Государственные электронные сервисы и услуги сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Концепция электронного правительства. Единый портал государственных и муниципальных услуг. Информационная карточка услуги. Обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2015
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Электронное правительство. Госуслуги

Реферат содержит 12 страниц.

Цель работы - ознакомление с сайтом электронного правительства.

Ключевые слова: единый портал, госуслуги, электронное правительство, единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. Этапы развития

4. Единый портал

6. Информационная карточка услуги

7. Возможности портала

В наш век научно-технического прогресса большинство процессов автоматизировано. И государственные услуги не являются исключением. В данном реферате предлагается ознакомиться с электронным правительством, в частности, проектом единым порталом государственных и муниципальных услуг. Данный портал ежемесячно позволяет тысячам граждан сохранить свое время и силы при получении госуслуг. Каждый из нас совершенно бесплатно может зарегистрироваться на сайте единого портала и подать заявку на предоставление широкого перечня услуг.

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович.

Прототип электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРаБД).

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции электронное правительство будет создаваться в два этапа:

- 2008 год -- разработка и утверждение необходимых документов;

- 2009--2010 годы -- практическое внедрение.

В новой редакции программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р).

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете, это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

3. Этапы развития

- размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

- размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

- обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции);

- обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

4. Единый портал

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

- доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;

- предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

- учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

6. Информационная карточка услуги

В информационной карточке каждой услуги содержится следующая информация:

- наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставляющего услугу;

- категории заявителей, которым предоставляется услуга;

- необходимые документы, подлежащие представлению заявителем для получения услуги, способы получения документов заявителями и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы;

- сведения о возмездности (безвозмездности) оказания услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга оказывается на возмездной основе;

- результат предоставления услуги;

- сроки предоставления услуги;

- основания для приостановления предоставления услуги или отказа в ее предоставлении;

- информация о месте предоставления услуги;

- сведения о допустимости досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, предоставляющих услугу, и результатов предоставления этой услуги;

- контакты для получения дополнительной информации (телефоны органа государственной власти или органа местного самоуправления, ответственного за предоставление услуги, телефоны мест предоставления услуги);

- формы заявлений и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для получения государственной или муниципальной услуги (в электронной форме).

7. Возможности портала

электронный правительство муниципальный услуга

- ознакомление с информацией о государственной или муниципальной услуге (функции);

- обеспечение доступа к формам заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги (функции), их заполнение и представление в электронной форме;

- обращение в электронной форме в государственные органы или органы местного самоуправления;

- осуществление мониторинга хода предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной функции;

- получение начислений и возможность оплаты государственных пошлин, штрафов и сборов;

- хранение реквизитов пользователя;

- получение результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале, если это не запрещено федеральным законом.

Единый портал находится в постоянном развитии: еженедельно появляются новые электронные формы заявлений по государственным услугам, ранее по которым была размещена лишь справочная информация и имелись шаблоны заявлений.

Подобные документы

Реализация концепции электронного правительства. Единый портал государственных и муниципальных услуг. Опыт реализации проекта на примере Сингапура. Реализация электронного правительства в Республике Бурятия. Универсальная электронная карта гражданина.

курсовая работа [78,3 K], добавлен 17.11.2013

Сущность государственных и муниципальных услуг. Формирование электронного правительства и развитие информационного общества. Предоставление государственных услуг в РФ на базе многофункциональных центров. Регламент предоставления муниципальной услуги.

курсовая работа [107,3 K], добавлен 03.06.2012

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания сформировавшегося набора государственных услуг. Стадии и проблемы на пути развития электронного правительства. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений.

реферат [50,0 K], добавлен 08.12.2010

Общее понятие электронного правительства. Особенности электронного правительства в России. Финансово–экономический аспект внедрения электронного правительства для бизнеса. Система государственных служб в условиях работы "электронного правительства".

курсовая работа [46,3 K], добавлен 11.10.2010

Понятие и сущность государственной услуги. Формирование электронного правительства. Предоставление государственных услуг в Российской Федерации на базе многофункциональных центров. "Единое окно" как стандарт предоставления государственных и иных услуг.

дипломная работа [361,5 K], добавлен 28.11.2010

Этапы создания электронного правительства. Средства идентификации личности. Система электронного взаимодействия. Внедрение электронного правительства в Эстонии, его значение для развития полноценного информационного общества. Снижение риска коррупции.

реферат [28,5 K], добавлен 16.11.2013

Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе. Реинжиниринг внутриправительственных процессов: G2G-модуль электронного правительства. Правительственные сервисы для граждан и бизнесов.

Президент Дмитрий Медведев хотел бы через 5-6 лет перевести все государственные услуги, предоставляемые гражданам, в электронный вид. "К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид", - сообщает Дмитрий Медведев. Сегодня таковых насчитывается более 1,5 тысячи, и по каждому поводу гражданам приходится стоять в очередях за справками и согласованиями.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

реферат 2010.doc

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по дисциплине

На тему: Электронные государственные услуги

Медленно, но верно цивилизованные страны мира поворачиваются к парадигме обслуживания населения, осознавая, что в обмен на налоги государство должно защищать граждан и оказывать им необходимые услуги. В отличие от государственного сектора, коммерческие компании, работающие на массовом рынке, уже давно осознали ценность сервиса для клиента и ежегодно вкладывают миллиарды долларов в новые технологии обслуживания и работу над качеством и стоимостью услуг. Государства же стали заниматься этим вопросом относительно недавно: даже в развитых западных странах данный подход распространился лишь в 1990-2000-х годах.

Интерес к технологиям обслуживания населения совпал с развитием интернета - наиболее дешевого канала взаимодействия с клиентами, открывающего широкие возможности для самообслуживания. Это привело к смещению акцента с концепции государственных услуг к концепции электронных государственных услуг, которые население получает с помощью интернета.

Основные цели внедрения электронных государственных услуг - это стандартизация услуг путем выявления и формализации через регламенты их оказания, что позволяет фиксировать качество сервиса и последовательно работать над его повышением. Кроме того, это позволяет снизить стоимость оказания услуги с помощью внедрения технологий самообслуживания через каналы интернет, а также уменьшить коррупционную составляющую при оказании услуги за счет устранения личного взаимодействия населения с государственными служащими.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении новый закон о государственных услугах, который и обещает все эти блага. Документ с названием "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных услуг) и исполнения государственных (муниципальных) функций" был внесен группой депутатов, однако готовился он в стенах минэкономразвития.

Создание электронных государственных услуг - это не просто ИТ-проект. Технологическая составляющая здесь, безусловно, присутствует, но не является определяющей для успеха. Проекты по созданию электронных государственных услуг (реализуются ли они в отдельно взятом регионе или в масштабах всей страны) подразумевают значительные организационные и административные изменения. Сложны они и с точки зрения поддержки, поскольку необходимо обеспечить непрерывность и неизменность услуги в ситуации, когда в процессе ее оказания задействованы системы различных госорганов и всегда существует риск внесения неожиданных изменений в их работу.

Тем не менее, реализовать такой проект вполне реально. Подтверждением тому является серия проектов по разработке электронных государственных услуг, реализованных компанией ЕРАМ Systems в рамках проекта по созданию системы электронного правительства Казахстана.

Весь процесс создания электронных государственных услуг можно разделить на три основных этапа: административные реформы, методологическая часть, связанная с выделением и формализацией электронных услуг, и технологическое воплощение.

Электронная государственная услуга (ЭГУ) - обычная государственная услуга, предоставляемая гражданам с помощью современных ИКТ. С одной стороны, это может быть получение от государства некой подтверждающей информации (например, справок, разрешений) или консультационных услуг, с другой стороны - подача сведений государству (например, подача налоговой декларации) или оплата налогов и сборов. В свою очередь, когда поток информации направлен от государства гражданину, важно, чтобы документы, полученные электронным способом, признавались легитимными. Другими словами, остальные учреждения должны принимать их наравне с выданными при личном обращении в госорган.

Сложность заключается в том, что электронный документ - это всего лишь или электронный файл, защищенный электронно-цифровой подписью (ЭЦП), или бумага, распечатанная из интернета, на которой нет оригинальных подписей и государственных печатей. Конечно, на ней должны быть определенные защитные знаки. Этот вопрос вполне решаем (например, система баркодов и водяных знаков сегодня достаточно широко распространена), но этот факт должен быть закреплен законодательно. Поэтому в процессе реализации проекта по созданию государственных электронных услуг приходится решать множество вопросов, связанных с их правомочностью.

Крайне важной является интеграция различных ведомств в единое пространство и реализация концепции "единого окна". Как и в коммерческих организациях, функции госоргана могут быть разделены на фронт-офис и бэк-офис. Фронт-офис (единое окно) работает с населением, фиксирует обращения за услугой, производит авторизацию гражданина и выдает ему результаты услуги. Кроме того, фронт-офис осуществляет взаимодействие с различными государственными органами, которые выполняют функцию бэк-офиса. Кроме выигрыша от обычного разделения работы, такая реорганизация ведет к значительному сокращению затрат на взаимодействие с населением за счет снижения количества персонала, офисных помещений и расходов на автоматизацию. Такого рода реорганизация по выделению многофункциональных центров осуществляется сейчас в России. В Казахстане она прошла еще в 2002 году. Появились специализированные центры обслуживания населения (ЦОН). Первоначально услуги оказывались вручную (всю необходимую информацию из различных министерств и ведомств операторы ЦОН собирали лично), но принцип одного окна соблюдался: гражданин мог получить все необходимые документы через ЦОН. Постепенно население привыкло, что оно идет за получением услуг не в конкретное министерство или ведомство, а в фронт-офис государства - ЦОН.

Фактически все описанные реформы являются подготовительным, инфраструктурным, но крайне важным этапом для полноценного функционирования электронных услуг. Далее можно переходить непосредственно к процессу создания электронных услуг.

Этапы создания электронных государственных услуг стандартны: инициация проекта, формирование требований, планирование и реализация, интеграция в систему электронного правительства, тестирование и ввод в эксплуатацию. Не будем останавливаться на каждом этапе подробно. Стоит лишь обратить чуть больше внимания на этап планирования и реализации, поскольку именно здесь кроется большинство подводных камней.

Для определения ЭГУ создается перечень услуг, оказываемых каждым из ведомств, прописывается регламент их оказания (кто за что отвечает, как строится процесс и т.д.) и определяется приоритетность их реализации. При этом, например, при определении перечня в качестве отправной точки можно воспользоваться реестром, разработанным правительством Казахстана.

При определении содержания услуги необходимо обратить внимание на то, чтобы она была уместна, выполнима и устойчива. Эти факторы влияют на востребованность услуги и возможность оценки ее эффективности.

Прописывая регламент оказания электронной государственной услуги, важно определить некоторые значимые факторы. Так, в первую очередь, стоит выявить виды пользователей - на кого ориентирована услуга (первый уровень конкретизации - G2B, G2C, G2G, далее необходимо детализировать группы пользователей и как можно конкретнее прописать их социально-демографические характеристики). Помимо этого, большое значение имеет количество исполнителей: сколько госорганов задействовано в процессе оказания услуги - один (простая услуга) или несколько (композитная). Композитную услугу можно рассматривать как набор простых. Тем не менее, нужно иметь в виду, что для избежания путаницы важно прописать регламент взаимодействия госорганов в процессе оказания данной услуги. Кроме того, стоит определить, будет ли услуга платной, а также станет она открытой или закрытой (здесь определяется необходимость идентификации пользователя для получения услуги). Помимо всего прочего, нельзя забывать про уровень зрелости услуги. Здесь выделяется 4 типа электронных услуг: информирование, одностороннее взаимодействие, двустороннее взаимодействие и юридически значимое двустороннее взаимодействие.

Типы электронных государственных услуг по уровню зрелости

Тип услуги Описание Пример
Информирование Создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.); предоставление потребителю информации, которую ему необходимо знать для получения государственной услуги. Публикация законодательных и нормативных актов
Одностороннее взаимодействие Размещение на веб-сайтах государственных органов шаблонов документов, необходимых для оказания услуги. Потребитель получает шаблон документа в электронном виде, который необходимо заполнить, распечатать и предоставить в государственный орган лично.
Двустороннее взаимодействие Подача и прием документов в электронном виде, запись на прием в ГО, выдачу документов. Запись на прием в государственное учреждение на выдачу документов. Возможность заполнения анкеты соискателя претендентом на должность в органе государственной власти.
Юридически значимое двустороннее взаимодействие: Результат выполнения услуги (документ) выдается и является легитимным в электронном виде Подача декларации о налогах в электронном виде, получение документа подтверждающего право собственности.

Последний вариант, конечно, самый сложный с точки зрения реализации. Тем не менее, такие услуги доступны 24 часа 7 дней в неделю из любого конца страны и мира, и именно они могут называться электронными в полном смысле этого слова. Промежуточные же варианты также предусматриваются для того, чтобы услугой могли воспользоваться, например, пенсионеры, которые не владеют современными технологиями. Для них будет приемлем вариант получения услуг через центры обслуживания населения, при том, что взаимодействие госорганов внутри полностью автоматизировано, внедрена система электронного документооборота и возможен обмен необходимыми данными через интранет-портал.

На данный момент не существует единого стандартного способа разработки электронных услуг. При реализации проекта в Казахстане использовалась собственная методика компании EPAM Systems, регламентирующая общие принципы публикации электронных государственных услуг, технические стандарты, архитектуру решения, а также включающая в себя шаблоны соответствующих документов.

Перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным облегчить жизнь населению. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях – от регистрации автомобиля до получения паспорта – сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг – максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

С 1 апреля 2010 года граждане РФ получили возможность воспользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. С 1 июня 2010 года такую возможность получили и иностранцы.

Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме:

  • упрощение получения государственной и муниципальной услуги и другой полезной информации (подать заявление можно в любой удобный день и час)
  • сокращение количества предоставляемых документов
  • отсутствие необходимости тратить время на поездку и ожидание в очереди
  • отсутствие необходимости тратить деньги на поездку в транспорте
  • снижение коррупционных рисков, возникающих при личном общении с чиновниками
  • снижение административных барьеров, и повышение доступности получения услуг
  • информирование гражданина на каждом этапе работы по его заявлению

Способы получения услуг в электронной форме

Электронный способ обращения за муниципальными услугами предусматривает подачу заявления в электронном виде:

Для доступа к услугам достаточно однократной регистрации: данные пользователя сохраняются в системе.

Для регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) можно обратиться в любой филиал Многофункционального центра Новгородской области. При себе достаточно иметь паспорт и Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Для того, чтобы получить государственную и муниципальную услуг в электронной форме, нужно зарегистрироваться на Портале государственных и муниципальных услуг.

Портал государственных и муниципальных услуг – это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

О портале государственных услуг

Для облегчения взаимодействия граждан и государства и упрощения процесса получения гражданами государственных услуг создан единый портал государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал). Он не только обеспечивает доступ к справочным сведениям о существующих государственных и муниципальных услугах, но и осуществляет предоставление этих услуг в электронной форме.

Все услуги, размещенные на едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия её предоставления в выбранном регионе. Таким образом, первым шагом для получения доступа к возможностям единого портала является выбор интересующего региона, после чего будут доступны услуги, предоставляемые как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления выбранного субъекта.

Портал государственных услуг сегодня

По состоянию на апрель 2013 года ежемесячная аудитория портала составляет более 3,3 млн посетителей. Количество пользователей, имеющих активированную регистрацию на портале, – более 3,7 млн человек. В месяц через портал в электронном виде оказывается более 1,1 млн государственных услуг.

Ежедневно портал государственных услуг упрощает взаимодействие граждан с государством, делает его более простым и приятным.

Популярные услуги

Наиболее популярными являются услуги:

· проверки штрафов (ГИБДД);

· оформления заграничного паспорта (ФМС);

· проверки состояния лицевого счёта в системе пенсионного страхования (ПФР);

· проверки наличия налоговых задолженностей (ФНС);

· приёма налоговой декларации на доходы физических лиц (ФНС) и другие.

Принцип работы портала государственных услуг

· с помощью приобретения квалифицированного сертификата и средства электронной подписи;

· с помощью универсальной электронной карты.

При любом способе получения доступа к порталу пользователь проходит аутентификацию и подтверждает свою личность, после чего получает доступ к своей персональной информации.

Получение услуг онлайн

На портале в данный момент доступны в электронном виде 511 услуг. Это означает, что услуга полностью, включая получение результатов, осуществляется через интернет. Для её получения не требуется бумажных носителей (документов, справок, заявлений и так далее) и личного присутствия гражданина в ведомстве, оказывающем услугу.

Типовой алгоритм получения услуги в электронном виде таков:

1. авторизация на портале;

2. поиск услуги по ведомству/категории/жизненной ситуации/популярности или с помощью полнотекстового поиска;

3. получение детального описания услуги;

4. заполнение анкеты персональными данными, требующимися для получения услуги;

5. получение информации о статусе рассмотрения заявки;

6. оплата пошлины/штрафа/задолженности, связанных с получаемой услугой;

7. получение справочной информации, подразумевающейся получаемой услугой.

Набор и порядок требующихся действий для получения услуг в электронном виде зависит от их типа и может различаться для различных услуг.

Упрощение процесса личного получения услуг

Некоторые услуги в данный момент не могут быть полностью оказаны в электронном виде и требуют личного присутствия гражданина в оказывающем услугу ведомстве. К таким услугам относятся постановка и снятие с учёта транспортных средств, получение заграничного паспорта нового образца и прочие услуги. Портал государственных услуг позволяет максимально упростить получение и таких услуг, даёт возможность заблаговременно осуществить все действия, которые возможно осуществить в режиме онлайн, на портале, а затем записаться на приём в ведомство, оказывающее услугу, в определённый день и определённое время во избежание необходимости тратить время в очереди.

Оплата онлайн

Портал предоставляет возможность оплаты штрафов и задолженностей в режиме онлайн. Преимуществом оплаты через портал государственных услуг является то, что данные об оплате в обязательном порядке поступают в специализированную базу данных, что ускоряет процесс обновления информации о штрафах и задолженностях, позволяя гражданам получать наиболее полную и актуальную информацию о своих задолженностях.

Оплата онлайн возможна различными способами – банковской картой, электронными деньгами, а также с баланса мобильного телефона.

Читайте также: