Сообщение на тему шлемоносцы есть и в наши дни

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: эвристическая беседа.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития обучающихся):

1.Совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; развивать навык составления и применения даймонда на уроке литературы; учить представлять на уроке литературы самостоятельно созданные мультимедийные проекты;

- совершенствовать основные общеучебные умения: читать осмысленно, понимать прочитанное; запоминать и воспроизводить устный и письменный текст; монологически высказываться; отвечать на вопросы; выделять главную мысль; формулировать и решать проблему;

2. Способствовать процессу духовного развития через вдумчивое чтение художественного произведения, формировать личностно значимую позицию к проблеме урока.

3. Развивать психологические свойства, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, воображение, ясность речи.

Методическая цель: применение на уроках литературы мультимедийных продуктов.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные проекты преподавателя и обучающихся на электронных носителях.

1. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. – М., 1985.

2. Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. – 509 с. – Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести.

3. Акаткин В. Всматриваясь в человека: о творчестве Е. Носова / В. Акаткин // Голоса времени. - Воронеж, 1974. - С. 93-107. (фх. 622622)

4. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - С. 5-10.

1. Организационная часть.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Командир, доложите о явке на урок (доклад командира). Итак, мы начинаем.

2. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.

Как мало знаем мы о той войне…

Сухие цифры подсчитать пытаясь,

Стараемся прощенья попросить

У тех, кто в двадцать лет состарясь,

Ушёл, не оглянувшись на родных,

На братьев и сестёр, жён и детей своих…

Как мало знаем мы о той войне,

Что миллионы жизней унесла не глядя,

Заставив, обезумя, матерей

Носить цветы к могилам сыновей…

Давайте спросим каждый у себя:

Что знаю я о страшной той войне?

(тема высвечивается на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради)

На уроке вы должны:

- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;

-развивать умение самостоятельно работать с текстом.

4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).

Преподаватель: К сегодняшнему уроку (поскольку вы будущие операторы ЭВМ), вы должны были подготовить компьютерные проекты, которые помогут нам представить, что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?

А) ПРОЕКТ №1 (проект обучающегося)

Обучающийся читает стихотворение:

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

- Что в представлении автора проекта война?

- Какие проблемы поднимает автор проекта?

- Какие трудности возникли при создании проекта?

Б) ПРОЕКТ №2 (проект обучающегося)

Преподаватель: В этой работе – фотографии тех лет. Ваши комментарии.

(Ребята высказывают своё мнение по поводу проекта)

Преподаватель: Интересные, достойные работы и главное в них – ваше личное отношение к теме.

Да, тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…

Справку о биографии писателя подготовил обучающийся …

- Что запомнилось из увиденного, услышанного?

- Каким вы представляете себе Е. И. Носова (ребята говорят о писателе как о человеке скромном, интересном и увлекательном рассказчике; обращают внимание на военные фотографии, указывают на автобиографичность произведений).

Преподаватель: К сожалению, 13 июня 2002 года Е. И. Носова не стало, но мы с вами должны гордиться тем, что являемся современниками нашего знаменитого земляка.

Преподаватель: О чём повесть? (ответы ребят)

-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?

Преподаватель: Обратили внимание на то с чего начинается повесть?

(ребята читают эпиграф:

И по всей Руси тогда

редко пахари перекликалися,

но часто граяли враны,

- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?

- Что роднит эти произведения (времена)? (ответы ребят)

Преподаватель: Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…

- Как можно объяснить множественное число в названии повести?

- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6). Ваши комментарии к прочитанному?

- Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(ребята отвечают, пользуясь текстом повести)

- Каково отношение Касьяна к труду?

- Касьянова семья – какова она? (ответы ребят)

- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?

( просмотр эпизода , ответ на поставленный вопрос)

Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста ( работа с текстом )

- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне? (ответы ребят)

- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит? (ответы ребят, работа с текстом).

Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй ( просмотр эпизода ).

5. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект урока

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: эвристическая беседа.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития обучающихся):

1.Совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; развивать навык составления и применения даймонда на уроке литературы; учить представлять на уроке литературы самостоятельно созданные мультимедийные проекты;

- совершенствовать основные общеучебные умения: читать осмысленно, понимать прочитанное; запоминать и воспроизводить устный и письменный текст; монологически высказываться; отвечать на вопросы; выделять главную мысль; формулировать и решать проблему;

2. Способствовать процессу духовного развития через вдумчивое чтение художественного произведения, формировать личностно значимую позицию к проблеме урока.

3. Развивать психологические свойства, такие как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, коммуникативность, воображение, ясность речи.

Методическая цель: применение на уроках литературы мультимедийных продуктов.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные проекты преподавателя и обучающихся на электронных носителях.

1. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. – М., 1985.

2. Носов Е.И. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. В чистом поле: рассказы, повести / Е.И. Носов ; [авт. вступ. ст. и примеч.В.Васильев ; ил. В. Смирнова]. - М.: Советская Россия, 1983. – 509 с. – Содерж.: Усвятские шлемоносцы; И уплывают пароходы, и остаются берега: повести.

3. Акаткин В. Всматриваясь в человека: о творчестве Е. Носова / В. Акаткин // Голоса времени. - Воронеж, 1974. - С. 93-107. (фх. 622622)

4. Баскевич И. Ради жизни на земле: тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Литература в школе. - 1985. - № 1. - С. 5-10.

1. Организационная часть.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Командир, доложите о явке на урок (доклад командира). Итак, мы начинаем.

2. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.

Преподаватель:

Как мало знаем мы о той войне…

Сухие цифры подсчитать пытаясь,

Стараемся прощенья попросить

У тех, кто в двадцать лет состарясь,

Ушёл, не оглянувшись на родных,

На братьев и сестёр, жён и детей своих…

Как мало знаем мы о той войне,

Что миллионы жизней унесла не глядя,

Заставив, обезумя, матерей

Носить цветы к могилам сыновей…

Давайте спросим каждый у себя:

Что знаю я о страшной той войне?

(тема высвечивается на доске, обучающиеся записывают тему урока в тетради)

На уроке вы должны:

- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;

-развивать умение самостоятельно работать с текстом.

4. Основная часть. Открытие нового знания (Осмысление и понимание темы урока).

Преподаватель: К сегодняшнему уроку (поскольку вы будущие операторы ЭВМ), вы должны были подготовить компьютерные проекты, которые помогут нам представить, что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?

А) ПРОЕКТ №1 (проект обучающегося)

Обучающийся читает стихотворение:

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

- Что в представлении автора проекта война?

- Какие проблемы поднимает автор проекта?

- Какие трудности возникли при создании проекта?

Б) ПРОЕКТ №2 (проект обучающегося)

Преподаватель: В этой работе – фотографии тех лет. Ваши комментарии.

(Ребята высказывают своё мнение по поводу проекта)

Преподаватель: Интересные, достойные работы и главное в них – ваше личное отношение к теме.

Да, тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…

Справку о биографии писателя подготовил обучающийся …

Преподаватель:

- Что запомнилось из увиденного, услышанного?

- Каким вы представляете себе Е. И. Носова (ребята говорят о писателе как о человеке скромном, интересном и увлекательном рассказчике; обращают внимание на военные фотографии, указывают на автобиографичность произведений).

Преподаватель: К сожалению, 13 июня 2002 года Е. И. Носова не стало, но мы с вами должны гордиться тем, что являемся современниками нашего знаменитого земляка.

Преподаватель: О чём повесть? (ответы ребят)

-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?

Преподаватель: Обратили внимание на то с чего начинается повесть?

(ребята читают эпиграф:

И по всей Руси тогда

редко пахари перекликалися,

но часто граяли враны,

Преподаватель:

- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?

- Что роднит эти произведения (времена)? (ответы ребят)

Преподаватель: Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…

- Как можно объяснить множественное число в названии повести?

- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6). Ваши комментарии к прочитанному?

- Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(ребята отвечают, пользуясь текстом повести)

- Каково отношение Касьяна к труду?

- Касьянова семья – какова она? (ответы ребят)

- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?

( просмотр эпизода , ответ на поставленный вопрос)

Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста ( работа с текстом )

- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне? (ответы ребят)

- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит? (ответы ребят, работа с текстом).

Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй ( просмотр эпизода ).

5. Домашнее задание.

Презентация

Презентация по широко известной повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы" была подготовлена ученицей 9 класса как дополнительный материал к научному исследованию о стилистических особенностях произведений Е.Носова. материал может быть использован филологами в старших классах на уроках литературы, на факультативах, спецкурсах. Данный материал учит подробному анализу художественного произведения, следовательно, может быть использован и при подготовке к экзаменационному сочинению.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

ЕВГЕНИЙ НОСОВ­ РАЗНОСТОРОННЕ ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. ЕГО ИМЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗОЙ, НО ДОМИНИРУЕТ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ ТЕМА ВОЙНЫ.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Задачи: ­ ознакомиться с биографией писателя; ­ изучить литературоведческие статьи о творчестве Е.Носова; ­ познакомиться с особенностями орнаментальной прозы; ­ проработать лексический материал повести; ­ проанализировав язык и стиль повести, определить их роль в раскрытии идейного содержания произведения. Практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы , а также при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (15 ЯНВАРЯ 1925 ­ 13 ИЮНЯ 2002) РОДОМ ИЗ С.ТОЛМАЧЕВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, АВТОР ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ, ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН КУРСКА.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ У ФОЛЬКЛОРА. (ОТ ЛАТ. ОRNAMENTUM – УКРАШЕНИЕ). ТАКАЯ ПРОЗА ЧАСТО БЕРЁТ СВОИ Стилистика орнаментальной прозы: обращение к простонародной стихии языка словотворчество метафоричность, образность повышенная эмоциональность

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

1. ПРОСТОНАРОДНАЯ РЕЧЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЬ ДИАЛЕКТНУЮ, ПРОСТОНАРОДНУЮ, РАЗГОВОРНУЮ, УСТАРЕВШУЮ, ИСКОННО­РУССКУЮ И СТАРОСЛАВЯНСКУЮ ЛЕКСИКУ. ПО ЛЕВУЮ, ТО ВИДЕЛАСЬ СТОРОНА НЕОБЖИТАЯ (ДИАЛЕКТ), НЕ ВО ВСЯК ДЕНЬ ХОЖЕНАЯ(РАЗГ.) ­ ЗАЛИВНОЕ БУЙНОЕ ЗАЙМИЩЕ (ДИАЛЕКТ), НЕПРОЛАЗНАЯ ПОВИТЕЛЬНАЯ ЧАЩОБА В СЛАДКОМ ДУРМАНЕ КАЛИНЫ, В НЕУЕМНОМ ПТИЧЬЕМ ПОСВИСТЕ И ПОЩЕЛКЕ.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ: АХ ВЫ, СТОЛИКИ МОИ, ВЫ ТЕСОВЕНЬКИЕ! А ЧЕВО Ж ВЫ СТОИТЕ НЕ ЗАСТЕЛЕННЫЕ? А ЧЕВО Ж ВЫ СИДИТЕ, ХЛЕБА­СОЛИ НЕ ЯСТЕ? ТО ЛЬ МЕДОК МОЙ НЕ СКУСЕН, ТО ЛЬ ХОЗЯИН НЕ ВЕСЕЛ? Мифология: Немцы представлялись усвятцам с копытами и в касках с рогами, то есть жутковатыми, чертоподобными существами… Пословицы и поговорки:  От метлы щели нет;  Конец всему делу венец;  Ты только за пирог, а черт на порог.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

НОВОБРАНЦЫ СОБРАЛИСЬ У ДЕДУШКИ СЕЛИВАНА ПОДЕЛИТЬСЯ СОКРОВЕННЫМ, СТАРИК ДОСТАЕТ СВОЮ СТАРУЮ КНИГУ И ОТКРЫВАЕТ МУЖИКАМ ПОДЛИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИХ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН. НИКОЛАЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ “ПОБЕДИТЕЛЕМ”, АЛЕКСЕЙ “ЗАЩИТНИКОМ”, КАСЬЯН “ШЛЕМОНОСЦЕМ”, ТО ЕСТЬ УСВЯТСКИЕ МУЖИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПО ИМЕНАМ СВОИМ ЕЩЕ И РАТНИКАМИ, “ИМЕЮЩИМИ УКАЗАНИЕ К ВОИНСКОМУ ДЕЛУ.

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

Презентация "Усвятские шлемоносцы"

Презентация

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

96/6=16 коробок с печеньем

96/3=32 коробки с зефиром

32/16=2 во столько раз больше коробок с зефиром чем с печеньем

+

теркин — обобщенный персонаж, олицетворяющий солдата с лучшими его качествами. все , которые происходят с ним, вполне могли случиться с любым солдатом на фронте. это герой, искренние любящий свою родину и готовый в любой момент умереть за нее безо всякой показухи и высоких фраз.

Читайте также: