Сообщение по истории на тему екатерина 2 и петр 1 продолжение традиций и новаторство

Обновлено: 04.07.2024

Неоднократно Екатерина провозглашала себя продолжательницей дела Петра, мечтала быть равной ему, царю, кардинальным образом преобразовавшему весь общественно-экономический уклад страны, встречавшемуся с выдающимися деятелями своей эпохи (состоял в переписке с Лейбницем).

Екатерина пригласила в Россию знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фальконе и сама вникала во все подробности многолетнего труда Фальконе над статуей Петра.

Она давала множество дельных замечаний об общей композиции статуи, о костюме и позе всадника, об аллегорической змее, о коне и пр.

Переписка Екатерины, в отличие от Петра, писавшего почти без исключения краткие записки, приказы, распоряжения, могла бы составить бы целую библиотеку.

Главным занятием ее, кроме политики, была литература. Она состояла в личной переписке с Вольтером, Дидро, Гриммом, Фальконе и мн. др.,- а также с королями и принцами. Довольно часто ей приходилось с пером в руках защищать образ действий русского правительства, отстаивать интересы своей империи.

Она сочиняла дипломатические ноты, манифесты,драматические произведения, повести, сказки; составляла учебники для своих внуков; сочиняла правила по вопросам педагогики; редактировала мемуары. Особенно видное место среди сочинений занимают ее драматические труды. Назовем оперу "Горе-богатырь и пьесу "Рюрик". Некоторые из трудов Екатерины ставились на сценах больших театров.

"Рабочая сила императрицы выходила далеко за пределы обыкновенного,- пишет
А.Г. Брикнер.- Она вполне обладала искусством употреблять время. Вставая рано утром в 5 часов, она около двух часов занималась чтением, писала, и пр. Затем начинались занятия государственными делами, слушание докладов, совещания с сановниками. После обеда императрица приказывала читать вслух, а сама обычно занималась рукоделием. Затем опять следовали занятия текущими государственными делами. По вечерам происходили игры в карты, драматические представления и пр."

Все современники-иностранцы, посещавшие русский двор в царствование Екатерины, восхищались прелестью общества, которое собирала около себя императрица и которое она умела оживить остроумной беседой, устройством различных праздников.

Разница между грубыми шутками и потехами Петра Великого и изысканными беседами и вечерами в Эрмитаже при Екатерине Второй очевидна. Попойки, скоморохи, шумные увеселения исчезли. Вместо этого на сцене театра в Эрмитаже ставились оперы или драмы.

Под страхом строгого наказания представители лучшего общества при Петре должны были посещать устраиваемые царем ассамблеи, при Екатерине - предоставлено воле и желанию каждого являться или нет, участвовать или не участвовать в увеселениях или представлениях.

Впоследствии правление Екатерины Второй назовут "золотым веком" Российского государства. Именно ей удалось совершить огромный прорыв как на внешнеполитической арене, так и в общественном и государственном устройстве.
Царствование Екатерины Второй сопоставят с правлением Петра Первого. И оба монарха будут удостоены титула (неофициального) "Великие".

Репродукция: В.Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом

1.А.Г.Брикнер История Екатерины Второй. АСТ. Астрель.2005.
2. Цивилизации.Универсальная энциклопедия для юношества.Сост Ф.М. Цирюльников М.: Издательский дом "Современная педагогика , 2000.
3. Периодическая пресса.

Iтогом ее царствования стали присоединение Крыма и Польши и превращение России в мировую державу. Екатеринское время дало таких ярких личностей, как полководцы Григорий Пoтемкин и Александр Суворов, дипломаты Никита Панин и Александр Безбородко, глава двух академий Екатерина Дашкова, ученый Михаил Ломоносов, мыслитель Александр РАДИЩЕВ, просветитель Николай НОВИКОВ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Разные историки по-разному оценивают время правления Петра I и Екатерины II. И это не случайно. Вклад этих величайших монархов в русскую историю весьма противоречив. Например, разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России.

Работа состоит из 1 файл

доклад Екатерина 2 и петр 1.doc

Разные историки по-разному оценивают время правления Петра I и Екатерины II. И это не случайно. Вклад этих величайших монархов в русскую историю весьма противоречив. Например, разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России. Рассуждение и осмысление петровских преобразований неизбежно приводит любого исследователя к тому, чтобы прояснить их взаимосвязь с темпами социально-исторического развития России, характером и формами ее государственной власти, их влиянием на организацию социальной и культурной жизни. Другими словами, обсуждение государственных и политических преобразований Петра I открывает возможности для истолкования исторического прошлого России в контексте определения и конкретизации представлений о социальной сущности русского народа и культурных формах его существования и развития.

Необходимо отметить и то, что время Екатерины II отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица. Это время падения нравов, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Что касается политического развития страны, необходимо отметить, что завершается оформление абсолютной монархии, а законодательная, исполнительная и судебная власти сосредотачиваются в руках самодержца, получившего в 1721г титул императора. Создаётся новая система государственной власти, в которую вместо упразднённых приказов и Боярской Думы вошёл Сенат как высший законосовещательный орган. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной, но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 – 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.

В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

В сложную и запутанную систему местных учреждений влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась. Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги взамен старого служебно-родового механизма нашло отражение в знаменитой петровской "Табели о рангах" 1722 г. Новый закон разделил "государеву" службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников. Также необходимо отметить появление прокуратуры, нацеленной на контроль над деятельностью разветвлённого бюрократического аппарата.

Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобразования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного флота.

Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма).

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

“1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами, однако с именем Екатерины II связывают вторую за 18 век попытку модернизации. Важнейшим направлением деятельности стало укрепление самодержавия через совершенствование управления и законодательства. Для создания нового кодекса законов была созвана позже распущенная Уложенная Комиссия, также был реформирован Сенат, сделан шаг в реализации принципа разделения властей: впервые судебная власть была отделена от исполнительной. Общегосударственная система административного управления была распространена на ряд окраинных территорий, ликвидирована Запорожская Сечь.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Но была у реформ и обратная сторона – Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.

Петровские преобразования в социальной сфере затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Формируется единое сословие – дворянство, происходит и жестокое усиление крепостного гнёта, однако существовало относительное равновесие в положении сословий. Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного реформирования: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.

Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.

Екатерина II после вступления на престол мечтала о больших внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при дворе, но результаты её деятельности были такими, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и русского правительства. Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался за много лет до неё. Равновесие в положении сословий, существовавшее при Петре Великом, окончательно разрушилось при Екатерине. Дворянство стало не только привилегированным классом, который имел правильную внутреннюю организацию, но и господствующим в уездах (в качестве землевладельцев) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке стал одной из причин расцвета крепостного права. Время Екатерины II стало временем полного и наибольшего развития крепостного права. Екатерина во внутренней политике действовала согласно традициям, завещанным ей от ближайших её предшественников, и довела до конца их начинания.

Общей чертой социальной политики Петра I и Екатерины I является активное развитие науки, образования, повышение культурного уровня значительной части общества в целом. Появляются первый музей, Академия Наук, Смольный институт, Академия художеств, новое летоисчисление, униформа и др. Однако по-прежнему реформы проводились на изжившей себя самодержавно-крепостнической основе, сохранялась абсолютная монархия при отсутствии прав и свободу подавляющего числа населения.

Я хотела бы заметить, что реформы в России предпринимались неоднократно, но не все попытки увенчались успехом. Главная причина этого, на мой взгляд, состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения. Может быть, для стран Запада этот механизм был бы приемлем, но правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть. А для того чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения – именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Я не могу это удалить поэтому придётся это написать

+

Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. у каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. в то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было сложно. поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым. в то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода. когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. такие рассказы воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом. я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника

Другие вопросы по Истории

Категория

Сколько лет продолжались в риме гражданские войны? чтобы правильно ответить на вопрос,вспомните,что началом гражданских войн можно считать убийство тиберия гракха,а концом - приход.

Категория

1. перед вами изображен арабески. укажите, к какой культуре она относится. 1) к культуре эпохи меровингов 2) к культуре стран халифата 3) к римской культуре 4) к культуре киевской.

Задачи, стоявшие перед Петром и Екатериной

Задачи, которые стояли перед Россией

Вывод страны из числа отсталых государств, развитие экономики, устранений последствий Смуты и разрухи.

Приобретение новых территорий, получение выхода к морям.

Укрепление единства страны путем усиления самодержавия.

  1. Укрепление внутреннего порядка в государстве.
  2. Усиление мощи и силы Российской империи.
  3. Борьба с истощением экономики.
  4. Просвещение русского народа

(Задачи сформулировала сама Екатерина после вступления на престол).

Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх.

Сравнительная характеристика реформ Петра и Екатерины

Преобразования органов верховной власти

Прекращение деятельности Боярской Думы как отжившего свой век органа управления. Создание Сената. Его функции: законодательные, административные. судебные. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор. Постоянный состав членов, иерархичность – создание бюрократического аппарата.

Преобразование Сената. Деление его на 6 департаментов, каждый из которых ведал определенной областью государственных дел: медициной, транспортом, судом и т.д. Потеря Сенатом законодательной инициативы и превращение его в орган контроля. Законодательная инициатива – целиком в ведении Екатерины и ее кабинета.

Территориальное деление государства

Губернии (8, а впоследствии – 10) и провинции, низшая единица – уезд. Во главе каждой провинции стоял воевода. Единая цепочка власти.

Реформа городов: введение по западному образцу гильдий, цехов и магистратов. Упорядочение отнесения населения к какой-либо группе, чему способствовало и введение паспортной системы.

Создание двухзвенной системы: наместничество, уезд. Переименование крупных сел в города. Глава нескольких наместничеств – один генерал-губернатор (усиление централизации власти).

Города теперь управляются городничими, имеющими все полномочия. Дарование особых выгод городам.

Поощрение частного предпринимательства. Привилегии на поиск полезных ископаемых. Льготы промышленникам. Послабления для внешней торговли.

Экстенсивное развитие экономики – расширение пахотных площадей, увеличение количества мануфактур. Появление первых кредитных учреждений (банка и ссудной кассы). Увеличение сбыта – но предметами сбыта были главным образом сырье и полуфабрикаты. Появление бумажных ассигнаций.

Скептическое отношение Екатерины к механизации производства на западе.

Закрепление льгот за дворянами. Дарование им особых вольностей вне зависимости от личных заслуг. Дворянство становится опорой трона.

Слияние холопов и крепостных в одно сословие. Введение подушной подати – прикрепление плательщика подати к тяглу.

Ухудшение положения крепостных крестьян и фактически полное превращение их в рабов.

Духовенство, религиозная политика

Уничтожение автономии церкви.

Окончательное подчинение церкви государству. Секуляризация церковных земель.

Свобода вероисповедания для подданных.

Образование, медицина, развитие наук

Открытие школ и установление обязанности для дворян получать образование. Появление системы профессионального образования. Навигацкая, приказная, цифирные школы. Создание Академии наук. Привлечение иностранных специалистов и преподавателей.

Активное открытие повсеместно школ и училищ. Прорыв в отношении женского образования: открытие Смольного института благородных девиц. Основание Российской Академии. Дальнейшее развитие Академии наук.

Петр и Екатерина: итоги царствований

И Петр, и Екатерина в своих реформах преследовали общую цель: усиление мощи России. Но если Петр Великий был настоящим новатором, который сумел буквально рывком вытащить Российскую империю из отсталости и косности, уничтожить последствия разрухи и слабости центральной власти, то Екатерина главным образом просто продолжала его политику. При внимательном изучении можно наблюдать укрепление в ее царствование тенденций, зародившихся при Петре: увеличение привилегий дворянства, полное закабаление крестьян, подчинение церкви государству, развитие внешней торговли.

С целью решения многих задач, стоявших перед страной, оба правителя привлекали иностранцев, создавая для них благоприятные условия. По большей части можно утверждать, что Петр своих целей добился. В период правления Екатерины развитие государства шло более медленными темпами, и немалую роль в этом сыграла система фаворитизма, стоившая казне крупных сумм денег: так, современники подсчитали, что на подарки фаворитам было истрачена сумма, в несколько раз превышавшая годовые расходы страны. Кроме того, если Петр добивался введения всех своих реформ в жизнь, то при Екатерине многие воплощались лишь формально, и она этим удовлетворялась.

Читайте также: