Система работы в детском саду ртв социосистема сообщение

Обновлено: 31.05.2024

ТРИЗ-педагогика — это педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основана она на теории решения изобретательских задач. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. Все творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений.

Я в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста на начальном этапе знакомлю воспитанников с некоторыми методами и приемами развития у детей творческого воображения. Авторы данной технологии рекомендуют пользоваться универсальными пособиями, которые позволяют детям системно думать, знакомиться со значением признака, классифицировать, обобщать, устанавливать системные связи.

«Если мы рассмотрим что-то,

Это что то для чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то часть чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то из чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то было чем то.

Если мы рассмотрим что-то,

Чем-то будет это что то.

Что-то ты сейчас возьми

Применение данного пособия позволяет воспитателю решать основные задачи сенсорного воспитания детей, речевого и познавательного развития.

Именно таким образом мы вводим детей в работу по технологии ТРИЗ В дальнейшем каждый из этих методов имеет свои усложнения и выводят ребенка на творческий уровень. Благодаря применению методов сильного мышления, 86% детей на конец учебного года достигли среднего и высокого уровня развития.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ — игры для дошкольников

ТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые.

ВложениеРазмер
metody_otsm.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены или фрустрированы. Они хотят научиться лучше общаться со своими детьми, им нужны средства и методики.

За последние годы в нашем дошкольном учреждении увеличилось количество семей группы риска. Сотрудники МДОУ столкнулись с трудностью адаптации детей к условиям детского сада (логопедические группы), трудность в общении между педагогами и родителями, трудности детей группы риска в общении со сверстниками и родителями. Было решено создать социально-психологическую службу. Цель службы – создание условий для оптимального развития и психологического благополучия участников образовательного процесса.

Эффективная работа специалистов с семьёй становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей к детям, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, специалисты используют разные формы взаимодействия с семьёй: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки, приобщают к чтению психологической литературы. Мы предлагаем ещё одну форму работы – совместные игровые занятия детей и их родителей с использованием приёмов и методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Целью нашей работы стало формирование бесконфликтного общения у детей и их родителей.

Нами были выделены следующие задачи:

  • формировать адекватную самооценку и позитивную "я" концепцию у детей;
  • развивать толерантность у родителей;
  • развивать само рефлексию и рефлексию у детей и родителей;
  • снизить тревожность у детей;
  • развивать коммуникативные навыки у детей и родителей.

В состав службы вошли:

  • заведующая (контролирует работу службы);
  • заместитель заведующей по методической работе (координирует работу службы);
  • социальный педагог;
  • педагог психолог;
  • медицинские работники.

Одно из направлений работы службы – это работа с родителями.

Вся работа с семьёй делится на 3 блока: педагогическое просвещение, изучение семейного воспитания, санитарно-просветительская работа.

1. Педагогическое просвещение:

  • общие групповые родительские собрания (в форме КВН, “Счастливый случай”, круглый стол, спрашивайте – отвечаем, деловая игра, “Поле чудес”, “Давайте познакомимся” - для родителей чьи дети поступают в д/с);
  • наглядная агитация (на группах, стенд социального педагога, стенд педагога психолога, визитная карточка детского сада, фото репортаж, выставки совместных работ детей и родителей, газета детского сада);
  • родительские клубы (“В семье растёт малыш”, “Школа талантливых родителей”, “Правовой ликбез”).
  • проектная деятельность – совместная деятельность детей, родителей, педагогов (“Герб семьи”, “Во саду ли в огороде”, “Дерево чувств”, “Музей звуков”, “День тризовца”, “1 апреля – день смеха, розыгрыш”, “Творческая мастерская”, “Вместе веселее”).
  • совместная деятельность родителей, детей, педагогов (день открытых дверей, родительский субботник, совместные праздники, совместная театральная деятельность).

2. Изучение семейного воспитания:

  • работа с родительским комитетом (заседание клуба для родителей, помощь родителей в субботниках, просмотр видео материалов, организация праздников);
  • работа с трудными семьями (посещение, беседы, консультации, консилиумы, диагностика, анкетирование, совместные занятия для детей и родителей.

3. Санитарно-просветительская работа:

  • наглядная (ширмы, сан. бюллетень);
  • практическая (лекции, консультации, встреча с различными специалистами, совместные спортивные праздники).

Подробнее мы хотим остановиться на работе с трудными семьями. Эта работа ведётся совместно социальным педагогом и педагогом психологом. Она делится на несколько блоков:

  • ранняя профилактика неблагоприятных отношений в семье , основой которой является анкетирование родителей и педагогов в начале и конце учебного года, а также диагностика детей. Итоговое анкетирование и диагностирование выявляет положительную динамику.
  • работа по формированию навыков бесконфликтного общения родителей и детей , через совместные занятия родителей и детей, направленные на коррекцию негативных качеств личности и развитие навыка общения.
  • работа по устранению полевой и социальной беспомощности у детей группы риска , через групповые занятия, направленные на развитие социальной компетентности.

Так как МДОУ уже на протяжении многих лет успешно работает по технологии Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения (ОТСМ – ТРИЗ – РТВ), то и мы в своей работе стали использовать некоторые приёмы и методы технологии:

  1. ТПФ (типовые приёмы фантазирования):
  • увеличение – уменьшение;
  • деление – объединение;
  • преобразование признаков времени;
  • окаменение – оживление;
  • наоборот.
  1. Эмпатия.
  2. Ассоциации.
  3. Решение творческих задач (проблемных ситуаций).
  4. Мозговой штурм.
  5. Системный оператор.

1. Подготовительный этап:

  • диагностика детей группы риска (часть диагностик проводит педагог психолог, часть – социальный педагог);
  • анкетирование родителей (педагоги, социальный педагог);
  • родительские встречи (педагог психолог, социальный педагог – совместно);
  • консультирование педагогов (социальный педагог, педагог психолог, учитель логопед);
  • комплектование групп (социальный педагог, педагог психолог – совместно).

2. Основной этап:

  • цикл коррекционных занятий для детей с социальной и полевой беспомощностью (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • цикл совместных занятий родителей и детей (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • проектная деятельность педагогов, родителей, детей (педагоги, родители – совместно );
  • индивидуальные домашние задания (педагоги, родители);
  • наблюдения педагогов за детьми в группе.

3. Заключительный этап:

  • совместный праздник (родители, дети, педагоги, специалисты);
  • повторная диагностика детей (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • повторное анкетирование родителей (педагоги, социальный педагог).

Пример перспективного плана занятий

Занятия 1–2. Тема: “Знакомство” . Цель: создание условий знакомства детей друг с другом и со взрослыми, создание благоприятной атмосферы для общения.

Занятия 3–4. Тема: “Эмоции” . Цель: развитие адекватных форм проявления эмоций, развитие вербальных и не вербальных средств общения.

Занятия 5–6. Тема: “Правила поведения” . Цель: развитие самоконтроля и формирования произвольности поведения.

Занятия 7–8. Тема: “Конфликты” . Цель: формирование позитивных выходов из конфликтных ситуаций, расширение поведенческого репертуара.

Занятия 9–10. Тема “Самооценка” . Цель: формирование адекватной самооценки и позитивной “Я” концепции.

Занятия 11–12. Тема: “Страхи” . Цель: профилактика страхов, снятие тревожности.

Занятие 13. Тема: Праздник “Путешествие в страну Дружилок” .

Цель: создание условий для знакомства детей друг с другом; создание благоприятной атмосферы для общения, частичное устранение защитных барьеров.

Цель: познакомить детей друг с другом, создать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры. Ведущий приветствует детей, собравшихся на занятие, и предлагает всем представиться. Один ребёнок называет своё имя, а все остальные придумывают, как можно ласково назвать. Например: “Меня зовут Юля”. Дети хором – Юленька.

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Дети передают игрушку друг другу и называют любимое занятие. Затем – любимую игрушку, любимое лакомство.

3. “Знакомство” (решение проблемной ситуации)

Цель: расширить поведенческий репертуар детей эффективными способами взаимодействия с людьми.

Ход игры. Ведущий предлагает детям вспомнить, как можно познакомиться с кем-нибудь. Затем взрослый выбирает двух детей и объясняет им задание.

Инструкция: “Двое незнакомых детей гуляют во дворе. Один катает за верёвочку очень красивую машину и занят игрой. Другой стоит в стороне и очень хочет поиграть, поэтому ему нужно подойти и познакомиться с ним:

– Здравствуй!
– Здравствуй!
– Можно с тобой познакомиться?
– Можно.
– Как тебя зовут?
– Вася.
– Очень приятно, а меня зовут Саша”.

После инсценировки проходит обсуждение: “Трудно ли подойти к незнакомому человеку и познакомиться? Почему? Что ты чувствуешь при этом?

Цель: учить детей согласовывать свои движения друг с другом и ритмом текста, развивать слуховое внимание, формировать умение управлять своими движениями; продолжать закреплять умение устанавливать контакт с окружающими.

Ход игры. Начинает игру ведущий. Он подходит к ребёнку, смотрит ему в глаза, называет по имени. Предлагает ему поиграть в игру “Карусель”. Затем ведущий и ребёнок, взявшись за руки, идут приглашать второго ребёнка. Когда все участники соберутся в общую цепочку, она замыкается и образует круг.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут кататься на карусели и предлагает повторять за ним слова и двигаться дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась. Держась за руки, дети вместе с ведущим двигаются по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра.

5. “Волшебная страна” (ассоциации)

Цель: снятие мышечного напряжения; расслабление мышц рук, ног и корпуса.

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было вначале?
  • Что было потом?
  • Что понравилось?
  • Что было трудно?

Цель: развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения.

1. Упражнение “Давайте поздороваемся”

Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход упражнения. Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

2. Беседа “Какие бывают эмоции”.

Цель: уточнить знания детей об эмоциях, расширить представление детей об эмоциях, на основе сравнения.

Ход беседы. Педагог напоминает детям о том, что у любого человека есть чувства. Чувства, которые испытывает человек, выражаются через настроение, а настроение у человека может быть различным.
Взрослый спрашивает у детей, как можно понять, какое у человека настроение? “Чтобы понять, какое у человека настроение, мы можем посмотреть на его лицо, позу. Настроение человека выражается при помощи эмоций”.
Затем детям предлагается посмотреть на доску, на которой есть картинки с детьми, у каждого ребёнка разное настроение. Каждому ребёнку предлагается выбрать одну из картинок, угадать какое настроение на картинке изображено, а затем закончить предложение:

3. Игра “Раз, два, три на карточку смотри”

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния по картинке, развитие произвольности поведения.

Ход игры. Дети стоят в кругу, ведущий раздаёт им карточки с изображением разных эмоций. По команде : “Раз, два, три на карточку смотри” дети смотрят на карточку и делятся на группы по виду эмоций. Затем дети обмениваются карточками и игра повторяется.

4. Этюд “Чунга-чанга” (эмпатия)

Цель: развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать основные эмоции.

Ход этюда. Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители страны, маленькие дети. Они весёлые, как он узнал, что они весёлые? (Ответы детей).
Песня “Чунга-чанга”. Выразительные движения: улыбка, подскоки.

5. Игра “Чудесная поляна”

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Ход игры. Ведущий предлагает детям прилечь и отдохнуть.
Закроем глаза и представим, что мы находимся в чудесном лесу. Вокруг растут высокие стройные деревья. Мы идём по лесу и слышим, как вокруг нас поют птицы. Всюду слышны их голоса. Невдалеке журчит ручей. И вот мы вышли на чудесную поляну, где мягкая трава и много красивых цветов. Кругом порхают разноцветные бабочки, они перелетают с цветка на цветок.
Но вот мы почувствовали, что наши ноги и руки немного устали. Мы не можем двинуться с места, ноги тяжёлые, нас так и тянет к земле. Коленки подгибаются, и мы ложимся на мягкую траву, она тёплая и махровая, укрывает нас, как одеяло. Глаза наши закрываются, и мы отдыхаем. Чувствуем, как солнышко греет нам лицо, шею, руки, ноги. Нам приятно и хорошо.
Вдруг прекрасная бабочка села на руку …(имя ребёнка). Но ….лежит спокойно, не двигает руками, ноги у него расслаблены и отдыхают. Но вот бабочка вспорхнула и перелетела к ….. и села ему на руку (рассказ продолжается до тех пор, пока бабочка путешествует от одного ребёнка к другому). Но вот бабочка вспорхнула и улетела собирать пыльцу. Да и нам пора выходить с чудесной поляны, но мы знаем, что в любое время, когда устанем, мы можем вернуться туда и отдохнуть. А сейчас попрощаемся с бабочкой, поляной, лесом. Глубоко вздохнём, потянемся и откроем глаза.

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было вначале?
  • Что было потом?
  • Что понравилось?
  • Что было трудно?

Цель: развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения.

1. Упражнение “Придумай имя”

Цель: познакомить участников занятия друг с другом, частичное снятие барьеров.

Ход упражнения. Детям предлагается придумать себе имя. Это может быть его имя или имя сказочного персонажа, или совершенно новое имя. Каждое имя записывается на бейджик. Участникам предлагается на протяжении занятия использовать только эти имена.

2. Игра “Давай здороваться”.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Ход игры. Участники игры передвигаются по залу под музыку в хаотичном порядке. По сигналу ведущего (остановка музыки) участники разбиваются по парам и здороваются друг с другом так, как скажет ведущий (за руки, носами, плечами, спинами щёчками).

3. Игра “Испуганный и радостный мальчик” (решение проблемных ситуаций, МШ)

Цель: учить различать эмоциональное состояние по выражению лица.

Ход игры. Детям выдаются картинки с детьми, у детей разные эмоции. Предлагается догадаться, о чём думает этот ребёнок и почему. При затруднениях все дети помогают, предлагая свои варианты.

4. Игра “Времена года” (эмпатия)

Цель: развивать способность понимания эмоционального состояния человека.

Ход игры. Дети выбирают любимое время года и рассказывают, почему оно им нравится, и какое настроение оно может вызывать у других людей, почему?

5. Игра “Злые и добрые кошки”

Цель: снятие мышечных зажимов, агрессии.

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре которого лежит обруч, это волшебный круг, который будет совершать превращения. Ребёнок входит внутрь круга и по сигналу ведущего превращается в злую кошку, шипит, кричит, машет руками, прыгает, но при этом из круга не выходит. Дети, стоящие вокруг, хором повторяют вслед за ведущим “сильней”, и ребёнок, изображающий злую кошку, делает всё более злые движения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Сальникова Ольга Михайловна Использование методики ТРИЗ-РТВ восп.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Воспитатель: Сальникова Ольга Михайловна Использование методики ТРИЗ-РТВ восп.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. РТВ – развитие творческого вооб.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. РТВ – развитие творческого воображения. Курс РТВ – составная часть ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателе.

(теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. МЕТОДИКА ТРИЗ


Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышлен.

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне, развитие речи, развитие творческого воображения

1. Увеличение – уменьшение. 2. Изменение законов природы. 3. Фантастические.

1. Увеличение – уменьшение. 2. Изменение законов природы. 3. Фантастические изменения человека и человечества: а) добавление одного или нескольких новых качеств или свойств одному человеку или многим людям; б) исключение некоторых качеств человека; в) превращение человека в любой объект; г) превращение любого объекта в человека (антропоморфизм); 4. Превращение объектов неживой природы в живых существ. 5. Изменение привычных отношение, функций и связей между объектами. 6. Название картин. 7. Фантастическое сложение. 8. Фантастическое дробление. 9. Приемы фантазирования, связанные с изменением времени: а) прием ускорение – замедление; б) время течет неравномерно, то быстро, то медленно; в) машина времени; г) хроноклазм. 10. Свободное фантазирование: 1) придумай фантастическое растение; 2) придумай фантастическое сооружение; 3) придумай новую игру; 4) придумай новый вид транспорта; 5) придумай новый праздник. Тему и способ проведения праздника; 6) придумай драматические пьесы (в лицах) на следующие cюжеты. 11. Волшебное выполнение желаний и материализации мыслей. 12. Красивые древние фантазии. Приемы развития творческого воображения.

Метод мозгового штурма. Метод каталога. Метод фокальных объектов. Метод «Сист.

1. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых.

Сказка - это поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, обычно.

- Хорошо бы сказку начать с невероятного происшествия. Сюжет сказки должен уч.

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

ТРИЗ-РТВ-технология раннего развития

ТРИЗ-РТВ или теория решения изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на развитие творческого воображения, которая получает все большее распространение в современном мире. Цель методики указана в самом названии – она призвана развивать гибкость и подвижность ума, творческое начало, а вместе с тем и умение систематизировать полученные знания.

Примечательно, что в первоначальном варианте ТРИЗ предназначалась для специалистов, которым нужно было повысить эффективность решения технических проблем или изобретательских задач. Данная методика позволяла изобретателям усовершенствовать свои навыки и максимально быстро находить решения. Но со временем стало очевидно, что явные преимущества ТРИЗ-РТВ позволяют применять эту методику и для обучения детей дошкольного возраста.

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

ТРИЗ-РТВ – это система увлекательных занятий и коллективных игр, которые не изменяют основную программу обучения, а дополняют ее и позволяют сделать максимально эффективной.


Несколько слов об авторе методики

ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.

Генрих Саулович называл ТРИЗ управляемым процессом создания нового, который соединяет в себе интуицию, логику и точный расчет.

Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.

В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.

В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.

В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.

Особенности методики

ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно. Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме.

Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:

  • творческого мышления;
  • воображения;
  • связной речи;
  • социального взаимодействия.

Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.

Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.

Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.

Кстати, при использовании ТРИЗ очень часто используется НФЛ (научно-фантастическая литература), которую можно рассматривать как бесконечный источник задач для развития воображения. НФЛ также делает мышление человека гибче и готовит его ум к восприятию диких на первый взгляд идей, без которых невозможен научно-технический прогресс.


Как проходят занятия

ТРИЗ-интрументарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе ребенка учат видеть в окружающем мире противоречия и, напротив, находить общее в непохожих на первый взгляд вещах.
  • Второй этап направлен на развитие фантазии и изобретательности.
  • В основе третьего этапа лежит разрешение сказочных задач и сочинение рассказов с применением приемов ТРИЗ.
  • Четвертый этап – практическое применение полученных навыков.

Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.

Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.

Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться. Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.

Недостатки методики

Главным недостатком ТРИЗ-РТВ методики в обучении детей является то, что она недостаточно разработана. Хотя сегодня существует даже Мировая Ассоциация ТРИЗ, полное содержание программы обучения, его формы и методы, пока не проработаны на должном уровне. Поэтому педагогам, чаще всего, приходится самостоятельно изучать особенности методики ТРИЗ-РТВ и подбирать наиболее подходящую программу занятий.

Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.

Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.


Цель: развитие основ системного мышления и логического анализа деятельности, развитие умений видеть хорошие и плохие (полезные и вредные) свойства предметов, явлений, их взаимосвязь, поступки и действия человека; воспитание культуры познания .

Цель: развитие умений вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного и природного мира; активного словаря детей, логического мышления.

Цель: развитие умений подбирать объекты по одному определенному признаку, речи, активного словаря, памяти, творческого мышления; воспитание культуры познания.

Пособие кольца Луллия: уточняет представления в различных предметных областях, развивает вариативность воображаемых


Целью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в дошкольном возрасте:

  1. развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность;
  2. с другой стороны – развитие поисковой активности, стремления к новизне;
  3. развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

Принципы подбора игр, задач и упражнений для ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии:

-ТЕРМИНЫ, МЕТОДЫ и ПОСОБИЯ:

любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.

цель, обычное назначение объекта.

всякое точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс и направленный на получение полностью определенного этими исходными данными результата.

Изобретательская задача -

сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречие, лежащее в глубине задачи, т.е. найти первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину.

Противоречие-

предъявляемое к одному объекту противоположных требований.

Морфологический анализ

приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части.

Системный оператор

метод систематизации представлений, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признаку объектов.

Метод фокальных объектов

прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов.

Типовые приемы фантазирования

метод освоения детьми приёмами преобразования признаков объекта для развития воображения и решения проблем.

Метод маленьких человечков

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твёрдое – жидкое -газообразное).

приём фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается с помощью плана (этажей).

Читайте также: