Сообщение об ударении в словах

Обновлено: 05.07.2024

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

ВложениеРазмер
gotovo.docx 564.58 КБ
gotovo_buklet.docx 672.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Значение ударения в русском языке

Коваленко Галина Юрьевна,

учитель начальных классов

1 Роль ударения

2 Разноместность ударения

3 Особенности ударения

4 Советы для запоминания ударений

5 Практическая часть

6 Проведенная работа

Русский язык, по признанию отечественных и зарубежных лингвистов, является одним из самых сложных в мире. Поэтому, неудивительно, что многие люди, ориентируясь на интуицию, допускают так много ошибок в постановке ударения в словах.

Но каждому необходимо уметь правильно ставить ударение в словах, ведь это говорит о грамотности человека, о том, насколько хорошо он владеет культурой речи, а это имеет не меньшее значение, чем верное написание слов. Неправильное произношение может отвлекать от содержания разговора, тем самым затрудняя процесс общения. Это очень важно в современное время, когда публичные выступления на публике по телевидению, радио, на конференциях стали основным средством общения между миллионами людей. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель: изучение роли ударения в жизни человека и формирование потребности в правильности произношения слов.

1. Обозначить роль ударения.

2. Изучить, в каких частях слова может ставиться ударение.

3. Разобраться с особенностями ударения.

4. Выяснить, насколько правильно обучающиеся нашей школы расставляют ударения в словах.

Работа включает 3 таблицы, 6 рисунков и 1 приложение.

Объект исследования: ударение в словах.

  1. Изучение и анализ литературы, интернет источников;
  2. Сравнение информации различных источников;
  3. Анализ изучаемого материала;
  4. Социологический опрос.
  1. Получить знания, умения и навыки в самостоятельном исследовании и нахождении необходимой информации;
  2. Расширить знания о правильной постановке ударения в словах, причинах неправильной постановки ударений;
  3. Привлечь внимание сверстников к данной проблеме.

1 Роль ударения

В каждом языке в словах есть слоги ударные и безударные. Поэтому ударение необходимо везде, так как оно служит для передачи лексического значения слова, а также показывает культуру речи.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Если вообразить, что мы читаем текст без ударения, то станет очевидно, что многие из слов станут непонятными. К примеру, без опоры на контекст, будет непонятно, что имеется в виду в следующих словах: замок, белки, полки (за́мок-замо́к, бе́лки-белки́, по́лки-полки́).

Также немаловажно правильно ставить ударения, чтобы показать культуру речи (то́рты, краси́вее, звони́т).

В изучении языка есть раздел, называемый акцентологией , который изучает функции и особенности постановки ударения.

2 Разноместность ударения

В русском языке ударение не фиксировано, то есть оно разноместно. Это значит, что ударение не прикреплено к какому-либо определенному слогу (то есть к первому, или последнему), или же к части слова (к окончанию или корню). Поэтому оно может падать на любой слог и на различные части. Например, бу́лочка – ударение на первый слог в корне, пиани́ст – ударение на третий слог в суффиксе, стопа́ – ударение на второй слог в окончании.

Но так бывает не во всех языках. В некоторых оно фиксировано, и падает на начальный слог. Это чешский, эстонский, латышский и финский языки. В других на предпоследний слог – в грузинском и польском. Есть и языки, где ударение всегда ставится на последний слог, например, во французском.

Так для чего же в русском языке нужно разноместное ударение?

Оно используется для различения слов. Есть слова, одинаковые по составу фонем, но отличные по смыслу. Например, следующие слова: а́тлас-атла́с, ве́сти – вести́, до́рог – доро́г, жа́ркое – жарко́е, за́води – заводи́, здо́рово – здоро́во, и́рис – ири́с, му́ка – мука́, па́ром – паро́м, по́том – пото́м, со́рок – соро́к, у́же – уже́, хло́пок – хлопо́к, це́лую – целу́ю.

В определенных случаях разное ударение не создает новое значение, добавляя стилистическую окраску или же особый оттенок значения слова. Например, слова молоде́ц, деви́ца, шё́лковый при переносе ударения (мо́лодец, де́вица, шелко́вый) приобретают своеобразный народно-поэтический колорит.

А слова и́збранный, лю́бящий, на́чатый, которые в современном языке произносятся с ударением на первый слог, при переносе на второй слог приобретают книжную окраску: избра́нный, любя́щий, нача́тый.

3 Особенности ударения

В различных словах ударение может быть подвижным и неподвижным.

Неподвижное ударение – это когда в различных формах ударение падает на одну и ту же часть слова. Например: това́рищ, това́рищем, това́рищи, това́рищей, това́рищеский и т.д.; ви́дишь, ви́дят, ви́дим, ви́дел, ви́девший и т.д.

Подвижное ударение – это ударение, меняющее свое место при изменении формы слова. Это такие слова как па́рус – паруса́, о́стров – острова́, о́блако – облака́ и многие другие.

В современном русском языке в большинстве печатных текстов отсутствует буква Ё, которая всегда обозначает ударный гласный звук. Поэтому и появляются ошибки при чтении некоторых слов. Это такие слова как свё́кла (неправ. свекла́), новорождё́нный (неправ. новоро́жденный), заворожё́нный (неправ. заворо́женный).

Буква Ё словно магнит притягивает к себе ударение. Но знали ли вы, что существует исключение из этого правила? Слово кённигсбе́ргский.

А ведь есть и совсем неожиданные слова, где Ё поможет с правильной постановкой ударения. Например, в слове берёста, которое происходит от однокоренного берёза. В разговорной речи широко распространено произношение с ударением на последнем слоге (береста́), но по нормам говорить все же следует берёста, в то время как береста́ – это лишь допустимый вариант разговорной речи.

Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод, что ударение в русском языке представляет большую сложность, но вместе с тем имеет огромное значение. Оно помогает отличать слова друг от друга, а также различать грамматические формы. Без знания ударения у говорящих могут возникнуть проблемы с пониманием при разговоре с другими людьми, так как неправильное ударение может привести к искажению смысла.

4 Советы для запоминания ударений

Мы подобрали советы, которые могу помочь при запоминании правильной постановки ударения.

2. Придумывайте рифмы к изучаемым словам, особенно к тем, в которых вы путаетесь.

То́рты – натюрморты, стёрты.

Кре́мы – схемы, хризантемы.

3. Также в интернете можно найти много стишков-запоминалок, которые можно выучить и больше не путаться в произношении.

Мама сына балова́ла,

Вместо супа торт давала.

Нет, вы только посмотрите:

На стене опять граффи́ти.

Чтобы вдруг не вышел спор,

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

И многие другие.

4. И последний совет. Подружитесь со справочниками. И в любой спорной ситуации обращайтесь к ним. Либо к книжным орфоэпическим словарям, либо к электронным справочникам.

5 Практическая часть

Мы решили провести исследование среди учащихся нашей школы: 2, 3 и 4 классов. В нашей повседневной жизни, в общении со сверстниками, родителями и другими взрослыми мы очень часто слышим неправильное произношение слов. Хотелось бы узнать, насколько грамотными являются обучающиеся нашей школы.

Опрашиваемым были даны карточки, в одной части которых были вопросы, на которые требовалось дать ответ, а в другой необходимо было правильно расставить ударения в словах.

1. Играет ли роль ударение в словах?

2. Для чего нужно ставить ударение?

а) Чтобы правильно произносить слова

б) Чтобы правильно говорить

в) Чтобы слово правильно звучало

г) Для красоты слова и понятия

3. Зависит ли смысл слова от его ударения?

4. В каком словаре можно посмотреть правильную постановку ударения в слове?

а) В орфографическом

б) В словаре словарных слов

в) В толковом словаре

г) В словаре ударений

д) В орфоэпическом словаре

5. Всегда ли правильно ставите ударение в словах?

6. Расставьте правильно ударения в следующих словах:

Баловать, водопровод, договор, жалюзи, завидно, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мастерски, позвонишь, свекла, торты, туфля, феномен, щавель, банты, по средам, искра, компас, кухонный, сливовый, кашлянуть, отдала, граффити, зевота, обнял.

В опросе приняли участие 35 человек. На поставленные вопросы ответы были такие.

1. Ударение слова, речевого такта, фразы

Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу выска­зывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объ­единён в произношении особой интона­цией, указывающей на его относитель­ную смысловую самостоятельность, и от­делён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою оче­редь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представля­ют собой непрерывные ряды звуков и от­деляются друг от друга краткими пауза­ми (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).

Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.

Так как существующие в современ­ном русском языке звуковые законо­мерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятель­ного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а послед­ние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.

Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинако­вы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или други­ми фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.

В речевом такте может быть несколько слов, следовательно, и несколько ударе­ний. Однако эти ударения не одинаковы: одно из них, падающее на слово, более важное в смысловом отношении, бывает более сильным, выделяющимся по срав­нению с другими, более слабыми. Это – ударение речевого такта, или тактовое ударение , в противоположность остальным – ударениям слова, или сло­весным ударениям . Таким образом, одно из словесных ударений в то же время является ударением тактовым.

Речевые такты, входящие в состав целого высказывания, также неодинако­вы по своим тактовым ударениям: одно из них бывает более сильным, выделяю­щимся по сравнению с другими; оно приходится на тот речевой такт, который представляется более важным в смысло­вом отношении. Это – ударение выска­зывания, фразы, или, иначе, фразовое ударение . Таким образом, одно из тактовых ударений в то же время являет­ся ударением фразовым. Тактовое и фра­зовое ударение обычно называют логи­ческим ударением .

Уже из изложенного видно, что развёр­нутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – глав­ных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.

2. Ударение как признак слова

Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.

3. Ударение слова и его физические свойства

Выделение ударяемого слога обычно производится усилением экспирации (вы­дыхания) и изменением тона, т. е. музыкальной стороны, высоты. Обычно оба эти момента действуют совместно. Но в одних языках ударяемый слог выделяет­ся главным образом экспираторной сто­роной слога (изменением силы выдыха­ния), в других – его музыкальной сторо­ной (изменением высоты тона). В соот­ветствии с этим различают ударение экспираторное и музыкальное . В русском языке, так же как и во мно­гих других славянских (украинском, белорусском, польском, чешском, бол­гарском), а также немецком, француз­ском, из древних языков – в латинском ударение экспираторное. Напротив, в сербо-хорватском и словинском языках, а также древнегреческом и санскрите (древнеиндийском) ударение музыкаль­ное.

Таким образом, в русском языке вы­деление ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых свя­зок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С аку­стической стороны это производит впе­чатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Уда­ренный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образова­нию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.

4. Долгота и краткость гласных

В разных языках существует различ­ная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В од­них языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зави­сит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длитель­ности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фоне­тически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – до­рога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безудар­ном слоге и drahá – дорогая – произно­сится c а кратким под ударени­ем и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и дол­гим под ударением и и кратким в без­ударном слоге) и bytí – бытие (произно­сится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Разли­чие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или крат­костью гласных.

В других языках, как уже было сказа­но, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков рус­ский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительно­стью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонети­ческим положением: попадая в положе­ние под ударением, гласный произносит­ся с большей длительностью, чем в без­ударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долго­те и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длитель­ные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длитель­ных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для разли­чения смысла. Категория долгих и крат­ких гласных в нём отсутствует.

5. Музыкальная сторона ударения

Различия в музыкальной стороне уда­рения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фо­нетических условий и служат для разли­чения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.

Поясним эти два типа ударения на примерах. В сербо-хорватском языке сло­ва, одинаковые по составу своих фонем, могут различаться по своему значению в зависимости от тона ударенного глас­ного, так как последний может произ­носиться различно в отношении своей музыкальной стороны. Так, например, словт носу, граду, произносимые с нисхо­дящим ударением, т. е. с понижающимся тоном , обозначают дательный падеж от слов нос, град, а созвуч­ные с ними формы носу, граду с восхо­дящим ударением, т. е. повышающимся тоном, обозначают местный падеж от тех же слов. Ничего похожего не может быть в русском языке, потому что музыкальная сторона ударения в нём несамостоятельна, а именно: обусловлена закрытостью или открытостью слога: в закрытых слогах ударение обычно име­ет нисходящий тон (нос, год), в откры­тых – восходящий (носа, года); в одном и том же слоге ударенный гласный не может произноситься как с восходящим, так и с нисходящим тоном. Другими словами, музыкальные различия ударен­ного гласного в русском языке несамо­стоятельны, обусловлены характером слога. Поэтому они несущественны для русского языка и не могут быть исполь­зованы для различения значений. Этим объясняется то, что музыкальная сторона ударения обычно не воспринимается говорящими на русском языке, и надо иметь очень тонкий слух, чтобы её за­метить.

Ударение, в котором различия его музыкальной стороны самостоятельны и могут сами по себе различать значе­ния, можно назвать политониче­ским , в отличие от монотоническо­го , т. е. ударения, в котором различия его музыкальной стороны несамостоя­тельны и потому не используются для различения значений. В русском языке ударение монотоническое, в отличие, например, от сербо-хорватского языка, имеющего политоническое ударение. При политоническом ударении разли­чается несколько разных по тональной стороне видов ударения (например, вос­ходящее, нисходящее, ровное, высокое, низкое и т. д.). Монотоническое ударе­ние подобных видов не знает.

6. Разноместность ударения

В русском языке ударение разноместное, т. е. место его не фиксировано: ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова (напри­мер, первому, последнему, предпослед­нему) или к определённой части слова (например, к основе или окончанию) и может падать на любой слог слова и на разные его части. Это видно из таких, например, слов, как: ст о лик, д е вочка, в ы вел, хол о дный, берёза, спал а , рук а ми, розов а тый, молок о , привел а , передав а ла, сторожев о е, профессор а , учите­л я ми; перепродав а ли, перенумеров а ли – где ударение падает на разные слоги слова и на разные его части (на корень, суффикс, приставку и окончание).

В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксиро­вано, и ударение прикреплено к опреде­лённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, фин­ском языках оно всегда падает на началь­ный слог слова, в польском и грузин­ском – на предпоследний слог, в армян­ском и французском – на последний слог и т. д.

Разноместность ударения используется в русском языке для различения слов. Достаточно различия в месте ударения, чтобы слова, одинаковые по составу своих фонем, различались по смыслу. Ср. з а мок и зам о к, пр о пасть и проп а сть, звон о к и зв о нок, хл о пок и хлоп о к, под а ть и п о дать, орг а н и о рган, атл а с и а тлас, позд­н е е и п о зднее, с и нее и син е е, пар и т и п а рит, пахнёт и п а хнет, М а шина и маш и на, п и ли и пил и (пов. накл.), м е ли (сущ.) и мел и (пов. накл.), пр я ди и пряд и , п а ли (пр. вр.) и пал и (пов. накл.), в и на (им. пад. мн. ч.) и вин а (им. пад. ед. ч.), стёкла (им. пад. мн. ч.) и стекл а (пр. вр.), п и ща и пищ а (деепр.), с у шу (вин. пад.) и суш у , т у шу и туш у , ст у жу и стуж у , н о шу и нош у , п и щу и пищ у , л о влю и ловл ю , пл а чу (от плакать) и плач у (от платить), р о ясь (от рыться) и ро я сь (от роиться), кр о ю (от крыть) и кро ю (oт кроить), м о ю и мо ю (местоим.), п а рами и пар а ми, п о том и пот о м, зн а ком и знак о м, у же и уж е , св о йство и свойств о , с а мого и самог о 2 .

Естественно, что в языках с постоян­ным местом ударения последнее не мо­жет быть средством различения слов.

В некоторых случаях разноместность ударения, не создавая совсем нового значения, придаёт слову особую стилисти­ческую окраску или особый оттенок значения. Ср., например, слова молод е ц, дев и ца, серебр о , богат ы рь, с а харный, шёлковый, а также м и лый, ч е стный, с словами м о лодец, д е вица, с е ребро, бог а тырь, сах а рный, шелк о вый, мил о й, честн о й, которые имеют особый народно-поэтический колорит.

Слова начатый, избранный, служа­щий, хвалящий, любящий, в современ­ном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при пере­носе ударения на второй слог приобре­тают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, слу­ж а щий, хвал я щий, люб я щий).

1 В чешской орфографии знак ' указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.


Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

  • Словесное – выделение слога в слове;
  • Тактовое – выделение слова в словосочетании;
  • Логическое – выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое – выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

  • Постоянное: форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к – зна́ка – зна́ки, печа́ль – печа́ли – печа́лью – печа́литься);
  • Подвижное: при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ – но́ги, сто́л – стола́).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

  • Произносительная: помогает правильно и отдельно от других произносить слова, выделяя ударный слог (Здоро́вые де́ти мо́гут посеща́ть бассе́йн);
  • Смысловая: позволяет узнать значение слова в случае, когда при перестановке ударения на другой слог меняется смысл (замо́к на двери – построить за́мок, уже́ сделал – ручей у́же реки).

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!).

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слог — это глас­ный или соче­та­ние глас­но­го с соглас­ны­ми, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Гласный звук явля­ет­ся слогообразующим.

Слог

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Двусложные слова

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Ударение это

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Функции ударения

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Ударение – особенности в русском языке, как ставить знак

Понятие

Выделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением.

В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой.

  • Словесное – выделение слога в слове;
  • Тактовое – выделение слова в словосочетании;
  • Логическое – выделение особо значимого в тексте слова;
  • Фразовое – выделение словосочетания во фразе.

Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́).

Виды ударений в слове

Ударение в словах бывает:

  • Постоянное: форма слова изменяется, а ударение остаётся на том же по счету слоге (зна́к – зна́ка – зна́ки, печа́ль – печа́ли – печа́лью – печа́литься);
  • Подвижное: при изменении слова, ударение ставится на другом слоге (нога́ – но́ги, сто́л – стола́).

Сложные, составные, слова с вице-, сверх-, экс-, анти-, около- и пр. часто имеют два ударения. В первой части слова – второстепенное, во второй – главное (пят̀иэта́жный, э̀кс-мини́стр).

Назначение словесных ударений

Чтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции:

  • Произносительная: помогает правильно и отдельно от других произносить слова, выделяя ударный слог (Здоро́вые де́ти мо́гут посеща́ть бассе́йн);
  • Смысловая: позволяет узнать значение слова в случае, когда при перестановке ударения на другой слог меняется смысл (замо́к на двери – построить за́мок, уже́ сделал – ручей у́же реки).

Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!).

Что мы узнали?

Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари.

Читайте также: