Сообщение на тему историческая память связь настоящего и прошлого

Обновлено: 30.06.2024

Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет частью нашей жизни. Эта неотъемлемая часть позволяет нам узнавать наше прошлое, нашу историю и культуру.
Роман Льва Николаевича Толстого “Петр Первый” именно об этом. Писатель рассказывает нам об исторической личности, важном человеке для России – Петре Первом. В романе мы видим, как важна была личность правителя и реформатора для России. Несмотря на то, что в Петре Первом переплеталось

Несомненно, этот человек был гениален, и именно поэтому смог оказать огромное влияние на страну и внести свой вклад в историю.
Журналист и публицист В. Песков много рассуждал о проблеме исторической памяти. Он считал, что каждый человек должен знать свои корни, историю своей семьи. Ведь это словно воздух, которым он дышит. Действительно, с автором трудно не согласиться, ведь наша история – это наша жизнь.

Без истории, предков и нашей культуры мы бы не смогли существовать. Человек, знающий свою историю уважает своих предков, исторических личностей, культуру своей родины.
Каждый из нас должен ценить, любить и уважать историю своей страны, семьи, культуры. Ведь на этом и строится наша жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Некоркина Е.С.

Историческая память и ее роль в формировании исторического сознания молодежи в современном российском обществе

В настоящее время, в связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России, с очевидным нравственным кризисом и сменой общественных и личностных ценностей все более возрастает интерес к прошлому. Еще русский историк В.О.Ключевский отмечал: "Знание своего прошлого . не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности, вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости" [1] . Действительно, невозможно спрогнозировать будущее и понять настоящее, не зная прошлого.

Обществом долгое время недооценивалась роль исторического сознания, его значимость не только для науки, но и для практики. Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Следовательно, историческое сознание - это оценка прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей [2] .

Одной из социально-демографических групп является молодежь. Напомним, что в социологии молодежь (возраст от 15 до 25 лет) обладает такими характерными признаками, как: высокий уровень мобильности, активный поиск своего места в жизни, освоение новых социальных ролей и т.д. Не стоит забывать о том, что именно молодежь – это наше будущее. И именно эта социальная группа наименее защищена и наиболее подвержена негативному воздействию со стороны происходящих в обществе изменений. Незащищенность молодежи проявляется во многом: давление старшего поколения, жестокость сверстников, непонимание со стороны родителей, материальное неблагополучие, невозможность найти свое место в жизни, отсутствие поддержки со стороны государства и иных социальных институтов и т.п. Но одной из ключевых проблем современной молодежи является проблема формирования гражданского самосознания.

Мы получили общество, в котором интересы людей направлены только на удовлетворение своих потребностей. Если раньше приоритетами были патриотизм, духовность и иные высокие идеалы, то теперь это в прошлом. На первое место вышли возможность успешной самореализации в жизни, положение в обществе, материальной достаток. Свои интересы ставятся выше интересов общества. Исчезла та гражданственность, под которой подразумевается любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, активная жизненная позиция человека образованного и высоконравственного. Среди молодежи появилось немало равнодушных и безответственных приспособленцев, которые не знают, что такое братство между народами, любовь к родной земле, борьба за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса . Количество таких людей возросло не только среди молодых, их немало и среди взрослого населения, но все-таки молодежь - будущее нашей страны и именно с проблемами в их среде нужно бороться.

Понять истоки этих проблем не трудно, достаточно только проанализировать ту тенденцию, которая сейчас царит в обществе. Мы стали забывать свою историю, а ведь именно отношение к прошлому во многом определяет позицию личности в современных процессах, влияет на уровень культуры общества в целом. Историческое сознание помогает ощутить себя в истории, осознать свое место в жизни, понять преемственность поколений, сформировать ответственность за свое поведение. Невозможно смотреть вперед с уверенностью, не зная о достижениях своего прошлого. История повторяется, нельзя недооценивать ее значение, повторяется не только мода, как сейчас считают подростки, воспитанные на телевизионных передачах, повторяются события. Примеров тому достаточно. Совсем недавно мы увидели, к чему приводит утрата исторической памяти народа. Весь мир всколыхнули события, произошедшие на Украине. В бывшей советской республике, понесшей непомерные потери в годы Великой Отечественной войны, вновь поднял голову фашизм. Неужели люди успели забыть, что в результате этой войны с фашистскими захватчиками погиб каждый шестой житель Украины ? Трудно поверить, что народ прислушался к националистическим лозунгам, забыв, какой высокой ценой ему досталась победа над фашизмом. Еще труднее представить, к каким последствиям могли бы привести подобные события в России. Хуже всего то, что в такое, как правило, втягивается в первую очередь молодежь. Молодежь, с низким уровнем исторического самосознания и, как следствие, высоким уровнем зависимости от чужого мнения и подверженности влиянию извне. Некие марионетки в руках правящей элиты.

Почему же так актуальна проблема формирования исторического сознания именно среди молодежи? Для начала необходимо рассмотреть, из чего же состоит само историческое сознание. Историческое сознание - понятие, производное от ряда составляющих. В его основе - исторические факты (события, явления, процессы) как объективный фактор исторического сознания. Однако люди, как правило, воспринимают не сами факты, а информацию об этих фактах. Информация не всегда имеет объективный характер, поскольку подвержена влиянию носителей информации, которые не свободны от субъективизма. Отсюда - различие оценок исторических событий, явлений, процессов, деятельности субъектов политики, различие убеждений самих носителей исторического сознания. Большую роль в формировании исторического сознания играют историческое образование, художественная литература, произведения искусства. У старших поколений к этому присоединяется и собственный опыт. В структурном отношении историческое сознание представляет собой своеобразный синтез разнообразных исторических знаний и соответствующих убеждений, имеющих эмоциональную окраску. Таким образом, историческое сознание является качественной характеристикой личности, социальной общности, всего общества в целом[3].

Сколько авторов, столько и мнений. Социологи выделяют одни уровни и формы исторического сознания, философы – другие. Мы же постараемся обобщить различные точки зрения и вывести свою формулу основных составляющих исторического сознания.

Как итог и конечный результат сформированного исторического сознания можно назвать чувство гордости за историческое прошлое своего народа.

Итак, совершенно точно можно сказать, что историческое сознание явление сложное, включающее в себя несколько составляющих. Все-таки главную роль в его формировании играет историческая память, которая должна способствовать объединению народа в борьбе за лучшее будущее своей страны, исключать повторение ошибок прошлых поколений. Она заключается не только в сохранении героического наследия, но и культуры, взаимоотношений между людьми. В современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь. Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества, а бездумное переписывание истории разрывает нить памяти и разрушает хрупкое наследие народа.

В развитии страны, благополучии ее народа, прежде всего, должна быть заинтересована молодежь. Ей предстоит строить будущее своего государства. То, насколько оно будет светлым, зависит от личностных качеств граждан. Нам необходимо воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма, необходимо вернуть былую славу нашего народа в глазах подрастающего поколения, нацелить их на достижение общего результата, а не только на удовлетворение своих личных потребностей. Этим должны заниматься семья, школа, церковь, армия и государство во взаимосвязи, не противореча друг другу. Необходимо выработать единую политику и стратегию формирования исторического сознания современной молодежи. Потребуется немало времени для восполнения того пробела в знаниях подрастающего поколения.

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что историческое сознание — фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то народ останется не только без своих исторических корней, но и без будущего.

[1] Е. Ключевский в.О. Курс русской истории. Часть I // Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т.1. - С.62.

[2] Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. – 2000. - № 4.

[3] Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 6 . – С. 119-122

[4] Алексеев В. В. Исторический опыт как предмет изучения // XVIII Международный конгресс исторических наук. Монреаль – Екатеринбург, 1995. – С. 6.

[5] Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния/ Ж.Т. Тощенко // Новая и новейшая история. – 2000. - № 4. – С.3-16

Одним из важнейших качеств, которое всегда отличало человека от животных, несомненно, считается память. Прошлое для человека – важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире.


Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.

Что такое коллективная историческая память?

Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.

Этапы развития исторической памяти

Надо понимать, что коллективная историческая память, так же как и индивидуальная, имеет несколько этапов развития.

Во-первых, это забвение. Через определенный промежуток времени людям присуще забывать события. Это может случиться быстро, а может произойти через несколько лет. Жизнь не стоит на месте, череда эпизодов не прерывается, и многие из них замещаются новыми впечатлениями и эмоциями.

Во-вторых, люди вновь и вновь сталкиваются с прошедшими фактами в научных статьях, литературных произведениях и СМИ. И везде толкования одних и тех же событий могут сильно разниться. И не всегда их можно отнести к понятию "историческая память". Аргументы событий каждый автор излагает по-своему, вкладывая в повествование свой взгляд и личное отношение. И неважно, какая это будет тема – мировая война, всесоюзная стройка или последствия урагана.


Третий, наиболее важный этап развития исторической памяти людей – сопоставление событий, происходящих в настоящем времени, с фактами из прошлого. Актуальность сегодняшних проблем общества иногда напрямую может быть связана с историческим прошлым. Только анализируя опыт прошлых достижений и ошибок, человек способен созидать.

Гипотеза Мориса Хальбвакса

У теории исторической коллективной памяти, как и у любой другой, есть свой основатель и последователи. Французский философ и социолог Морис Хальбвакс первым выдвинул гипотезу о том, что понятия исторической памяти и истории далеко не одно и то же. Он впервые предположил, что история начинается именно тогда, когда заканчивается социальная память и традиция. Нет необходимости фиксировать на бумаге то, что еще живо в воспоминаниях.


Теория Хальбвакса доказывала необходимость написания истории только для последующих поколений, когда свидетелей исторических событий в живых осталось мало либо их уже нет вовсе. Последователей и противников этой теории было довольно много. Число вторых увеличилось после войны с фашизмом, в годы которой были убиты все члены семьи философа, а сам он погиб в Бухенвальде.

Способы передачи памятных событий

Память народа к прошедшим событиям выражалась в различных формах. В старину это была устная передача информации в сказках, легендах и преданиях. Персонажи устного народного творчества наделялись героическими чертами реальных людей, отличившихся подвигами и смелостью. Былинные сюжеты всегда воспевали мужество защитников Отечества.

Позже это были книги, а в настоящее время основными источниками освещения исторических фактов стали СМИ. Сегодня в основном они формируют наше восприятие и отношение к опыту прошлого, судьбоносных событий в политике, экономике, культуре и науке.

Актуальность исторической памяти народа

В современном мире особо актуальна проблема исторической памяти. Ведь без опыта прошлого человек не в силах распознать, что для него будет возможным, а что нет. Только зная историю развития своего народа, люди способны определить, что будет полезным для общества в будущем.

Нравственный кризис памяти поколений

Проблема исторической памяти объединяет вокруг себя множество наук: философию и психологию, этнографию, историю и социологию. Все они едины во мнении, что восприятие событий настоящего времени напрямую зависит от знаний и оценки событий прошлого. Историческая память – это мощный регулятор общественного сознания. Если говорить о российском обществе современного периода, то смело можно констатировать, что среди россиян, так же как и у других народов, очевиден нравственный кризис.


Поэтому основной задачей для старшего поколения нашей страны уже в XXI веке становится формирование у молодого поколения приоритетов и желания хранить память о прошлом своей страны.

Формирование исторической связи поколений россиян сегодня встречает множество препятствий. С экрана телевизора, в газетах и журналах и особенно в интернете постоянно появляются кардинально противоположные освещения одних и тех же событий. Причем это касается не только фактов современности, но и событий прошлых лет и минувших столетий. Как избежать разрыва исторических связей и сохранить память поколений?

Вопрос преемственности исторической памяти

Хранить и беречь память истории начинаем в школе

Историческая память России многие столетия преодолевает сложности. Это связано с многонациональностью состава населения нашей страны. Каждая этническая группа, входящая в состав России, имеет свою культуру и традиции, религиозные ценности и убеждения. Поэтому особенно важным будет создание единой школьной программы для русскоязычного населения, которая будет направлена на формирование общероссийской идентичности.


Уже в школе у детей необходимо формировать способность сопоставления и оценки опыта прошлых поколений и своего собственного. Для сегодняшнего дня задача эта непростая, так как в последние десятилетия явно наблюдается падение престижа истории как школьного предмета.

Печально признавать тот факт, что сегодня единственным идентификатором российского общества является память о Великой Отечественной войне. Историческая память о массовой гибели соотечественников в эти страшные годы, о масштабных разрушениях и блистательных победах, о военных достижениях русской науки – мощный регулятор сознания русской молодежи. Заслуги наших предков, отстоявших независимость страны, и память будущих поколений – это звенья одной цепи, преемственность между дедами и отцами, отцами и детьми.

Почему ослабевает память о войне?

Время – лучший лекарь от боли, но худший фактор для памяти. Это касаемо как памяти поколений о войне, так и в целом исторической памяти народа. Стирание эмоциональной составляющей воспоминаний зависит от нескольких причин.

Первое, что сильно влияет на силу памяти – это временной фактор. С каждым годом трагедия этих страшных дней все больше отдаляется. С момента победоносного завершения Второй мировой войны минуло уже 70 лет.

На сохранность достоверности событий военных лет также оказывает воздействие политико-идеологический фактор. Накал политической обстановки в современном мире позволяет СМИ оценивать многие аспекты войны недостоверно, с негативной точки зрения, удобной политикам.

Историческая память о войне формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из голых исторических фактов и хроники событий.


Художественный образ войны

Современное освещение истории и историческое сознание

Понимание и представления современного общества о годах и событиях Второй мировой войны сегодня неоднозначно. Главным объяснением этой неоднозначности можно по праву считать информационную войну, развернутую в средствах массовой информации в последние годы.

Защита достоверности событий – сохранение исторической памяти народа

Историческая память о войне – это главная ценность нашего народа. Только она позволит России оставаться сильнейшим государством.


Память как арена политической борьбы

HaraldWelzer (р. 1958) — директор Центра междисциплинарного исследования памяти, город Эссен.

И наконец, все более и более заметной становится разница между публичной культурой памяти, создаваемой школой, политикой и дидактикой мемориальных комплексов, с одной стороны, и приватной памятью, сохраняемой, например, в семьях, с другой: в то время как в Германии публичная культура коммеморации и памяти сфокусирована на преступлениях нацизма и на Холокосте, в центре семейных воспоминаний стоят страдания немцев, связанные с войной и изгнанием, бомбежками и пленом. Преследования и истребление еврейского населения практически не обсуждаются. В целом становится очевидно, что все многообразие взаимосвязей между культурной и коммуникативной или между публичной и приватной памятью пока еще очень слабо изучено.

Поскольку обращение с памятью стало политической ареной, связанной как с вышеупомянутым космополитичным использованием воспоминания о Холокосте, так и с легитимацией военных интервенций, огромное значение приобретает вопрос, какие формы присвоения дискурсов, связанных с памятью о прошлом, наблюдаются в различных европейских обществах. Происходит такое присвоение всегда в силовом поле, заданном историей, с одной стороны, и памятью — с другой.

О соотношении истории и памяти

Но об этих скучных, невпечатляющих военных буднях практически никогда не рассказывают; рассказывают о необычном, о впечатляющем, о том, что связано с опасностью, с тяготами, с отвагой, с удачей. В ходе социальной коммуникации внутри коммеморативных сообществ — а таковыми могут быть и жители одного города, и военнослужащие одного подразделения, — обмен историями производится так долго и истории при этом модифицируются и переоформляются до такой степени, покуда у всех членов сообщества не окажется примерно одинаковый набор примерно одинаковых историй. Все эти истории базируются на отдаленно схожих фундаментах личного опыта, однако в деталях зачастую оказываются ложными воспоминаниями, созданными коммуникацией, а не собственно опытом.

Короче говоря, воспоминания о важнейших исторических событиях представляют собой своего рода коллажи, которые формируются из множества источников, подвергаются изменениям при коммуникации, но сохраняют свою эмоциональную значимость. Интроспективным путем невозможно выяснить, является ли то или иное воспоминание истинным или ложным: и то, и другое вызывают у вспоминающего абсолютно одинаковые чувства.

Традирование — передача и присвоение прошлого

91-летняя Элли Круг[9] рассказывает, что до самого конца войны не знала, что такое концлагеря. Но потом через их деревню стали проходить бывшие узники лагеря Берген-Бельзен, и британские оккупационные власти обязали фрау Круг предоставлять этим людям постой. Она была очень недовольна:

А еще она как-то раз тоже историю рассказывала, мне очень как-то интересно показалось, что наша деревня-то по дороге была, которая на Берген-Бельзен шла, и что она как-то раз кого-то прятала, кто из-под конвоя сбежал, и его очень интересным способом прямо прятала, в каком-то рундуке для зерна, с соломинкой, так что он так выглядывал. И приходили потом люди, и искали его у нее на дворе, а она так и не выдала, и это, мне кажется, такой подвиг маленький, это я только в заслугу ей могу поставить.

На этом примере становится видно, во-первых, что структурным признакам рассказа — в данном случае уловке — принадлежит роль чего-то вроде транспортной материи, способной переносить самую различную информацию. Во-вторых, становится заметно, что разные поколения, говоря об одном и том же историческом периоде, связывают с ним очень разные соображения.

Кроме того, наше исследование показало, что содержание воспоминаний в официальной и в приватной культуре памяти очень сильно различается: если на уроках истории, в музеях и мемориальных комплексах, в мероприятиях по случаю дней памяти войны и жертв нацизма в центре стоят Холокост и преступления национал-социалистов, то в семейной памяти главными темами являются страдания от бомбежек, плен и изгнание. Эмоциональное отношение к прошлому, которое создается в семье, порождает совсем иную картину истории, чем та, какую преподают на уроках истории. Историческое сознание обнаруживает не только когнитивные, но и эмоциональные измерения, которые могут находиться с когнитивными в резком противоречии. Иными словами, знания об истории и употребление этих знаний — не одно и то же.

Травма и память

В настоящее время усвоение истории происходит главным образом через рассказы о страданиях. Традиционная форма рассказа о героях совершенно вышла во второй половине ХХ века из моды; у рассказов о злодеях нет будущего, потому что, как выясняется со временем, они слишком сильно подрывают представления коллективов и индивидов о самих себе.

Изначально понятие травмы бытовало в клиническом обиходе и долгое время понималось узко. Его использовали для описания психических последствий пережитого насилия, от которых страдали жертвы, в частности — те, кто пережил Холокост. Понятием этим обозначался четко очерченный спектр психических нарушений, которые приводили к тому, что травмированный человек сталкивался со значительными затруднениями в своей жизнедеятельности.

Воспоминания об исторических катастрофах привязаны не к объективным историческим фактам, а к конкретным идентичностям. Поэтому для формирования идентичностей исторические события порой извлекаются из нафталина, а то и просто выдумываются: в культурной памяти сербов, например, битва на Косовом поле играет столь же важную роль, как для швейцарцев — клятва на поляне Рютли; и при этом как то, так и другое воспоминание базируются на исторических основаниях, созданных задним числом. Иногда никто просто не помнит, что тот или иной исторический или общественный миф на протяжении многих веков был абсолютно иррелевантен для коллективной идентичности.

Воспоминание, переработка и забвение — точки одного континуума, который мы называем памятью. Если смотреть на дело под таким углом, то не существует некой общеобязательной точки зрения, стоя на которой мы могли бы сказать: вот это и это надо помнить, то и то нельзя забывать. Воспоминания нельзя людям продиктовать: индивиды и коллективы выбирают из принципиально неограниченного множества событий и образов прошлого те, которые им, глядя из их настоящего, кажется осмысленным помнить. Что именно это будет и как потом будут обходиться с тем или иным событием, заранее предсказать невозможно, как нельзя предвидеть и то, какое целительное или болезнетворное воздействие будет иметь воспоминание или забвение.

Глубинное воздействие исторического опыта, или Непрошедшее прошлое

Таким образом, прошлое еще отнюдь не прошло, оно продолжает жить на уровне чувств, на уровне самосознания, на уровне политических ориентаций, только не как история с ее фактичностью, а как продукт интерпретаций, наделяющих его смыслами. И главный смысл, вкладываемый в него людьми, зависит от того, какие требования предъявляет к ним современность. Поэтому в прошлом на самом деле меньше прошедшего, чем многим кажется. И только этим обстоятельством объясняется то, что по поводу того или иного прошлого происходит столько конкурентной борьбы, конфликтов и боев. Если бы прошлое было всего лишь историей, оно было бы заморожено. Инеболелобы.

Перевод с немецкого Кирилла Левинсона

[2] Levi D., Sznaider N. Erinnerung im globalen Zeitalter: der Holocaust. Frankfurta. M. 2001.

[3] Singer W. Bewußtsein aus neurobiologischer Sicht // Rose S. (Hg.). Gehirn, Gedächtnis und Bewußtsein. Eine Reise zum Mittelpunkt des Menschen. Bergisch-Gladbach, 1998. S. 309-334.

[4] Schacter D.L. Searching for Memory. The Brain, the Mind, and the Past. New York, 1996;Welzer H. Das kommunikative Gedächtnis. Eine Theorie der Erinnerung. München, 2002.

[5] Kosslyn S.M., Thompson W.L., Kim J.I., Alpert N.M. Topographical representation of mental images in primary visual cortex // Nature. 1995. №378. P. 496-498; Kosslyn S.M., Ganis G., Thompson W.L. Neural foundations of imagery // Nature Review Neuroscience. 2001. № 2. P. 635-642.

[6] LeDoux J. Das Netz der Gefühle. Wie Emotionen entstehen. München, 1998.

[7]Schacter D.L. Op. cit.

[8]Welzer H. et al. Op. cit.

[9] Все имена изменены. Устная речь несколько подправлена для большей удобочитаемости.

[11] Naumann K. Nachkrieg in Deutschland. Hamburg, 2001.

Следующий материал

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Читайте также: