Сообщение о русском литературном языке 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Чем отличаются старославянский, церковнославянский и древнерусские языки? Как и почему исчезали диалекты русского языка? Как Пушкину удалось примирить архаистов и новаторов? Ответы на эти вопросы — в нашей краткой истории русского языка.

Появление письменности и ситуация диглоссии

Отсчет истории русского литературного языка традиционно начинается от возникновения письменности. Первые достоверные письменные памятники появились после крещения Руси в 988 году. Русь получила богослужебные книги в славянских переводах с греческого из Болгарии. Эти тексты были написаны на старославянском — искусственном письменном языке, созданном Кириллом и Мефодием и их учениками.

Когда на Руси появляются старославянские тексты, то их язык под рукой русских переписчиков подвергается воздействию местных восточнославянских диалектов. Так возникла русская редакция старославянского языка, т. е. церковнославянский язык.

Параллельно кириллическое письмо используется и в нецерковной сфере: в торговле, ремесле, повседневной практике. С самого начала распространения письменности на Руси возникает особая языковая ситуация, которая лингвистами называется диглоссией. Это соотношение двух языков, функционирующих в одном обществе, когда эти языки по своим функциям не совпадают, а как бы дополняют друг друга. Для Древней Руси культурный язык, язык церкви, официального летописания — церковнославянский. Язык обычного права, бытовой коммуникации — язык древнерусский.

Глаголица
Кириллица

Старославянские азбуки. Источник

Язык русской народности

После разгрома татарами Киева центр власти перемещается на северо-восток. В 1326 г. митрополит Петр избирает Москву своей резиденцией, и московский говор становится основой литературного языка. Именно в этот период сложились исторические условия для возникновения трех народностей — русской (великорусской), украинской и белорусской. Начинается самостоятельная история литературных языков этих народностей.

Формирование централизованного государства требовало разветвленной системы административного управления, поэтому активно начинает развиваться деловая письменность. Дьяки и подьячие осуществляют свою профессиональную деятельность в княжеских канцеляриях. Язык деловой письменности вырабатывает свой формуляр, терминологию, жанры. Важную роль в нормализаторской деятельности и доминирующей роли московского говора сыграло книгопечатание. Работники печатного двора осуществляли правку, сверяли тексты, занимались редакторской и корректорской деятельностью.

От Петра до Пушкина

гражданский алфавит.jpg
simi litery.jpg

Geometria_Slavenski_Zemlemerie.jpg

Система трех стилей просуществовала в общем до конца XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал свою теорию, когда ведущими были высокие стихотворные жанры, трагедия. А во второй половине XVIII века все большее значение приобретает проза. Проза разнородна, в ней могли смешиваться разные стили в зависимости от темы. Таким образом, постепенно стилистические средства освобождаются от жанровой закрепленности.

писатели русские 1.jpg
писатели русские 3.jpg

Для русского сентиментализма конца XVIII появилась необходимость в использовании слов, обогащенных лексически и систематически, которые смогли бы точнее описать чувства, проанализировать их. Эту задачу решил Николай Михайлович Карамзин. Он внес в русский язык множество заимствованных слов из французского. Ярым противником нововведений стал Александр Семенович Шишков. Он был горячим патриотом и консерватором, выступавшим за высокий штиль.

Примирить две эти языковые стихии удалось Александру Сергеевичу Пушкину.

K_drugu_stihotvortsu.jpg

Первое напечатанное стихотворение А. С. Пушкина (журнал Вестник Европы, 1814, № 13)

Сквозь горнила XX века

Несмотря на то, что периодом формирования русского литературного языка является конец XVII — начало XIX вв., на протяжении XX века литературный язык также претерпел ряд изменений. Эти изменения касаются в первую очередь лексики и стилистики.

Первые годы революции характеризуются реформой правописания, устранением из активного запаса литературной лексики и фразеологии большого числа слов и выражений, связанных со старым государственным строем и буржуазным бытом.

Новые носители литературного языка после Октябрьской революции не могли за короткий период времени освоить нормы литературного языка. Напротив, они вносили опыт своей речевой практики в различные сферы литературного языка (газеты, журналы, тексты художественной литературы), что привело к употреблению в этих источниках разностилевых языковых элементов.

Дальнейшее развитие советского общества, индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства приводят к пополнению словарного состава языка большим количеством новых слов и выражений, часть которых ранее была известна в литературном языке, но не имела широкого распространения, а часть была создана в советскую эпоху. Женское равноправие, возможность работать на производстве обусловили появление новообразованных существительных, обозначающих лиц женского пола. Среди новых слов, получивших распространение в советскую эпоху, большую роль играют сложносокращенные слова и аббревиатуры.

Плакат
Плакат 2


Значительные изменения произошли также в общественных функциях языка. Осуществленная культурная революция, развитие народного образования, распространение книг, газет, журналов, радио, а также ликвидация прежней экономической и культурной разобщенности отдельных областей и регионов — всё это привело к тому, что литературный язык стал достоянием широчайших народных масс, в связи с чем более интенсивным становится процесс утраты диалектных различий. Более того, русский язык становится средством межнационального и международного общения.

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 7 класс

К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 7 класс

Пособия Л. А. Ахременковой просты и понятны. Нетрадиционная методика автора высокоэффективна,материал по русскому языку усваивается и одаренными детьми, и теми, кто испытывает трудности в обучении. Курс построен так, чтобы учащиеся, регулярно выполняя задания, могли легко запомнить правила орфографии и пунктуации, самостоятельно овладеть навыками грамотного письма и литературной речи, быстро подготовиться к экзамену.

Язык – это достояние, слава, сила, богатство человека. Россия – большая по территории и многонациональная страна. На русском языке общаются люди разных национальностей и разных государств. Станет интересной и поучительной история русского языка для детей. Ведь его возраст составляет более тысячи лет, на протяжении которых он изменялся и стал таким, каким люди его используют сейчас.

Величие русского языка – в чём оно

Старые книги

Красоту и величие, нежность и лирику русской речи воспевают великие поэты прошлых лет и современности.

«Русский народ создал русский язык,

Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

Лев Николаевич Толстой

Литературная речь – это высшая форма мастерства. Силу слова каждый человек может почувствовать на себе. Когда любое произведение, будь то стихотворение, рассказ, басня или поэма, как по волшебной палочке, возвращает читателя в прошлое или отправляет в будущее. А талантливый рассказчик, подобно художнику, рисует в воображении яркие сюжеты и необычные картины. И каждый, кто читает, мечтает и фантазирует по-своему…

Удивительно, но каждое сказанное вслух слово имеет заряд. Добрые слова вдохновляют и окрыляют людей. От злых слов на душе становится одиноко и тоскливо. Могущественное слово может убить и возродить! Человеческая речь – это настоящее оружие, пользоваться которым следует, умело и аккуратно!

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;

В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Как возник и изменялся русский язык

В самом начале для общения люди использовали жесты и простые, похожие на крики животных, звуки. Даже сейчас в процессе беседы люди много и часто жестикулируют. Существует даже азбука жестов, особенно необходимая для людей со слабым слухом. Еще при разговоре человек интуитивно выделяет важную информацию голосом, делает паузы, чтобы собеседник смог понять его и запомнить главное. Потом появились первые слова, они были разные у разных групп людей, проживающих не на одной территории. Вот так в глубокой древности возник язык. Он был необходим людям для общения, труда, жизни.

Примечательно, что у каждого народа была своя речь. Потом похожие по звучанию языки объединялись в один. В современном мире насчитывается более семи тысяч разных языков. Некоторые из них безвозвратно исчезли. Сегодня также происходит их стремительное сокращение. В основном это касается исчезающих малочисленных народностей. Русский язык является государственным для нашей страны Российской Федерации. Он входит в состав индоевропейской языковой семьи. Это один из славянских языков. По численности говорящих на нем людей он занимает пятое место.

Древний Славянский язык алфавит

Датой зарождения древнерусского литературного языка считается XI век нашей эры. Знаменательно, что этот период совпадает со временем образования Киевской Руси. Это было самостоятельное государство с единой древнерусской народностью. Позднее произошло выделение украинской, белорусской и русской народности. Речь этих народностей имеет общие истоки и схожа по звучанию. Эти языки даже называют братскими.

Основу русской речи, это почти 90%, составляют исконно русские слова. Остальные слова заимствованы из других диалектов. Любой язык непостоянен. Его формирование происходит под влиянием социальных и политических событий. Среди слов происходит естественный отбор. Это значит, что одни слова приходят и становятся распространенными в обществе, другие, наоборот, уходят из речи и мало используются людьми в обиходе.

Возникновение письменности и алфавита на Руси

Письменность неразрывно связана с речью. Поэтому каждый период развития русского языка характеризуется произведениями своей эпохи. Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях. Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

Появление письменности на Руси

История становления русского языка в произведениях кратко:

Интересные факты русского языка для детей

Русский язык самобытный и выразительный. Ни в одном другом языке мира нет столько тонкостей, касающихся правописания и произношения слов.

Алфавит для детей

Интересные факты русской речи для детей:

Лингвисты называют русский язык живым. Даже сейчас в нем постоянно происходят изменения. Во многом это связано с компьютеризацией, внедрением и расширением социальных сетей, ускорением темпа жизни, увеличением объема поступающей людям информации.

2. Представление о литературном языке как образце национального языка.

3. Представление о языковой норме.

4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского языка.

Литературный язык — основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.

Основные виды норм русского литературного языка — орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.

Орфографические нормы – это правила написания слов.

Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-11, 170, 178; 191.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 4 – 11; 159.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский язык – один из самых развитых языков мира. В русском языке богатейший лексический запас, много синонимов, образных выражений, позволяющих выразить точно мысли и чувства. Например, о добром человеке можно сказать, что он добродушный, благодушный, добросердечный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, добряк (добрячок), душа-человек, человек редкой души.

В русском языке много способов словообразования, он постоянно развивается, пополняется новыми словами, а старые слова выходят из активного употребления.

Литературный язык – это язык повседневного общения, официально-деловых документов, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил, соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Правила закреплены (кодифицированы) в справочниках, школьных учебниках, словарях современного русского языка.

При любом общении важно знать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические нормы литературного языка, который является образцом.

Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения. В русском языке, например, в безударной позиции гласные ослаблены: гласная о в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как а: с[а]бака. Чётко произносятся только те гласные, которые находятся в сильной позиции (под ударением): дом, сок, стол.

Ударение в русском языке разноместное, поэтому возникают трудности с его постановкой. Например, где поставить ударение в слове кухонный? Обратимся к орфоэпическому словарю. В нём можно узнать, на какой слог падает ударение. Ку́хонный – ударение на первый слог.

Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к появлению речевых ошибок. Например, словосочетание пернатые птицы содержит лексическую ошибку, так как прилагательное пернатые уже употребляется в значении птицы. Значение слова можно узнать в Толковом словаре.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение. Например, правильно говорить две ученицы (не двое учениц), оплатить (что?) проезд (не оплатить за проезд). При затруднении необходимо обращаться к грамматическим словарям.

Орфографические нормы – это правила написания слов. Какую букву выбрать в слабой позиции в слове ска(з/с)ка? На помощь приходит орфографическое правило: чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое проверочное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Проверяем: сказать – сказка, в корне пишем букву з. Как пишется (при)мне: слитно, раздельно или через дефис? Правило гласит: предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Значит, при мне. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово, в котором ударение поставлено верно.

Правильный ответ: премирова́ть.

2. Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте пропущенные слова в текст.

Русский язык – один из развитых языков мира.

В русском языке много способов ______, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются __________ слова, выходят из активного употребления ________.

Пропущенные слова: новые, словообразования, старые.

Правильный ответ. В русском языке много способов словообразования, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются новые слова, выходят из активного употребления старые.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Узелковое письмо По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Узелковое письмо По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе в.

Узелковое письмо По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе в русских народных сказках, в которых герою показывает дорогу волшебный клубок. Узелковое письмо использовалось славянами в дописьменный период чаще всего для счёта. С этой же целью наши предки использовали в быту бирки (рабоши, раваши) – палочки, ленты из бересты, на которые наносились чёрточки.

Руны – письменные знаки, состоящие из прямых и пересекающихся линий Корень сл.

Создание славянской азбуки Византия, IX век Город Солунь (Фессалоники) на гра.

Создание славянской азбуки Византия, IX век Город Солунь (Фессалоники) на границе с Болгарией Братья Константин и Михаил (при пострижении в монахи – Кирилл и Мефодий) Константин, благодаря живому уму, страсти к учению, получил блестящее образование. По преданию, он владел 22 языками. Мефодий обладал большим даром организатора. В 862 году Константин и Мефодий были отправлены в Болгарию для просвещения людей. Но обучение славян оказалось невозможным без книг на родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий начал переводить на язык славян церковные книги, написанные латынью. В 863 году братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году они прибыли в Моравию, крупнейшее государство славян, для просвещения людей. В начале 11 века, после принятия христианства, первые книги на славянском языке появились в Киевской Руси. ЗАДАНИЕ. Рассмотрите памятник. Кирилл изображён со свитком, Мефодий – с книгой КТО ………. КОГДА …….? ПОЧЕМУ………?

Развитие письменности у славян Пиктография, или рисуночное письмо Узелковое п.

38 букв Самобытное начертание букв Возможно, глаголица являлась тайнописью Г.

38 букв Самобытное начертание букв Возможно, глаголица являлась тайнописью ГЛАГОЛИЦА

Основа – греческий унциал 44 буквы Древняя кириллица легла в основу графики.

Основа – греческий унциал 44 буквы Древняя кириллица легла в основу графики 108 языков (русского, белорусского, украинского, болгарского, македонского, сербского и др. ) КИРИЛЛИЦА

Буквы кириллицы Буквенные дублеты, буквы-дублеты – это буквы, обозначающие од.

Буквы кириллицы Буквенные дублеты, буквы-дублеты – это буквы, обозначающие один и тот же звук. Ѕ (зело) И Ʒ (земля) = [з] Ф (ферт) и Ѳ (фита) = [ф] Н (и восьмеричное), І (и десятеричное), Ѵ (ижица) = [и] О (он) и Ѡ (омега) = [о] Ѯ (кси) – царевич АЛЕѮНН, но крестьянин АЛЕКСНН Ѱ (пси) – ѰАЛЪМЪ (псалом), но увидел ПЬСА

Ѣ (ять) = [и][э] ДѢТИ – ДЕТИ – ДИТЯ Ъ (еръ) – сверхкраткий [О], произносился.

Ѣ (ять) = [и][э] ДѢТИ – ДЕТИ – ДИТЯ Ъ (еръ) – сверхкраткий [О], произносился в сильной позиции Ь (ерь) – сверхкраткий [Э], произносился в сильной позиции Ѧ (юс малый) – носовой звук, превратился в [А] Ѫ (юс большой) – носовой звук, превратился в [У] Ѥ Ѭ Ѩ – йотированные звуки, соответствуют Е, Ё, Я ~, ҃ (титло) – надстрочный знак, который использовался для сокращения слов и обозначения цифр: ГОСПОДЬ = Ѿ = ОТ Буквы кириллицы

Сперва аз да буки, а там и науки. Начать с азов. Не суйтесь, буки, поперёк аз.

Сперва аз да буки, а там и науки. Начать с азов. Не суйтесь, буки, поперёк аза. Стоять глаголем. Сам оником, ручки фертом. Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. Сделать на ять. У нея ротик фитою. От аза до ижицы. Пропишу я тебе ижицу. Расставить покоем. ЗАДАНИЕ. Объясните значение пословиц и поговорок, в которых встречаются забытые названия букв кириллицы

История буквы Ё началась в 1783 году, когда на одном из первых заседаний тол.

Зарядка для глаз РАСПОЛОЖИТЕ БУКВЫ ПО ПОРЯДКУ. СЛЕДИТЕ ГЛАЗАМИ ЗА УКАЗКОЙ УЧИ.

Зарядка для глаз РАСПОЛОЖИТЕ БУКВЫ ПО ПОРЯДКУ. СЛЕДИТЕ ГЛАЗАМИ ЗА УКАЗКОЙ УЧИТЕЛЯ А I С Ѳ Г Ф Н Б М У Д Ъ Ж Ҍ 3 О Т Ѵ В К Е Л И Р П

Закон чешского лингвиста Антонина Гавлика СЪ̠СЪ̟СЪ̠ ЧЬ̠ТЬ̟ЦЬ̠ = ЧТЕЦ Сверхкра.

Закон чешского лингвиста Антонина Гавлика СЪ̠СЪ̟СЪ̠ ЧЬ̠ТЬ̟ЦЬ̠ = ЧТЕЦ Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь не произносится в позиции конца слова: ДОМЪ̠ в слоге перед полнозвучным гласным: КЪ̠NНГЫ Сверхкраткие (редуцированные) гласные Ъ и Ь произносится под ударением Учимся читать древние тексты

ДВЬРЬ ЗЪВЪ ЗЪВАТИ МЪХЪ МЬХЪ ТЪ ТЬ ХЪЛМЪ NАСЛҌДЬНИКЪ ВЬРБА ДҌТЬСКЫИ ГОСТИНЬЦЬ.

ДВЬРЬ ЗЪВЪ ЗЪВАТИ МЪХЪ МЬХЪ ТЪ ТЬ ХЪЛМЪ NАСЛҌДЬНИКЪ ВЬРБА ДҌТЬСКЫИ ГОСТИНЬЦЬ ДЬНЬ ДЪНО ТЪРГЪ СЪБОРЪ ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь. Прочитайте слова ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ

ДВЬ̟РЬ̠ -ДВЕРЬ ЗЪ̟̟ВЪ̠ - ЗОВ ЗЪ̠ВАТИ - ЗВАТИ МЪ̟ХЪ̠ - МОХ МЬ̟ХЪ̠ - МЕХ ТЪ̟ -.

ДВЬ̟РЬ̠ -ДВЕРЬ ЗЪ̟̟ВЪ̠ - ЗОВ ЗЪ̠ВАТИ - ЗВАТИ МЪ̟ХЪ̠ - МОХ МЬ̟ХЪ̠ - МЕХ ТЪ̟ - ТО ТЬ̟ - ТЕ ХЪ̟ЛМЪ̠ - ХОЛМ NАСЛҌДЬ̠НИКЪ̠ - НАСЛЕДНИК ВЬ̟РБА - ВЕРБА ДҌТЬ̠СКЫИ - ДЕТСКЫИ ГОСТИНЬ̟ЦЬ̠ - ГОСТИНЕЦ ДЬ̟НЬ̠ - ДЕНЬ ДЪ̠НО - ДНО ТЪ̟РГЪ̠ - ТОРГ СЪ̠БОРЪ̠ - СБОР ЗАДАНИЕ. Отметьте сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь. Прочитайте слова ПРИМЕР: ПРАВЬ̠ДЬ̠НИКЪ̠ - ПРАВЕДНИК, ДЪ̟ЛГЪ̠ - ДОЛГ

МЬСТЬ ВОЛЪ МЪХЪ РЪТЪ ЛЪЖЬ ЛЪБЪ КОНЬ ЛЬСТЬ ЗАДАНИЕ. Подберите к словам однокор.

МЬСТЬ ВОЛЪ МЪХЪ РЪТЪ ЛЪЖЬ ЛЪБЪ КОНЬ ЛЬСТЬ ЗАДАНИЕ. Подберите к словам однокоренные слова. Рассмотрите случаи с беглым гласным. Восстановите облик слов в древнерусском языке ПРИМЕР: СОН - СНА – СЪНЪ, СОК – СОКИ - СОКЪ МЕСТЬ ВОЛ МОХ РОТ ЛОЖЬ ЛОБ КОНЬ ЛЕСТЬ

Прочитайте текст. Переведите его. Назовите произведение и предполагаемого авт.

Прочитайте текст. Переведите его. Назовите произведение и предполагаемого автора

Прочитайте текст. Переведите его.

Прочитайте текст. Переведите его.

Числовое значение букв кириллицы Тьма – 10 000 Легион – 10 тем Леодр – 10 лег.

Числовое значение букв кириллицы Тьма – 10 000 Легион – 10 тем Леодр – 10 легионов Ворон – 10 леодров Колода - 10 воронов

ЗАДАНИЕ. Расшифруйте запись и переведите в число

ЗАДАНИЕ. Расшифруйте запись и переведите в число

Изменение шрифта Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма .

Изменение шрифта Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма — уставом c геометрическим начертанием букв. С середины XIV в. у восточных славян буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается число сокращённых слов. Такой тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.

Древние рукописные книги ОСОБОЕ ИСКУССТВО ПИСЦЫ-КАЛЛИГРАФЫ ПЕРГАМЕНТ (обработ.

Древние рукописные книги ОСОБОЕ ИСКУССТВО ПИСЦЫ-КАЛЛИГРАФЫ ПЕРГАМЕНТ (обработанная кожа молодых животных) ВИЗАНТИЙСКИЕ КРАСКИ ДОСКИ ДЛЯ ПЕРЕПЛЁТА ДОРОГОЙ ОКЛАД ЗОЛОТО И СЕРЕБРО ГУСИНОЕ ПЕРО МИНИАТЮРЫ И ОРНАМЕНТЫ МИНЕРАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ КРАСНАЯ РАСПИСНАЯ БУКВИЦА (ЛИТЕРА, ИНИЦИАЛ) Используя опорные слова, составьте небольшой текст об оформлении древнерусских книгах в старину

Реформа русской орфографии 1918 года В соответствии с реформой: из алфавита и.

ЗАДАНИЕ. Докажите, что приведённые ниже тексты были написаны до реформы орфог.

ЗАДАНИЕ. Докажите, что приведённые ниже тексты были написаны до реформы орфографии 1918 г. И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой Чего желать России боле? Минерва на ея престоле, Щедрота царствует над ней! Иностранка по происхожденiю, при вступленiи в бракъ с Ѳедоромъ Ивановичемъ Тютчевымъ, совершенно чуждая Россiи, Эрнестина Ѳедоровна нарочно изучила русскiи языкъ, чтобы прiобрҍсти этим путемъ возможность читать в подлинникахъ стихотворенiя своего мужа, поэтическiи талантъ котораго она любила и оцҍнивала по достоинству.

В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки.

В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки: Имя твое – птичка в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв. Какие именно пять букв имела в виду Марина Цветаева?

ИСТОРИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА Первая строка – тема синквейна, одно слово; Вторая стро.

ИСТОРИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА Первая строка – тема синквейна, одно слово; Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; Третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы; Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора к теме; Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; резюме. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Источники: Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для ст.




Краткое описание документа:

Русский язык — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа.

Является самым распространённым из славянских языков и самым распространённым языком Европы как географически, так и по числу носителей языка как родного.

Наука о русском языке называется лингвистической русистикой, или, сокращённо, просто русистикой.

Читайте также: