Культура и искусство после октября 1917 года сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы нэпа

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты[i]. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди чих — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура и искусство после октября 1917 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура и искусство после октября 1917 г.

Культура и искусство после октября 1917 г.

Самый суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художни.

Массовый отклик находило искусство плаката. Художник Черемных предложил выве.

Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятни.

Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919-1920 гг. художником В.Е. Татлиным. Многоярусная башня, устремленная в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. В овеянные романтикой революции 1920-е гг. свои произведения создавали скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С Голубкина.

Художественное разнообразие 1920-х гг. Это было время для активной деятельнос.

Вместе с тем в 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось от прямого вме.

Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социального новаторства.

Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социального новаторства Архитектурное творчество 1920-х гг. и строительство стали сферой самых смелых поисков и новаторских решений. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. архитекторы Мельников, Леонидов, братья Веснины, Щусев создали архитектурные образы и формы, свидетельствовавшие о рождении нового стиля, такого как конструктивизм.

Физкультура и спорт. После октябрьских событий 1917 г. Связи России с междуна.

Скульпторы: Матвеев, Конёнков, Шадр, Мухина, Голубкина.

Архитекторы: Жолтовский, Щуко, Руднев

  1. Выход искусства на улицу (стремились сделать его доступнее для народных масс)

Художники: Петров-Водкин, Штеренберг, Кустодиев, Юон.

  1. Искусство плаката (на витринах магазинов, предметы быта).

Левый фронт искусств (ЛЕФ) – поэты Асеев, Маяковский; худ. Попова, Родченко, Степанова. Сторонники футуризма, стремились сделать искусство частью жизни: рисунки для тканей, оформления книг, театральных постановок и т.д.

Ассоциация художников революционной России (АХРР). Опирались на наследие реализма, выступали в защиту старого искусства. Художники Богородский, Герасимов, Кацман и др.

  1. Архитектура (поиск нового стиля, Конструктивизм): упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. Строительство производственных зданий, рабочих клубов, фабрик, депо, гаражей, жилье.

Примеры на С. 144.

- разрыв с международным спортивным движением

- создание Всевобуча (всеобщее военное обучение): организация физкультурной и спортивной работы.

- Развитие массового спорта, осуждалось стремление к достижениям, спорт как средство воспитания, повышения дисциплины.

- 1918 – Институт физической культуры в Москве, 1919 – институт физического образования в Петрограде.

В послеоктябрьские годы произошли перемены в обла­сти культуры страны — так называемая культурная революция. Здесь были затронуты как образование, наука, литература, техника, искусство, так и вся духовная жизнь общества.

Одной из главных задач в области культуры было осу­ществление мер по ликвидации культурной отсталости среди населения. Теперь создавалась новая система управления в культуре. Руководство духовной жизнью общества перешло к наркомату просвещения, возглавляемому видным деятелем РКП(б), публицистом и литературным критиком А.В. Луна­чарским. В его обязанности входило партийное руководство развитием культуры.

С самого начала одним из направлений деятельности наркомпроса стала охрана художественных ценно­стей. Создается Государственный Совет по заведова­нию музеями и дворцами, в обязанности которого входил кон­троль за всеми подобными сооружениями в стране, которых насчитывалось свыше 150. В работе Государственного Со­вета принимали участие известные ученые, деятели искусства. С их помощью проводилась национализация частных музеев, театров. Теперь Зимний дворец (Эрмитаж), Третья­ковская галерея, Музей изящных искусств являлись государ­ственными музеями.

События, связанные с революцией 1917 г., не остано­вили развитие художественного процесса. В области культуры начали появляться новые тенденции.

Пролеткульт — культурно-просветительное и литератур­но-художественное движение в пролетарской культуре возникло осенью 1917 г., а уже к 1920 г. участниками дви­жения стали около 400 тыс. человек.

В 1919 г. создается государственное издательство, кото­рое стало печатать учебную литературу, сочинения русских классиков и т.д.

В середине 1920-х гг. выпуск литературы в частных из­дательствах, как и общественных организациях, стал заметно ограничиваться. Устанавливается жесткий контроль за печа­тью, деятельностью издательств, отслеживается репертуар театров, кино.

Одним из главных направлений политики в области культуры было устранение неграмотности среди населения. По статистике накануне октября 1917 г. в стране неграмот-ным было 3/4 всего взрослого населения. Особенно в сельских местностях, вдали от городов.

С 1918 г. система народного образования начала совер­шенствоваться. Закрывались гимназии, училища, вместо них организовывались и открывались трудовые школы. Срок обу­чения в такой школе составлял четыре-пять лет. Плата за обу­чение не взималась.

Читайте также: