Колокольность в музыке и изобразительном искусстве сообщение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Цель: познакомиться с жизненными прообразами музыки, вдохновляющими художников, писателей, композиторов. Задачи: научиться видеть и понимать, как выражается в музыке и других видах искусства жизнь народа; наблюдать, как взаимодействуют между собой разные виды искусств (музыка и поэзия, музыка и изобразительное искусство).

мы узнаем: что такое колокольность в музыке русских композиторов; научимся: отличать друг от друга характер колокольных звонов; сможем: понимать общие и характерные средства выразительности в живописи и музыке.

Колокольный звон… Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры. Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.

Человека, который отвечает за колокольный звон называют Звонарем

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 778 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.05.2020 956
  • PPTX 2.8 мбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Найда Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 1

988 г. –первые летописные; упоминания о колоколах на Руси XV век - в России появились колокололитейные заводы;
Функции колокольного звона: Собирали народ на вече; Призывали на защиту Отечества; Указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам; Оповещали о пожаре и страшных болезнях; Оповещали о победе воинов; Приветствовал победное возвращение полков с поля брани.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 14

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 15

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 16

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 17

Виды колокольного звона: Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам. Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество. Набат -сигнальный, тревожный звон в один колокол или било, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 18

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 19

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 20

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 21

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 22

Небозвон (Декоративная Москва) А.Лентулов

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 23

Бьют часы на старой башне, Провожают день вчерашний, И звонят колокола. Провожая день вчерашний, Бьют часы на старой башне, Будет, будет даль светла! Бой часов, как ключик золотой, Двери утра весело открой, Окна утра настежь распахни, Сумрак ночи с улиц прогони. Бьют часы на старой башне, То, что ночью было страшно - Светом залито дневным. То, что ночью было страшным - Стало теплым и домашним, Стало милым и смешным.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, слайд 24

Бьют часы на старой башне, В этом мире должен каждый Не спешить, не отставать. В этом мире должен каждый Слушать сильных и отважных, В ногу с временем шагать. Бой часов, как ключик золотой, Двери утра весело открой, Окна утра настежь распахни, Сумрак ночи с улиц прогони. Бьют часы на старой башне, Провожают день вчерашний, И звонят колокола!

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры, показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.

-Познакомить с видами колокольных звонов.

-Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
- Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать;

музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление, фантазию, руку детей в нанесении различных узоров без предварительных набросков.

-Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине и её истории;

способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности, Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Образовательные: способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.

Развивающие: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы; работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

Воспитательные: воспитывать в сознании и душе учащихся чувства патриотизма, гордости и любви к Родине; интерес к музыкальной культуре своего народа; способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Учитель: Ребята, давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения и пожелаем каждому реализоваться в процессе урока.

2.Активизация внимания. Постановка проблемы.

Звучит колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры

У: «Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

- Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)

-Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.

Колокольные звоны плывут над Россией,

Разгоняя все беды, над раздольем летят.

Колокольного звона не сыщешь красивей,

Об истории русской звоны те говорят.

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

- А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)

- Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)

Актуальна ли эта тема в наши дни? (ответы детей)

3. Актуализация знаний.

У: - Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

- Колокольный звон - это новое явление или нет?

- А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет).

Цель урока – знакомство с колокольным звоном как явлением музыкального искусства. (Слайд 3)

4. Постановка задач к уроку

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (исследовать, где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола и его звучанием).

Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, виды колокольного звона, какое место он занимает в русской культуре. (Слайд 4)

5. Совместное открытие новых знаний.

Узнаем, когда же появились первые колокола? Об этом нам расскажет…


Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.

Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. Колокола даже имели имена: Лебедь, Реут, Сысой. (Слайд 5)

-Ребята, а вы знаете о колоколах создано много легенд и сказаний. Послушайте…

Легенда о колоколе

Стихотворение о колокольчике

На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон.

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

Колокола называют русским чудом. Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.

-А кто звонит в колокола? Как называют такого человека? (ответы детей)

Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения. (Слайд 6)

Учитель: Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Вы слышали колокольные звоны? Одинаково ли они звучат?

Колокола звучат по-разному. Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных вида звона.

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. (Слайд 7)

Набат – колокольный звон особого строя, означающий тревогу. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий. (Слайд 9)

У: Прослушайте эти три вида и по характеру звучания определите, какой вид звона звучит. Работа в парах.

Учитель: Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе и в русской классической музыке. Один эпизод из кантаты С.Прокофьева вы уже слышали. В начале 20 века русский композитор С.В.Рахманинов написал сюиту для 2 фортепиано из 4 частей.

Навеяна она ему воспоминаниями детства. Сейчас мы прочитаем воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора. (учебник стр.108). (Слайд 10)

Учитель: а теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты - фантазии С.Рахманинова. Что вам напоминает звучание фортепиано? (колокольный звон). Какой характер музыки? Какие средства музыкальной выразительности помогают раскрыть его? Работа в парах. (ровный, однообразный ритм, медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.) А также многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков. Давайте мы их исполним.

Учитель: на что похожи эти 4 ноты?

Ученик: на слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя.

Учитель: это просто плач, или это тяжёлые слёзы?

Учитель: а вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.

(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева (Слайд 11)

Учитель: а сейчас прослушаем заключительную часть сюиты.

Слушание 4-й части сюиты - фантазии

Ученик: музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.

Контрастны ли эти части? (да) Яркий контраст 3-й и 4-й частей сюиты обусловлен контрастными картинами русской жизни.

- В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов.Как называется такое явление в музыке? Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ. (Слайд 13)

Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)

У: - Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

- Перед вами три репродукции картины известного художника Исаака Левитана. Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (Слайд 14)

- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

- А какую картину можно назвать также 1, 2 или 3?

Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины? Выберите созвучные смыслу картины строки из песни. (работа в парах).

-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)

- Чем похожи эти произведения?

- (Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)

-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)

Учитель: эту песню мы сейчас с вами исполним.

А теперь примите певческую установку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, не поднимая плеч, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?

Ученик: куполом.

Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем исполнении песни.

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

Учитель: Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. В настоящее время к колоколам , как части истории нашей страны, приковано внимание первых лиц нашего государства. Кто нашел интересные факты об этом событии, расскажите.

Сегодня мы с вами приоткрыли заветную дверцу и заглянули в историю, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.

У: - Каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

(Россия - страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

- Зодчими строились храмы с колокольнями.

- Художники писали картины с образом колоколов.

- Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы.

- Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.)

А сейчас вы побудете в роли поэтов. Сочините стихотворение по алгортитму. (Синквейн) (Слайд 16)

Рефлексия: реализованы ли цель и задачи урока, которые вы ставили перед собой?

Закончите предложение. (Слайд 17)

Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.

Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Если вам светло и радостно, позвоните в колокольчик.

Звучат, гудят, поют колокола,

Звоня столетьям, дням и годам!

То - Небо разговаривает и Земля

В мороз и зной - в любую непогоду!

Домашнее задание: найдите в Интернете и выпишите названия песен, в которых говорится о колоколах и колокольном звоне, а также стихотворения о колоколах и колокольном звоне. Приготовьте их для выразительного чтения.

Читайте также: