Сообщение о медресе и мектебе башкортостана

Обновлено: 01.07.2024

МЕКҘЕБ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов. С 7 века мектеб был начальной мусульманской школой церковноприходского типа. С утверждением ислама и развитием мусульманского миссионерства мектеб получил распространение в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, в Поволжье. Мектеб содержался в основном за счет населения, обучались в нем мальчики; учителями были обычно муллы. В основе обучения лежал арабский алфавит и тексты Корана. В мектебах (куттабах) изучались арабский язык, письменность, арифметика. Позднее в ряде исламских стран были созданы женские мектебы-куттабы. Выпускники мектеба имеют право поступать в медресе.

МЕДРЕјŠ(араб. мадраса, от дараса — изучать) , с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе) , а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре) , Азербайджане (Баку) . 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.

65684683 Мектебы и медресе в конце ХIХ- нач. ХХ вв. БАШКИРИЯ Ислам ТАТАРСТАН

Практически треть нынешней территории Татарстана занимают земли, входившие на рубеже ХIХ- начала ХХ веков в Состав Бугульминского уезда Самарской губернии и Мензелинского уезда Уфимской губернии. Между тем в исторической научной литературе, в частности о национальной школе, развитие просвещения среди татар Восточного Закамья практически не затрагивается.

По материалам переписи 1897 года в Бугульминском уезде из 295637 жителей 143805 человек относились к мусульманской конфессии (практически около половины населения) (1). Еще больше мусульман проживало в Мензелинском уезде. К 1911 г. их насчитывалось в уезде 275480 человек (57,25 % от общего числа населения) (2). К 1894 г. только в Бугульминском уезде насчитывалось 28 медресе и 63 мужские и женские школы (3). В Мензелинском уезде еще к 1863 г. мусульманские школы существовали в деревнях Нижняя Уратьма, Красная Кадка, Мендеево, Якши-Каран, Беркета-ключ, Тойметкино и т.д. (4).

Интересно описание Бугульминского уезда в характеристике начальника Уфимского губернского жандармского управления за январь 1911 г. :

В материалах Самарского губернского жандармского управления указано количество медресе и мектебе по Бугульминскому уезду на 1911 г.- 158 мектебе и 8 медресе (в деревнях Тумутук, Чалпы, Альметево, Тайсуганово, Нижние Чершилы, Байряки, Абдикеево, Уруссу) (6).

В эти же годы (на 1912- 1913 учебный год в Мензелинском узде работали 351 мектебе и 28 медресе (в деревнях Ново-Алимово, Якши- Карн, Кавзияк, Сарманово, Муртышбашево, Амикееево, Кубяково, Табанлыкуль, Бигишево, Старо- Курмашево, Ново- Курмашево, Мастеево, Сафарово, Биклян, Старый Багряш, Митряево, Старый Байляр, Кузембетево, Юски- Такирмень, Ямаково, Большой Чекмак, Нуркеево, Тлянчитамак, Сасыбурун, Татарский Азибей, Кузяково, Старый Кашир, Средний Кашир, Якшибаево, Верхний Такталачук, Шигаево (7).

Характеризуя мусульманские школы следует выделить периодический характер их существования. Так, в материалах за 1894 г. в дер. Бигашево Бугульминского уезда указано медресе, открытое в 1792 г. (8).

В списках же мусульманских школ за 1915 г. медресе в дер. Бигашево не указано, а указаны 2 мектебе, открытые в 1903 и 1905 годах (9). То же самое видно и по многим другим населенным пунктам уезда. Такое положение объясняется различнейшими причинами.

Во всех начальных мектебе обучение велось на татарском языке. В обоих уездах обучение в начальных мектебе было четырехгодичным. Предметы преподавания были следующие: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран (13).

Большим подспорьем для мусульманских школ стало открытое в 1906- 1907 годах мусульманское прогрессивное общество со штаб- квартирой в дер. Байряки. Общество охватывало в своей деятельности Бугульминский, Мензелинский и Белебеевский уезды. Председателем общества был избран имам 3-ей соборной мечети этой деревни Масягут (Мусагит) Губайдуллин. Общество занималось благотворительностью на ниве народного просвещения. Так, только за один год (в начале 1910-х годов) обществом на устройство летних курсов для подготовки мугаллимов было израсходовано 400 рублей (этот курс продолжался около 5 месяцев; обучалось на курсе 30 учащихся, которые после окончания курсов были направлены в деревенские мусульманские школы). В том же году 1000 рублей было ассигновано на открытие ремесленного училища для мусульман. Кроме того, на открытие женского медресе было отпущено 200 рублей (22).

Таким образом мектебе и медресе татар Бугульминского и Мензелинского уездов в конце Х1Х- начале ХХ веков в основном повторили тот же путь в своем развитии, что и все народное образование мусульман европейской части России.

Примечания:

В смету 1907 г. на содержание мектебе и медресе Мензелинским уездным земским собранием было ассигновано 2880 руб. (Анцыферов С.И. Справочная книга по низшему образованию. Год четвертый. Ч.2. С.-Пб. С.441).

Определить документально точное время возникновения му­сульманских школ в Башкирии трудно. Сохранившиеся письмен­ные источники указывают на вторую половину XVII века. Но, ви­димо, более правильным будет вести историю исламских учебных заведений на Южном Урале с XVI века, на что указывал еще Р. Фахретдинов – крупнейший исследователь культуры Востока.

Возникающие школы в общем копировали традиционную ре­лигиозную школу ислама – медресе (от арабского Мадраса - ме­сто, где учат). Основной целью медресе было религиозно-нравст­венное воспитание детей и подготовка духовных наставников.

В учебном курсе преобладали богословские дисциплины. В за­висимости от подготовленности учителей шакирды (учащиеся) получали также некоторые сведения по математике, астрономии, классической арабской литературе, истории. Языком обучения в младших группах был тюрки – региональный литературно-пись­менный язык. В средних и старших классах преподавание велось на арабском и частично персидском языках.

Медресе открывались при мечетях и находились в ведении му­сульманского духовенства. Муллы составляли костяк учитель­ского персонала. Кроме местных кадров к преподаванию привле­кались научно-педагогические силы из Поволжья, Дагестана, Крыма, Хорезма, Бухары, Самары, Турции.

Мусульманская школа была сельской. В большинстве городов Башкортостана, возникших как административные центры Рус­ского государства, не было ни мектебов (начальных школ), ни медресе. К отмене крепостного права только в Стерлитамаке, Оренбурге и Троицке имелись более или менее влиятельные школы. Мектебы и медресе материально содержались исключи­тельно за счет местного населения и в этом смысле являлись под­линно народными учебными заведениями башкир и татар. Они приобрели значительное влияние в крае. Заметна была их роль и в политической жизни. Большие медресе часто становились местом распространения антиколониальных идей, а их руководители не­редко превращались в духовных вождей башкирских восстаний XVIII века. Поэтому царское правительство приняло ряд мер, направленных против расширения сети и усиления мектебов и медресе. В ходе подавления восстаний школы разрушались, му­сульманские духовные лица (ахуны, муллы), заведующие медресе (мударрисы), учителя (мугаллимы), влиятельные образованные лица (абызы), то есть вся интеллектуальная часть башкирского и татарского народа подвергались жестоким преследованиям.

С конца XVIII в. сеть мектебов и медресе в Башкирии стала бы­стро расширяться. Этому способствовали умиротворение края по­сле передачи башкир в военное управление, постепенный переход местного населения к оседлому землевладению, усиление притока в регион казанских татар, то есть общий рост мусульманского на­селения края. Увеличению численности школ благоприятствовала также организация Духовного собрания. Государственное призна­ние ислама, широкое строительство мечетей, рост спроса на кадры культовых служителей, подъем религиозного самосознания му­сульман вели к открытию все новых учебных заведений, упорядо­чению всего учебного дела. Укреплению местной системы образо­вания послужило и начало книгопечатания на восточных языках. Львиную долю книжной продукции казанских типографий состав­ляли учебные книги для традиционного образования башкир и та­тар. Это создавало основу для более широкого, чем раньше рас­пространения книжных знаний в массах.

В первой половине XIX в. Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Здесь работали крупные медресе – подлинные очаги книжности и религиозной учености. Слава некоторых из них вышла за пределы страны. Особенно знаменитыми были медресе в деревне Стерли-баш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).

В медресе с. Стерлибашево приезжали учиться со всего Урало-Поволжья, из киргизских, туркменских и казахских степей. Оно было основано в 1720 году. Одним из его лучших учеников, а за­тем и последователей был Хуснутдин бин Шамсутдин бин Йагфар (1767 – 1869), основатель и преподаватель знаменитого Балыклы-кульского медресе. В течение шестидесяти лет, отмечает М. Умет-баев, многочисленных шакирдов со всей округи обучал поэг и сэсэн Хуснутдин. В Стерлибашевском медресе работал известный ученый Нигматулла Биктимеров, который активно проводил в жизнь наставления Г. Курсави. Он старался у своих подопечных пробуждать интерес к познанию, воспитывать любовь и уважение к разуму человека независимо от его социального положения, ут­верждать демократические идеалы. Нигматулла развернул актив­ную собирательскую деятельность, в результате чего начала фор­мироваться богатейшая библиотека Стерлибашевского медресе. Им самим было написано много комментариев, учебных пособий для курса медресе. Особенно Сгерлибашевское медресе прославил Харис Биктимеров, сменивший в 1844 г. отца в должности муда-риса Стерлибашевского медресе. Харис развернул гуманитарную деятельность: на его личные средства был открыт дом благотворительности, построены новые здания медресе, реставрирована и расширена мечеть. Много сделал для Башкортостана его сын Ша-кир Тукаев, который дважды был избран депутатом от Уфимской губернии в Государственную Думу.

Русскоязычные учебные заведения в Башкирии появились в XVIII веке. Они организовывались по линии правительства, пре­следующего в первую очередь утилитарные цели – подготовку нужных для местных властей специалистов, государственная школа, как правило, носила светский характер.

Дореформенный Неплюевский кадетский корпус оставил яркий след в культурной жизни края. Несомненная его заслуга в подго­товке светской национальной интеллигенции. В 1852-1860 годах здесь обучался М. И. Уметбаев – крупный башкирский поэт-про­светитель, ученый-энциклопедист.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



МЕДРЕСЕ, мусульманское учебное заведение. Первые медресе возникли в 10 в. в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей исламских институтов. Традиционная учебная программа медресе включала мусульманское право (фикх), догматику (калям), коранические дисциплины, хадисоведение, арабский язык, логику (мантык); дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия, риторика. Медресе обычно действовали при мечетях.

Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих. Первые упоминания о постоянно действующих медресе на территории Башкортостана относятся к 17 в. По содержанию они копировали средне-азиатские, по форме несколько отличались. Располагались вне городов, были небольшими по размеру, размещались в деревнях, домах; встречались и кочующие медресе, не имевшие постоянных источников дохода, а также государственной поддержки. Они были неустойчивы, смерть мударриса, заведующего, главного преподавателя или богатого покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. Поэтому из числа возникших в 17-18 вв. медресе процветающих в кон. 19 в. было немного. Среди них Стерлибашевское, Каргалинское, Куганакбашевское, Балыклыкулевское, Стерлитамакское. В нач. 20 в. в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. Удаленность от исламских центров, давление царского правительства, общий упадок мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою. Им были присущи схоластика, оторванность от жизни. На рубеже 19-20 вв. в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах возникли реформирмистские джадидистские медресе: "Хусаиния" (Оренбург), "Гусмания" и "Галия" (Уфа), "Расулия" и "Мухаммадия" (Троицк), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами изучались и светские предметы.

ДЖАДИДИЗМ, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во 2-й половине 19 в. среди тюркских народов России. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного, так называемого "усул-и джадид", т.е. новый метод. Движение стали называть джадидизм в противовес кадимизму ("кадим" - "старый"). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в мощное общественно-политическое движение. Джадидисты критиковали религию, фанатизм, требовали замены устаревших религиозных школ национальными светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительных учреждений, что способствовало сплочению демократичности сил общества. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания" (нач. 90-х гг.), в Оренбургской губернии - в медресе "Хусаиния". К началу 20 в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебах и медресе Башкирии. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на татарский язык, который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и других светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. В 1897 в Оренбурге открылась первая в крае новометодная женская школа. Первые башкирские и татарские преподаватели, последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира и Стамбула, педагогических курсов в гг. Бахчисарай и Касимов. Со 2-й пол. 90-х гг. профессиональных учителей стали готовить медресе "Расулия", "Гусмания", "Хусаиния" и другие. Идеологами джадидизма были просветители (М.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, З.Расулев, крымско-татарский общественный деятель (И.Гаспринский), прогрессивные представители национальной буржуазии (братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы) и духовенства мусульманского (З.Камалетдинов, К.Закир).

МЕДРЕСЕ ГАЛИЯ открыто в октябре 1906 при второй соборной мечети в

г.Уфе (имам З.Галикеев). Основатель и бессменный директор медресе "Галия" З.Камалетдинов. В 1907 на средства купца С.Назырова, дворянки С.Янтуриной и других, было построено трехэтажное здание по ул. Уфимской (ныне Чернышевского, 5). Бывшее здание медресе "Галия" (Уфа).

Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г.Ибрагимов, историю тюркских народов - А.-З.Валидов, историю и теорию педагогики - Ф.А.Давлеткильдеева (в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе окончили М.Гафури, Ш.Бабич, Х.Туфан, С.Кудаш, К.Хакимов, К.Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н.Манаев, С.Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар.

МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ" основано в 1887 (по некоторым данным в 1885) в Уфе при Первой соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-1907) и впоследствии было названо в его честь. С 1906/07 учебного года М."Г." размещалось в новом каменном трехэтажном здании с двумя флигелями по ул. Тукаева, 39 (ныне здание школы -14), построенном на средства Губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман. М."Г." вначале было чисто духовным уч. заведением и готовило проф. служителей мечети; позже наряду с муллами готовили и учителей начальных классов медресе (мугаллимов и хальфов). Будущих мулл обучали канонам исламской религии и языкам: арабских и фарси. В начале 1890-х вводится новый метод обучения "Усули джадидд" (см. Джадидизм). Обучение в медресе "Гусмания" было 12-летним. Приготовительный (ибтидаи) и второй (игдадия) классы имели четырехгодичную программу обучения, первый (рушди) - трехгодичную. Численность шакирдов достигала 180-190. В его стенах учили азбуку (Алифбу), написанную для детей башкир и татар, учебник (Морфология и синтаксис араб. яз., I, II, III части), написанный для шакирдов 5-7 кл. Х.Гусмановым; курс русского языка вели учителя И.Еникеев и Г.Терегулов, с 1915 историю тюрков преподавал А.-З.Валидов. После смерти Х.Гусманова медресе "Гусмания" возглавляет имам-хатыб Первой соборной мечети Ж.Абызгильдин. Медресе "Гусмания" окончили З.Камалетдинов, профессор, доктор медицинских наук З.Ш.Загидуллин, врач Б.Гусманов (сын Х.Гусманова), башкирский артист А.Ф.Зубаиров, татарский писатель Р.Ишморатов и др. В 1918 медресе преобразовано в татарскую национальную гимназию.

МЕДРЕСЕ "ХУСАИНИЯ" основано в 1889 в Оренбурге братьями А. и М.

Хусаиновыми на собственные средства. В медресе действовала 14-классная система. В начале 20 в. учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3 начальных (ибтидаи), 4 средних (рушди), 4 переходных (игдадия), 3 высших (галия). Окончившие игдадию получали право преподавать в средней школе. Преподавание в медресе велось по новому методу (см. Джадидизм). Кроме традиционных, большое внимание уделялось светским и естествественным предметам, изучению старотюрского и русского языков. В М."Х." преподавали Р.Фахретдинов, С.Рамиев, С.Сунчаляй, Ш.Камал, Ф.Карими, Ш.Бурхан и др. Многие произведения мировых классиков ("Марсельеза" К.Ж.Руже де Лиля, русский текст П.Л.Лаврова, "Овод" Э.Л.Войнич, "Спартак" Р.Джованьоли, "Интернационал" Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе.

Медресе"Хусаиния" было переименовано в Татарский институт народного образования.

Читайте также: