Культура и искусство после октября 1917 года сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.
С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.
Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
Условия развития культуры в годы нэпа
С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т. п.
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты[i]. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.
Образование и наука
Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.
С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.
В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.
Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.
Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди чих — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелою положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Выли основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.
Литература и искусство
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура и искусство после октября 1917 г.
Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919-1920 гг. художником В.Е. Татлиным. Многоярусная башня, устремленная в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы. В овеянные романтикой революции 1920-е гг. свои произведения создавали скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С Голубкина.
Архитектура и зрелищные искусства как воплощение идей социального новаторства Архитектурное творчество 1920-х гг. и строительство стали сферой самых смелых поисков и новаторских решений. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х гг. архитекторы Мельников, Леонидов, братья Веснины, Щусев создали архитектурные образы и формы, свидетельствовавшие о рождении нового стиля, такого как конструктивизм.
Скульпторы: Матвеев, Конёнков, Шадр, Мухина, Голубкина.
Архитекторы: Жолтовский, Щуко, Руднев
- Выход искусства на улицу (стремились сделать его доступнее для народных масс)
Художники: Петров-Водкин, Штеренберг, Кустодиев, Юон.
- Искусство плаката (на витринах магазинов, предметы быта).
Левый фронт искусств (ЛЕФ) – поэты Асеев, Маяковский; худ. Попова, Родченко, Степанова. Сторонники футуризма, стремились сделать искусство частью жизни: рисунки для тканей, оформления книг, театральных постановок и т.д.
Ассоциация художников революционной России (АХРР). Опирались на наследие реализма, выступали в защиту старого искусства. Художники Богородский, Герасимов, Кацман и др.
- Архитектура (поиск нового стиля, Конструктивизм): упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов. Строительство производственных зданий, рабочих клубов, фабрик, депо, гаражей, жилье.
Примеры на С. 144.
- разрыв с международным спортивным движением
- создание Всевобуча (всеобщее военное обучение): организация физкультурной и спортивной работы.
- Развитие массового спорта, осуждалось стремление к достижениям, спорт как средство воспитания, повышения дисциплины.
- 1918 – Институт физической культуры в Москве, 1919 – институт физического образования в Петрограде.
В послеоктябрьские годы произошли перемены в области культуры страны — так называемая культурная революция. Здесь были затронуты как образование, наука, литература, техника, искусство, так и вся духовная жизнь общества.
Одной из главных задач в области культуры было осуществление мер по ликвидации культурной отсталости среди населения. Теперь создавалась новая система управления в культуре. Руководство духовной жизнью общества перешло к наркомату просвещения, возглавляемому видным деятелем РКП(б), публицистом и литературным критиком А.В. Луначарским. В его обязанности входило партийное руководство развитием культуры.
С самого начала одним из направлений деятельности наркомпроса стала охрана художественных ценностей. Создается Государственный Совет по заведованию музеями и дворцами, в обязанности которого входил контроль за всеми подобными сооружениями в стране, которых насчитывалось свыше 150. В работе Государственного Совета принимали участие известные ученые, деятели искусства. С их помощью проводилась национализация частных музеев, театров. Теперь Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств являлись государственными музеями.
События, связанные с революцией 1917 г., не остановили развитие художественного процесса. В области культуры начали появляться новые тенденции.
Пролеткульт — культурно-просветительное и литературно-художественное движение в пролетарской культуре возникло осенью 1917 г., а уже к 1920 г. участниками движения стали около 400 тыс. человек.
В 1919 г. создается государственное издательство, которое стало печатать учебную литературу, сочинения русских классиков и т.д.
В середине 1920-х гг. выпуск литературы в частных издательствах, как и общественных организациях, стал заметно ограничиваться. Устанавливается жесткий контроль за печатью, деятельностью издательств, отслеживается репертуар театров, кино.
Одним из главных направлений политики в области культуры было устранение неграмотности среди населения. По статистике накануне октября 1917 г. в стране неграмот-ным было 3/4 всего взрослого населения. Особенно в сельских местностях, вдали от городов.
С 1918 г. система народного образования начала совершенствоваться. Закрывались гимназии, училища, вместо них организовывались и открывались трудовые школы. Срок обучения в такой школе составлял четыре-пять лет. Плата за обучение не взималась.
Читайте также: