Сообщение сервисные роботы информатика 9 класс

Обновлено: 03.05.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 класс. ФГОС.
Урок 12. Разработка (составление) алгоритмов и программ по управлению исполнителем Робот путем последовательного конструирования.

Цели урока:

Предметные: формирование представлений о методах конструирования алгоритма; умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Личностные: алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся с методом конструирования алгоритмов — методом пошаговой детализации;
2) рассмотреть пример разработки алгоритма методом пошаговой детализации для исполнителя Робот
3) формировать навыки управления учебной средой по реализации алгоритмов управления.

Материал к уроку.
Архив содержит:
Технологическую карту
Презентацию
Картинки
Видео

Среда Робота Робот стенка клумба грядка База свободное место Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте). Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть: 1) свободным местом; 2) грядкой; 3) клумбой с цветами; 3) стенкой . Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам. Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля. Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов.

СКИ Робота Основные команды: направо ; - повернуться на 90 градусов вправо налево ; - повернуться на 90 градусов влево кругом ; - развернуться кругом (на 180 градусов) вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед назад ( n ); - перейти на n клеток назад посади ; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Пример простой задачи Задача1

Возможные ошибки Робота 1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например: в лево ; впере т ( 3 ); направо ( 2 ) ; 2. Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки. 3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Пример алгоритма управления Роботом Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядку в форме меандра из 4 витков и придет на Базу. 1 способ Меандр1 < вперед ( 1 ); повтори ( 4 ) < налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 2 ); налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); >>

Пример алгоритма управления Роботом Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядку в форме меандра из 4 витков и придет на Базу. 2 способ (с использованием процедуры) Меандр2 < вперед ( 1 ); повтори ( 4 ) Виток ; >Виток

Задача 1 (РТ №22 стр. 99, учебник №1 стр.148) Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения на Базу.

Задача 2 (РТ №23 стр. 99, учебник №4 стр.148) Маша придумала лабиринт для Робота. Коля стёр ровно половину клеток с грядками. Восстановите рисунок (он симметричен относительно вертикальной оси). Напишите программу для Робота.

Задача 3 (РТ №25 стр. 100, учебник №6 стр.149) Напишите программу, с помощью которой Робот пройдет по лабиринту и попадет на Базу .

Домашнее задание § 3.3 стр. 135-136 РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148 а) б) в) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах .

Дополнительное домашнее задание РТ №27 стр. 103, учебник №8 стр. 149 б) в)

Неформальный исполнитель – это … Приведите примеры неформальных исполнителей … Формальный исполнитель – это … Приведите примеры формальных исполнителей Опишите исполнителя Робота по плану: 1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы Давайте вспомним

Алгоритмы с обратной связью Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ "Да" или "Нет" ("истинно" или "ложно") на вопросы-команды. Робот может проверять следующие простые условия : слева_стена справа_стена впереди_стена сзади_стена эти команды определяют, есть ли стена в ближайшей клетке в указанном направлении слева_клумба справа_клумба впереди_клумба сзади_клумба эти команды определяют, есть ли клумба в соседней клетке в указанном направлении слева_свободно справа_свободно впереди_свободно сзади_свободно эти команды определяют, свободна ли ближайшая клетка в указанном направлении (Робот получает ответ "Да", если там нет стены и нет клумбы) грядка клумба база эти команды определяют, является ли клетка, в которой стоит Робот, грядкой клумбой или Базой

Составные условия Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И , ИЛИ , НЕ . Пусть А , В – простые условия. Составное условие ( А и В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий. Составное условие ( А или В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий. Составное условие ( не А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А .

Практическая работа Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре неизвестной длины и вернется на Базу. Пример 1 Клумба_в_коридоре < вперед ( 1 ); пока ( слева_стена и справа_стена ) < посади ; вперед ( 1 ); >налево ; вперед ( 2 ); налево ; вперед ( 1 ); пока ( слева_стена ) < вперед ( 1 ); >налево ; вперед ( 2 ); >

Практическая работа Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре с проходами неизвестной длины и вернется на Базу. Пример 2 Клумба_в_коридоре2 < вперед ( 1 ); пока ( слева_стена или справа_стена ) < посади ; вперед ( 1 ); >налево ; вперед ( 2 ); налево ; вперед ( 1 ); пока ( не база ) вперед ( 1 ); >

Домашнее задание § 3.3 стр. 137-144 РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150 Напишите программу, с помощью которой Робот посадит цветы в грядке до уже посаженной клумбы и вернется в исходное положение.

3. Исполнитель Робот Ветвление

Линейный алгоритм – это … Разветвляющийся алгоритм – это … Циклический алгоритм – это … Опишите исполнителя Робота по плану: 1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы Давайте вспомним

Полная форма ветвления если ( условие ) < команды1 ; >иначе < команды2 ; >условие команды1 да нет команды2

Краткая форма ветвления если ( условие ) < команды ; >условие команды да нет

Пример задачи с кратким ветвлением Робот находится перед коридором неизвестной длины, у которого одна стена сплошная, а другая имеет проходы. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядки возле проходов. Клумбы_выбор < вперед ( 2 ); пока ( не справа_свободно ) < если ( слева_свободно ) < посади ; >вперед ( 1 ); > вперед ( 1 ); >

Пример задачи с полным ветвлением Робот должен посадить цветы во всех клетках вдоль стены, а если в стене проход, то посадить в нем. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в нужные грядки и придет на Базу. Клумбы_выбор2 < вперед ( 1 ); направо ; пока ( впереди_свободно ) < вперед ( 1 ); если ( слева_свободно ) < налево ; вперед ( 1 ); посади ; назад ( 1 ); направо ; >иначе < посади ; >> направо ; вперед ( 1 ); >

Практическая работа (РТ №35 стр. 109, учебник №16 стр.151) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет пройти по извилистому коридору. Коридор имеет ширину в одну клетку и идет в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора: РТ35 < пока ( слева_свободно или впереди_свободно ) < если ( слева_свободно ) < налево ; вперед ( 1 ); направо ; >иначе < вперед ( 1 ); >> >

Домашнее задание § 3.3 стр. 145-147 РТ № 36, 37, 38 стр. 110-111 Подготовиться к контрольной работе

Дополнительное домашнее задание (РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах.



Целевая аудитория: для 9 класса

Отличная разработка, выполненная в авторском стиле. Это продолжение серии разработок автора по обучению программированию. Презентация очень объемная и рассчитано на несколько занятий. Также в архиве находится очень подробное методическое сопровождение. Спасибо, Андрей Борисович, Ваши работы как всегда на высоте!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка по информатике .

Класс: 9 Кол-во занятий: 10

Стерлитамак - 2017

Научая детей работе с исполнителям в программной среде, мы можем добиться большей заинтересованности на уроке, чем при чисто теоретическом объяснении темы.

К сожалению, авторы новых учебников по информатике уделяют недостаточно внимания или вообще обходят стороной данных исполнителей. В то же время разработчики ГИА и ЕГЭ включают задания с использованием данных исполнителей в задания экзаменационных работ.

Поэтому успех учителя при преподавании данной темы отражается и на результатах экзаменационных работ учащихся, и в данной работе отведено место для разбора ошибок детей при сдаче ГИА.

2.2. Разбор часто встречающихся ошибок при изучении данной темы

3. Список использованных источников.

Выбор темы разработки обусловлен необходимостью тщательного изучения исполнителей, в частности исполнителя Робот по двум причинам:

понятие исполнителя является одним из ключевых при изучении и алгоритмизации и программирования;

данный исполнитель поддерживается средой Кумир и даёт возможность учащимся приступить к практическому программированию на русском языке, что гораздо доступнее, чем изучение сразу таких языков программирования, как Бейсик или Паскаль.

задачи на создание алгоритма в среде КУМИР (Робот, Чертёжник) входит в 3-ю часть ГИА по информатике и ИКТ и являются заданиями, в которых учащиеся допускают наибольшее число ошибок.

в базовом учебнике Семакина изучению данной темы отводится мало внимания, а исполнители Робот и Чертёжник вообще не рассматриваются.

В данной разработке рассмотрены разнообразные задачи с исполнителем Робот, а также указаны возможные ошибки учащихся при построении алгоритмов в среде Кумир.

Особое внимание уделяется ошибкам в подобных задачах при решении ГИА.

Пояснительная записка

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики в 9 классах. Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;

что такое алгоритм ; в чем состоят основные свойства алгоритма;

способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры

алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Тематический план уроков

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие

серия команд серия команд

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице : )

Команда ветвления : команда цикла:

если условие то нц пока условие делать

серия команд серия команд

конец конец

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.

Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.

Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst 2. fil . Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Д/З: учебник Семакина, Информатика, 9 кл., § 28, выучить СКИ Робота, скопировать и установить на домашний ПК программную оболочку Кумир.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Исполнитель Робот. Команды Робота. Решение задач. Автор: Никитенко Евгений Игоревич учитель информатики МБОУ СОШ №10 им. М.И. Белоусова

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

Всего у Робота есть десять команд.

позволяет указать системе, что мы будем работать с исполнителем робот.

Робот перемещается на одну клетку вверх ↑

Робот перемещается на одну клетку вниз ↓

Робот перемещается на одну клетку влево ←

Робот перемещается на одну клетку вправо →

Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент

Команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений.

если условие то

последовательность команд

Здесь условие – одна из команд проверки условия. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

нц пока условие последовательность команд кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

С помощью кнопок + и - установите число строк =6, число столбцов =6 и передвиньте робота мышкой в левый нижний угол. С помощью кнопок + и - установите число строк =6, число столбцов =6 и передвиньте робота мышкой в левый нижний угол.

Шаг 2. установите новую обстановку для робота

Шаг 3. напишем алгоритм создания следующего рисунка

  • ВАЖНО! Не забудьте написать первую строку программы использовать Робот

Шаг 4. решение задачи

  • использовать Робот
  • алг
  • нач
  • нц пока сверху свободно
  • вверх
  • закрасить
  • кц
  • нц пока справа свободно
  • вправо
  • закрасить
  • кц
  • нц пока снизу свободно
  • вниз
  • закрасить
  • кц

Запустите программу при помощи кнопки

на панели инструментов

  • нц пока слева свободно
  • влево
  • закрасить
  • кц
  • кон

нц пока не снизу свободно

Робот оказался слева от стены. Переведём его на первую клетку стены.

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

нц пока не снизу свободно

нц пока снизу свободно

нц пока не снизу свободно

  • использовать Робот
  • алг
  • нач
  • нц пока не (справа свободно)
  • вверх
  • кц
  • вправо
  • нц пока слева свободно
  • вниз
  • кц
  • нц пока не (слева свободно)
  • закрасить
  • вниз
  • кц
  • кон

ДОМАШНЯЯ РАБОТА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Робот находится в крайней левой клетке узкого горизонтального коридора. Ширина коридора — одна клетка, длина может быть произвольной. Возможный вариант начального расположения Робота приведен на рисунке. Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Читайте также: