Сообщение на тему маньеризм

Обновлено: 17.05.2024

Телесное и духовное преследовали человечество еще со времен Милетской философии — там, в чарующей Древней Греции, но что о них думалось в период Возрождения? Именно тогда, когда торжествовали флорентийцы вроде Джотто и Фичино или прочие Рафаэли да Микеланджело, сегодня известные каждому.

Главное из маньеризма

Спиритуализм — это в первую очередь философское учение, ставящее метафизический дух превыше остального. Это, в целом-то, все, что нужно знать об этом аспекте маньеризма. Поскольку спиритуализм приедался в творчество художников самобытно, в некотором смысле подсознательно.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, пока еще до маньеризма. Обратите внимание на композицию тел, позы и фигуры.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, пока еще до маньеризма. Обратите внимание на композицию тел, позы и фигуры.

Иоахим Юттеваль, Великий Потоп, картина в традициях маньеризма. Еще раз взгляните на позы, их вальяжность и своего рода декаданс.

Иоахим Юттеваль, Великий Потоп, картина в традициях маньеризма. Еще раз взгляните на позы, их вальяжность и своего рода декаданс.

Эротизм — распространенный повсюду и всегда стиль в творчестве. Маньеризм он, конечно, затронул не меньше, чем прочую классику — наряду с духом и его процветанием, маньеристы доказывали всю непосредственность и связность произведения эротизацией его образов. Именно в таком маньеристском эротизме есть доля мистики и трансцендентности (давно уж не упоминал это слово на канале).

Маньеризм в остальных видах искусства

В музыке все тоже сводится к истинной контрастности — боюсь, что объяснения займут еще с десяток абзацев, потому воздержусь.

Схожесть у всех форм искусства одна — маньеризм наиболее распространен в Италии, откуда он и родом. Откуда и, соответственно, родом Возрождение — а это еще более обширная тема для дискуссии.

Маньеризм ( от итальянского maniera — манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль , популярный в XVI — первой трети XVII века. Это время , когда искусство позирования и любовь к вычурным позам достигло пика.

Маньеризм

Главные черты маньеризма

Форма в маньеризме важнее духовного содержания. Люди как бы стремились к духовности , но одновременно все меньше боялись своих скрытых желаний. Поэтому в полотнах есть место и эротизму , и наготе.
Некоторые ученые считают , что маньеризм — это не отдельный стиль , а только ранняя фаза барокко. Большинство эту мысль не поддерживают.

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.

– в первом намного меньше помпезных интерьеров и одежды, всех этих завитков и пустых украшений, зато угадывается скрытая смысловая нагрузка.

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.

Причины возникновения

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала стилистический характер классицизму. В данной статье мы рассмотрим этот менее известный стиль, исследуем его историю и особенности.

Также известный как Позднее Возрождение, маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко, который принял богатую эстетику подмножества и адаптировал ее как экстравагантность.

Персей и Андромеда (картина) — Иоахим Эйтевал (Втевал)

Персей и Андромеда — Иоахим Эйтевал

Зарождение маньеризма

В то же время молодые художники почувствовали, что стиль Рафаэля и Леонардо настолько совершенен, что дальнейшее развитие или выражение индивидуальности невозможно.

Кроме того, научные открытия, в том числе открытие Нового Света, и установление Коперником того, что Солнце, а не Земля, как обычно считалось, является центром Солнечной системы, бросили вызов гуманистическому убеждению, что центром Вселенной является человек.

Вместо того, чтобы создавать гармоничные композиции, изображающие реалистичное пространство, художники начали исследовать возможность размещения изображения в интеллектуальном пространстве. В результате обработка пространства и фигуры стала менее рациональной, несколько фигур сжимались в одну плоскую плоскость, создавались причудливые или сложные архитектурные декорации, рама и изображение сливались в один декоративный эффект.

Лаокоон и его сыновья Иосиф в Египте

Представители и предшественники маньеризма

Два флорентийских художника, Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, принимая все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз. Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отвергал классическую трактовку пространства и человеческой фигуры.

Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Он обнаружил, что Дюрер делает упор на сильных эмоциях, в то же время используя переполненное поле фигур, сочувствующих его собственным художественным целям.

Понтормо также совершил поездку в Рим, чтобы изучить работы Микеланджело, а к 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как это видно в его Иосифе в Египте (1515-1518), создав замысловатое, но ненатуралистическое пространство, где толпы, одетые в кружащиеся разноцветные одежды, бродят вокруг, а их фигуры находятся в преувеличенных позах.

Диана-охотница Похищение Прозерпины

Концепции, стили и тенденции

Хотя маньеризм был отмечен отчетливо придворным стилем, он также был широко адаптирован художниками из разных географических мест к традиционным предметам и мотивам определенной области. Определяемый общим термином северный маньеризм включал известные центры школы Фонтенбло во Франции, елизаветинской и якобинской придворной живописи в Англии, двор императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге и нидерландские города Антверпен и Утрехт.

Франция: Школа Фонтенбло (1530-1630)

В 1530 году король Франции Франциск I, заядлый меценат, страстно любивший итальянское Возрождение, пригласил Россо Фьорентино ко французскому двору. Воспользовавшись возможностью, потеряв все в разграблении Рима в 1527 году, Россо переехал в Фонтенбло, где прожил до конца своей жизни. Он стал лидером Первой школы Фонтенбло в 1530 году и разработал особый придворный стиль. Французский маньеризм был известен своими интерьерами, в которых картины, мебель, декоративные и архитектурные элементы создавали очень стилизованное единство. Россо первым начал использовать большие лепные рельефы в качестве рамок для картин-врезок. Часто они несли изображения обнаженных нимф или фруктов и повлияли на использование орнаментов по всей Европе. В то же время его картины широко копировались и оказали влияние на других французских художников.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна

Французский маньеризм также повлиял на британскую придворную живопись во время правления королевы Елизаветы I и ее преемника Джеймса I. Некоторые портретисты специализировались на миниатюрных портретах, жанре интимных сувениров, например, Николас Хиллиард в его Портрете молодого человека, вероятно Роберта Деверо (1566-1601), второго графа Эссекса (1588), изображающего особого фаворита королевы.

Другие художники, такие как Роберт Пик-старший и Маркус Гиэртс Младший, были известны своими портретами в натуральную величину.

Прага и Рудольф II (1576-1612)

В Праге придворный художник Бартоломеус Шпрангер руководил маньеризмом. Его обучение отражало поистине интернациональный вкус придворного маньеризма, поскольку он родился и впервые обучался в Антверпене, но впоследствии испытал большое влияние как североевропейского, так и итальянского Возрождения, и особенно римских маньеристов. Его большие картины часто были мифологическими сценами, сочетая непристойное отношение к обнаженной натуре с художественными средствами, подчеркивающими щедрые декоративные эффекты. Отпечатки его работ были распространены по всей Европе и оказали заметное влияние на развитие маньеризма в Нидерландах.

Маньеризм в Нидерландах (1580-1620 гг.)

Другие художники в Нидерландах в первую очередь испытали влияние итальянских маньеристов, как видно из работ Иоахима Юттеваля после его пребывания в Италии в 1580-х годах. Он сочетал мифологические сюжеты с традиционным североевропейским акцентом на пейзажи и символические детали. Его подход стал ведущей тенденцией среди художников, сосредоточенных в Утрехте, особенно в работах Авраама Блумарта.


Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Упадок стиля

Маньеристы повлияли на последующее поколение художников, так как ученики Джамболоньи — Адриан де Врис, Пьетро Пьюже и Пьетро Франкавилла — продолжали продвигать его стиль в Северной Европе. Что еще более важно, работы Джамболоньи оказали заметное влияние на Бернини и Алессандро Альгарди, ведущих скульпторов эпохи барокко. Творчество Челлини оказало влияние на Антонио Канова Феодосия Федоровича Щедрина, а в ХХ веке — на Сальвадора Дали. Но в целом маньеризм потерял популярность, как и многие его ведущие художники, в последующие столетия и обычно рассматривался как период упадка после Высокого Возрождения.

Маньеризм

Шпалера (ит. — spalliera) — настенный безворсовый ковер, украшенный ком позициям и в обрамлении орнаментального бордюра.

Маньеризм (итал. manierismo — прием, манера) — течение в европейском искусстве XVI в., представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира,гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.

Черты маньеризма: — превалирование формы над содержанием: — изысканная техника.
Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя.

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни (1540) Уффици, Флоренция

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни (1540) Уффици, Флоренция

Маньеризм стилистические особенности и ведущие художники

Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей. А также обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения.

С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Ам- манати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, в стремлении к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции. Например, Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо, Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо. А также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства.

Архитектруа

Бартоломео Амманати (1511 — 1592) не был коренным флорентийцем и явился в Тоскану уже зрелым художником. В Риме вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) — сложного комплекса. В композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад. Контраст к постройкам Амманати образуют его флорентийские работы. Крупнейшая из них — расширение дворца, разбивка парка, строительство садового фасада палаццо Питти. Аманнати сообразовывался с построенным в XV в. главным фасадом дворца, но руст у него покрывает даже полуколонны, членящие каждый этаж.

Например: Нимфей (букв.— убежище нимф) — многоуровневая надстройка с нишами и бассейном.
Черты внутренней противоречивости еще более заметны в комплексе правительственных зданий Уфицци, наиболее крупном создании Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманный как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьории с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узким переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Cкульптура

В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением. Что особенно характерно для творчества Челлини.

Бенвенуто Челлини (1500-1571) обладал мятежным характером. Вел беспокойную жизнь, часто переезжая из одного города в другой. В 25 лет переехал на некоторое время в Рим. И стал любимым художником папы Климента VII, работал во Франции у Франциска I.

Живопись

Читайте также: