Сообщение на тему шлемоносцы есть и в наши дни
Обновлено: 04.07.2024
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: эвристическая беседа.
Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития обучающихся):
1.Совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; развивать навык составления и применения даймонда на уроке литературы; учить представлять на уроке литературы самостоятельно созданные мультимедийные проекты;
- совершенствовать основные общеучебные умения: читать осмысленно, понимать прочитанное; запоминать и воспроизводить устный и письменный текст; монологически высказываться; отвечать на вопросы; выделять главную мысль; формулировать и решать проблему;
2. Способствовать процессу духовного развития через вдумчивое чтение художественного произведения, формировать личностно значимую позицию к проблеме урока.
3. Развивать психологические свойства, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, воображение, ясность речи.
Методическая цель: применение на уроках литературы мультимедийных продуктов.
Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные проекты преподавателя и обучающихся на электронных носителях.
1. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. – М., 1985.
2. Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. – 509 с. – Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести.
3. Акаткин В. Всматриваясь в человека: о творчестве Е. Носова / В. Акаткин // Голоса времени. - Воронеж, 1974. - С. 93-107. (фх. 622622)
4. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - С. 5-10.
1. Организационная часть.
Добрый день. Я рада встрече с вами. Командир, доложите о явке на урок (доклад командира). Итак, мы начинаем.
2. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.
Как мало знаем мы о той войне…
Сухие цифры подсчитать пытаясь,
Стараемся прощенья попросить
У тех, кто в двадцать лет состарясь,
Ушёл, не оглянувшись на родных,
На братьев и сестёр, жён и детей своих…
Как мало знаем мы о той войне,
Что миллионы жизней унесла не глядя,
Заставив, обезумя, матерей
Носить цветы к могилам сыновей…
Давайте спросим каждый у себя:
Что знаю я о страшной той войне?
(тема высвечивается на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради)
На уроке вы должны:
- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;
-развивать умение самостоятельно работать с текстом.
4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).
Преподаватель: К сегодняшнему уроку (поскольку вы будущие операторы ЭВМ), вы должны были подготовить компьютерные проекты, которые помогут нам представить, что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?
А) ПРОЕКТ №1 (проект обучающегося)
Обучающийся читает стихотворение:
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд.
И ждём приказа нового. И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них живые говорят.
- Что в представлении автора проекта война?
- Какие проблемы поднимает автор проекта?
- Какие трудности возникли при создании проекта?
Б) ПРОЕКТ №2 (проект обучающегося)
Преподаватель: В этой работе – фотографии тех лет. Ваши комментарии.
(Ребята высказывают своё мнение по поводу проекта)
Преподаватель: Интересные, достойные работы и главное в них – ваше личное отношение к теме.
Да, тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…
Справку о биографии писателя подготовил обучающийся …
- Что запомнилось из увиденного, услышанного?
- Каким вы представляете себе Е. И. Носова (ребята говорят о писателе как о человеке скромном, интересном и увлекательном рассказчике; обращают внимание на военные фотографии, указывают на автобиографичность произведений).
Преподаватель: К сожалению, 13 июня 2002 года Е. И. Носова не стало, но мы с вами должны гордиться тем, что являемся современниками нашего знаменитого земляка.
Преподаватель: О чём повесть? (ответы ребят)
-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?
Преподаватель: Обратили внимание на то с чего начинается повесть?
(ребята читают эпиграф:
И по всей Руси тогда
редко пахари перекликалися,
но часто граяли враны,
- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?
- Что роднит эти произведения (времена)? (ответы ребят)
Преподаватель: Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…
- Как можно объяснить множественное число в названии повести?
- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6). Ваши комментарии к прочитанному?
- Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(ребята отвечают, пользуясь текстом повести)
- Каково отношение Касьяна к труду?
- Касьянова семья – какова она? (ответы ребят)
- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?
( просмотр эпизода , ответ на поставленный вопрос)
Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста ( работа с текстом )
- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне? (ответы ребят)
- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит? (ответы ребят, работа с текстом).
Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй ( просмотр эпизода ).
5. Домашнее задание.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Проект урока
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: эвристическая беседа.
Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития обучающихся):
1.Совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; развивать навык составления и применения даймонда на уроке литературы; учить представлять на уроке литературы самостоятельно созданные мультимедийные проекты;
- совершенствовать основные общеучебные умения: читать осмысленно, понимать прочитанное; запоминать и воспроизводить устный и письменный текст; монологически высказываться; отвечать на вопросы; выделять главную мысль; формулировать и решать проблему;
2. Способствовать процессу духовного развития через вдумчивое чтение художественного произведения, формировать личностно значимую позицию к проблеме урока.
3. Развивать психологические свойства, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, воображение, ясность речи.
Методическая цель: применение на уроках литературы мультимедийных продуктов.
Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные проекты преподавателя и обучающихся на электронных носителях.
1. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. – М., 1985.
2. Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. – 509 с. – Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести.
3. Акаткин В. Всматриваясь в человека: о творчестве Е. Носова / В. Акаткин // Голоса времени. - Воронеж, 1974. - С. 93-107. (фх. 622622)
4. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - С. 5-10.
1. Организационная часть.
Добрый день. Я рада встрече с вами. Командир, доложите о явке на урок (доклад командира). Итак, мы начинаем.
2. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.
Преподаватель:
Как мало знаем мы о той войне…
Сухие цифры подсчитать пытаясь,
Стараемся прощенья попросить
У тех, кто в двадцать лет состарясь,
Ушёл, не оглянувшись на родных,
На братьев и сестёр, жён и детей своих…
Как мало знаем мы о той войне,
Что миллионы жизней унесла не глядя,
Заставив, обезумя, матерей
Носить цветы к могилам сыновей…
Давайте спросим каждый у себя:
Что знаю я о страшной той войне?
(тема высвечивается на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради)
На уроке вы должны:
- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;
-развивать умение самостоятельно работать с текстом.
4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).
Преподаватель: К сегодняшнему уроку (поскольку вы будущие операторы ЭВМ), вы должны были подготовить компьютерные проекты, которые помогут нам представить, что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?
А) ПРОЕКТ №1 (проект обучающегося)
Обучающийся читает стихотворение:
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд.
И ждём приказа нового. И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них живые говорят.
- Что в представлении автора проекта война?
- Какие проблемы поднимает автор проекта?
- Какие трудности возникли при создании проекта?
Б) ПРОЕКТ №2 (проект обучающегося)
Преподаватель: В этой работе – фотографии тех лет. Ваши комментарии.
(Ребята высказывают своё мнение по поводу проекта)
Преподаватель: Интересные, достойные работы и главное в них – ваше личное отношение к теме.
Да, тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…
Справку о биографии писателя подготовил обучающийся …
Преподаватель:
- Что запомнилось из увиденного, услышанного?
- Каким вы представляете себе Е. И. Носова (ребята говорят о писателе как о человеке скромном, интересном и увлекательном рассказчике; обращают внимание на военные фотографии, указывают на автобиографичность произведений).
Преподаватель: К сожалению, 13 июня 2002 года Е. И. Носова не стало, но мы с вами должны гордиться тем, что являемся современниками нашего знаменитого земляка.
Преподаватель: О чём повесть? (ответы ребят)
-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?
Преподаватель: Обратили внимание на то с чего начинается повесть?
(ребята читают эпиграф:
И по всей Руси тогда
редко пахари перекликалися,
но часто граяли враны,
Преподаватель:
- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?
- Что роднит эти произведения (времена)? (ответы ребят)
Преподаватель: Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…
- Как можно объяснить множественное число в названии повести?
- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6). Ваши комментарии к прочитанному?
- Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(ребята отвечают, пользуясь текстом повести)
- Каково отношение Касьяна к труду?
- Касьянова семья – какова она? (ответы ребят)
- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?
( просмотр эпизода , ответ на поставленный вопрос)
Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста ( работа с текстом )
- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне? (ответы ребят)
- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит? (ответы ребят, работа с текстом).
Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй ( просмотр эпизода ).
5. Домашнее задание.
Презентация по широко известной повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы" была подготовлена ученицей 9 класса как дополнительный материал к научному исследованию о стилистических особенностях произведений Е.Носова. материал может быть использован филологами в старших классах на уроках литературы, на факультативах, спецкурсах. Данный материал учит подробному анализу художественного произведения, следовательно, может быть использован и при подготовке к экзаменационному сочинению.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
ЕВГЕНИЙ НОСОВ РАЗНОСТОРОННЕ ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. ЕГО ИМЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗОЙ, НО ДОМИНИРУЕТ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ ТЕМА ВОЙНЫ.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Задачи: ознакомиться с биографией писателя; изучить литературоведческие статьи о творчестве Е.Носова; познакомиться с особенностями орнаментальной прозы; проработать лексический материал повести; проанализировав язык и стиль повести, определить их роль в раскрытии идейного содержания произведения. Практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы , а также при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (15 ЯНВАРЯ 1925 13 ИЮНЯ 2002) РОДОМ ИЗ С.ТОЛМАЧЕВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, АВТОР ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ, ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН КУРСКА.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ У ФОЛЬКЛОРА. (ОТ ЛАТ. ОRNAMENTUM – УКРАШЕНИЕ). ТАКАЯ ПРОЗА ЧАСТО БЕРЁТ СВОИ Стилистика орнаментальной прозы: обращение к простонародной стихии языка словотворчество метафоричность, образность повышенная эмоциональность
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
1. ПРОСТОНАРОДНАЯ РЕЧЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЬ ДИАЛЕКТНУЮ, ПРОСТОНАРОДНУЮ, РАЗГОВОРНУЮ, УСТАРЕВШУЮ, ИСКОННОРУССКУЮ И СТАРОСЛАВЯНСКУЮ ЛЕКСИКУ. ПО ЛЕВУЮ, ТО ВИДЕЛАСЬ СТОРОНА НЕОБЖИТАЯ (ДИАЛЕКТ), НЕ ВО ВСЯК ДЕНЬ ХОЖЕНАЯ(РАЗГ.) ЗАЛИВНОЕ БУЙНОЕ ЗАЙМИЩЕ (ДИАЛЕКТ), НЕПРОЛАЗНАЯ ПОВИТЕЛЬНАЯ ЧАЩОБА В СЛАДКОМ ДУРМАНЕ КАЛИНЫ, В НЕУЕМНОМ ПТИЧЬЕМ ПОСВИСТЕ И ПОЩЕЛКЕ.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ: АХ ВЫ, СТОЛИКИ МОИ, ВЫ ТЕСОВЕНЬКИЕ! А ЧЕВО Ж ВЫ СТОИТЕ НЕ ЗАСТЕЛЕННЫЕ? А ЧЕВО Ж ВЫ СИДИТЕ, ХЛЕБАСОЛИ НЕ ЯСТЕ? ТО ЛЬ МЕДОК МОЙ НЕ СКУСЕН, ТО ЛЬ ХОЗЯИН НЕ ВЕСЕЛ? Мифология: Немцы представлялись усвятцам с копытами и в касках с рогами, то есть жутковатыми, чертоподобными существами… Пословицы и поговорки: От метлы щели нет; Конец всему делу венец; Ты только за пирог, а черт на порог.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
НОВОБРАНЦЫ СОБРАЛИСЬ У ДЕДУШКИ СЕЛИВАНА ПОДЕЛИТЬСЯ СОКРОВЕННЫМ, СТАРИК ДОСТАЕТ СВОЮ СТАРУЮ КНИГУ И ОТКРЫВАЕТ МУЖИКАМ ПОДЛИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИХ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН. НИКОЛАЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ “ПОБЕДИТЕЛЕМ”, АЛЕКСЕЙ “ЗАЩИТНИКОМ”, КАСЬЯН “ШЛЕМОНОСЦЕМ”, ТО ЕСТЬ УСВЯТСКИЕ МУЖИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПО ИМЕНАМ СВОИМ ЕЩЕ И РАТНИКАМИ, “ИМЕЮЩИМИ УКАЗАНИЕ К ВОИНСКОМУ ДЕЛУ.
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
Презентация "Усвятские шлемоносцы"
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
96/6=16 коробок с печеньем
96/3=32 коробки с зефиром
32/16=2 во столько раз больше коробок с зефиром чем с печеньем
теркин — обобщенный персонаж, олицетворяющий солдата с лучшими его качествами. все , которые происходят с ним, вполне могли случиться с любым солдатом на фронте. это герой, искренние любящий свою родину и готовый в любой момент умереть за нее безо всякой показухи и высоких фраз.
Читайте также: