Компьютерная зависимость сообщение по обж

Обновлено: 03.07.2024

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам . Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, обжорства или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении компьютерной зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить компьютерная зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании компьютера и интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире.

Глава 1. Понятие компьютерной зависимости

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

Причины возникновения компьютерной зависимости

oОтсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции.

oНеумение самостоятельно организовывать свой досуг.

oНезнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

oСтремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

oСтремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

oНизкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

oПодражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- человек предпочитает есть перед монитором;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

· туннельный синдром (боли в запястье).

Глава 2. Виды компьютерной зависимости

Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей:

Так или иначе он связаны с проведением длительного времени за компьютером

"Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:
1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты)

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами:

* Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений.
* Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.
* Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн. Модели подобные этой упрощают понимание основных проблем и позволяют более эффективно планировать курс лечения.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства “ухода” от реальности?
- возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п)
- возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
- чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)
- неограниченный доступ к информации (“информационный вампиризм”) (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения)
Термин “интернет-зависимость” предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь. При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. По данным Sunday Times, до 10 млн. человек заходят на музыкальный сайт Kazaa и проводят до 30 часов в неделю за скачиванием популярных песен. В принципе, всех из них можно назвать зависимыми.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете.

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:
I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.
2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.
1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.
2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.
3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

В 2009 году писатель Станислав Миронов опубликовал в свободном доступе на одном из литературных ресурсов роман Virtuality [4] , рассказывающий о проблеме интернет-зависимости, где автор классифицирует интернет-зависимость не только как психическое расстройство, но и как острую социальную проблему, предлагая пути её решения.

Список использованной литературы

1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 1995, № 3

3. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М. : PerSe : ПЕР СЭ, 2003

4. Свит Коринн Соскочить с крючка : Как избавиться от вредных привычек и пристрастий, Спб.и др. : Питер, 1999

5. Юсуф Ибрахим Ахмед Чатовая зависимость как психосоциальная проблема, М., 1994

Симптомы психологической зависимости от компьютера. Анализ отрицательных последствий для физического и психического здоровья человека, группы риска. Сетеголизм как зависимость от Интернета. Специфика кибераддикции и опасность компьютерных игр для детей.

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 30.05.2010
Размер файла 19,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Доклад на тему:

Симптомы зависимости

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- человек предпочитает есть перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провели специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более. Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. По данным Sunday Times, до 10 млн. человек заходят на музыкальный сайт Kazaa и проводят до 30 часов в неделю за скачиванием популярных песен. В принципе, всех из них можно назвать зависимыми.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса он-лайн;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете!

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход".

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков.

1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Чтобы узнать уровень своей зависимости от компьютера и Интернета, достаточно пройти специальные тесты в Интернете. Один из них расположен на http://www.doktor.ru/phone/tests/tst_kat.htm, другой на http://psychology.net.ru/articles/20020107223907.html. Оба включают 20 вопросов, на которые надо ответить "да" или "нет".

Лечить или не лечить?

То, что компьютерная зависимость существует - это факт. Другое дело - стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность. Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения? Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

Подобные документы

Природа ролевых игр и ее проявление в компьютерных играх. Основные виды компьютерных ролевых игр и их влияние. Эмпирическое формирование компьютерной зависимости у людей с разными типами акцентуаций характера. Понятие кибераддикции и ее проявление.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 05.03.2012

Влияние компьютерных технологий на психику человека, формы зависимости. Основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов. Интернет-зависимость и поддержка интернет-аддиктов.

реферат [22,4 K], добавлен 14.04.2010

Определение термина "аддикт" - человек зависимый от компьютерных игр. Постановка проблемы существование психологической зависимости от компьютерных игр. Эмоциональные и депрессивные отклонения у аддиктов, их причины. Особенности ролевых и не ролевых игр.

научная работа [45,9 K], добавлен 14.12.2010

Информационная среда и ее воздействие на психику человека, виды информационно-психологического воздействия. Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр, уход от реальности, компенсация негативных жизненных переживаний.

реферат [27,5 K], добавлен 01.08.2010

Роль компьютерных игр в массовом сознании, их психологическая классификация. Проявления архетипического начала в виртуальных играх. Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр. Проблема влияния компьютера на человека.

курсовая работа [70,7 K], добавлен 05.02.2011

Анализ состояния проблем компьютерной игровой зависимости детей 6-7 лет, психолого-педагогические аспекты. Особенности механизма формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр. Характеристика проблемы влияния компьютера на человека.

курсовая работа [73,6 K], добавлен 09.11.2012

Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развитию зависимого поведения. Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков.


В этом видеоуроке мы узнаем, что такое игромания. Рассмотрим основные признаки игровой зависимости. Затронем проблему зависимости детей и подростков от компьютерных игр. А также узнаем, чем опасна игромания для общества и государства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Игромания — вредная зависимость"

Для большинства из нас в детстве игры занимали бо́льшую часть времени. И это нормально, ведь на основе различных игр ребёнок учится строить модели будущей взрослой жизни. Но когда игры, особенно азартные, вторгаются в жизнь взрослых людей, может сложиться обратная ситуация: карты, рулетка, игровой автомат постепенно вытеснят жизненную реальность.

Развитие современных технологий, доступность для населения участия в азартных играх, привело нашу страну не только к изменению условий жизни, но и появлению новых психологических зависимостей. Агенты игровой зависимости бесконечно разнообразны. Кроме игровых автоматов, к ним относятся картёжные игры, домино и рулетка. Многие люди ходят на бега, бьются об заклад, покупают лотерейные билеты и делают ставки на спорт (в том числе и онлайн).

В связи с этим многие исследователи считают, что азартные игры стали серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем. Игра начинает рассматриваться как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

Игровая зависимость (игромания, лудома́ния, гэ́мблинг) — это патологическая склонность к азартным играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.


Способности играть и давать волю своему воображению, немало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этиологи давно доказали, что игра тесно связана со стремлением человека познать неизвестное и удовлетворить своё любопытство. Игра побуждает не только человека, но и всех высших животных осваивать окружающий мир.

Однако в последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной. Мы уже имеем дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму. В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции.

Человек в процессе азартной игры самоизолируется. Постепенно происходит изменения не только его отношения к игре, но и мировоззрения. Рушатся моральные принципы, происходит самоотторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится стол для рулетки, игральный автомат и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру. Всё внимание игромана сосредоточено на скорейшем погружении в игру, болезненном желании играть, взять реванш, отыграться.


Существует несколько уровней игровой зависимости. В начале человек включается в игру только из чувства любопытства. Надеется на выигрыш. Как правило, проиграв некоторую сумму индивид продолжает игру в надежде отыграться.

На втором уровне происходит рост непреодолимого желания играть и выиграть большу́ю сумму денег.

В конце концов, человек уже не может отказаться от желания играть, вне зависимости от исхода игры. Он все больше времени посвящает азартным играм, постоянно думает и размышляет о них.

Постепенно игрок, попавший в зависимость, отстраняется от близких людей. Резко меняется его настроение. Он периодически впадает в своеобразный игровой транс — состояние, характеризующееся частичной потерей осознания окружающей действительности. Индивид не понимает зачем играет, не знает, что делать с выигранным, теряет контроль над временем и не может остановиться.

Во время игрового транса происходит колоссальный выброс в кровь нейрогормонов. Игроман испытывает сильнейшие эмоции, которых не может получить в повседневной жизни. Зависимый от азартных игр человек не может самостоятельно побороть тягу к игре. Он ищет оправдания своему поведению. Обещает родным и близким остановиться. Обманывает. Просит прощения. Но вновь и вновь возвращается к игре. Потеря работы, близких ведёт человека к глубочайшей депрессии, толкает на противоправные поступки, подводит к мысли о суициде.


Помните, что игроманами не рождаются, игроманами становятся!

Поставить диагноз зависимости от азартных игр можно, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:

· частое участие в игре и добывание денег для игры;

· частое участие в игре на больши́е суммы денег в течение более длительного времени, чем намеревался ранее;

· потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;

· беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

· неоднократные неуспешные попытки уменьшить или прекратить участие в азартных играх;

· учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;

· принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;

· продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые будут возникать из-за игры.


Вместе с тем, выявлено несколько основных причин появления игромании. Прежде всего, это чувство одиночества. Оно заставляет человека впервые прибегнуть к игре. А полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.

Чувство лёгкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино, лотереи и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удаётся.

Как правило, игровой зависимости подвержено молодое поколение и лица среднего возраста. Предрасполагающими факторами к развитию лудомании в этом возрасте могут стать неправильное семейное воспитание (недостаточная опека, чрезмерная требовательность, сочетаемая с жестокостью). А также переоценка значения материальных благ, чувство зависти к более богатым людям, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Опрос, проведённый в ряде стран Европы, показал, что более 33 % подростков в возрасте от 12 до 17 лет играют в бесплатные азартные игры онлайн. Такие игры удобны и легкодоступны. А также к ним можно получить доступ из дома, часто без родительского контроля.

Особую опасность для общества представляет увлечение компьютерными ролевыми играми, в процессе которых происходит перевоплощение игрока в управляемого им героя. Ролевые игры оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего поколения как раз в период усвоения социальных ролей и их активной социализации.

По словам экспертов, у некоторых заядлых геймеров компьютерные игры снимают внутреннее табу на убийство. Им кажется, что это только игра и на следующем уровне убитый им персонаж снова оживёт. Специалисты поясняют, что появляется поколение людей, которые где-то на подсознательном уровне уверены, что, если что-то пошло не так, это легко можно переиграть.


Также учёными было установлено, что более 30 % игроков проводят за компьютером слишком много времени. А 10 % находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей. А общение с живыми людьми сведено к минимуму.

Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванными несколькими сутками непрерывной игры.

Ярко выраженная игровая компьютерная зависимость может создать ощущение реальности виртуального выдуманного мира; увести от выполнения социальных обязательств; остановить личностное развитие; вызвать различные виды антисоциального поведения и избыточную агрессивность; спровоцировать раздвоение личности.


К компьютерной зависимости детей и подростков могут привести конфликты с родителями и окружающими, недостаток общения с родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, конфликтные отношения с одноклассниками и сверстниками, заниженная самооценка.

Лишь в июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения официально включила игровую зависимость в перечень болезней и расстройств. Хотя за рубежом на проблему игровой зависимости обратили внимание более 30 лет назад. Так, например, в начале 1980-х гг. в США игровая зависимость включена Американской ассоциацией психиатров в список психических заболеваний, которой подвержены 2—3 % взрослого населения штатов.

Таким образом, профилактика игровой зависимости должна происходить через формирование психологических и педагогических благоприятных условий жизнедеятельности, информировании о возможных последствиях увлечением азартными играми для личного здоровья и здоровья лиц ближайшего окружения, проведение профилактических мероприятий, направленных на укрепление нравственно-психического здоровья.

Под профилактикой игровой зависимости мы с вами будем понимать совокупность профилактических, психологических, педагогических и воспитательных мероприятий, обеспечивающих устойчивое состояние индивида к воздействию информационной среды и позволяющих распознать угрозу формирования игровой зависимости.

В современном лечении игромании практически не используются медикаменты. А перечень показаний к применению психотропных средств невелик. Это изредка сопутствующие игровой зависимости психические расстройства: шизофрени́я, олигофрени́я, деме́нция. Какой-то специализированной медикаментозной терапии для лечения игромании не существует.

Однако считается, что наиболее действенным средством в лечении лудомании выступают разные вариации групповой и индивидуальной психотерапии зависимости. Ещё одним высокорезультативным методом лечения игромании стали общества анонимных игроков. Но пока они ещё не получили такого массовое распространение, как общества анонимных алкоголиков или наркоманов.

Так же применяется и книготерапия. Её важным преимуществом является доступность, недорогая (сравнительно с остальными методами) стоимость и простота использования. Ведь читать можно везде: одному, в кругу единомышленников, дома, в поездке, на отдыхе. Поэтому книга занимает важное место в списке народных методов помощи лудоманам в преодолении вредной привычки к азартной игре.

Таким образом, можно сказать, что игромания в настоящее время рассматривается как серьёзная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания, и требует соответствующего вмешательства и разрешения.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Компьютер и влияние его на здоровье человека


В исследовательском проекте по ОБЖ на тему "Компьютер и влияние его на здоровье человека" учащаяся 9 класса рассматривает историю появления компьютера, а также приводит характеристику тех заболеваний человека, которые появились после глобальной компьютеризации всех сфер жизни человека.

Подробнее о работе:


В данной исследовательской работе по ОБЖ на тему "Компьютер и влияние его на здоровье человека" ученица 9 класса представляет изучение научных источников информации по теме исследования, а также опытным путем устанавливает количество времени, проведенного учащимися 5 – 9 классов за компьютером, и зависимость их здоровья от этого фактора. В приложении к проекту можно ознакомиться с памятками о работе за компьютером.

Автор в своем индивидуальном исследовательском проекте по ОБЖ об отрицательном воздействии компьютера рассматривает негативные факторы влияния компьютера на здоровье человека, а также дает определение такого понятия, как "компьютерная зависимость" и изучает здоровье сберегающие технологии при длительной работе на компьютере, проводит анкетирование учащихся школы, результаты которого представлены в виде диаграмм.

Оглавление

Введение
1. Негативные факторы влияния компьютера на здоровье человека.
2. Компьютерная Зависимость.
3. Здоровье сберегающие технологии при длительной работе на компьютере.
4. Анкетирование.
5. Анализ и сопоставление данных.
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения

Введение


Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

XXI век – век информационных технологий. Наличием компьютера сейчас уже никого не удивишь. Скорее наблюдается обратная ситуация: количество людей, не имеющих компьютера или подключения к Интернету неукоснительно снижается.

Компьютер оказывает серьезное воздействие на все функции организма. Поэтому основной целью моего исследования является определение количества времени, проведенного учащимися 5 – 9 классов за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

  1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.
  2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.
  3. Сопоставление роста количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.
  4. Распространение памятки с гимнастикой для органов зрения.

В данной работе применялись следующие методы исследования:

  • Анализ литературы по теме исследования.
  • Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.
  • Негативные факторы влияния компьютера на здоровье человека

К основным негативным факторам относятся:

  • сидячее положение
  • высокая нагрузка на зрение
  • электромагнитное излучение
  • влияние на нервную систему и психику
  • большая нагрузка на кисти рук и пальцы
  • воздействие пыли и гряз

А теперь подробнее о каждом из них.

Сидячее положение

Длительное сидячее положение – этот фактор наиболее негативно сказывается на нашем здоровье. По причине длительного сидения образуется застой крови в области малого таза. Это может привести к таким неприятным последствиям, как геморрой и простатит.

У того, кто много сидит, постоянно напряжены мышцы головы, шеи и спины. Больше всего от этого страдает позвоночник. В результате у детей позвоночник искривляется, а у взрослых развивается остеохондроз и радикулит.

Сидячее положение не является отличительной чертой работы за компьютером. Водителям, например, тоже приходиться свое рабочее время проводить сидя. А что было, когда компьютеры еще не появились? Люди также сидели и работали с документами, только менее эффективно.

Высокая нагрузка на зрение


Нагрузка на зрение при работе за компьютером имеет некоторые особенности. Когда мы читаем книгу, то свет отражается от страницы. Компьютер же сам является источником света. Это усложняет восприятие, и глаза быстрее устают.1

Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз, регулирующие аккомодацию (способность глаза приноровляться к различным расстояниям, основывается на способности хрусталика изменять свою кривизну), находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушениям зрения.2

Часто дополнительное напряжение возникает за счет неудачно подобранного размера шрифта или плохо настроенной яркости монитора. Если, пользуясь компьютером, вы не следите за своим зрением, то оно может резко ухудшиться.

Электромагнитное излучение

По этому поводу много споров. Производители современных компьютеров утверждают, что никакой опасности нет. Однако ученые доказали, что электромагнитное излучение отрицательно влияет на развитие эмбриона. В связи с этим даже появилось специальное постановление главного санитарного врача РФ. В соответствии с ним беременных женщин необходимо переводить на работу, не связанную с компьютером.

Влияние на нервную систему и психику

Влияние компьютера на нервную систему очень разнообразно.

Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.

Вспомните ситуацию, когда компьютер зависает или очень медленно загружает нужную интернет-страницу.

А помните, как вы забыли вовремя сохранить нужный файл и несколько часов плодотворной работы оказались потраченными впустую? Все это негативно сказывается на состоянии нервной системы.

Кроме того, распространенными явлениями становиться интернет-зависимость и игромания. Но стоит заметить, что компьютер не является единственной причиной стрессов, а зависимость от азартных игр существует уже не одно столетие. Поэтому можно сказать, что отрицательное влияние компьютера на здоровье в этой области часто преувеличивают.3

Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение, важное значение имеет и постоянное напряжение черепных мышц и мышц лица.

Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота.

Большая нагрузка на кисти рук и пальцы

Постоянная работа на клавиатуре является большой нагрузкой для мышц кисти. Наши руки от природы не приспособлены для такой деятельности. Поэтому длительная работа за компьютером может привести к повреждениям суставов и связок кисти.

Подушечки пальцев являются местом сосредоточения нервных окончаний. И постоянные удары по клавиатуре могут привести к их онемению.

Воздействие пыли и грязи

Ученые пришли к выводу, что на клавиатуре вредных микробов во много раз больше, чем на крышке унитаза. А в системном блоке может скопиться достаточное количество пыли.

Пренебрежение режимом дня и питания

Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности. Известно, что не недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека.

Гиподинамия, стресс, вредные привычки и неправильное питание являются основными причинами сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Таким образом, человек длительное время, работающий за компьютером подвергается реальному риску сердечно-сосудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.

Компьютерная зависимость

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии.

Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.

Читайте также: