Сообщение о журнале чиж

Обновлено: 19.05.2024

С тех пор я ввел в литературу множество текстов драматурга, начиная с его первой пьесы до последнего неоконченного сценария. Писал очерки о Дойвбере Левине, Юрии Владимирове, Хармсе, Введенском, Олейникове и др. Вышли сборники и многотомники (и неоднократно уже) Н. А. Заболоцкого, Д. И. Хармса, А. И. Введенского, К. К. Ваганова, Н. М. Олейникова. О них уже все всё знают. По крайней мере, те, кто откроет эту книгу, если я успею её дописать и если ей удастся выйти в свет. А повторять уже общеизвестное, неинтересно и скучно.

Появление Хармса (и Введенского) многое изменило в детской литературе тех дней. Повлияло и на Маршака. Очистился от литературной, традиционной техники поэтический язык. Некоторые перемены наметились и в прозе. Во всяком случае, нарочитая непринужденность как бы устной, как бы личной интонации, сказ перестал считаться единственным видом прозы.

Содержание

История журнала

Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов
Корней Чуковский [1]

С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Н. Олейников, Г. Дитрих, Т. Габбе, А. Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал полностью изменился. Новые сотрудники ограничивались публикацией классических литературных сюжетов и народных сказок. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.

Главным консультантом отдела был С.Я.Маршак, поэтому частенько отдел называли "академией Маршака" и место это больше напоминало литературную студию, где царила атмосфера радостного творчества: безудержного веселья, розыгрышей, импровизаций. Сутками не смолкал здесь хохот, звучали эпиграммы, шутки и пародии.
Пройдя через "академию Маршака", люди самых разных профессий становились замечательными детскими писателями; можно вспомнить биолога В. Бианки, художника Е. Чарушина, актера Е. Шварца, штурмана Б. Житкова, юриста Е. Верейскую, критика Е. Привалову, бывшего беспризорника Л. Пантелеева.

1481_big

Первый номер журнала "Еж" появился в феврале 1928 г.
(Фото из интеренета).
Журнал создавался для детей среднего школьного возраста — пионеров, но "на него кидались и дети, и взрослые", – писал И. Андроников. Создатели журнала говорили со своими читателями как с равными, не было ни сюсюканья, ни нравоучений. О сложном рассказывалось доступно, о серьезном - весело, при этом воспитывалась активная жизненная позиция.

Популярность журнала была невероятная, и однажды директор кондитерской фабрики им. Самойловой пришел в редакцию с просьбой написать двустишье для конфеты "Ёж". Ушел рассерженным, потому что звучало оно так:
Утром съев конфету "Ёж",
В 8 вечера помрешь. - Н. Олейников пошутил.
Существует и продолжение, авторство которого приписывается Д.Хармсу:
Ну, а съев конфету "Чиж",
К праотцам вмиг угодишь.

При создании журнала и реклама была интересной. Например, рассказывалось в стихах, как ёж стащил яблоки, а заканчивалось стихотворение так:
Ёж решился на грабеж,
Чтоб купить последний "Ёж"!

Но был и опыт детской публицистики. К юбилею Октябрьской революции появляется рассказ Н. Олейникова "Учитель географии"("Еж", 1928, № 10) с необычным сюжетом: Иван Иванович, учитель географии в Смольном институте, уснул летаргическим сном, проспал одиннадцать лет и очнулся в клинике доктора Крылова, от лица которого ведется повествование.

" Недалеко от больницы находился кооператив с вывеской Петрорайрабкоопа.
Это была первая вывеска, которую увидел Иван Иванович. Он остановился в изумлении и стал читать.
- Петро. рай. раб. петрорай. рабрай. край.
Иван Иванович не дочитал. Он увидел рядом с вывеской красный флаг и сразу замолчал.
В это время из ворот вышел мальчик.
- Что это за флаг? - спросил Иван Иванович. - Кто его повесил?
- Мой отец.
- А кто твой отец?
- Дворник.
- Твой отец с ума сошел! - закричал Иван Иванович, - Позови его сейчас же сюда.
- Да его сейчас дома нету.
- А где же он?
- Он к брату поехал в Смольный.
- Ага, это очень интересно, - сказал Иван Иванович, доставая записную книжку. - Как фамилия твоего брата? Я сегодня в Смольном с ним сам поговорю. Он кто, швейцар, что ли?
- Нет, командующий Балтийским флотом.
- Ты что врешь? - закричал Иван Иванович. - Отец твой - дворник, а брат - адмирал. Как твоя фамилия? Где ты учишься?
- В 245-й советской трудовой школе имени Максима Горького.
- Такой школы нет, - сказал Иван Иванович.
- Как же нету? - обиделся мальчик.
- На какой улице? - строго спросил Иван Иванович.
- На улице Красных Командиров.
- А где эта улица?
- В Ленинграде.
- А Ленинград где?
Мальчик засмеялся.
- Вы уж, если начали экзаменовать, так хотя бы вопросы-то потруднее выдумали. Ленинград находится в СССР.
- Это что за СССР?
Мальчик рассердился.
- Ну, мне некогда, - сказал он, - я пойду.
- Постой, постой, а кто хозяин этого дома и кто хозяин магазина?
- Хозяин дома Жакт, а хозяин магазина - Петрорайрабкооп.
Иван Иванович задумчиво посмотрел на вывеску.
- Петрорай. рабкооп, - запинаясь, повторил он. - Почему же он свою фамилию без твердого знака пишет? Ты его имя-отчество не знаешь?
- Да вы что, псих что ли ? - сказал мальчик. - Ну вас!
И он убежал."

- Городовой! - заорал Иван Иванович.
Милиционер свистнул. Издали бежал другой милиционер. Дело кончилось бы плохо если бы не вмешался я.
- Это больной. - сказал я милиционеру, - не трогайте его. Я доктор Крылов, заведующий больницей имени Жертв Революции.
Иван Иванович с испугом посмотрел на меня.
- Доктор, я ничего не понимаю! Кто этот человек в красной шапке? Почему жертвы революции? Почему нету твердых знаков?
Поедемте лучше в Смольный, - сказал я. - Я вас провожу.

Белая армия, черный барон
Снова готовят нам царский трон.

- Что это такое? - растерялся Иван Иванович и выглянул в окно.
По улице шли люди с красными знаменами.
- Куда они идут?
- В Смольный, - ответил сосед Иван Ивановича.
- В Смольный? А почему у них красные знамена?
- По случаю Октября.
- Какого октября?
- Да седьмого ноября.
Иван Иванович побледнел и схватился за голову.
- Октября, ноября. - ничего не понимаю.

Сегодня мы с Иваном Ивановичем обедали. Когда подали суп, Иван Иванович спросил:
- Что это такое?
- Суп.
Иван Иванович обрадовался.
- Суп? - переспросил он. - Так и называется - суп?
- А то как же иначе? - удивился я.
- Я думал, - сказал Иван Иванович, - что у вас все называется по-новому. Так вы говорите, это суп?
- Да, суп.
- А это салфетка?
- Да, салфетка.
- А это ложка?
- Да, ложка.
- А как вы думаете, - сказал Иван Иванович, - дадут мне теперь какое-нибудь место? Ну, скажем, почтальона?
- Отчего же, - сказал я. - Но для этого вам надо основательно изучить названия городов и улиц.
- Постараюсь, - сказал Иван Иванович.
И начал грустно есть суп.

Вам это ничего не напоминает? Тихое помешательство. А ведь мы в летаргию не впадали.

Детские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы.

Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию — на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан.

Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов.

Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.

В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам.

Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.

Читайте также: