Сообщение из опыта работы воспитателя на тему нетрадиционные техники рисования

Обновлено: 06.05.2024

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.

Результатами работы должны стать:

- Активность и самостоятельность детей в рисовании

- Умение находить новые способы для художественного изображения

- Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Целью моей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:

1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник

2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения

3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности

4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Свою работу я строила с соблюдением следующих дидактических принципов:

• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.

• Принцип гуманистичности предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.

• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

• Принцип поэтапности. Приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.

• Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.

• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.

Методы и приемы обучения

В своей работе я использовала различные методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;

- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

- метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);

- информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);

- эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;

- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;

В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает ребенку уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Организация развивающей предметно – пространственной среды

В своей работе я использовала:

- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники.

- коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.

- для самостоятельной деятельности я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание я уделяю обсуждению детских работ, обязательно ввожу в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Развивая интерес к деятельности, я стараюсь предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. В данном случае я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Конспекты разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:

- создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

- изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);

- доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); - рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Несомненно, в процессе занятий главную роль отвожу игре и созданию атмосферу увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов.

Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, рефлексию, сказкотерапию.

Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

С детьми младшего возраста использовала техники:

- рисование жесткой полусухой кистью,

- рисование манкой и др. крупами.

С детьми среднего возраста:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- восковые мелки + акварель,

- рисунки из ладошки,

В старшем дошкольном возрасте дети осваивали более трудные методы и техники:

- рисование песком, солью,

- кляксография с трубочкой,

- витражными красками на пленке, на стекле,

- использование смешанных техник.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых я рассказываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляю им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где я знакомлю родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и где они, принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.

Родители воспитанников заинтересовались моей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.

Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Это несомненно, является также отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.

Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности. Активно участвуют с детьми в различных дистанционных конкурсах, фотографируют и отправляют работы. Ждут с нетерпением оценки своего труда и труда своих ребятишек. С радостью приносят дипломы, грамоты и сертификаты.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а также способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Мой опыт работы показал, что знакомство с нетрадиционными техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.

8. Зимина М. « Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Развитие творческих способностей дошкольников

через нетрадиционные техники рисования

Выполнила воспитатель Царицына Е.С.

«И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. В.Берестов

«И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

В. С. Сухомлинский

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗО АППЛИКАЦИЯ Оригами Квилинг Обрывная аппликация Мозайка Коллаж Ткань, салфетки Вата, пух, нитки Крупа, яичная скорлупа Соль, песок Природный и бросовый материал ЛЕПКА Пластилинография Мозайка С природным материалом Тестопластика

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗО

Крупа, яичная скорлупа

Природный и бросовый материал

С природным материалом

Нетрадиционные способы изображения в рисовании

Нетрадиционные способы изображения в рисовании

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
  • Обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля, внимания и усидчивости.

Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.

Читайте также: