Сообщение в педагогике это

Обновлено: 18.05.2024

вид самостоятельной работы. В процессе подготовки доклада у учащихся формируются навыки исследовательской деятельности.

один из видов самостоятельной работы, используемый в обучении лиц, имеющих достаточно высокий уровень академической подготовки. Будучи аналитическим жанром, доклад требует углубленного понимания предложенной темы, умения пользоваться разнообразными источниками, а также умения анализировать эмпирический материал; работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.

Понятие информации. Виды информации. Специфика информации в педагогике и психологии. Информационные ресурсы и массивы. Классификация информационных массивов.

Понятие информации. Виды информации.

Энциклопедия кибернетики трактует информацию (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее

некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п.

В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя

обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Философская трактовка определяет информацию как отражение реального мира;

Информация возникает за счет отражения, которое является свойством всей материи, любой материальной системы. Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного отражения до высшей его формы—сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира.

Таким образом, понятие информации связано с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов независимо от ее содержания

Информация может быть различных видов, например:

Это далеко не полный перечень видов информации, к тому же он не систематизирован. Обычно при классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используют то или иное свойство (набор свойств) объектов.

По способу внутренней организации информацию делят на две группы:

1. Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.

2. Логически упорядоченные, организованные наборы данных. В этой группе можно выделить особо организованную информацию – знания.

Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (структура данных).

С понятием информации также тесно связаны такие понятия, как сигнал, и данные.

Сигнал (от латинского signum – знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.

Данные (лат. data) – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки её техническими средствами, например, ЭВМ.

Различают две формы представления информации – непрерывную и дискретную. Поскольку носителями информации являются сигналы, то в качестве последних могут использоваться физические процессы различной природы. Например, процесс протекания электрического тока в цепи, процесс механического перемещения тела, процесс распространения света и т.д. Информация представляется (отражается) значением одного или нескольких параметров физического процесса (сигнала), либо комбинацией нескольких параметров.

Сигнал называется непрерывным, если его параметр в заданных пределах может принимать любые промежуточные значения. Сигнал называется дискретным, если его параметр в заданных пределах может принимать отдельные фиксированные значения.

В рамках науки информация является первичным и неопределяемым понятием. Оно предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приёмника и канала связи между источником и приёмником.

Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием ин-формации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.

Информация о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного либо вычислительного эксперимента, а также на основе логического вывода. Поэтому говорят о доопытной, или априорной информации и послеопытной, т.е. апостериорной информации, полученной в итоге эксперимента.

Информация с точки зрения ее возникновения и последующих преобразований проходит три этапа, которые, собственно, и отражают ее семантический, синтаксический прагматический аспекты информации.

Прагматический аспект информации определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации, влияет на поведение потребителя.

Если информация оказалась ценной, поведение ее потребителя меняется в нужном направлении. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.

Семантический аспект информации отражает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус.

Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке.

Синтаксический аспект информации связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения.

В зависимости от целей использования информации, в разные периоды могут учитываться синтаксический, семантический и прагматический аспекты информации. Человек сначала наблюдает некоторый факт окружающей действительности, который отражается в его сознании в виде определенного набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем, после определенной структуризации этих данных в соответствии с конкретной предметной областью, человек формирует знание о наблюдаемом факте, что отражает семантический аспект полученной информации. Информация в виде знаний имеет высокую степень структуризации, что позволяет выделять полную информацию об окружающей нас действительности и создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученные знания человек затем использует в своей практике, т.е. для достижения поставленных целей, что отражает прагматический аспект информации.

Знания.

Особым видом и формой представления информации как результата отражения окружающей действительности (результата мышления) выступают знания.

Знания возникают как итог теоретической и практической деятельности человека. Информация в виде знаний отличается высокой структуризацией. Это позволяет выделить полезную информацию при анализе окружающих нас физических, химических и прочих процессов и явлений. На основе структурирования информации формируется информационная модель объекта. По мере развития общества информация как совокупность научно-технических данных и знаний превращается в базу системы информационного обслуживания научно-технической деятельности общества.

Научная информация - это информация, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Научная информация подразделяется по областям получения или использования на следующие подвиды:

􀂃 политическая;

􀂃 экономическая;

􀂃 техническая;

􀂃 биологическая;

􀂃 физическая и т.д.

К примеру, техническая информация связана с управлением техническими объектами. Техническая информация сопровождает разработку новых изделий, материалов, конструкций, агрегатов, технологических процессов. Научную и техническую информацию объединяют термином научно-техническая информация.

По назначению научная информация подразделяется на подклассы:

􀂃 специальная.

Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. На практике используют характеристики информации с точки зрения оценки ее потребителем (пользователем) на основе ряда показателей качества информации

Качество информации - обобщенная положительная характеристика информации,

отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества - одно из важных положительных свойств информации (с позиции потребителя).

Для того, чтобы определить набор важнейших показателей качества, необходимо оценить информацию с точки зрения ее потребителя. Пусть, например, имеют место следующие ситуации по оцениванию информации:

􀂃 часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию

называют релевантной; а часть - нет, и ее называют нерелевантной;

􀂃 вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя;

􀂃 часть информации из признанной потребителем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки;

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения

Релевантность - способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.

Полнота - свойство информации исчерпывающе ошибок .

Доступность - свойство информации, характеризующее возможность ее получени данным потребителем.

Защищенность - свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность - свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Адекватность - свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению.

Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура.

Кроме того, необходимо выделить свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим является живучесть и уникальность.

Специфика информации в педагогике и психологии

В своей профессиональной деятельности педагоги и психологи оперируют психологической информацией. Психологическую информацию можно определить как совокупность аккумулируемых с определенной целью данных и сведений, снижающих неопределенность знаний о свойствах и состояниях психики характерных для нее процессов и проявлений. Таким образом, психологическая информация, собираемая в конкретном психологическом исследовании, призвана снизить неопределенность наших знаний о свойствах и состоянии предмета исследования и характерных для него процессов и проявлений. Психологическая информация в контексте изучения конкретной личности –это информация, полученная путем применения всего арсенала методов психологических исследований(результаты обследования, выводы и рекомендации психолога в устной форме, на бумажных магнитных носителях).

Психологическая информация как частная разновидность информации обладает всеми ее свойствами, но содержательное наполнение отличается спецификой:

Относительность психологической информации проявляется в следующих аспектах: по отношению к среднестатистическим значениям, объяснительным схемам различных психологических подходов (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, субъектно-деятельностная теория и т. д.), методам ее извлечения, выбираемым исследователем.

Актуальность отражает прежде всего своевременность (насущность) выявляемой психологической информации, необходимую степень современности информации по отношению к решаемой проблеме. Следует помнить, что ценность информации со временем уменьшается. Так, нормативы по методикам, полученные в 1970-х годах, вряд ли смогут помочь охарактеризовать уровневые характеристики изучаемого явления, если данные собирают в начале XXI века.

Полнота информации определяет ее количество, необходимое и достаточное для достижения поставленных целей и решения задач. Полная информация обеспечивает как необходимые, так и достаточные условия для формулирования выводов по результатам исследования, психологических рекомендаций о мероприятиях по использованию данных результатов.

Релевантность психологической информации обусловлена требованием ее соответствия решаемой проблеме (научной или прикладной). Иначе говоря, сведения должны относиться именно к исследуемому объекту или процессу и именно в той части, которая составляет предмет исследования.

Экологичность информации заключается в следующем. Психологическая информация о личности относится к разряду конфиденциальной. Она не подлежит разглашению и не должна компрометировать испытуемого, заказчика, психолога и психологическую науку.

Трудоемкость информации определяет уровень временных и энергетических затрат на получение и переработку информации. Эффективной информация может быть тогда, когда такие затраты не превышают получаемый от ее использования эффект. *

Психологическая информация может быть классифицирована по нескольким основаниям [1]:

Таб.1 Классы психологической информации

Основание классификации Вид информации
Стадии образования Необработанная; обработанная; промежуточная; итоговая
Соответствие целям исследования Первичная; Вторичная
Степень охвата Локальная; Общая
Охватываемый период Ретроспективная; текущая; прогностическая
Периодичность поступления Дискретная; эпизодическая; непрерывная (мониторинговая)
Форма представления информации Фонетическая; иконографическая; письменная; печатная; электронная
Способ восприятия Звуковая; с помощью осязания; с помощью обоняния; визуальная; текстовая; графическая

Принципы оформления психологической информации:

-Психолог формулирует результаты исследований о терминах и понятиях, принятых в психологической науке, на основании анализа материалов исследования.

-Психолог объективно формулирует выводы, ориентируясь только на результаты, полученные психологическими методиками, исключая симпатии и антипатии к испытуемым.

-В заключении по результатам психологического обследования указываются степень достоверности (точности) информации и границы ее применения.

-Окончательный вывод и рекомендации по результатам психологического обследования кратко формулируются в терминах, понятных пользователю, в форме, исключающей их неверное толкование и домысливание.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Прежде всего, ученик должен узнать, что именно создает проблему для учителя. Если ученик будет знать о том, что заставляет учителя вступить с ним в конфронтацию, то высказывание подействует намного эффективнее. Описание (характеристика) неприемлемого поведения, не содержащее отрицательной оценки и ни в чем не обви-

Заметим, что все эти высказывания появляются по следам поведения ученика (или учеников), которое вызвало озабоченность учителя.

Люди, в том числе и ученики, редко меняют свое поведение, если оно не оказывает существенного нежелательного влияния на других людей.

Когда ты не выполняешь домашние задания (характеристика поведения), мне приходится дольше объяснять во время урока (существенное воздействие), и из-за этого я начинаю нервничать (чувство).

Учитель сообщает о том, что поведение ученика влияет на него (отнимает у него время) и это влияние порождает у учителя чувство недовольства. Последовательность (поведе- ние-влияние-чувство) сообщает о причине возникновения чувства, а не о вине ученика.

Интересно, что педагогом в Древней Греции называли рабов, которые следили за детьми.

Яблоко, книга, очки

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому использовать их можно было только в качестве наблюдающего за ребенком (водить в школу, следить за выполнением заданий и т.д.)

Педагогика — это.

Педагогика, как наука вышла из недр философии примерно в 17 веке, благодаря мыслителям того времени Ф.Бекону и Я.Коменскому.

В настоящее время это научное направление, занимающееся воспитанием и обучением человека. Она имеет множество отраслей и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности через ее воспитание и обучение.

Объект этой науки – условия, способствующие развитию индивида в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс образования человека.

Ученики

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. область научного исследования в сфере воспитания и развития; , связанная с образованием детей;
  3. учебный предмет в рамках профессионального образования;
  4. мастерство личности, разбирающейся в тонкостях обучающего процесса.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитическая:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий воспитательного процесса;
    2. анализирование и трактование деятельности педагога.
    1. построение цели и планов развития воспитательной системы;
    2. эффективное управление обучающим процессом.
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методов;
    2. внедрение их в практику;
    3. образовательный процесс посредством научно-методических приемов.

    Задачи педагогики

    Согласно профессору В.В.Кумарину педагогика – это наука, целью которой является решение таких задач:

      Воспитание индивида – выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

    С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте, дружбе и т.д. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими.

    Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

    Дети

    Методы обучения

    Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний.

    Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения:

      Словесный – обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени.

    Чтение книги

    Сюда входят односторонние формы метода – рассказ и лекции (учитель говорит, слушающие молчат) и активные – беседа и дискуссия (диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме).

    Также к словесному методу относится самостоятельная работа с книгами, что развивает память, мышление и внимание обучаемого.

    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные и практические задания посредством какого-либо оборудования;
    3. дидактические игры – обучение в процессе моделирования исследуемого явления.
    1. иллюстрации (картинки, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, наглядные опыты, эксперименты).
    1. ученик учится самостоятельному исследованию и решению проблемы;
    2. овладевает навыками анализа (что это?) и компоновки информации (что это такое?);
    3. развиваются его творческие способности.

    Этот метод чаще всего используется в процессе образования детей детсадовского и младшего школьного возраста.

    Основные категории педагогики

    Основные категории педагогики представляют собой понятия, на которых базируется данная наука:

    1. Воспитание – процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, способов поведения, умений и навыков у последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и т.д.
    2. Образование – это понятие может трактоваться двумя способами:
      1. обучающий и воспитывающий процесс (вы изучаете математику);
      2. результат обучающего и воспитывающего процесса (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).

      Математика

      Основная функция обучения – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

      Формирование – развитие индивида (кто это?) под влиянием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, позитивными и негативными.

      Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет стихийный, негативный опыт формирования.

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (2)

      Как я понял, учителей много, а вот с педагогами беда. Даже в советской школе ничего такого, что перечислено в статье, учителя и близко не давали, всё было сухо, строго по учебнику, не пытались учителя заинтересовать своим предметом, объяснили материал и хватит. Сейчас может что и изменилось, тут ведь от образовательных стандартов многое зависит и от личных качеств преподавателя.

      Педагогика, как и любая другая наука должна постоянно развиваться и соответствовать веяниям времени. В современном мире информация постоянно устаревает и эта сфера не успевает реагировать. Среди всех возможных методов обучения часто применяется только словесный, что делает процесс малоэффективным, не связывает полученные знания с внешним миром. Это ведет к их обесцениванию в глазах учащихся.

      Полина Богданова, Екатерина Обухова

      студентки 3 курса факультета Истории и права


      Весь педагогический процесс построен на системе информирования. Информация поступает к нам из разных источников, несет разный характер, суть и проблему. Важное свойство информации – это возможность различного ее понимания и, как следствие, вариативного толкование. Иначе говоря, информация проходит много стадий и препятствий, прежде чем дойти до нас в известном нам виде. Многообразие информации делает её уникальным и практически неиссякаемым источником знаний, умений и навыков. Именно поэтому информирование является основой педагогического процесса.

      Без создания некоторых обязательных условий полноценного участия школьников или студентов в учебно-информационном процессе образовательному учреждению в наше время невозможно даже получить лицензию на образование. Понятие информации в педагогическом процессе так же широко, как и другом ее обиходе. Основным критерием её наличия, в сущности, становится распространение и донесение до субъектов информирования в различных формах и действиях.

      Объяснение, толкование и понимание информации в образовании заключено в правильном и слаженном процессе образования. На протяжении многих веков этот процесс оставался очень сложным и противоречивым, имел множество отклонений в своей среде. Да и сегодня образовательный процесс нельзя назвать идеальным. Многие неблагоприятные факторы, такие как нехватка преподавателей, недостаточная обеспеченность учебным оборудованием, плохая посещаемость, неприспособленные здания, равнодушное отношение общества к образованию, бедность и тому подобное дополнительно усложняют этот и без того очень сложный процесс [1].

      Как же правильно построить информационный процесс и сделать его пригодным для педагогического процесса?

      Педагогическое информирование – это на данный момент основа образовательного процесса во всем мире. Сделать ее идеальной для применения в повседневной педагогической деятельности – это, несомненно, одна из основных задач современной педагогики. Создание новых педагогических технологий, концепций и методов дает довольно ощутимые результаты по мере их использования. Соблюдение и правильное толкование педагогами технологий оказывает положительное действие на процесс обучения и воспитания.

      1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2009.

      2. Поляков С.Д. Технологии воспитания : учеб.-метод. пособие [Текст]. – М. : Владос, 2003. – 144 с.

      Читайте также: