Сообщение о поэте 3 класс литературное чтение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество
(рабочая тетрадь, с. 140–143)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии М. Ю. Лермонтова, его творчеством; способствовать развитию навыков выразительного чтения, умений с помощью интонации передавать настроение, строить монологические аргументированные высказывания по теме; творческих способностей; воспитывать любовь к русской поэзии

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осо-

знанно, без искажений, выразитель-

но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные:

познавательные: осознают сущность произведений М. Ю. Лермонтова, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений

Личностные:

ценить и уважать поэта, выража-ющего свои чувства к Родине

через художественное слово

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе ждет урок нас – очень важный.

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся

рабочего места, вежливого общения

II. Проверка
домашнего

Работа по дифференцированным карточкам

– Назовите главных героев басни.

– Дайте характеристику Вороне.

– Дайте характеристику Лисице.

Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитайте отрывок любой басни).

Кто сказал такие слова:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

В какой басне была такая мораль?

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок

Отвечают на вопросы.

Работают по карточкам

Принимают учебную задачу.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

III. Активизация знаний учащихся.

ни и творчестве

– Когда называют великих русских поэтов, сразу после А. С. Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Пожалуй, каждый знает эти строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

– Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве?

– Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?

Дом, где в семье офицера родился будущий поэт, не сохранился, но место это известно. Память о поэте хранит другой дом, на котором установлена мемориаль-

Отвечают на вопросы.

Рассказывает подготовленный ребёнок.

Внимательно слушают рассказ о Лермонтове.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения.

Формулируют
ответы на поставленные учителем вопро-

– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным
художником. Что вы можете сказать?

– Каким вы себе представляете Лермонтова-ребёнка?

– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?

– Посмотрите на автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил себя, кем он был?

На левом плече – бурка, длинный мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли. Да, Лермонтов был офицером и служил в армии.

– Глаза, которые поражают глубиной и притягивают к себе.

сы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

2. Работа с толковым словарем

Служить ему пришлось на Кавказе, который поэт любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот. Поэт ощущал себя сыном и Москвы, и Кавказа.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына, ты меня благослови

И осени вершиной белоснежной.

Вот почему рядом с портретом поэта в вашем учебнике поместили фотографию Кавказских гор.

Эполет – в царских и некоторых иностранных армиях: наплечные знаки различия офицеров, генералов, адмиралов – род блестящих парадных пагонов, заканчивающихся расшитым кругом-бахромой.

Ниже мы видим здание Московского университета, где учился Лермонтов.

Музыкально одарённый поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано, любил играть в шахматы.

Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одарённому ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения. Погиб Лермонтов на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук. Лермонтов был еще так молод, 27 лет, и полон творческих сил.

Стихи поэта можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.

Определяют совместно
с учителем толкование слова эполет .

Внимательно слушают.
Рассматривают иллюстрации и фотографии

Физкультминутка

Мы старались, мы учились Чтобы ноги не болели,

И немного утомились. Раз – присели, два – присели,

Сделать мы теперь должны Три, четыре, пять и шесть,

Упражненье для спины. Польза от зарядки есть.

Мы работаем руками, Семь и восемь – шаг на месте.

Мы летим под облаками. Девять, десять – дружно вместе.

Руки вниз и руки вверх. Рядом с партою идем

Кто летит быстрее всех? И садимся мы потом

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Выставка книг М. Ю. Лермонтова.

1. Чтение учениками текста
о поэте.

2. Беседа после прочтения.

3. Выставка книг

– С творчеством какого поэта мы сегодня познакомимся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

– С какими произведениями мы с вами сегодня будем работать?

– Прочитаем текст о поэте на страницах 142–143 учебника.

– Что нового вы узнали о Лермонтове? Какие открытия сделали?

– Давайте рассмотрим книги, помещённые здесь, и попытаемся определить, о чём и для кого писал свои произведения М. Ю. Лермонтов. Он писал не только стихи, но и повести, романы – большие произведения о жизни людей

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова.

Читают статью в учебнике.

– Мы узнали, что он, даже когда был маленьким, говорил в рифму, все этому удивлялись. В детстве его называли Мишелем. В дни, когда вся Россия оплакивала гибель нашего великого поэта А. С. Пушкина, страна открыла другого великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи его назывались «Смерть

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Определяют мотивацию деятельности персонажей художественного произведения и проявляют личное отношение в своих высказываниях

V. Самостоятельная работа.

– Первая группа попробует создать картину к этому стихотворению.

Детям раздаются листочки со стихотворением

Принимают
и сохраняют

Включение в систему знаний

– Вторая группа подберет музыку к стихотворению.

– Какие еще мысли возникли у вас после чтения этого стихотворения?

– Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения

VI. Итог урока

– С каким писателем мы сегодня познакомились на уроке?

– Что интересного запомнили о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?

– Какую задачу мы ставили в начале урока?

– Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите это.

– Какие открытия вы сделали?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Адекватно воспринимают информацию.

Владеют навыками самоанализа

VII. Домашнее задание

Подготовить рассказ о биографии Лермонтова (или презентацию из 6–8 слайдов)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Внимательно слушают, задают уточня-ющие вопросы

Ресурсный материал к уроку

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814–1841)

Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение Тарханы, Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила мальчика к одиночеству. Когда ему было 10 лет, бабушка повезла внука на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз влюбился в девочку лет 9.

Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 г. его переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 г. – в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк.

Работы обучающихся по темам "Биография А. А. Фета", "Биография И. С. Никитина".

ВложениеРазмер
soobshchenie_fet.docx 67.14 КБ
soobshchenie_nikitin.docx 58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820 — 1892).

Родился в Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик. Матерью – Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. В 14 лет поэт из-за путаницы в документах из потомственного дворянина превратился в безвестного иностранца под фамилией Фет. Фету очень хотелось вернуть отцовскую фамилию и положение в обществе. И это он сделал лишь к концу своей жизни.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 году словесное отделение философского факультета университета. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Н. В. Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 году. В течение жизни Фет написал много хороших стихотворений.

Предварительный просмотр:

Иван Саввич Никитин (1824 — 1861).

Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе. Природа вдохновляла его и возвышала над обыденной жизнью.

В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии. Но семинарию пришлось бросить, так как отец разорился, мама умерла. Ивану Саввичу пришлось начать работать в свечной лавке, чтобы помогать близким.

Но вскоре за долги свечную лавку пришлось продать. На вырученные деньги был куплен старый постоялый двор, на котором поэт работал дворником.

Хотя работа была грязной и однообразной, Иван Саввич старался не отчаиваться и писал замечательные стихи о природе.

Образы природы в его стихах одновременно реальны и необычны, природа как будто оживает перед слушателями.

Уже при жизни Иван Саввич благодаря случайным знакомствам с любителями поэзии начал печататься и стал известным. Но он часто болел простудными заболеваниями, которые в 37 лет переросли в туберкулёз. Умер поэт в 1861 году.

Чтобы подготовить проект о жизни Пушкина, нужно тщательно изучить его жизненный путь. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Поэт воспитывался французами-гувернерами, а также няней, знаменитой Ариной Родионовной. Ее Пушкин будет несколько раз упоминать в своих стихах.

В 12 лет Александра отправили учиться в элитное учебное заведение, Царскосельский лицей, который находился под Петербургом. Особого рвения к наукам у будущего поэта не было, но он с теплотой вспоминал годы учебы.

Известен один факт из автобиографии Пушкина. Как сам говорил, что “начал писать с 13 -летнего возраста и печатать почти с того же времени”.

После завершения учебы в Лицее (1817 год) Пушкин получил в Петербурге должность коллежского секретаря. Он не прекращал творить и сочинять стихи, содержание которых было насквозь пропитано революционными настроениями. Резкая общественная позиция Пушкина начала привлекать внимание властей. Поэта сослали на Юг.

Он побывал на Кавказе, посетил Симферополь и Одессу. Пушкин увлекся атеизмом, из-за чего его уволили со службы и отправили в ссылку в родовое имение, село Михайловское.

В 1831 году Александр Сергеевич венчается в Натальей Гончаровой. У пары рождается четверо детей. У Пушкина начинаются серьезные финансовые проблемы, ему трудно прокормить семью.

В 1837 году поэт участвовал в дуэли с Жоржем Дантесом. Причиной дуэли были слухи о романе Гончаровой и Дантеса.

Пушкин не только является гениальным поэтом. Он создал множество теоретических работ по литературе, писал романы, рассказы, поэмы и драматические произведения.

Приведенная биография Пушкина А. С. для 3 класса описывает основные жизненные этапы поэта. Пушкин был неординарной личностью, одним из самых ярких представителей не только русской, но и мировой литературы.

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в 1799 году. Его родной город – Москва. Интересная особенность родословной поэта – в его жилах текла африканская кровь, так как его прадедом был Абрам Петрович Ганнибал, который родился в Эфиопии.

До 12 лет Пушкин получал домашнее образование. Он имел доступ к семейной библиотеке. Воспитанием Александра занимались гувернеры-французы, а также няня Арина Родионовна.

В 12 лет Пушкин начал обучение в Царскосельском лицее. Свои первые стихи будущий гений российской поэзии начал писать в тринадцать лет.

В 1817 году в жизни Пушкина настал новый этап. Он выпустился из Лицея и поступил в Коллегию иностранных дел. Но служба его мало интересовала.

Александр Сергеевич был вхож в светское общество, активно занимался творчеством, участвовал в литературных кружках (например, “Зеленая лампа”). Информация о революционных взглядах поэта стала известна властям. Ссылки в Сибирь удалось избежать, поэт отправился на Юг. В частности он посетил Крым и Кавказ, работал в Кишиневе в канцелярии главного попечителя, побывал в Одессе, а после попросил отставку.

Поэт увлекся атеизмом, за что его отправили в ссылку в село Михайловское, имение матери поэта. Над ним постоянно был надзор.

В 1826 году (в угоду народу) царь Николай I освободил поэта из ссылки. В 1831 Александр обвенчался с Наталией Гончаровой. У четы родилось четверо детей. Чтобы обеспечивать семью, Александр Сергеевич вновь вернулся на службу, однако он постоянно испытывал финансовые проблемы.

Поползли слухи, что за женой Пушкина ухаживает Жорж Дантес. Дуэль по нравам того времени была неизбежной. Жизнь поэта оборвалась в 1837 году.

Пушкин был автором поэм, романов, рассказов, сказок для детей и повестей. Его литературное наследие до сих пор является предметом исследований и почитается во всем мире.

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года.

Когда мальчику было 3 года, его мать, Мария Михайловна, умерла. Воспитывать внука стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. В её имении Тарханы под Пензой будущий поэт провёл своё детство.

Бабушка всячески баловала мальчика, развивала в нём любовь к живописи, музыке, литературе. Лермонтов получил хорошее домашнее образование.

Мишель (так называли Михаила на французский манер) часто болел и для поправки здоровья вместе с бабушкой ездил летом 1824 года на Кавказ. Горы покорили его своим гордым величием.

В 1828 году Лермонтов переехал в Москву и стал воспитанником Благородного пансиона при Московском государственном университете. В 1830 году юноша поступил на отделение словесности Московского университета.

Судьба свернула жизнь Лермонтова с научного пути. Через 2 года поэт переехал в Санкт-Петербург и по желанию бабушки поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, где готовили будущих военных. Там ему было грустно и неуютно.

Лермонтов написал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы его жизнь не оборвалась в 26 лет. Как и Пушкин, поэт был убит на дуэли. Это произошло 27 июля 1841 года.

Биографии писателей и поэтов для детей начальной школы

В этом разделе ГДЗ Грамота вас познакомит с краткими биографиями любимых писателей и поэтов для детей начальной школы. Вы сможете ознакомиться с интересными фактами из жизни этих удивительных людей, их увлечениями в молодые годы. Ведь каждая биография поэта и писателя очень удивительна! В ней мы расскажем о том, как прожил реальную жизнь знакомый нам всем человек, с произведениями которого мы знакомимся ещё в раннем детстве.

Особый дар быть детским писателем. Дети — это очень искренняя и открытая публика, которая сразу ощущает взрослую снисходительность в произведениях и не любит нудных поучений. Маленьких читателей своими произведениями может заинтересовать только тот, кто сам ещё остался ребёнком в душе.

Такой человек видит, слышит и чувствует как дети, радуется каждому дню, верит в чудо и отчаянно переживает счастье и горести. И поэтому дети ему верят, а значит, смогут понять и усвоить жизненную мудрость писателя. Именно для этого детскому писателю или поэту даётся этот особый дар — учить детей!

А также ГДЗ Грамота поможет в написании сочинений о любимом писателе, подарив занимательные факты из обычной жизни детских писателей, поэтов и сказочников.

Ребёнку легче усвоить учебный материал, если он понимает, что автор его любимых произведений жил обычной жизнью. Он испытывал падения и взлёты, радовался и огорчался как любой человек, но не переставая дарить своё творчество другим людям. Это учит не сдаваться в самые тяжёлые минуты и искренне радоваться в минуты удачи и счастья.

Викторины по произведениям писателей и другие подсказки

Мы очень любим своих маленьких читателей и поэтому хотим сделать подарок их дорогим родителям.

Это готовые викторины с ответами по произведениям поэтов и писателей, а также интересных фактов из их биографии. Они помогут глубже узнать биографию и познакомиться с творчеством любимого писателя.

Ведь времени для подготовки к конкурсам и викторинам так мало, а своим воспитанникам так хочется подарить как можно больше знаний, помочь развить речь и воображение.

Чтобы было удобно пользоваться всей информацией, предоставленной на сайте ГДЗ Грамота, мы подготовим список самых известных произведений каждого писателя и поэта и поместим ссылки для перехода к чтению читательских дневников по произведениям.

Читательский дневник по прочитанным произведениям в начальной школе — это очень важная часть развития логического мышления и воображения ребёнка.

Составив читательский дневник вместе с ребёнком, мы сможем научить его, что сказки, рассказы и стихотворения несут не только развлечения.

Это ещё и глубокая жизненная мудрость писателя и подсказки в самых сложных ситуациях, которые бывают у каждого человека.

Занимаясь составлением читательского дневника, дети развивают свои навыки в написании отзыва по произведению, учатся формулировать краткое содержание произведения, тем самым получая навык кратко и ёмко выражать свои мысли.

Без преувеличения скажем, что это очень важное умение для будущих лидеров!

Читайте также: