Сообщение о медресе и мектебе башкортостана
Обновлено: 01.07.2024
МЕКТЕБ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов. С 7 века мектеб был начальной мусульманской школой церковноприходского типа. С утверждением ислама и развитием мусульманского миссионерства мектеб получил распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье. Мектеб содержался в основном за счет населения, обучались в нем мальчики; учителями были обычно муллы. В основе обучения лежал арабский алфавит и тексты Корана. В мектебах (куттабах) изучались арабский язык, письменность, арифметика. Позднее в ряде исламских стран были созданы женские мектебы-куттабы. Выпускники мектеба имеют право поступать в медресе.
МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса — изучать) , с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе) , а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре) , Азербайджане (Баку) . 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.
Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже ХIХ- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии. Между тем в исторической научной литературе, в частности о национальной школе, развитие просвещения среди татар Восточного Закамья практически не затрагивается.
По материалам переписи 1897 года в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения) (1). Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25 % от общего числа населения) (2). К 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужские и женские школы (3). В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета-ключ, Тойметкино и т.д. (4).
Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г. :
В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебе по Бугульминскому уезду на 1911 г.- 158 мектебе и 8 медресе (в деревнях Тумутук, Чалпы, Альметево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу) (6).
В эти же годы (на 1912- 1913 учебный год в Мензелинском узде работали 351 мектебе и 28 медресе (в деревнях Ново-Алимово, Якши- Карн, Кавзияк, Сарманово, Муртышбашево, Амикееево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старо- Курмашево, Ново- Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряш, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски- Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянчитамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якшибаево, Верхний Такталачук, Шигаево (7).
Характеризуя мусульманские школы следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в дер. Бигашево Бугульминского уезда указано медресе, открытое в 1792 г. (8).
В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в дер. Бигашево не указано, а указаны 2 мектебе, открытые в 1903 и 1905 годах (9). То же самое видно и по многим другим населенным пунктам уезда. Такое положение объясняется различнейшими причинами.
Во всех начальных мектебе обучение велось на татарском языке. В обоих уездах обучение в начальных мектебе было четырехгодичным. Предметы преподавания были следующие: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран (13).
Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906- 1907 годах мусульманское прогрессивное общество со штаб- квартирой в дер. Байряки. Общество охватывало в своей деятельности Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-ей соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х годов) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей (этот курс продолжался около 5 месяцев; обучалось на курсе 30 учащихся, которые после окончания курсов были направлены в деревенские мусульманские школы). В том же году 1000 рублей было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей (22).
Таким образом мектебе и медресе татар Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков в основном повторили тот же путь в своем развитии, что и все народное образование мусульман европейской части России.
Примечания:
В смету 1907 г. на содержание мектебе и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб. (Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. С.-Пб. С.441).
Определить документально точное время возникновения мусульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письменные источники указывают на вторую половину XVII века. Но, видимо, более правильным будет вести историю исламских учебных заведений на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще Р. Фахретдинов – крупнейший исследователь культуры Востока.
Возникающие школы в общем копировали традиционную религиозную школу ислама – медресе (от арабского Мадраса - место, где учат). Основной целью медресе было религиозно-нравственное воспитание детей и подготовка духовных наставников.
В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. В зависимости от подготовленности учителей шакирды (учащиеся) получали также некоторые сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки – региональный литературно-письменный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.
Медресе открывались при мечетях и находились в ведении мусульманского духовенства. Муллы составляли костяк учительского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привлекались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Самары, Турции.
Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Башкортостана, возникших как административные центры Русского государства, не было ни мектебов (начальных школ), ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы. Мектебы и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители нередко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII века. Поэтому царское правительство приняло ряд мер, направленных против расширения сети и усиления мектебов и медресе. В ходе подавления восстаний школы разрушались, мусульманские духовные лица (ахуны, муллы), заведующие медресе (мударрисы), учителя (мугаллимы), влиятельные образованные лица (абызы), то есть вся интеллектуальная часть башкирского и татарского народа подвергались жестоким преследованиям.
С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала быстро расширяться. Этому способствовали умиротворение края после передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион казанских татар, то есть общий рост мусульманского населения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное признание ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания мусульман вели к открытию все новых учебных заведений, упорядочению всего учебного дела. Укреплению местной системы образования послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий составляли учебные книги для традиционного образования башкир и татар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше распространения книжных знаний в массах.
В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе – подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерли-баш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).
В медресе с. Стерлибашево приезжали учиться со всего Урало-Поволжья, из киргизских, туркменских и казахских степей. Оно было основано в 1720 году. Одним из его лучших учеников, а затем и последователей был Хуснутдин бин Шамсутдин бин Йагфар (1767 – 1869), основатель и преподаватель знаменитого Балыклы-кульского медресе. В течение шестидесяти лет, отмечает М. Умет-баев, многочисленных шакирдов со всей округи обучал поэг и сэсэн Хуснутдин. В Стерлибашевском медресе работал известный ученый Нигматулла Биктимеров, который активно проводил в жизнь наставления Г. Курсави. Он старался у своих подопечных пробуждать интерес к познанию, воспитывать любовь и уважение к разуму человека независимо от его социального положения, утверждать демократические идеалы. Нигматулла развернул активную собирательскую деятельность, в результате чего начала формироваться богатейшая библиотека Стерлибашевского медресе. Им самим было написано много комментариев, учебных пособий для курса медресе. Особенно Сгерлибашевское медресе прославил Харис Биктимеров, сменивший в 1844 г. отца в должности муда-риса Стерлибашевского медресе. Харис развернул гуманитарную деятельность: на его личные средства был открыт дом благотворительности, построены новые здания медресе, реставрирована и расширена мечеть. Много сделал для Башкортостана его сын Ша-кир Тукаев, который дважды был избран депутатом от Уфимской губернии в Государственную Думу.
Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, преследующего в первую очередь утилитарные цели – подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.
Дореформенный Неплюевский кадетский корпус оставил яркий след в культурной жизни края. Несомненная его заслуга в подготовке светской национальной интеллигенции. В 1852-1860 годах здесь обучался М. И. Уметбаев – крупный башкирский поэт-просветитель, ученый-энциклопедист.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.
Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе: "Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия" (Троицк), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские предметы.
ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е. новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму ("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач. 90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных учителей стали готовить медресе "Расулия", "Гусмания", "Хусаиния" и другие. Идеологами джадидизма были просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель (И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).
МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в
г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный директор медресе "Галия" З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской (ныне Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе "Галия" (Уфа).
Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А.-З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева (в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш, К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев, С.Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар.
МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и впоследствии было названо в его честь. С 1906/07 учебного года М."Г." размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 (ныне здание школы -14), построенном на средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М."Г." вначале было чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети; позже наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам: арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения "Усули джадидд" (см. Джадидизм). Обучение в медресе "Гусмания" было 12-летним. Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырехгодичную программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Численность шакирдов достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для детей башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис араб. яз., I, II, III части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым; курс русского языка вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А.-З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе "Гусмания" возглавляет имам-хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов (сын Х.Гусманова), башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию.
МЕДРЕСЕ "ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.
Хусаиновыми на собственные средства. В медресе действовала 14-классная система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3 начальных (ибтидаи), 4 средних (рушди), 4 переходных (игдадия), 3 высших (галия). Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по новому методу (см. Джадидизм). Кроме традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным предметам, изучению старотюрского и русского языков. В М."Х." преподавали Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков ("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова, "Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли, "Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе.
Медресе"Хусаиния" было переименовано в Татарский институт народного образования.
Читайте также: