Сообщение про глиняные игрушки

Обновлено: 05.07.2024

Про небольшую коллекцию глиняных игрушек. Конечно коллекция слово громкое и обязывающее, когда они у меня собирались, так я их не именовала наверно, просто влекло и грело.

Началось с интереса к народному искусству, костюму, первых игрушек, а после целого цикла встреч которые проводила тогда библиотека ЦДХ, с мастерами промыслов. Приезжали, рассказывали, когда сами, когда искусствоведы, привозили игрушки (увы так и не найду карточки с этих встреч, с фамилиями мастеров (после всех переездов), что-то помню, что-то стерлось).

А было то в начале 90х годов, вот тем временем и датируется большинство живущих у меня игрушек.

А они не стоят, они именно живут, точнее мы живем вместе. Вот трудно это описать, почему, зачем, и откуда этот интерес во мне, просто та энергетика, тепло, волны просто, которые от них идут, реально ощущаются, греют и душевно и физически, приезжаю и окунаюсь..

Наивная простота с глубиной народной мудрости, символика и архаичность, грубость, условность формы, и то мощь, то улыбка, и величие в каждой малой форме, игрушке, все то, что свойственно народному искусству, вот в скольком огромном и многодельном этого нет, а тут есть, потому, что живое, и дух народный.

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда то в обиходе была в основном глиняная, целые сёла занимались гончарством. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие игрушки, фигурки-свистульки.

"Лепились игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе игрушки. В пластике старались избежать мелких налепных деталей, от чего зависела просто сохранность игрушки.

Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части".

А в росписи, что линия, то символ, состоит в основном из солярных знаков, знаки дождя, земля, зерна, невероятно близки они еще к языческой культуре, образы, смыслы.

«Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков — солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю, горизонтальные и вертикальные волнистые линии в орнаментах - знак воды небесной и земной.

Я не буду описывать историю промыслов, ведь иллюстрирую немногими своми скромными обретениями, но самыми любимыми.

↑ ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА (Орловская)

Плешковский промысел — родом из деревни Плешково (Ливенский район Орловской области), а известно оно говорят с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в одном месте из-за бедности земли образовалась “плешь” — плешина, отсюда и название — Плешково. Издавна лепили здесь из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена игрушечниц О. Д. Малютиной, А. М. Иваниловой, продолжают традиции промысла мастера А.В.Фролов и Н.Н. Фролова.

Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят все знаки русского языческого пантеона (птица, конь, олень, птица-русалка, корова, коза, баба).

Плешковской игрушке удалось сохранить архаичность, простую, но монументальную форму.
Живут у меня на полке корова (знак плодородия) и птица-русалка (дух растительности), автор А.В. Фролов.

↑ САПОЖКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Сапожковская игрушка из деревни Александра-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области. В народе деревню эту до сих пор называют Глинки - в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках. Лепка глиняной игрушки здесь сопутствовала производству гончарной посуды. Потомственные игрушечницы Марфа И. и Анна Н. Сычевы, Бородулина Ольга И., Анастасия И. Жутова, Анна А. Силкина, Тимофей А. Кондратов.

Создавали здесь небольшие компактные фигурки с традиционными характером лепки и набором сюжетов, древние архаичные образы:

  • маленькие свистульки в виде птичек с едва намеченными формами;
  • всадники с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня;
  • женские фигурки в юбках колоколом и кокошниках, с натуралистически выполненной грудью (баба-оберег),
  • фигура же солдата отличается от женского образа лишь наличием гармони на месте груди.

Вот барышня с гармошкой, как раз с поливой. Ну правда хороша?)

Сапожковские игрушки древние, языческие, статичные, монументальные, с цельной нерасчлененной формой, приземистых пропорций. Местная глина не давала возможностей пластики и изящества.

Игрушка архаична абсолютно, монументальна, даже в малой форме, выразительна без лишних подробностей, баба с крестом – так это два младенца и две груди, кормилица, все же ясно, зачем детали? Все лишь намечено, условно, обобщенно.

Часть игрушек моих Анны Силкиной, помню точно, может быть и все (надеюсь когда-то все-таки карточки найти).

Вот нашла ее работы у себя в книжке..

Но энергетика от них идет невозможная! Пространство вокруг как заряженное, не объяснишь, я вот только в руках подержу, поглажу - чувствую, не осознанно, причем, просто тянет, когда рядом всегда взять, погладить, вот и затертые они такие).

↑ КОЖЛЯНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Кожлянская игрушка из Курска, зародилась в деревне Кожля Курской области.

Ее отличие от других глиняных игрушек в том, что это, прежде всего, игрушка - свистулька.
Ещё отличительная черта – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку, все детали вытягиваются из единой формы.

Традиционно кожлянскую игрушку расписывали просто по фону глины, фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветами, весело и незамысловато. Фигурки игрушек - это, птички, собачки, белки и петушки, всадники и барашки с уткой, бараны с лукошком и медведи с гармошкой..

У меня есть два петушка и кошка, они одни из любимых, и они уже музейные, автор Ольга Дериглазова, что точно помню.

Вот есть ее похожие в книге по народной игрушке, мои конечно выцвели..

Простая, наивная форма, петушок с леденцом сам как леденец на палочке, но сколько же в них обаяния, в этом повороте шеи петушка с желтым гребнем, а как вскинула лапки кошка, к своей выразительной мордочке.. какая то щемящая трогательность ..

↑ ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

Хлудневсий промысел родом из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области. Где кроме гончарного промысла был и другой - "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки, что поддерживало, так как местные глинистые почвы были не урожайны. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет, в свободное от сельских работ время.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других. Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи, и нтерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия в выставках. Одна из известных мастериц Татьяна Городничева. Сейчас игрушкой занимаются потомственные мастера и их дети, внуки.

Хлудневские игрушки отличает наивная (в самом высоком смысле этого слова) простота, незатейливая росписи, некоторая грубоватость лепки. Яркая, жизнерадостная, просто источает тепло и радость. Глина хлудневской игрушки после обжига становятся белой, бело-розовой, фоновый цвет. Расписывают игрушки не целиком, а только отдельные детали, разноцветные полоски, натуральным фоном глины, в основном яркими цветами: красный, малиновый, зеленый.

Есть у меня несколько свистулек (мастеров точно увы не помню), со временем анилиновые краски подвыцвели, выглядят бледновато.

Ка-ак же долго я жалела, что не купила тогда хлудневскую бабу, вот просто боль моя (300 руб. как помню, видно не хватало), они у них большие, огромные и сложносоставные, невероятно архаичные, потрясающие, до сих пор их везде смотрю..

На прошлогодней зимней Ладье они стояли лишь в выставочной витрине, стенда промысла не было, был лишь мастер-класс , мастер Александр Заборкий из Думичей, лепил игрушки, здесь же они и продавались, взяла одну, на фото она справа, еще со свежей краской.

↑ Петровская глиняная окарина

Петровская глиняная окарина (свистулька) потому что родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области.

Главные особенности: все игрушки на трех или четырех опорах. Свистульки – обязательно. Изысканный, утонченный силуэт, гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой. Декоративные орнаменты: "ёлочки", вертикальные вмятины, точки. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют "ямочным", он существует тысячелетия и вот, в петровской игрушке, сохранился до наших дней. Сюжеты: конь, петух, олень, баран, медведь, мужики с гармонями, бабы с детьми, а еще собаки, лошади, свиньи. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками, как в орнаментах северной вышивки.

Петровская игрушка редкая – была почти погибший промысел. Сейчас стараниями студии керамики "Весна" изучается и создается. Но игрушки старых мастеров - Павла Алексеевича Иванова и Александра Васильевича Зайчикова - давно стали музейной редкостью, ими созданы истинно прекрасные и удивительно гармоничные вещи.

Петровская игрушка у меня была одна, и автора не помнила (конечно не Иванов), но на весенней "Ладье" познакомились мы с мастером Михаилом Шмаровым и его женой, которые восстанавливают промысел, рассказывал он и об открывшимся музее игрушки в Костроме.
Купила я пару его игрушек к своей в компанию, и оказалось дома, что судя по инициалам мастер то у них один, и у моей двадцатилетней давности и этих. Если встречу Михаила на выставке, обязательно подойду, спрошу).

. В декабре подошла, пообщалась с женой мастера, выяснилось, что раньше технология изготовления была другой, в 1994 (год первой игрушки) покрывали игрушку свинцовым суриком по сырому черепку, в один обжиг, а сейчас - полива, в два обжига, отсюда и разный эффект поверхности (хоть тот что раньше мне ближе был..)

↑ Скопинская игрушка (рязанская)

Несколько скопинских игрушек мне дороги, прежде всего, тем, что были одними из первых, как эта птичка (все тех же начала 90-х годов).

Среди скопинских - лев - это не Скопин, даже не Россия )). Это Украина, Полтавская область, с. Опошня

А рыбка-свистулька на переднем плане относится к суджанской глиняной игрушке (г. Суджа, Курская обл. мастер Спесивцев ). Эта форма свистулек только для этого промысла характерна, свисток - вещь ритуальная (две птички-свистульки для влюблённых; барышня ждёт, когда оба одновременно свиснут)), так что жаль, что одна. . ..)

Конечно, есть и одиночные игрушки Жбаниково, Торжок, описывать которые можно лишь для того, что бы назвать, обозначить промысел.

Ведь уровень игрушек в принципе тоже отличается, бывают игрушки традиционные промысловые, бывают художественные авторские, музейные или сувенирные… (умолчу про кич).

Часто игрушки мне привозят, дарят друзья, интересно сравнивать, например две кошки.

↑ Каргопольская глиняная игрушка

Каргопольские всегда были одними из любимых.

Такие узнаваемые, радость в этой игрушке просто разлита, улыбка, задор, юмор, в сюжетах, в цвете, но роспись то еще от архаики осталась.

Каргопольские лепила когда-то и сама, сохранилось еще несколько).

Есть у меня семейка родом все с тех же лет, парочка, коза, конь, барышня, всадник..

Очень люблю и эту каргопольскую парочку в технике обварной керамики.

А имя самой самобытной каргопольской мастерицы - Ульяна Бабкина, баба Уля.

Я когда-то чуть не стала обладельницей ее игрушки, уже после института разговорившись с одним однокурстником, который не будучи увлеченным обладал и предлагал от всей души), что-то тогда не сложилось, а вспоминаю)) ..реликвия..

Нужно сказать, что у меня никогда не было самых известных промыслов, Дымки, Филимоново, Абашево, ну почти.

НЕ было, до недавнего времени.

↑ ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновских у меня раньше не было.

Промысел настолько известен, и с прекрасной судьбой, что стоит почитать о нем отдельно, что от себя добавить.

Фантастична! Во всех смыслах, мистическая, тягучая пластика форм, ритм ярких красок, а цвет. Притягивает взгляд, где бы ни стояла, выделяется даже среди моего яркого окружения, удивительно современна, вписывается везде. Первое время видела только ее), пройти мимо не могла, руки тянулись и хотелось тянуть-тянуть вверх эту линию, повторяя замысловатое движение танца..

А инопланетная пластика игрушек свойством местной глины прежде всего обусловлена, жирной, тягучей, тяжелого верха не выдерживающей, но белой после обжига, так, что и грунтовать не нужно.

↑ Романовская игрушка

Я ее не знала. Точнее не знала такой.

У меня была одна романовская игрушка, совсем иная.

Загадка.. может ошибка..

Непривычные (масштабом), очень крупные (возвышающиеся среди моих прочих), мистически серебристо поблескивающие. Пропорции удивительные, и загадочность в них какая-то есть, и радость..

И удивительное чувство, мы с ними на Вы, они все время сохраняют какую-то дистанцию..

↑ Абашевская игрушка

И конечно абашевские игрушки - моя невероятная последняя любовь.

«Абашевская глиняная игрушка свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район Пензенской области).

Почему их не было у меня раньше?

ТАКИХ не попадалось, настоящих! Сувенирных была парочка, но не трогала..

Чем разнятся? Лепкой. Формой, эмоцией!

Вот просто видишь, чувствуешь по форме как пальцы мастера выводили, лепили форму, где единым движением, где мощным мазком, а контур, завиток, силуэт, осанка..

Какая мощь в них, монументальность, скульптурность, сконцентрированная сила, собранность. И не зависимо от размера, и в малой игрушке все тоже.

Цвет локальный – энергия.

А энергетика! нереальная, простраство вокруг просто трещит..

Олень-утро, олень-древо, олень-огонь, оберег, защитник в доме.

Полюбились они мне так сильно, что сложно было остановиться).
Настолько они мои.

А в "Лавке образов" игрушки, которые находит, заказывает, привозит Аня Кива, самые, самые, лучшие, от настоящих мастеров, эти от Евгения Валентиновича Соловьева, что продолжает традиции Зоткина.

Что сказать, невероятные, нереальные, по силе, по пластике, ведь и в рамках одного промысла уровень довольно разный может быть.

Сравнивать можно и нужно, к сожалению, лицо современного абашевского промысла ныне совсем иное. Есть у меня один олень для сравнения, на одной из прошлых выставок долго беседовала на стенде игрушки с мастером, без игрушки уйти не смогла (но понимая в душе, нет, нет, не то, не мое), а поставила подальше, всегда она вызывала во мне дискомфорт.

Сравнить можно, две игрушки, двух мастеров, объяснить тут сложно, нужно почувствовать. Какая вялая (а в больших игрушках, я бы даже сказала манерная, на выставке их много, видно) линия и контур в одной, и какая сжатая энергия в другой, и даже если сравнить ее с простыми сувенирными абашевскими игрушками, как далеко это от истинно народной традиции, по смыслу, по эмоции, или просто эмоция это не моя.

Сувенирные (детские) справа и авторская слева..

И как хороши игрушки. … вот когда они так собираются вместе (Антоша любит их так вместо со своими расставлять)).

И сам силу в себе ощущаешь достоинство, энергию.

Вот такие они игрушки и разные, и веселые, и глубокие, сил придают, воспитывают , вдохновляют.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Как играть?

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

глиняные игрущки (604x380, 57Kb)


Глиняные игрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку до н. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков.

глиняные игрушки (700x525, 57Kb)

Пластика и размеры глиняной игрушки были рассчитаны для ребенка. Всё чрезмерное, лишнее отсекалось. Создавался лаконичный образ игрушки с тайной, сказкой, заложенной веками, и будилась детская фантазия: что скрывается за этим образом. Происходит игра-диалог ребёнка со взрослым. Старший может объяснить, откуда этот образ, а дети могут сами придумывать с этими игрушками сказки, истории. В фигурках заложена наша культура, многовековая память народа.

Цвет, как и форма в народной игрушке, имеет символическое значение. Красный – огонь, солнце, цвет земли. Желтый – цвет хлебной нивы и снова солнца. Зеленый – растительный орнамент, символ возрождения жизни. Синий, голубец воды и неба, цвет космоса. Белоснежный фон, белый цвет издавна считался символом чистоты, света, светлых сил. Орнамент, встречающийся на игрушках, также несёт смысловую нагрузку. Солярные знаки или символы солнца, представляющие из себя розетки или орнаментальные круги, встречаются часто в народном искусстве: и в резьбе, и в росписях, и в вышивке.

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих


Глиняная игрушка - самобытная яркая часть русской народного творчества. Игрушка имеет многовековую историю в течение, которого отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки во многих центрах сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это, потому что изготавливались они на едином культурном пространстве, и игрушечники учились у одного учителя - природы. Они были любимы детьми и во дворце и обычной хате крытой соломой.

Самые ранние игрушки на территории современной России были примитивными, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: миниатюрная посуда, погремушки, фигурки животных и людей. Ими являются глиняная посуда и топорики среди предметов фатьяновской культуры(II тыс. до н.э.). Но эти игрушки жили недолго, они быстро ломались.

Чтобы сделать более интересными мастера начали делать игрушки, которые издавали звуки, ярко и красиво расписывать.

Игрушки делали во многих местах, где были залежи хороших глин и где, было развито гончарство. Она зачастую была попутным, второстепенным делом у гончара и у его семьи. Со временем игрушка стала самостоятельным промыслом и больше предназначалась не для детских забав, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. И становилась предметом для украшения быта.

В коллекции музея собрана небольшая подборка глиняной игрушки. В основном это изделия XVIII – середины XX века. Поступили в музей они с территории нижнего Дона (г. Аксай, ст. Старочеркасская, х. Рогошкино). Игрушки были разбиты на 4 группы. Сейчас мы рассмотрим их.

1. Фото 1

В первую группу попали два фрагмента игрушек изображающих мужчин. Они имеют некоторые общие детали, но и зн

2. АВИМ_ОФ_69.JPG

Игрушки 1 и 2 объединяет то, что они изготовлены из светло - жгущихся глин. В остальном они различные как в технике формовки, так и в технике декорирования. Фигурка №1 (КП 68 /КС201) изготовлена из бело-жгущихся глин, черепок плотный, в тесте мелкие включения мелкозернистого песка. Сохранилось туловище мужчины в сечении прямоугольное. Шея короткая переходящая в небольшую голову. Черты лица переданы довольно реалистично: рельефные глаза, нос, губы. Мужчина одет в какую-то одежду, о чем говорят четыре рельефные пуговицы расположенные ве ртикально. Пуговицы находятся в левой части туловища. Фигурка сверху покрыта глухой глазурью коричневого цвета. Фигурка, возможно, была игрушкой или деталью оформления керамического сосуда. Судя по внешнему виду, фигурка мола не лепиться, а отминаться в форме. Подобная глина и глазури характерны для Скопинского гончарного центра и некоторых районов Центральной России. (Фото-1).

Фигурка №2 (КП69/КС560) изготовлена из светло-жгущихся глин, черепок плотный без видимых примесей. Туловище мужчины цилиндрическое через слегка выраженную шею переходит в большую голову с утолщением в верхней части. Лицо выделено тремя наколами, глаза двумя узкими линзовидными, а рот тонким, прямым. На туловище видны следы утраченных деталей фигурки. Подобное оформление лица и головные уборы характерны для Белгорода. (Фото-2)

Читайте также: