Сообщение о музее а музы не молчали
Обновлено: 04.07.2024
Инициатором и главным идейным вдохновителем создания экспозиции, посвященной культуре и искусству Ленинграда времен блокады и Великой Отечественной войны, в далеком 1968 году выступил Е.А, Линдт, простой школьный учитель. Его активно поддержали и остальные педагоги, и ученики, и деятели культуры нашего города, пережившие блокаду. Они и положили начало богатейшей известной ныне во всем мире музейной коллекции, которая насчитывает более 20000 подлинных документов и вещей.
Целый зал посвящен Д.Д. Шостаковичу, здесь находится рояль, на котором он играл, его ноты, письма, фотографии, личные вещи. Здесь же хранится и дирижерская палочка Карла Элиасберга, под управлением которого в Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича.
Композиторы и художники, осветители и костюмеры, даже девочка с плаката блокадных времен - все они герои, которым посвящена экспозиция музея. Настоящий герой и та женщина, которая нашла и вернула потерянные карточки на хлеб, вернув шанс выжить в голоде и холоде целой семье.
Особую ценность музейной коллекции составляют такие уникальные экспонаты, как часы Н.И. Римского-Корсакова, переданные в дар музею потомками композитора, и уголок, посвященный Галине Вишневской, также пережившей блокаду родного города.
Экскурсии в музее проводят сотрудники (которыми по совместительству являются преподаватели и сами ученики школы), продолжая дело его основателя.
Иллюстрации:
Музей настоящей блокады!
Композитор В. Баснер
- Кто посмеет сказать, что стремящийся к свету искусства даже в трудные дни, даже в темной военной ночи не будет услышан?
Американский поэт Джон Брэд Морвуд.
- Дорогие друзья! Я получил огромное удовольствие от работы в этом удивительном месте, от всего, что я здесь увидел. Ваш музей так не похож на все остальные музеи такого рода; он настолько впечатляет, что и сам начинаешь заражаться энтузиазмом преподавателей и учеников.
- Потрясен вашим музеем, его документальной и психологической точностью. Музыка, живопись, искусство в блокаду - во многом белая страница, которую надо заполнить, прежде всего, для детей и внуков. Долгих лет достойному и самоотверженному коллективу. Спасибо.
- Экспозиция потрясает, опять начинаешь верить, что люди могут быть братьями, щедрыми, самозабвенными, прекрасными. Спасибо вам и даю слово, что буду пропагандировать ваш музей среди наших театров, это надо видеть!
Артистка БДТ Татьяна Тарасова
- Самое сильное мое впечатление о России - это то, что искусство в вашей стране очень близко к жизни. В ужасе блокады, в пограничном состоянии между жизнью и смертью не перестали заниматься искусством, и искусство помогло. Я чувствовала сущность человеческую, мне казалось, что я прикоснулась к смыслу искусства, которого в Японии мне не хватает.
Кадзцуэ, Япония, студентка Консерватории.
- Здесь собраны вещи, которые вобрали в себя уникальную победительную идею: сопротивление через искусство. Над музеем Блокады все еще слышен шум аплодисментов – это сотни людей при морозе минус 20 в зрительном зале в рукавицах аплодируют. Этот шум-шум крыльев птицы Феникс, которая возрождается вечно после смерти к жизни.
Дж. Бридкат, Англия, режиссер.
Но странно: дни придут,
И чьи-то руки пепел соберут
Из наших нищих, бедственных времянок.
И с трепетом, почти смешным для нас,
Инесут в музей, пронизанный огнями,
И под стекло положат, как алмаз,
Невзрачный пепел, смешанный с гвоздями!
История создания
День рождения народного музея – 16 марта 1968 года. Инициатором его создания выступил учитель физической культуры Евгений Алексеевич Линд. Идея нашла поддержку среди коллектива учеников и учителей 235 ленинградской школы.
- личные вещи
- фотографии
- письма и документы
- детские игрушки, картины
- музыкальные композиции
Творческая интеллигенция: музыканты, художники, литераторы делились воспоминаниями о пережитых событиях, оставляли в дар музею памятные вещи, завещали свои работы
Экспозиция
Три выставочных этажа музея разделены на секторы, повествующие о культурной жизни города во время войны. Первый этаж отведен под выставку монументальной скульптуры. Здесь же находится постоянно действующий концертный зал.
Переходя из зала в зал, посетители посещают:
- кабинет Радиокомитета
- зал музыкантов и композиторов
- библиотечную комнату
- детский уголок
- школьный класс
Представлены комнаты блокадного быта с печками-буржуйками и приборами для приготовления пищи
На третьем этаже музея – старинный рояль, клавиш которого касались руки И. Дунаевского и Д. Шостаковича. Рядом – дирижерская палочка и концертный фрак Карла Элиасберга – первого дирижера Седьмой симфонии.
Как организовать экскурсию
Для посещения музея необходима предварительная запись.
Администрация музея предупреждает об эмоциональной сложности экскурсий для детей и подростков. Рекомендуется предварительно рассказать ребятам об основных этапах блокады Ленинграда, совместно почитать стихи, посмотреть кинофильмы о войне.
Сотрудниками музея разработаны тематические экскурсии для разного возраста:
Интерактивные программы музея нацелены на то, чтобы учащийся мог представить себя на месте бойца, который пишет письмо домой, слушает патефон в солдатской землянке, знакомится с фронтовой корреспонденцией. Главная цель работы музея – воспитание искреннего уважения к историческому прошлому нашей страны, с которым тесными узами связана история каждой российской семьи. Формирование нравственных качеств учащихся неотделимо от чувства сопереживания и благодарности тем, кто в переломную для нашей страны эпоху жизнь и душу положили за Отечество!
– понедельник – пятница, с10.00 до 18.00.
БЕЗУХ Василий Никанорович
ГОЛГОВСКИЙ Владимир Петрович
КОЛОТУША Надежда Ивановна
КОРОТАЕВ Алексей Васильевич.
ПЕНШИН Александр Иванович
Вспоминал Александр Иванович и о самом знаменательном акте конца войны – подписании капитуляции. Происходило это в Карлсхорсте, где теперь находится Музей капитуляции Германии. Когда-то в этом небольшом доме в пригороде Берлина размечалось военно-инженерное училище вермахта. В апреле 1945 года здесь располагался штаб 5-й ударной армии. Старший лейтенант Пеньшин охранял одну из дверей в зале, где происходило подписание.
«Когда немецкий генерал-фельдмаршал Кейтель подписал акт о капитуляции, он положил ручку рядом с собой на стол, ее тут же схватил Константин Симонов, стоявший сзади. Он как военный корреспондент присутствовал при подписании. И ручку, конечно, взял потому, что понимал: это – символ Победы. Спустя какое-то время после подписания Георгию Жукову принесли телеграмму из Москвы. Он встал и начал ее читать, но не вслух, а просто пробегая глазами. Читал он ее минут десять.
Так я стал свидетелем величайшего исторического события.
Жизнь этого замечательно человека будет служить примером для подрастающего поколения…
Мы вспоминаем и чтим память о воине-герое, который в грозные годы лихолетья стоял на страже нашей Родины, приближал Победу!
Читайте также: