Сообщение о н ф катанове

Обновлено: 09.05.2024

6 мая 1862 года, степная местность Изюм (Узюм) ныне Аскизского района Хакасии – 10 марта 1922 года, Казань.

Окончил восточный факультет Петербургского университета в 1888 году.

В 1889–1892 годах участвовал в научных экспедициях Русского географического общества и Петербургской Академии Наук в Сибирь, Монголию, Джунгарию, Китайский Туркестан, занимался изучением быта, обычаев, языка, фольклора местных тюркских народов.

С 1893 года экстраординарный профессор Казанского университета по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1911 года в Казанской духовной академии: читал лекции по истории христианства в Поволжье, преподавал татарский язык.

После 1917 года вновь в Казанском университете (с 1921 года профессор).

Имя Катанова присвоено переулку в Казани и Хакасскому университету.

Научная деятельность

Катанов изучал географию распространения и классификацию тюркских языков, историю тюркской письменности.

Преподавал также в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте, Высшем институте народного образования. Труды по тюркскому языкознанию и этнографии.

Он занимался также историей Волжской Булгарии, Казанского ханства и Казани: изучал монеты, булгарские эпиграфические памятники, предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках.

Действительный член Русского географического общества (1894), член Русского археологического общества (1894).

Сочинения

Материалы к изучению Казанско-татарского наречия: В 2 ч. Казань, 1899.

Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов // Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племён. СПб., 1907. Ч. 9.

Литература

Иванов С.Н. Николай Фёдорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. М., 1973.

Катановские чтения. Доклады, прочитанные в Казанском университете, посвящённые 135-летию со дня рождения Н.Ф.Катанова. Казань, 1998.

ЮдакинА. Урало-алтайское (тюрко-монгольское) языкознание: Энциклопедия. М.,2001.

Валеев Р.М. Классик отечественного востоковедения // Научный Татарстан. 2002. №2.


Катанов Николай Федорович родился 6 мая 1862 года в хакасской местности Узюм, ушел из жизни 10 марта 1922 года в городе Казани. Тюрколог с мировым именем, доктор сравнительного языкознания, профессор Императорского Казанского университета , действительный член Российского географического общества, первый хакасский ученый.

Источник: ТОРБОСТАЕВ К. ПРОФЕССОР ИЗ ХАКАССКОГО ААЛА/ Каврис ТОРБОСТАЕВ, кандидат исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). – с.162-168

Детство Николая 2-го ничем не отлича­лось от детства его сверстников, живших в кочевьях. Теплую половину года мальчик с родителями жил на летнике в Сагайской сте­пи, а зимой — на зимнике, на берегу Абакана. Как и другие дети, он приглядывал за теля­тами и овцами.

Хакасское население того времени уже бы­ло крещено православными миссионерами, но при этом сохраняло приверженность своей традиционной религии — поклонялось небу, духам местностей, хозяйке огня. В детстве Ни­колай Катанов также участвовал и в нагор­ных, и в домашних жертвоприношениях, со­переживал шаману, совершавшему камлание. Так же как и у множества соплеменников, сложилась бы судьба Поры, если бы не сов­сем обычные родственники. Дядя Николая Катанова, Ефим Семенович Катанов, к тому времени сосредоточил в своих руках ряд важных должностей в Аскизской степной думе — местном органе самоуправления ино­родческого населения Российской империи. Кое-кто называл его взяточником и разврат­ником, державшим селение Аскиз в полном повиновении. Другие говорили обратное, что Ефим Катанов радел за свой народ и по воз­можности старался оградить бедняков от не­померных налогов. Когда умер отец Николая Хызыл (Федор) Катанов, Ефим Семенович взял младшего племянника на воспитание и определил в школу, устроенную им же в Аскизе, где сам был учителем.


В гимназию Катанов был определен при содействии И.П. Кузнецова-Красноярского, богатый отец которого, бурят по националь­ности, охотно поддерживал способных вы­ходцев коренных сибирских народностей.

Каждое лето гимназист возвращался в Аскиз, в дом своего дяди, где набирался впе­чатлений и знаний о языке и сказаниях свое­го народа.

В Красноярске он нередко подрабатывал репетиторством. Среди его учеников оказа­лись и будущий ученый А.А. Ярилов, и одна из образованнейших женщин Сибири В.А. Баландина, сделавшая впоследствии весьма много полезного для развития Минусинского уезда. В своих воспоминаниях Баландина со­общала, что после того, как она получила не­удовлетворительную оценку по французско­му языку, в репетиторы ей назначили гимна­зиста старших классов Николая Катанова. Позже Баландина поступила в один из пре­стижнейших университетов мира — париж­скую Сорбонну, и, надо думать, уроки с гим­назистом Катановым пошли ей впрок.


Н.Ф. Катанов среди гимназистов. 1870-е гг.

В гимназические годы Катанов знакомится с известным алтайским миссионером — священником В.И. Вербицким, исследователем языка коренных народов Алтая, автором грамматики алтайского языка. По совету Вер­бицкого гимназист Катанов начинает зани­маться сверкой хакасских преданий, записан­ных и изданных Радловым и Кастреном.


В возрасте 22 лет Николай Катанов приез­жает в Петербург. 15 августа 1884 года его за­числяют на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета по раз­ряду арабско-персидско-турецко-татарской словесности.

Большое влияние на Катанова в то вре­мя оказали В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев — вы­дающиеся исследова­тели Сибири.

Во время учебы в университете Катанов выпускает свои первые научные работы, по­священные языку и фольклору хакасов.


В начале 1889 года Катанов выехал из Пе­тербурга. Отправным пунктом его исследова­ний стал родной Аскиз.

В 1889 году Н.Ф. Катанов исследует язык и культуру жителей Урянхайского края (Ту­вы), который в то время считался провинцией Китая. В следующем году Катанов исследует карагасов, как называли тогда небольшой на­род тофаларов. В перерывах между этими поездками он обрабатывает собранный мате­риал и активно изучает язык и быт жителей Минусинского округа.

В 1890-1892 годах Катанов продолжил пу­тешествие в Восточный Туркестан, где изу­чал языки и культуру. За четыре года он со­брал множество разнообразных материалов по языку, народному творчеству и этногра­фии тюркоязычных народов. Позже за со­бранные в этом путешествии материалы Н.Ф. Катанов получил степень доктора наук срав­нительного языкознания и стал широко изве­стен в научной среде.


Николай Федорович Катанов и Александра Ивановна Тихонова


Дом в Казани, где жила семья профессора Н.Ф. Катанова


Жена профессора Александра Ивановна с дочерью Анной, 1890-е гг.

Он поддерживал связь с музеями Средней Азии, Сибири, Кавказа, обменивался коллек­циями, помогал музеям Казани, Тобольска, Минусинска, Красноярска составлять экспо­зиции, посылал литературу; рекомендовал в печать работы местных исследователей. Не­которые экспонаты Катанов приобретал за свои средства, жертвуя их музеям.

Из-за нужды Катанов вынужден был про­дать свою богатейшую востоковедческую библиотеку из 8600 томов. Он неоднократно предлагал ее Российской Академии, иркут­скому генерал-губернатору, среднеазиатско­му генерал-губернатору, но в силу малообра­зованности официальных лиц везде получал отказ. Случайно о продаже уникальной вос­точной библиотеки узнал турецкий премьер-министр Хильми-паша. Он немедленно купил все книги и переправил их в Стамбул. Впос­ледствии библиотека Катанова стала основой востоковедческой библиотеки Стамбульского университета.
Много сил профессор Катанов отдавал Об­ществу археологии, истории и этнографии Ка­занского университета, где он был сначала се­кретарем, а с 1898 по 1914 год — председате­лем.


Профессор Н.Ф. Катанов (сидит) во время путешествия в Урумчи (Китай) с фотографами экспедиции И.Ф. Толшиным, Ф.Т. Васильевым (стоят) и писарем А.П. Бехтеревым. 1890 г.

15 декабря 1907 года министр народного просвещения утвердил Н.Ф. Катанова в сте­пени доктора сравнительного языкознания без защиты докторской диссертации. Это был редкий в научной практике случай, сви­детельствующий о признании научным ми­ром выдающихся заслуг Катанова в иссле­довании тюркских языков и разработке со­путствующих вопросов — этнографии, исто­рии, археологии.

Однако, несмотря на свои заслуги в науч­ной сфере, Катанов по-прежнему занимал скромную должность экстраординарного профессора Казанского университета. Он был единственным здесь ученым неевропей­ского происхождения. С другой стороны, Ка­танов считался христианином православного вероисповедания и даже возглавлял кафедру в Духовной академии, занимался миссионер­ской деятельностью, а также являлся цензо­ром арабографичной литературы.
После событий 1917 года, связанных с ус­тановлением советской власти, и Граждан­ской войны профессор Катанов становится деканом археологического отделения вновь созданного Северо-Восточного археологичес­кого и этнографического института. Он чита­ет лекции на различных курсах и проводит работу по упорядочению музеев.


Суровые условия жизни при новой власти подорвали здоровье Николая Федоровича, осенью 1921 года его разбил паралич, а 10 марта 1922 года он умер. Катанова похорони­ли в ограде казанского Преображенского мо­настыря, но после его разрушения останки хакасского ученого были перенесены на со­хранившееся Арское кладбище в Казани.


золотая медаль Красноярской гимназии, посмертно имя присвоено Хакасскому государственному университету.

Содержание

Происхождение

Учёба и научная карьера

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.



В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень без защиты диссертации.

В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую духовную академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского Русского географического общества (1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Шестнадцать лет (1898—1914) Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Общественная и политическая деятельность



После революций 1917 г. Н. Ф. Катанову удалось избежать открытого преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани.

Кончина, место захоронения

Н. Ф. Катанов безвременно скончался, по уточнённым казанским историком-краеведом А. М. Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет.

Профессор Казанской Духовной академии И. М. Покровский, близкий друг Н. Ф. Катанова, писал в его некрологе не только о заслугах покойного, но и о тяжелейших условиях жизни в последние годы, когла Н. Ф. Катанов читал до 47 лекций в неделю [9] .

Здоровье Николая Федоровича пошатнулось с осени 1921 года, после физического паралича, случившегося с ним от переутомления, когда уже далеко не молодой профессор, вместо покоя …, вынужден был долго и непосильно работать: копать землю под посев картофеля и других овощей на огороде, носить их на себе с огорода, находящегося в пяти вёрстах от его квартиры, таскать и перекладывать тяжелые бревна с места на место, колоть дрова, носить воду на второй этаж в свою квартиру по крутой лестнице и многое другое.

Покровский И. М. Памяти профессора Н. Ф. Катанова, 1923.

Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую учёную силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградима. Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию.

Покровский И. М. Памяти профессора Н. Ф. Катанова, 1923.

Увековечение памяти Н. Ф. Катанова



28 сентября 1987 г. на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне — Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова).

27 июня 2007 г. в селе Аскиз, на берегу реки одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову.

26 октября 2007 г. в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока — Дней хакасской письменности и культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бора-Тайгинская средняя общеобразовательная школа.

Николай Федорович Катанов-

собиратель тувинского фольклора.

Выполнила: ученица 8 класса

МБОУ Бора-Тайгинской СОШ

Рук-ль:Ондар Уран Барбалдайевна

учитель родного языка и лит-ры.

Благодаря собирателей устного народного творчества наш тувинский фольклор обогащается, исследуется, развивается, пополняется.Фольклор-это духовная культура каждого народа. В результате многолетнего труда специалистов и любителей устной народной поэзии стало возможным массовое и научное издание произведений фольклора на языке оригинале и в переводе как в самой республике,так и за ее пределами.

Свыше ста с лишним лет назад, выдающиеся люди науки проникли в суть произведений поэтического творческого маленького народа.В результате этих поездок науке стали известны языковые и фольклорно-этнографические данные о народе, живущем в долине Улуг-Хема. Постепенно долина Верхнего Енисея становится обязательным объектом научного интереса ученых.

Я хочу рассказать одним из первых собирателей тувинского фольклора о Николае Федоровича Катанова.

Цель доклада: изучение жизни и деятельности Н.Ф. Катанова и его роль становлении тувинского фольклора.

Ознакомление научными трудами ученых о Н.Ф. Катанове.

Н.Ф. Катанов - собиратель тувинского фольклора.

Николай Федорович Катанов - выдающийся сын хакасского народа. Всемирно известный российский ученый-востоковед, исследователь тюркских языков и народов, профессор Казанского университета и Духовной Академии. Н. Ф. Катанов занимался не только языком, историей, этнографией, нумизматикой, но и фольклором многих народов, в том числе и урянхайцев (тувинцев).

После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф. Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году золотой медалью.

В 1884-1888 годах он учился на арабско-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета.

9 января 1889 года Н. Ф. Катанов прибывает в Красноярск. Отправными пунктами путешествия были Минусинск и Аскиз, откуда 7 марта 1889 года Н.Ф. Катанов выезжает в экспедицию в Урянхайский край.

В Туве ему помогли его дальние родственники с Аскиза И.К.Реполовский и И.И. Катанов (Анаш). И. К. Реполовский оказывал, главным образом, практическое содействие Катанову в трудных бытовых условиях экспедиции, помогал ему в переписке дневников и т.д.

Во время экспедиции по Туве Н.Ф. Катанов преодолел расстояние около 700 верст и проживал по несколько дней в 14-ти торговых заведениях русских купцов, которые встречались на его пути. Там он отдыхал, пополнял свои запасы и встречался с информаторами.

Н.Ф. Катанову приходилось также раздавать подарки и угощения. Много сказочников и рассказчиков удалось ему расположить медикаментов и лекарств, в которых остро нуждались обитатели тех мест.

Татар оглу Мыклай тала

Таакпылажып чору-ла бе?

Белдир оглу Мыклай тала

Белек алчып чору-ла бе?

Сын татар мой друг Николай

Курит трубку дружбы с нами.

Сын бельтиров друг Николай

Обмениваются подарками с нами. [1.44]

Завершая свою шестимесячную экспедицию по Туве, Н.Ф. Катанов со своими помощниками переваливает Саянский хребет, через реку Манчурек,Таслу, Кантегир и реки Чахан и Чабаш и прибывает 5 сентября в русскую казачью деревню Арбатскую. Оттуда он возвращается по Арбатской тропе на свою базу в Аскиз.

Отличие научной деятельности Н.Ф. Катанова от деятельности предыдущих исследователей и путешественников Южной Сибири и Саяно-Алтайского нагорья состоит в том, что он был выходцем из Сибири, представителем одной из тюркских народностей, населявших Южную Сибирь, очень хорошо знал язык, быт и обычаи этих народов. Кроме того, при оформлении записей он использовал новую, разработанную для тюркских языков, академическую транскрипцию Радлова, что позволило ему отразить все диалектные особенности тувинского языка и передать их более достоверно в фонетическом отношении.

В данной работе мы попытались узнать о жизни и деятельности Н.Ф.Катанова, об экспедиции в Урянхайский край. Мы обращались к научной литературе, познакомились статьями местных ученых. И пришли к выводу, что Николай Федорович Катанов-выдающийся сын хакасского народа, посвятил всю свою жизнь к культурному возрождению народов Востока. Навечно остались благодарными тюркоязычные народы Катанову, так много сделавшему для развития их самобытной национальной культуру.

Несмотря на трудности экспедиции и малоисследованность тувинского фольклора, молодой 27-летний ученый, только что окончивший университет, Н. Ф. Катанов первым собрал и опубликовал значительный объем фольклорных произведений в то время малоизвестной в российской науке тувинской народности.

Большая заслуга Н.Ф. Катанова-фольклориста заключается в том, что он всему миру показал богатство духовной культуры тувинского народа и оставил нам произведения живого фольклора наших предков.

1.Д.С.Куулар. Н.Ф. Катанов и тувинский фольклор. История и современность: Сборник трудов по фольклору и литературе - Кызыл: Тувинское книжное издательство,2002г.-с.5-45.

4.Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае–Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы. [Текст]: в 7т.Т.1: Урянхайский край: перекресток мнений (конец Х I Х – начало ХХ вв.) составитель С.К.Шойгу. – М.: СЛОВО/ SLOVO , 2007 – с.490-579.

КАТАНОВ Николай Федорович (6 мая 1862, село Узюм Минусинского округа — 10 марта 1922, Казань), ученый-тюрколог, этнограф, лингвист, востоковед.

В 1884 окончил Красноярскую классическую гимназию. В 1884—88 обучался в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков со специализацией по арабо-персидской словес­ности. В 1889—92 по поручению Санкт-Петербургской Академии Наук и Русского географического общества (РГО) отправился в научную экспедицию в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монго­лию, Джунгарию и Китайский Туркестан для изучения быта и языков тюркских племен. Собрал значительный массив лингвистических и этнографических данных. В 1893 Катанов получил степень магистра турецко-татарской сло­весности. В 1903 в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию по урянхайскому языку. В 1907 без защиты диссертации в Казанском университете Катанову присвоено звание доктора срав­нительного языкознания.

Катанов совмещал научную работу с пре­подавательской: с 1894 — профессор Ка­занского университета. В 1911 — 19 препода­вал в Казанской духовной академии. В 1919—21 участвовал в работе Северо-Восточного археологического и этнографического института, в 1921 — декан археологического отделения этого института.

Научная и общественная деятельность Катанова получила признание в России и за рубежом. Катанов являлся членом Русского археологического общества и РГО в Санкт-Петербурге (1894), Императорского общества лю­бителей естествознания, антропологии и этнографии (1897), Международного общества наук и литературы в Левене, Бельгия (1898), Этнографического общества в Будапеште и Гельсингфорсского финно-угорского общества (1900), Общества любителей русской словесности А. С. Пушкина при Казанском университете (1901).

Библиография трудов Катанова по востоковедению насчи­тывает 181 наименований. В своих работах Катанов использовал 114 языков мира (все европейские и азиатские, в том числе китайский, арабский, японский, египетский и многие другие). Библиотека Катанова, насчитывавшая 8,6 тыс. томов, стала основой востоковедческой библиотеки Стамбульского университета.

В 1990-х гг. именем Катанова названы Хакасский государственный университет, Хакасская республиканская национальная гимназия.

Соч.: Опыт исследования урянхайского языка с указанием глав­нейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903; Киргизы и их религия. СПб., 1907.

Лит.: Иванов С.Н. Н.Ф. Катанов (1862-1922): Очерк жиз­ни и деятельности. М.; Л., 1962; Бобков В.Н. Ученые Казанского университета и архивы в первые годы Советской власти // Сов. архивы. М., 1999. № 5.

Читайте также: