потом Молебный дом и, наконец, Михайловская церковь. Здание, хоть и было кирпичным, но к этому времени достаточно обветшало. Ему требовалась капитальная перестройка, но средств не было. Помог тогдашний президент России Борис Ельцин. Во время его визита в Воркуту настоятель храма Отец Михаил Дуран (ныне покойный) смог рассказать ему обо всех трудностях, с которыми столкнулся приход. Деньги на обустройство были выделены, хоть и небольшие. Ну а дальше уже собирали на ремонт прихожане церкви, жители Воркуты и ее окрестностей.

В 1997 году здание было полностью реконструировано. Архитекторы – В. Трошин и В. Иващенко. Тогда же храм был и освящен в честь Архангела Михаила епископом Питиримом (ныне Сыктывкарским и Коми-Зырянским). В церкви хранится частичка мощей Святой Варвары, которая считается покровительницей горняков. Сегодня церковь Архангела Михаила - одно из самых значительных православных сооружений в городе Воркута.

Адрес: 169901, Россия, республика Коми, г. Воркута, ул. Горняков, 11

Свято-Вознесенский_храм_(Коми).jpg

Свято-Вознесенский храм села Ыб - один из самых известных и почитаемых храмов Коми края, возведенный в 1825 году на левом берегу реки Сысолы в 50-ти километрах от Усть-Сысольска, ныне города Сыктывкара. Свято-Вознесенский храм в настоящее время является не только памятником культуры и архитектуры республики, но и местом, куда уже третье столетие приходят люди за духовной поддержкой и утешением.

Адрес: 168226, Республика Коми, Сыктывдинский район, село Ыб, деревня Погост, 69

Проезд: От автовокзала г. Сыктывкар можно проехать на рейсовом автобусе (маршрут 514) до остановки "Центр" в селе Ыб. Время отправления от автовокзала ежедн. в 6:30, 16:30, по пятницам, субботам и воскресениям в 6:30, 12:30, 16:30. Расстояние от Сыктывкара около 60 км.

Республика Коми (храмы), Троицкий храм Инта

Строительство храма началось в Инте в 1992 году. В этом году при еще недостроенном храме появилась звонница. Возведение храма проходило достаточно трудно, не хватало финансовых средств, да и городские власти в те сложные годы были заняты решением совсем других проблем.

Но тем не менее храм строился. Как иногда говорят, храм строили всем миром. Помогали прихожане, которые не только жертвовали свои деньги на возведение храма, но и участвовали непосредственно в строительных работах, уборке и облагораживанию прилегающей территории. Многие из них принесли из дома свои иконы, некоторую церковную утварь. Достаточно помогала и Сыктывкарская епархия, решая многие юридические и организационные вопросы, в том числе и финансовые.

7 апреля 1994 года состоялось торжественное освящение храма. Так как ближайшим двунадесятым (главным) православным праздником был праздник Святой Троицы, то главный престол интинского храма был назван в честь Святой Троицы, а по наименованию главного престола так стал называться и весь храм. Окончательно строительство храма было завершено в 1995 году.

Адрес: 169830, Россия, республика Коми, г. Инта, ул.Мира, 40Б

Республика Коми (храмы), Храм Вуктыл2

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 2000 – 2001 годах.

Освящена 16 апреля 2001 года в торжественной обстановке.

Здание храма выполнено из дерева в лучших традициях русского зодчества. Строение возвели в короткие сроки, всего за один год. Возвышается оно в центре города и пока является единственным православным храмом в городе Вуктыл.

Адрес: 169570, Россия, республика Коми, г. Вуктыл, ул. Коммунистическая, 8

Республика Коми (храмы), Стефановский собор3

Собор святителя Стефана Пермского — православный собор в Сыктывкаре, является кафедральным собором Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви.

Святыня собора - частица мощей Святого Равноапостольного Стефана Пермского.

Адрес: Россия, Республика Коми, Сыктывкар, ул. Свободы, 60.

Проезд: Собор расположен в центральной части города.

Координаты: 61°40'39"N 50°49'53"E

Республика Коми (храмы), Казанский храм Сывтывкар1

Свято-Казанский храм – самый знаменитый храм Республики Коми.

Находится храм в одном из живописных мест города Сыктывкара над рекой Сысолой.

Построен в 1904 году на месте часовни, сгоревшей при большом пожаре.

Среди углей была обнаружена неповреждённой Казанская икона Богоматери, что было воспринято как знак для постройки храма.

Настоятель - Филипп, архимандрит (Виталий Алексеевич Филиппов).

Адрес: 167009 Россия, Республика Коми, Сыктывкар, ул. Пермская 10, Свято-Казанский храм.

Республика Коми (храмы), Вознесенский храм Сыктывкар2

Свято-Вознесенский храм - старейший из действующих храмов Сыктывкара. Храм располагается в бывшем городском предместье – местечке Кырув (Кируль), давно вошедшего в городскую черту, внутри квартала, ограниченного улицами Набережная, Кирова и Заводская. Возведён в 1820 году как кладбищенская церковь, освящён 8 мая 1822 года. До закрытия в 1938 году храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского. Реставрация Дома Божия началась в начале 1990-х, а вместе с ней возродилась и приходская жизнь. Свято-Вознесенский храм в Кируле носил статус и выполнял функции кафедрального собора (1990-2004 гг.), покуда не был построен Свято-Стефановский собор.

Адрес: Россия, 167000, Республика Коми, Сыктывкар, улица Заводская, 21

Новомучеников Ухта 1.jpg

Это первый храм в Ухте, не оборудованный в приспособленном помещении, а построенный с нуля на средства благотворителей.

Храм-памятник Новомучеников и исповедников церкви Русской был открыт в 2015 году, спустя 19 лет с начала строительства.

В 2016 году на колокольню было установлено девять колоколов.

Храм вмещает 1500 прихожан.

Адрес: Адрес: Республика Коми, г. Ухта, ул. Зерюнова, 5а.

Храм преподобного Серафима Саровского (Сосногорск)1.jpg

Храм преподобного Серафима Саровского в Сосногорске — деревянный храм эклектичной архитектуры, сооруженный в 1995-2001 годах.

Рядом находится церковь Жен-мироносиц, которая соединена с храмом преподобного Серафима Саровского крытым переходом.

Адрес: 169500, Россия, Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Нахимова, 20

Церковь святых Жен-мироносиц (Сосногорск)1.jpg

Деревянная крестильная церковь, соединена с Серафимовским храмом крытым переходом.


Свое начало история епархии берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди. Достигнув Пермской земли (1376), он остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр зырянского края.

Первая церковь

Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык.

Святитель Стефан. От Пыраса до Гама

Епископ Исаакий

Святители Герасим, Питирим и Иона

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.
У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.
Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.
В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми.
После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.

Епископ Филофей

Продолжателем просветительской деятельности в Пермском крае был епископ Филофей (1471-1501). Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву. Начиная с 1492 года по решению Собора было положено считать начало года с 1 сентября. В составлении новых Пасхалий принимали участие: митрополит, Новгородский владыка и Усть-Вымский епископ Филофей. В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением вологодских церквей; с этого времени Усть-Вымские епископы по временам живут в Вологде. В апреле 1501 года Филофей оставил епископскую кафедру и удалился на покой; в августе он почил.

Епископы Никон, Пимен, Алексий

Далее в Усть-Вымской епархии были епископы: Никон (1502-1514), Пимен (с 1520г.), Алексий.

Епископ Иоасаф

Столицей епархии Усть-Вымь была до 1564 года, когда епископ Иоасаф (1556-1566) окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. Епархия стала наименоваться Вологодской и Пермской. С тех пор, около 500 лет, на Коми земле не было своей епархии.

Храмостроительство в Коми крае

Разрушение

После 1917 года храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

Редкая фотография: Проведение физкультурного праздника на месте взорванного большевиками Троицкого собора (на заднем плане видны груды обломков от взорванного храма)

Возрождение

С конца 80-х годов XX столетия началось восстановление православных приходов.

Возрождение епархии в Коми крае началось с восстановления Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году. В 1995 году решением Священного Синода открыта Сыктывкарская и Воркутинская епархия с центром в городе Сыктывкаре (бывший г. Усть-Сысольск). Епископом стал игумен Питирим (Волочков). Святейшим Алексием Патриархом Московским и всея Руси 9 мая 1996 года на 600-летие преставления святителя Стефана в городе Сыктывкаре был заложен фундамент собора Стефана Пермского. И уже в 2001 году собор был окончательно отстроен.

В Усть-Выми по сохранившимся фотографиям возведена часовня над местом погребения святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских.

Почин прославления святых новомучеников и исповедников Российских

Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Епископа Вязниковского Германа Ряшенцева (1874- 15 сентября 1937 г.г.),
Священника Стефана Ермолина (1891- 15 сентября 1937 г.г.)
Священника Палладия Попова (1879- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Попова (1863- 23 сентября 1937 г.г.),
Иеромонаха Платона Колегова (1865- 15 августа 1937 г.г.),
Иеромонаха Мелетия Федюнева (1871- 23 сентября 1937 г.г.),
Священника Иоанна Павловского (1876- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Николая Шумкова (1886- 21 августа 1937 г.г.),
Священника Григория Бронникова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Николая Доброумова (1876- 25 августа 1937 г.г.),
Священника Всеволода Потеминского (1870- 19 сентября 1937 г.г.),
Священника Димитрия Спасского (1877- 19 сентября 1937 г.г.),
Монахини Елисаветы Ярыгиной (1879- 12 сентября 1937 г.г.),
Евфимия Кочева (1867- 18 сентября 1937 г.г.).

Решением Священного Синода от 12 марта 2002 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:
Павла Елькина (1876- 15 сентября 1937 г.г.).

На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при Богослужении.

Посещения епархии Патриархами

За время существования епархии ее 4 раза посетили с Первосвятительскими визитами два Патриарха – Патриарх Алексий Второй в 1996 году и 1999 году и вновь избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – в 1999 году на учредительную конференцию Коми отделения ВРНС, в 2005 году – на празднование 10-летия образования Сыктывкарской и Воркутинской епархии и в 2016-м году.

Статистика

По состоянию на 31 декабря 2011 в Сыктывкарской и Воркутинской епархии насчитывается 192 храма, молитвенных дома и молитвенных комнат при различных социальных учреждениях. В них установлено более 150-ти алтарей, на которых совершается Божественная Литургия.

2016 г. Новая епархия

16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Воркутинской епархии, выделенной из состава Сыктывкарской епархии. В новообразованную церковно-территориальную единицу вошли Воркутинский, Вуктыльский, Интинский, Усинский городские округа, а также Ижемский, Печорский и Усть-Цилемский районы Республики Коми.

Епископом Воркутинским и Усинским избран игумен Иоанн (Руденко), клирик Шуйской епархии.

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко)

Епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко)

Общая статистика по Сыктывкарской епархии

1. Число мужских монастырей 3
2. Число женских монастырей 4
3. Число храмов (имеющих престол)- 155
4. Число часовен (строения с храмовой архитектурой, но не имеющие престо-
ла)- 23
5. Число иных молитвенных помещений (молитвенные дома, комнаты) -26
6. Число молитвенных помещений любого вида при учреждениях (светских
учебных заведениях, ИУ, военных частях, больницах и т.п.) — 37.


В октябре 2020 года для Коми земли отмечается значимая духовная дата – 6 октября 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии на территории Республики Коми новой епархии. Вновь образованная Сыктывкарская и Воркутинская епархия была выделена из Архангельской и Мурманской епархии.

Правящим архиереем был избран игумен Троице-Стефано-Ульяновского монастыря Питирим (Волочков) с титулом Сыктывкарский и Воркутинский.


За 25 лет большие изменения произошли в духовной жизни Коми-Зырянского края. Построено и восстановлено более 200 храмов и часовен, рукоположено в священный сан более 250 диаконов и пресвитеров.

Стало успешно развиваться церковно-государственное соработничество, миссионерская и просветительская деятельность, социальное служение и работа с молодежью.

Свою историю епархия ведет со второй половины XIV века, когда семь веков назад в глухие заповедные леса, бескрайние суровые земли коми-зырянских язычников со святителем Стефаном епископом Великопермским приходит христианство.


Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, Стефан отправился для проповеди в Пермь Вычегодскую. В 1376 году он остановился в первом зырянском селении Пырас (ныне г. Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска.

Услышав проповедь об истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на святителя.

Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр зырянского края. Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме. На соседнем была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь.

По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермское архиереи.

Вознесенская, Благовещенская и Стефаниевская церкви. Фото нач. ХХ века из архива ИИМК РАН. Фото с сайта https://sobory.ru/photo/158924

Стефан основал при церкви училище, в котором сам был первым наставником.

После семи лет проповеди в 1383 году монах-миссионер отправился в Москву просить, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу.

Образование епархии для Коми края означало присоединение к Московской Руси. Усть-Вымь стала административным и религиозным центром огромного края и центром проведения московской политики на северо-востоке.

Скончался святитель Стефан Пермский во время одной из своих поездок в Москве 26 апреля 1396 года и был похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Дальнейшее просвещение зырян после смерти святителя взяли на себя приемники Стефана – Герасим (1416–1443 гг.), Питирим (1443–1445 гг.) и Иона (1456–1470 гг.), святые мощи которых покоятся в Усть-Вымском Михайло-Архангельском мужском монастыре.


В 1492 году Иван III передал Пермской епархии приходы в Вологде. И епархия стала состоять из трех: Пермской Вычегодской, Пермской Великой и Вологодской, а епископы делились на Пермских и Вологодских.

Столицей епархии Усть-Вымь была до 1564 года, когда епископ Иоасаф окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. С тех пор, около 500 лет, на Коми земле не было своей епархии.

С развитием церковной архитектуры изменялись строения храмов и церквей края Коми, деревянные постройки заменялись на каменные. Земля Коми просвещалась духовно, и красивейшие церковные строения украшали селения и города.

К 1916 году в Коми насчитывалось 84 каменных и 93 деревянных храмов и более 200 часовен. Приходы относились территориально к нескольким епархиям: Вологодско–Тотемской епархии, Архангельско–Холмогорской, Вятской и Пермской епархиям.

После 1917 года Русская Православная Церковь пережила страшные годы гонений и уничтожений. Репрессии духовенства стали обычной практикой. Внес свою печальную лепту и Коми край. К маю 1941 года в коми не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь Свято–Казанский приписной храм стал трагическим местом и пристанищем для гонимых советской властью монахов, священников и верующих мирян. Вокруг храма поселялись преследуемое священство и духовенство, и даже архиереи. Среди таких ссыльных был святитель Герман, епископ Вязниковский.


С конца 80-х годов XX столетия началось восстановление православных приходов.

Возрождение началось с восстановления Троице-Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году в Усть-Куломском районе республики.

В Республике Коми стали открываться церкви, монастыри и храмы, вновь стали регулярно проводиться богослужения. Духовная жизнь в крае, как и во всей стране, начала возрождаться.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 1995 года была создана новая епархия на территории Республики Коми с центром в городе Сыктывкаре, будучи выделенной из Архангельской епархии.

Епископом стал игумен Питирим (Волочков). Святейшим Алексием Патриархом Московским и всея Руси 9 мая 1996 года на 600-летие преставления святителя Стефана в городе Сыктывкаре был заложен фундамент собора Стефана Пермского. В 2001 году собор был окончательно отстроен.

Синодальная комиссия по канонизации святых Московской Патриархии в 2001 году прославила в лике новомученников и исповедников Российских 17 подвижников в земле коми просиявших.


На приходах, где несли свое служение прославленные святые, были написаны иконы, а также их имена поминаются на отпустах при Богослужении.

За время существования епархии ее 5 раз посетили с Первосвятительскими визитами два Патриарха – Патриарх Алексий Второй в 1996 году и 1999 году и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – в 1999 году на учредительную конференцию Коми отделения ВРНС, в 2005 году – на празднование 10-летия образования Сыктывкарской и Воркутинской епархии и в 2016 году к 95-летию образования региона.

16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании Воркутинской епархии, выделенной из состава Сыктывкарской епархии.

В новообразованную церковно-территориальную единицу вошли Воркутинский, Вуктыльский, Интинский, Усинский городские округа, а также Ижемский, Печорский и Усть-Цилемский районы Республики Коми.

История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы : Исследования и материалы. – Сыктывкар, 1996. – 158 с.

Инв. номер 1239896 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1237515 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1238316 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1278483 - а (Отдел абонемента, ул. Катаева) 1326819 - дх (Сектор депо

Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси/России XIV-XXI веков / А. Ю. Котылев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Коми гос. пед. ин-т, Нац. музей РК, Рос. общество интеллект. истории. – Сыктывкар : Коми пединститут, 2012. – 216 с. : ил.

Инв. номер 1340155 - а (Отдел абонемента, ул. Катаева) 1340158 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1350358 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1350359 - а (Отдел абонемента, ул. Катаева) 1385688 - дх (Сектор депозитарного хран

Инв. номер 1382739 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1382740 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева)

Православие в Коми крае : (рассказы по истории) / М. А. Мацук ; Православный Попечительский Совет Республики Коми. – Сыктывкар : [б. и.], 2005. – 120 с.

Наследие Стефана Пермского : духовная история и святыни Коми края / [авт.-сост. И. В. Иванов]. – Сыктывкар : Эском, 2016. – 286, [2] с., [8] л. цв. ил., фот., карт. : фот., портр.

Путь становления обители / Еп. Питирим ; Рус. Православ. Церковь. Моск. Патриархат, Сыктывкар. и Воркут. епархия. . - Сыктывкар : [Сыктывкар. и Воркут. епархия], 2001. – 114, [2] с., [5] л. ил., цв. ил. с. : ил.

Инв. номер 1255182 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1255174 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева) 1278300 - а (Отдел абонемента, ул. Катаева) 1278301 - а (Отдел абонемента, ул. Катаева)

Инв. номер 1375454 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1375455 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1375456 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1375457 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1375458 - а

Женская обитель : история Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря от основания до современности / А. В. Рожина, Т. Я. Рожина. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2018. – 141 с., [8] л. ил. : ил., фот.

Инв. номер 1383311 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1383312 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1383313 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева) 1389826 - ао (Отдел абонемента, ул. Орджоникидзе)

История православия Верхней Вычегды : (справочно-информационное издание) / Е. Е. Шомысова ; [вступ. слово архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима (Волочкова)]. – Москва : Голос-Пресс, 2018. - 79 с., [8] л. цв. фот. : ил., фот., портр.

Инв. номер 1386221 - кр (Отдел краеведческой и национальной лит-ры, ул. Катаева) 1386222 - дх (Сектор депозитарного хранения, ул. Катаева)

Сыктывкарская епархия — объединение церквей и приходов Русской Православной Церкви на юге республики Коми, в Сыктывкаре находится управление и кафедральный собор св. Стефана.

История епархии

К язычникам — зырянам православные миссионеры добрались только в четырнадцатом веке. Господь дал им особую ревность в распространении христианской веры в Коми среди идолопоклонников, многие из священников прошли нелегкий путь святых мучеников.

Первые игумены

Стефан был монахом в мужской Ростовской Григорьевской обители, когда в его сердце буквально воспламенилась любовь к зырянам, утопающим во мгле идолопоклонства. Понимания, что донести Слово Божье легче на родном языке жителей Коми, посланник Божий не только учит язык зырян, он составляет азбуку для них и самостоятельно переводит богодухновенные книги.


В 1376 году московский епископ Герасим благословил Стефана на миссионерство, великий князь Дмитрий Иванович Донской выдал охранную грамоту. Услышав проповеди на родном языке, зыряне селения Пырас массово крестились, но шаманы и идолопоклонники наполнились ненавистью и поклялись убить миссионера.

Пройдя с проповедями вдоль реки Вычегда, святой перешел к устью реки Выми, основав в центре зырянского края первый Благовещенский храм, а вскоре неподалеку от него возвышалась церковь Архангела Михаила, со временем переросшая в монастырь.


Только во второй половине 19 столетия в Коми воздвигаются монастыри, Троицкий мужской и Кылтовский женский. После революции практически все приходы этого края были закрыты, после войны власти разрешили открыть только 3 церкви.

Восстановительный период

1994 год стал временем восстановления православных святынь в зырянском крае, начало которому положило восстановление Стефано-Ульяновской обители.

Священный Синод в 1995 году постановил открыть Сыктывкарскую епархию в Усть-Сысольске, переименованном в Сыктывкар. Игуменом новой епархии рукоположен игумен Питирим.

В честь 600-летия в 1996 году после смерти первого игумена Стефана по благословению Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Второго был заложен фундамент Стефановского храма, который возвели и освятили через 5 лет. В память о святителях Герасиме, Питириме и Ионе над их могилой возвели часовню.


В начале 2012 года Сыктывкарская и Воркутинская область представляла объединение 192 церквей, молитвенных домов, где было установлено 150 алтаря.

Весной 2016 Священный Синод принял решение о разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные области. Игумен Питирим принял сан архиепископа Сыктывкарского и Зырянского.

Современное состояние Сыктывкарской епархии

В 21 столетии на юге республики Коми насчитывается три мужских и четыре женских монастыря, 158 храмов с престолами,23 часовни без престолов, 26 молитвенных домов и 37 молитвенных комнат при различных учреждениях, включая больницы, воинские части и учебные заведения.

Благочиния

В церковном округе Сыктывкара находится 5 благочиний:

Усть-Куломский церковный округ разделен на Западное и Восточное благочиние в Ухтинском округе также 2 благочиния, Центральное и Заречное. Остальные церкви края разделены по благочиниям:

  • Корткеросскому;
  • Сысольскому;
  • Прилузскому;
  • Койгородскому;
  • Усть-Вымскому;
  • Княжпогостскому;
  • Удорскому.
  • Сосногорскому;
  • Троицко-Печорскому.

Действующие мужские монастыри

Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы

Это современная обитель 1996 года, преобразованная в монастырь из мужского скита.

Троице-Стефано-Ульяновский

Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.


В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский

Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.


Работа в медицинских учреждениях находится под опекой медицинского отдела. Миссионеры и руководители кружков трезвости объединены отделом миссионерства и братства трезвости. Все вопросы по работе с детьми и молодежью решаются в отделе по делам молодежи.

Особо тяжелую нагрузку несут священники в отделе по работе в местах лишения свободы. За все печатные духовные издания в епархии отвечает Издательский отдел.

Для работы с военными основан отдел по Вооруженным силам. Не оставлено без внимания церкви и казачество. Приветствуется и благословляется в благочиниях волонтерское движение.

  1. Духовное училище открыто по улице Пушкина 3/34 в Сыктывкаре.
  2. При православном Свято-Тихвинском гуманитарном университете образовано ЦДО.
  3. Дети могут обучаться в православной гимназии.
  4. Руководители хора проходят подготовку в певческой школе.

Читайте также: